Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛОЖНЫЙ ПУТЬ ЖИЗНИ, ГРЕХИ И ОШИБКИ



 

 

То, что люди понимают под жизнью, не есть истинная жизнь. То, что люди понимают обыкновенно под своею жизнью, это – мыльный пузырь. Такая жизнь проходит впустую.

 

Жизнь – это то, что исходит из наших мыслей, рождается в нашем сердце. Люди создают себе неверную жизнь, которая уничтожается смертью. Но можно создать жизнь, над которой не властна смерть – истинную жизнь. И единственный путь к бессмертию, это – познание, в чём истинная жизнь.

 

Если тебе стали ясны причины твоих прежних волнений, страданий и страхов, то тебе стал ясен и дальнейший путь жизни.

 

Найди то, что в жизни людей способствует нарождению страстей и желаний и избегая чего человек может достичь полной свободы и совершенства.

 

Разумный избегает развратной жизни, как кучи горячих углей. Кто не может быть вполне целомудрен, пусть хотя бы не грешит с чужими женщинами.

 

Чтобы избегать грехов и побеждать их, прежде всего надо признать то, что корень каждого греха в дурных мыслях.

 

Сам творишь зло – сам и страдаешь; сам бежишь от греховного – сам же очищаешь себя от зла. Сам ты делаешься чистым и нечистым, и никто, кроме тебя, не будет твоим спасителем.

 

Времена меняются, и несчастье настигает иногда человека в то время, когда он меньше всего этого ожидает.

 

Ни на небе, ни на море, ни в глубине гор, нет во всём мире такого места, в котором человек мог бы освободиться от злого дела.

 

Творящий злое благоденствует, пока не созрел плод его злых деяний; но когда созреет этот плод, тогда творящий беззаконие воочию увидит всё своё зло. Злые дни видит добродетельный, – всё ещё не созрели плоды его добрых дел; но блажен он будет, когда дела его принесут добрые плоды.

 

Кто лицемерен, кто, совершив дурное дело, надеется про себя, что никто об этом не узнает, – тот действительно тёмный и низменный человек.

 

Кто, не будучи праведным, старается показаться людям таковым, хочет обмануть этим других – тот злейший вор, тёмный, самый низменный человек.

 

Кто, подделываясь под вид добродетельного, бесстыден, лжив, лицемерен и похотлив, – тот оскверняет истинный путь, – это тёмный, низменный человек.

 

Как трудно очистить мусорную яму, наполнявшуюся годами, так трудно очиститься и тому, кто всего себя напитал грехами.

 

Человек, преданный жадности, грубый и жестокий, – всегда склонен осуждать и порицать других.

 

Легко замечать заблуждения других, но трудно заметить свои; люди любят разбираться в ошибках ближних, но скрывают собственные, как плут старается спрятать фальшивую игральную кость.

 

Кто стыдится непостыдного и не стыдится бесстыдного, тот, следуя ложному разумению, вступает на злой путь погибели.

 

Тот получает наибольшую выгоду, кто даёт другим, и тот теряет больше, кто берёт от других, не давая ничего взамен полученного.

 

Не воруй. Не только не надо воровать или ограблять других, но нужно всеми силами содействовать каждому воспользоваться в полной мере плодами своих трудов.

 

Человек, познавший истинный путь, воздержится от того, чтобы красть где бы то ни было и что бы то ни было, не будет содействовать и другим в этом, не будет соглашаться помогать тем, кто занимается каким бы ни было видом воровства или грабежа.

 

При воздержании от воровства или грабежа во всех видах явной целью должно быть презрение к богатству и убеждение в том, что приобретение собственности является только помехой для того, чтобы жить истинной жизнью.

 

Страсть к собиранию собственности, богатства – вот что порабощает человека. Когда получаете, имейте в сердце своём, что это не ваше, а всех.

 

И потому те, кто следуют по пути истинной жизни, не могут быть богаты, так как скопление богатства в одних руках является неизбежным следствием того, что оно отнято было – или теперь, или раньше – от кого-нибудь другого, и другой был лишаем плода своих трудов.

 

Люди понимают часто, что надо отказаться от накопления богатства исключительно для себя, и трудятся не для себя только, а для блага своей семьи. Но это только первая ступень к истинной жизни. Человеку нужно увидеть себя не только в близких людях семьи своей, но во всех людях.

 

Надо отказываться от плодов своих трудов не только для семьи своей, но и для всех людей. Только тогда человек пойдёт по истинному пути жизни.

 

И если человек пользуется успехом в своих коммерческих делах, если удалось ему скопить много денег, земли, скота, – пусть человек размышляет о том, как он этого достиг. И по размышлении он увидит, каким часто хитрым путём он отнял или уворовал от других то, чем он обладает. Не может содействовать благу то, что отнято у других.

 

Не завидуйте благополучию других, а только радуйтесь этому.

 

Щедрость, любовь, благоволение ко всем – это то для человека, что чека для оси колеса.

 

Тот только может быть истинно почитаем людьми, кто любовен, щедр и готов со всеми поделиться своим.

 

Человек склонен постоянно порицать других; он взирает только на их ошибки, а в это время его собственные страсти разрастаются всё более и более, удаляя его от улучшения.

 

Никогда не было, никогда не будет и нет никого, кого бы постоянно порицали, как нет и того, кто всегда был бы хвалим. И теперь и прежде высмеивают того, кто сидит в молчании, высмеивают и того, кто много говорит, и того, кто говорит мало, – нет никого на земле, кто бы не был порицаем.

 

Не пей хмельного. Самое драгоценное в человеке – это разум. Его всячески надо беречь, сохранять в чистоте. Всякие хмельные напитки затемняют разум, делают разумного человека безумным. А когда разум затемнён, человек лишается возможности отличить истину от ложного, сбивается с истинного пути и готов совершить всякую ошибку, всякое преступление.

 

Не предавайтесь питью хмельных напитков, не поощряйте и не одобряйте в этом других, зная, что пьянство ведёт к безумию. Опьянённый делает много греховного и склоняет к пьянству других. Избегайте этого безумия, приятного только глупцам.

 

Не скоромная пища оскверняет человека, а оскверняют его плотские наслаждения, жажда сладостей жизни, жестокость и грубость, клевета и предательство, безжалостность и надменность, лишение людей помощи, гордыня, лесть, зависть и высокомерие, злоба и двуличие – вот что оскверняет человека.

 

Не думайте, что вы можете очиститься в жизни, достичь совершенства, ходя голыми, брея голову или живя в грязи. Не чистотой тела, не постом или рыбной пищей, не приношением жертв или исполнением обрядов можно достигнуть истинной жизни. Истинная жизнь достигается познанием и исполнением Вечного Закона.

 

Только тот идёт истинным, верным путём, кто не враждует ни с кем не только на словах, но и в мыслях своих, кто забывает обман и обиды, кто не потребляет хмельных напитков, кто с отвращением смотрит на насилие и притеснения и не участвует в них. Только тот, кто бережёт своё познание истинной жизни, – только тот войдёт в вечную жизнь.

 

Глава Пятая

ДОБРО И ЗЛО

 

 

Кто мудро смотрит на вещи, тот испытывает отвращение ко злу. Вот путь к очищению.

 

Наша жизнь – следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброю мыслью, радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая. Если человек говорит или действует с злою мыслью, страдание неотступно следует за ним, как колесо за пятою вола, влекущего повозку.

 

Лживый, дурной человек, преступивший закон, думает беззаботно, что со смертью вполне уже кончится его жизнь; такой человек способен склоняться ко всему злому.

 

Доброму человеку легко творить добро, но трудно злому. Злому человеку легко творить зло, но трудно доброму.

 

Тот, чья злоба не имеет границ, – тот, кто обвит ею, как повиликой, скоро приведёт сам себя туда, куда хотел бы втолкнуть его только злейший враг.

 

Кто обижает беззащитного, чистого, безгрешного человека – тот, безумец, сеет зло на свою же голову.

 

Хорошо платить добром за добро, но гораздо благороднее платить добром за зло.

 

Пусть человек не думает небрежно о добре, говоря в сердце своём: оно ведь не приблизится ко мне. Капля за каплей наполняет сосуд, – мудрый, даже помалу творя добро, весь наполняется добром.

 

Пусть человек не думает легкомысленно о зле, говоря в сердце своём: оно ведь не коснётся меня. Малыми каплями наполняется водный сосуд, весь наполняется злом безумец, мало-помалу творя злое.

 

Как ржавчина мало-помалу вконец разъедает железо, так и злые дела приводят к дурному концу.

 

Легко совершаются дурные дела – дела, несущие нам самим несчастье; но то, что благотворно и хорошо для нас, делается только с трудом и усилием.

 

Тот, кто свои прежние злые дела покрыл впоследствии добрыми, светит в этом мрачном мире подобно месяцу в облачной ночи.

 

Человек постоянно склонен порицать других: он смотрит только на их ошибки, видит лишь их заблуждения, а в это время собственные страсти всё более заполняют его, устраняя от совершенства.

 

Если и может человек достичь добродетели, совершенства, если и может он пользоваться высшим счастьем, то только тогда, когда он отрешится от праздных, пустых речей и жалоб, от лицемерия и похотливости, от высокомерия и зависти; когда он будет радоваться только тому, что говорит ему разум, когда он будет свободен от похотей.

 

Блюди себя в мыслях, блюди в слове, охраняй от всего дурного свои действия. Соблюдая чистоту этих трёх путей, ты вступишь на путь, начертанный мудрым.

 

Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные – просто держат вожжи.

 

Побеждай гнев кротостью, зло добром, скупого щедростью, лгуна правдой.

 

Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».

 

Кто охвачен низменной жаждой телесных наслаждений – этой жаждой полной отравы, вокруг того обовьются страдания, подобно вьющейся повилике. Кто же побеждает эту жажду, от того отпадают все страдания, как с листа лотоса скатываются дождевые капли.

 

Если даже человек сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нём свои намерения. Накопление зла – горестно.

 

Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова; пусть строит на нём свои намерения. Накопление добра – радостно.

 

Пусть избегает он зла, как купец без спутников, но с большим богатством, избегает опасной дороги, как желающий жить – яда.

 

Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.

 

Даже злой видит счастье, пока зло не созрело. Но когда зло созреет, тогда злой видит зло. Даже благой видит зло, пока благо не созрело. Но когда благо созреет, тогда благой видит благо.

 

Тот, чьи злые дела покрываются добрыми, освещает этот мир, как месяц, выходящий из-за туч.

 

Творящий злое благоденствует, пока не созрел плод его злых деяний; но когда вызреет этот плод, тогда въявь увидит всё зло творящий беззаконие.

 

Злые дни видит добродетельный, – всё ещё не созрели плоды его добрых дел; но блажен он будет, когда дела его принесут добрые плоды.

 

Не думай легкомысленно о зле: «Оно не придёт ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его. Пусть человек не думает небрежно о добре, говоря в сердце своём: нет во мне сил воспринять добро. Как капля за каплей вода наполняет сосуд, так и, мало-помалу творя доброе, весь наполняется добром человек, стремящийся к благу.

 

Если человек говорит или делает что-то со злым умыслом, боль следует за ним, как колесо следует по пятам того, кто везёт коляску. Но если человек говорит или делает что-нибудь с чистыми побуждениями, счастье следует за ним, как тень, которая никогда его не оставляет.

 

Пока зло не созреет, глупец считает его подобным мёду. Когда же зло созреет, тогда глупец предаётся горю.

 

Не киснет свеженацеженное молоко, не даёт немедленно плода злое дело, но, как огонь, зарытый в тепле, оно исподволь жжёт и мучит безумца.

 

Подобно тому как звук принадлежит барабану, а тень – веществу, так несчастье будет уделом того, кто творит зло.

 

Знай это, о, человек! Злые дела не имеют границ. И как бы скаредность и отсутствие принципов не сделали тебя надолго подвластным злу.

 

В этом мире сетует злочинец и в ином – сетует. В обоих мирах он сетует. Он сетует, он страдает, видя зло своих дел. Творящий добро в этом мире радуется и в ином – радуется. В обоих мирах радуется он. Он радуется не нарадуется, видя непорочность своих дел.

 

В этом мире страдает он и в ином – страдает, в обоих мирах злочинец страдает. «Зло сделано мной», – страдает он. Ещё больше страдает он, оказавшись в беде. В этом мире ликует он и в ином – ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. «Добро сделано мной! » – ликует он. Ещё больше ликует он, достигнув счастья.

 

У того, чья мысль нестойка, кто не знает истинного учения, чья вера колеблется, – мудрость не становится совершенной.

 

Скрывайте добрые поступки ваши и показывайте свои недостатки: любите других людей, любите всех.

 

Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве – стрелу, выпущенную из лука.

 

Это правда, я отвергаю действия, но только те действия, которые ведут к злу в мыслях, словах и делах. Это правда, я проповедую уничтожение, но только уничтожение гордыни, страсти, дурных мыслей и невежества, но не уничтожение прощения, любви, милости и истины.

 

Зло, совершённое самим человеком, саморождённое, самовоспитанное, разбивает безумца, как алмаз разрезает даже драгоценный камень.

 

Сам творишь злое – сам страдаешь; сам бежишь от греховного – сам же очищаешь себя от зла. Сам ты делаешь себя чистым и нечистым, и никто иной не будет твоим спасителем.

 

Пусть человек не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав своё благо, пусть он будет привержен высшему благу.

 

Человек, знающий, в чём добродетель, и сомневающийся в истинности своего знания, подобен человеку, идущему по трудной дороге и сомневающемуся в том, может ли он продолжать свой путь. Потому что он сомневается, он не может итти по пути добродетели.

 

Пока мы живём в мире, будут сомнения, но всё-таки мы должны стремиться итти по пути добродетели, как человек, который видит на своём пути тропинку над пропастью и идёт только по ней.

 

Только тогда достигнете вы блага, когда будете прилепляться к доброму, разумному, когда будете итти по пути истинной жизни, когда будете близки к смыслу учения.

 

Не думайте, что благо ваше может прийти извне. Благо ваше внутри вас и зависит только от вас. Не рождаются волны в глубине моря, там всё в покое, – не допускайте и вы в себе волн внешнего мира, не стремитесь ни к чему внешнему – и вы будете обладать благом.

 

Только трудом живёт мир, только трудом живут люди, и самый благородный труд, ведущий человека к совершенству, это – работа над собой, чтобы быть терпеливым, смиренным, покорным, познав смысл жизни.

 

Самая важная работа должна быть не над тем, чтобы производить что-нибудь, собирать, накоплять, а самая важная работа – над собой: укрепить в себе разум, просветить его, потушить свои страсти. В этом истинное благо, хлеб жизни.

 

Я и пашу, и сею, и питаюсь от трудов своих. Семена мои – это вера, дождь – покаяние, разумение – мой плуг, смирение – дышло, а глубокое размышление – сошник. Я ращу свой разум в теле, осторожен в словах, умерен в пище, мало у меня забот. Я познал истину и ею выпалываю плевелы жизни. Я живу любовью, и она избавляет меня от смерти. И когда вспахана моя пашня, она приносит плоды бессмертия.

 

Как верно то, что камень, брошенный кверху, не остаётся там, но возвращается на землю, так же верно и то, что, смотря по добрым или злым делам твоим, будет отмерено тебе исполнение желаний твоего сердца, в каком бы виде и в какой бы мир ты ни вступил.

 

В этом мире ликует он и в ином ликует, в обоих мирах ликует творящий добро. «Добро сделано мной! » – ликует он. Ещё больше ликует он, достигнув безмятежности.

 

Глава Шестая


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь