Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСУЖДЕНИЕ, СОСТРАДАНИЕ И ЛЮБОВЬ



 

 

И теперь и прежде высмеивают того, кто молчит, и того, кто много говорит, и того, кто говорит мало, – нет никого на земле, кого бы не осуждали. Никогда не было, никогда не будет и нет никого, кого бы постоянно порицали, как нет и того, кого всегда бы хвалили.

 

Осуждают того, кто молчит; осуждают того, кто много говорит; осуждают и того, кто мало говорит. Нет того человека, которого бы не осуждали. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы.

 

Легко замечать заблуждения других, но трудно заметить свои; любят люди разбираться в ошибках ближних, но скрывают свои, как вор старается спрятать свою отмычку.

 

У того, кто почтителен и всегда уважает старших, возрастают четыре добродетели: жизнь, красота, счастье, сила.

 

Есть ещё ум в глупце, сознающем свою глупость; но тот неразумен, кто твёрдо уверен в своей мудрости, – тот уже истинно безумец.

 

Человек склонен постоянно порицать других: он взирает только на их ошибки, но его собственные страсти разрастаются всё более и более, удаляя его от улучшения.

 

Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.

 

Человек любит осуждать других; он смотрит только на ошибки людей, а его собственные страсти разрастаются всё более и более, удаляя его от совершенства.

 

У того, кто высматривает чужие грехи и постоянно раздражён, увеличиваются желания; он далёк от уничтожения желаний.

 

Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим.

 

Ярость побеждай любовью, добром отвечай на зло; побеждай скупость щедростью, речи лжеца – словом правды.

 

«Другие люди таковы же, как и я; какие они, таков и я». Поймите, узрите себя в других и других в себе, и вы не станете убивать или поощрять к убийству.

 

Милосердием и кротостью ты обезоружишь всякого врага. От недостатка дров потухает всякий огонь. Милосердие и кротость уничтожают насилие.

 

Как мать неусыпно бережёт своё дитя и готова жертвовать для него своей жизнью, так и вы относитесь с любовью ко всем существам в мире. Воспитав в себе эту любовь, вы станете на самый лучший, истинный путь жизни.

 

Покорность и терпение наиболее сильные добродетели, и жизнь человеческая является делом души каждого.

 

Не убивайте и не причиняйте смерти живым существам. Не одобряйте тех, кто совершает убийство, защищайте всех от вреда: и слабых и сильных.

 

Всё живое страшится страдания, всё живое дорожит жизнью; узри самого себя во всяком живом существе – не убивай и не причиняй смерти.

 

Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому.

 

Пусть будут счастливы все живые существа: и слабые и сильные, и видимые и невидимые, и родившиеся и находящиеся ещё в утробе.

 

Кто добрый человек? Добр только религиозный человек. Что такое доброта? Прежде всего и главнее всего это – согласие воли с совестью и разумом.

 

Плох тот человек, кто делает что-нибудь посредством насилия. Только тот, кто различает оба пути – правды и неправды, кто поучает других и руководит ими не насилием, но высшим законом и справедливостью, кто верен правде и разуму – тот только назовётся истинно праведным.

 

Наполняйте мир дружелюбием: пусть все создания – слабые и сильные не видят от вас ничего, что причинило бы им вред, и они познают путь к миру.

 

Любите врагов своих, потому что враги ваши – благодетели, если вы полюбите их: они помогут вам достигнуть совершенства.

 

Без любви нет жизни в этом мире.

 

Пусть жизнь твоя будет исполнена любви, поступки твои приветными, тогда в полноте своей радости ты получишь конец печали.

 

Глава Десятая

МЫСЛЬ

 

 

Размышление – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти. Бодрствующие и пребывающие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведущие подобны мёртвым.

 

Чудеса ни в чём не могут убедить человека, у которого есть могущественное орудие для познания жизни – разум.

 

Рассуждать можно только о том, что может охватить наш разум; только разумом можем мы познавать нашу жизнь, а о тех вопросах, которые не может обсуждать разум, надо молчать.

 

Станет ли раненный отравленной стрелой прежде, чем позволить лечить себя, расспрашивать, из какого сословия врач, кто он такой и прочая? Станет ли он прежде, чем начать лечиться, узнавать, кто был ранивший его человек, каково то орудие, из которого он стрелял, как натянута была тетива и прочая? Поэтому пусть останется не открытым то, что не открыто нашим разумом, и открытым то, что доступно постижению разума. Надо жить и делать дело жизни.

 

Пробуждай сам себя, – тогда, защищённый собою и бодро внемлющий, ты будешь неизменно счастлив.

 

Как рыба, вырванная из своей стихии и брошенная на сушу, дрожит мысль ослеплённого: лишь бы вырваться из-под власти духа Тьмы.

 

У того, чья мысль неустойчива, кто не ведает истинной мудрости, чья вера нестойка, добродетель не бывает совершенной.

 

Вдаль несутся бестелесные помыслы, тихо крадутся они, глубоко сокровенные; кто подчинит их себе, кто обуздает их, тот освободится от их соблазна.

 

Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.

 

Всё, что мы есть, – это результат того, о чём мы думаем, что основано на наших мыслях, сделано из наших мыслей.

 

Чтобы избегать грехов и побеждать их, прежде всего надо признать то, что корень каждого греха – в дурных мыслях. Мы все – только последствия того, что мы думаем.

 

Наша жизнь – следствие наших мыслей; она исходит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злою мыслью, – страдание неотступно следует за ним, как колесо за ногами вола, влекущего повозку.

 

Наша жизнь – следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброю мыслью, – радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая.

 

Обуздай мысль и направь её куда следует.

 

Пусть мудрец стережёт свою мысль, трудно постижимую, крайне изощрённую, спотыкающуюся где попало. Стережёная мысль приводит к счастью.

 

Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, – благо. Обузданная мысль приводит к счастью.

 

Как стрелок выпрямляет стрелу, так выпрямляет мудрец свою неустойчивую и колеблющуюся мысль, строптивую и непокорную.

 

В непорочной мысли, в невсполошённой мысли, отказавшейся от добра и зла, в бодрствующей нет страха.

 

Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать ещё лучшее.

 

Истинно: из размышления рождается мудрость; из отсутствия размышления – уничтожение мудрости. Зная этот двойной путь к жизни и к уничтожению жизни, сделай так, чтобы мудрость увеличивалась.

 

Не следуй тщеславию, не гонись за наслаждением любви и чувственности! Глубокую радость обретает тот, кто склонен к углублению и размышлению.

 

Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение. Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в хорошо развитый ум не просачивается вожделение.

 

Как дождь неудержимо проникает в плохо прикрытое здание, так и страсти легко проникают в сердце, не защищённое размышлением.

 

Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать ещё худшее.

 

Те, которые смирят свою мысль, блуждающую вдалеке, бредущую в одиночку, бестелесную, скрытую в сердце, освободятся от духа Тьмы.

 

Глава Одиннадцатая

СЕРЬЁЗНОСТЬ

 

 

Безумцы, люди ложной мудрости, следуют тщеславию. Серьёзно настроенный человек хранит свою серьёзность как лучшую свою драгоценность.

 

Невежды, глупые люди привержены к легкомыслию. Мудрец же хранит серьёзность, как драгоценное сокровище.

 

Серьёзность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам. Отчётливо понимая это, мудрые – серьёзны. В серьёзности они черпают радость. На ниве благородных радуются они.

 

Пробуждением себя, серьёзностью, самоограничением и самообладанием мудрый человек может сделать для себя остров, который никакой поток не затопит.

 

Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, ибо лишь серьёзный и вдумчивый достигает великого счастья.

 

Одна строфа, услышав которую вновь становишься спокойным, лучше, чем декламация сотни стихов, составленных из пустых и напрасных слов.

 

Закон глубок, трудно узнать и поверить в него. Он очень высок и может быть понят только посредством глубокого размышления.

 

Закон прекрасен, он наполняет сердце радостью.

 

Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые достигают безмятежности, свободной от привязанностей и несравненной.

 

Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком.

 

Если серьёзно настроенный человек пробуждён, если он не забывчив, если его дела чисты, если он действует осмотрительно, если он ограничивает себя и живёт согласно закону, его слава будет расти.

 

У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно, ограничивающего себя, серьёзного, у того, чьи дела чисты и кто живёт следуя мудрости и добродетели, – у того возрастает слава.

 

Люди дают в согласии со своей верой и столько, сколько они считают нужным. А кто завидует еде и питью, полученным другими, тот ни днём ни ночью не может достичь сосредоточенности. У кого же зависть уничтожена, с корнем вырвана, устранена, тот и днём и ночью может достичь сосредоточенности.

 

Размышляй и не будь легкомыслен! Не давай мысли вращаться в потоках чувственных удовольствий, чтобы тебе, беспечному, не пришлось глотать железный шар и, горя в огне, кричать: «Вот страдание! »

 

Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышление и знание, тот, действительно, близок к безмятежности.

 

Пусть он будет благосклонен в жизни и праведен в поведении. Тогда, исполненный радости, он положит конец страданию.

 

И один день жизни человека, познавшего путь бессмертия, ценнее сотен лет, прожитых в неведении того, что возможно освобождение. И один день жизни человека, постигшего истинную цель жизни, лучше сотен лет жизни, далёкой от познания истины.

 

Кто, прежде будучи легкомысленным, потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков.

 

Когда мудрый серьёзностью прогонит легкомыслие, он, беспечальный, подымаясь на вершины мудрости, смотрит на больное печалью человечество, как стоящий на горе на стоящего на равнине, как мудрый на глупого.

 

Серьёзный среди легкомысленных, многободрствующий среди спящих, мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу.

 

Не следуй дурным вкусам и заблуждению! Не живи легкомысленно! Избегай ложных взглядов! Не удлиняй цепь своих существований!

 

Мудрец, находящий удовлетворение в серьёзности или со страхом взирающий на легкомыслие, пролагает путь, как огонь, пожирающий узы, большие или малые.

 

Мудрец, находящий удовлетворение в серьёзности или со страхом взирающий на легкомыслие, неспособен к падению: ведь он близок к безмятежности.

 

Глава Двенадцатая


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь