Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МИР ИЛЛЮЗИЙ И ПОГОНЯ ЗА УДОВОЛЬСТВИЯМИ
Слеп этот мир. Немногие в нём видят ясно. Подобно птице, освобождённой из сети, лишь немногие попадают на небеса.
Всё здесь – только боль и страдания, но всё здесь призрачно.
Взгляни на небо и на землю и подумай: всё это преходяще. И горы, и реки, и различные формы жизни, и то, что создаёт природа, всё это преходяще. Как только ты достигнешь этого состояния души, тотчас явится просветление.
Взгляни на эту разодетую тень, хилую, одержимую желаниями! Нет в ней силы, не может она защищаться; истощено это тело, слабое и немощное, будто готово оно рассыпаться на куски, жизнь в нём уже переходит в смерть. Голый череп похож на тыкву, сорванную осенью. Можно ли радоваться, можно ли ещё веселиться?
Увы! мир этот связан со смертью и разрушением, мудрые, познавшие начала этого мира, не горюют.
Идите, смотрите на сей мир, подобный пёстрой царской колеснице! Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности.
Мир подобен лотерее, в которой несколько выигрышных билетов на бесчисленное множество бланковых. Мы сразу можем видеть истину этого, если представим, что богатый человек закупит все возможные билеты, дабы получить выигрышные – он наверное разорится. И жизнь везде есть банкротство. Она похожа на такое предприятие, которое не окупает своих расходов.
Жизнь подобна проигранной игре, в которой награда – это только приманка для легкомысленного. Те, кто выиграли сначала, потеряют потом больше, чем те, которые испугаются при проигрыше в самом начале.
Миг удовольствия краток, как вспышка молнии, − так к чему же жаждать удовольствий?
Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел – ложные намерения. Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут сути, ибо их удел – истинные намерения.
Встаньте, проснитесь, что вы дремлете? Какой сон может быть у больных, отравленных ядом страдания, обуреваемых тоской?!
Встаньте, пробудитесь! Учитесь жизни, ведущей в вечность, бодрствуйте, чтобы смерть, воспользовавшись вашей беспечностью и обольстив вас, не подчинила себе.
Победите свои желания, не упускайте решительной минуты жизни. Помните, что тот, кто упустит эту минуту, навсегда обрекает себя на погибель.
Только постоянной бдительностью, постоянным размышлением удалите вы из себя отравленную ядом страдания стрелу, которою пронзено ваше сердце.
Тот только может быть назван блаженным, кто разгадал эту жизнь погибели, кто освободил себя от страстей и грехов, кто ничем не пятнает себя, – только тот не знает ни рождения, ни смерти.
Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жаждет наслаждений, тот всё растит свои похоти и сам заковывает себя в цепи.
Самим сделано зло, саморождённое, самовозникшее. Оно побеждает глупца, как алмаз – драгоценный камень.
Люди, влекомые похотью, мечутся подобно зайцу, попавшему в западню; навсегда увязшие в путах жажды, они вновь подпадают страданию на долгие времена.
Сам совершаешь грех, сам замышляешь зло, сам убегаешь от греха, сам очищаешь помыслы, сам собой ты зол или чист, другому не спасти тебя.
Мудрые не говорят: «Крепки эти путы, сделанные из железа». Ведь страстная-страстная привязанность к женщинам, детям и драгоценным безделушкам – крепче.
Мудрые говорят: «Крепки эти путы, тянущие вниз, коварные, из которых трудно освободиться». Разрубив их, они странствуют, отказавшись от страсти и удовольствия, без желаний.
«Здесь я буду жить во время дождей, здесь – зимой и летом», – так рассуждает глупец. Он не думает об опасности. Такого человека, помешавшегося на детях и скоте, исполненного желаний, похищает смерть, как наводнение – спящую деревню.
«Мне принадлежат эти сыновья, мне принадлежат эти богатства», – вот мысли безумца. Как могут сыновья и богатства принадлежать ему, когда он сам не принадлежит себе?
Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам, – пусть даже самое малое, – до тех пор его ум на привязи подобно телёнку, сосущему молоко у матери. Вырви своё желание, как вырывают рукой осенний лотос. Следуй по пути спокойствия к безмятежности.
Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в душу человека.
Берегись глядеть на женщин. Если ты видишь женщину, то гляди на неё так, как будто ты её не видел, будто ты не видишь в ней женщины. Если ты должен говорить с женщиной, то говори с чистым сердцем и чистыми помыслами. Если женщина стара, – гляди на неё, как на мать; если она молода, то – как на сестру, а если совсем молода, то – как на дочь.
Не прелюбодействуй. Половая жизнь тем не хороша, что служит источником сильных привязанностей, а потому есть для нас источник страданий и расстройства истинной жизни. Хотя цель женитьбы, казалось бы, только сохранение и продолжение рода, но на самом деле люди создают себе из этого изощрённые наслаждения и тем самым губят свою истинную жизнь.
Мудрый должен избегать половой нечистоты, как избегает человек лечь на груду раскалённых углей. Если человек не может соблюдать полную девственность, то пусть довольствуется одной своей женой и не совершает прелюбодеяния.
Беспечный человек, желающий чужую жену, получит четыре вещи: достижение бесчестья, нарушенный покой, осуждение и, в конце концов, преисподнюю.
И достиженье бесчестья, и плохая судьба у него; и кратковременна любовь испуганного с испуганной, и царь налагает тяжёлое наказание. Поэтому пусть человек не ищет связи с чужой женой.
Для того, кто предан похоти, тщетны все поучения.
Пока ты не уничтожил до самого корня похотливую привязанность свою к женщине, до тех пор дух твой будет привязан к земному, как сосущий телец привязан к своей матери.
Тот может быть назван мудрым и счастливым, кто с ранней юности своей сохранил себя в целомудрии.
Человек, преступивший закон, думает что со смертью вполне уже кончится его жизнь; такой человек способен склоняться ко всему злому.
Кто говорит ложь, а также тот, кто, сделав, говорит: «Я не делал», – попадают в преисподнюю. Ведь и тот и другой после смерти равны; люди низких деяний равны в том мире.
Лучше проглотить раскалённый железный шар, подобный огненному пламени, чем нечестивому и невоздержному воспользоваться благотворительностью страны.
Богатства убивают глупого, а не тех, кто ищет другого берега. Желая богатства, глупый убивает себя, как других.
Кто не встаёт, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, – тот, беспечный и ленивый, не найдёт пути к мудрости.
Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то, что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предаётся пьянству – подрывает себе корень здесь, в этом мире.
Кто губит живые существа, говорит ложь, завладевает чужим добром, увлекает чужую жену и кто в жажде опьянения предаётся питью хмельных напитков, тот уже в следующем мире подкапывается под свой собственный корень.
О, человек, познай, что погибель готовит себе непобедивший себя: блюди себя, чтобы корысть и тщеславие не вовлекли тебя в печаль на долгие времена.
И большое и малое даяние получают нищенствующие; кто сокрушается о лучшей пище и питье, полученных другим, тот не найдёт себе покоя ни днём, ни ночью.
В ком угасла всякая зависть, в ком вырвана она с корнем, тот наслаждается в покое день и ночь.
Если кто лентяй, обжора и соня, если кто, лёжа, вертится, как большой боров, накормленный зерном, – тот, глупый, рождается снова и снова.
Того, кто живёт в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного, – именно его сокрушает дух Тьмы, как вихрь – бессильное дерево.
Того, кто живёт без созерцания удовольствий, сдержанного в своих чувствах, и умеренного в еде, полного веры и решительности, – именно его не может сокрушить дух Тьмы, как вихрь не может сокрушить каменную гору.
Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха.
Отдаваясь грубому наслаждению и плотскому счастью, люди снова и снова подвергают себя рождению и смерти.
Оставив путь неправедный, пусть умный следует стезёй добродетели. Уйдя из дома в бездомность, в одиночестве – как бы ни казалось это малоподходящим для радости – пусть ищет он удовлетворения. Отказавшись от желаний, избавившись от собственности, пусть умный очистит от скверны свой ум.
Скверну составляют пять зол: страсть, гнев, невежество, высокомерие и гордыня.
Кто стыдится непостыдного и не стыдится бесстыдного, тот, следуя ложному мнению, вступает на злой путь погибели.
Кто боится нестрашного и не содрогается перед действительно страшным, тот, следуя ложному мнению, вступает на злой путь погибели.
Не думай легкомысленно о зле: «Оно не придёт ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу творя его.
Кажется, что бесстыдному человеку, хвастуну, хитрецу, хулителю, дерзкому и бездельнику живётся легко; что тяжела жизнь того смертного, который непрестанно стремится к непорочному, всегда кроток, разумен, бескорыстен; но это только кажется. Первый всегда тревожен, второй всегда спокоен.
Всё растёт жажда безумца, всё тянется она подобно ползучей траве; она переходит от жизни к жизни, как обезьяна, ищущая в лесу плодов, прыгает с дерева на дерево.
Кто охвачен низменной жаждой телесных наслаждений, этой жаждой, полной отравы, вокруг того обовьются страдания, подобно беглой, вьющейся повилике.
Кто побеждает жажду телесных наслаждений, эту жажду, победимую в мире, от того отпадают все страдания, как с листка лотоса скатываются дождевые капли.
Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его окраски и запаха, так же пусть мудрец поступает в мире. Человека же, срывающего цветы, чей ум в шорах, ненасытного в чувственных утехах, смерть делает подвластным себе.
Длинна ночь для бодрствующего, длинна дорога для уставшего, длинно блуждание по обманчивому миру для глупцов, не знающих истинной мудрости.
Горе неведающему и слабому творению, разум которого опьянён гордостью молодости и не видит старости! Скорей поворачивай колесницу, я хочу вернуться. Что мне до забав и удовольствий, когда я – будущее жилище старости!
Есть ещё ум в глупце, сознающем свою глупость; но, наверное, нет ума в том, кто твёрдо уверен в своей мудрости.
Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в неё проникнуть, не найдётся такого места на земле, где бы живущего не победила смерть.
Как пастух палкой гонит коров на пастбище, так старость и смерть гонят жизнь живых существ.
Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?
Ни сын, ни отец, ни родные и близкие – никто не поможет нам, когда поразит нас смерть; благой и мудрый, ясно сознавши смысл сего, быстро расчистит путь, ведущий к успокоению.
Трудно оставить мирской уклад, трудно радоваться; трудна и несчастна жизнь в доме, трудно жить с иными, чем ты. Несчастье преследует странника. Поэтому не будь странником и пусть несчастье не преследует тебя.
Умерщвлять свою плоть излишне, нужнее всего очищение души от дурных помыслов. Истинное же освобождение – только в любви. Только человек, заменивший любовью свои похотливые желания, порывает цепи невежества, страстей и избавляется от страдания и смерти.
Добродетель приятна вплоть до старости; приятна стойкая вера; приятно достиженье мудрости; приятно воздержание от зла.
Приятно материнство в этом мире; отцовство также приятно; приятно отшельничество в этом мире; но всего приятнее знание истины.
Те, которые снова и снова возвращаются в мир через рождение и смерть, тем или иным образом стремясь к существованию, пребывают в состоянии неведения. Мудрые не стремятся к новым воплощениям.
Мы все – только следствие того, что мы думаем, результат своих мыслей.
Как рассуждает разумный человек, если ему приходится испытывать наслаждение? «Где коренится источник этого наслаждения? – спросит он. – Источник коренится в моём теле. Но это моё тело непостоянно, оно создано, оно вызвано в мир какими-то причинами и разрушится. Каким же образом может быть постоянным то наслаждение, причина которого находится в непостоянном, разрушающемся? А если так, то нечего и ценить такое наслаждение, надо отрешаться от него, стремясь к постоянному, вечному».
Тот вошёл в вечную жизнь, в ком нет похотей, в ком угасли желания, кто победил всякое сомнение.
Как пламя, задутое ветром, не существует больше, точно так же для мудрого человека не существует та временная жизнь, связь с которой он порвал, затушив свои страсти.
Те, чей ум должным образом опирается на начала просветления, кто отказался от привязанностей, радуются освобождению; кто уничтожил желания, теперь полны блеска, уже и в этом мире они достигли безмятежности.
Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти.
Глава Седьмая ДЕЯНИЯ И ТРУД
Сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить.
Плохие и вредные для себя дела – делать легко. То же, что хорошо и полезно, – делать в высшей степени трудно.
Легко совершаются дурные дела, – дела, несущие нам самим несчастья; то же, что благотворно и хорошо для нас, делается только с трудом и усилием.
Легко живётся бесстыдному человеку, хвастуну, хитрецу, хулителю, дерзкому и бездельнику; но тяжела жизнь того смертного, который непрестанно стремится к непорочному, всегда кроток, разумен, бескорыстен.
Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.
Пусть человек не думает легкомысленно о зле, говоря в сердце своём: оно ведь не коснётся меня. Малыми каплями наполняется водный сосуд: весь наполняется злом безумец, мало-помалу творя злое. Не думай легкомысленно о добре: «Оно не придёт ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Умный наполняется добром, даже понемногу накапливая его.
Пусть он спешит совершить благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие во зле.
Как из вороха цветов можно сделать много венков, так и смертный, когда он родится, может совершить много добрых дел.
Наши деяния не потеряны; они несомненно вернутся, и родивший их встретит их; безумный, творящий грех, испытает в другом мире скорбь в себе самом.
Родственники, друзья и доброжелатели радуются, приветствуя человека, долго отсутствовавшего и пришедшего издалека невредимым. Добрые дела встречают добродетельного человека, ушедшего из этого мира в другой, как родственники – своего близкого при его возвращении.
Даже и тот, кто совершил немного добра, находит в этом мире и в другом счастье и большую пользу, как семя, пустившее крепкие корни. Совершивший зло не может освободиться от него; он мог это сделать давным-давно, он мог бы это сделать в одиночестве, но он не может его выбросить, и, когда оно созрело, он не может от него освободиться.
Как не сразу свёртывается молоко, так содеянное злое дело не сразу приносит плоды; тлея подобно огню, покрытому пеплом, оно следует за этим глупцом.
Добро легко сделать тому, кто добр, но трудно тому, кто плох; зло легко сделать тому, кто плох, но трудно тому, кто праведен.
Правила обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень.
Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер – с серебра.
Писание загрязняется, если его не повторять: дома загрязняются, если за ними не следить; красота загрязняется леностью; легкомыслие у бдительного – грязь.
Плохое поведение женщины – грязь; скаредность дающего – грязь; и в этом и в том мире злые дела – грязны. Но грязнее всего грязь невежества, она – худшая грязь; избавившись от этой грязи, будьте свободны от грязи вообще!
Кто безупречен в поведении, мудр, исполнен знания и добродетели, того, наблюдая его день за днём, восхваляют мудрые.
Прекрасен запах сандалового дерева, и аромат розы, и лотоса, и жасмина, но среди всех ароматов аромат благих дел – непревзойдённейший.
Слаб аромат, испускаемый тагарой и сандаловым деревом, но нет аромата сильнее, чем аромат благих дел, веющий среди богов.
Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков.
Пусть злые дела будут покрыты добрыми; тот, кто был безрассуден и делается разумным, засветит миру, подобно луне, когда она появится из облаков.
Нехорошо сделано то дело, совершив которое раскаиваются, чей плод принимают с заплаканным лицом, рыдая. Но хорошо сделано то дело, сделав которое не раскаиваются, чей плод принимают радостно и удовлетворённо.
Что-либо сделанное небрежно, попранный долг, сомнительное благочестье – всё это не приносит большого вознаграждения.
Несделанное лучше плохо сделанного; ведь плохо сделанное потом мучит. Но лучше сделанного – хорошо сделанное, ибо, сделав его, не испытываешь сожаления.
Нет зла, которое не мог бы совершить человек, говорящий ложь, отказавшийся от иного мира, пренебрёгший единым учением.
Совершая злые дела, глупец не понимает этого. Неразумный мучается из-за своих дел подобно снедаемому огнём.
Если не поранена рука человека, он может коснуться змеиного яда, – не опасен яд здоровой руке. Только для того безвредно зло, кто сам не творит злого.
Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в ней спрятаться, не найдётся такого места на земле, где бы живущий избавился от последствий злых дел.
Если человек говорит или действует с злою мыслью, страдание следует за ним неотступно, как колесо за пятою влекущего повозку вола. Если человек говорит или действует с доброю мыслью, радость следует за ним как тень, никогда его не покидающая.
«Пусть думают и миряне, и отшельники, что это сделано мной. Пусть они зависят от меня во всех делах», – таково намерение глупца; его желание и гордость возрастают.
Победа порождает ненависть; побеждённый живёт в печали. В счастье живёт спокойный, отказавшийся от победы и поражения.
Плод победы – ненависть, удел побеждённого – печаль. Спокоен и счастлив тот, кто отказался и от победы, и от поражения.
К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра.
Злой человек счастлив, пока сделанное им зло не созрело; но когда оно созрело, тогда злой человек познаёт зло. Зло возвращается на того, кто его совершил, так же как пыль, брошенная против ветра.
Как преходящи сложные вещи! Судьба их – родиться и умереть. Являясь, оне исчезают, оне делают свою работу и потом перестают и идут на покой. Как реки, когда оне полны, должны течь, чтобы достичь в своё время далёкого моря, так добрые дела, которые мы теперь совершаем, само собой, благословят предстоящую жизнь. Пахарь вспахал и засеял, устал от работы и погрузился в отдых. Он отдыхает, а семена его растут и дают богатый урожай золотого зерна.
Глава Восьмая СЛОВО И РЕЧЬ
Не трать времени на пустые речи: либо говори дело, либо молчи.
Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздражённая речь – неприятна, и возмездие может коснуться тебя.
У всякого человека есть меч в устах, и безумец, произнося злые речи, себя же казнит этим мечом.
Не говори неправды. Говорить надо только правду, с полной искренностью, не с целью повредить или обидеть кого-нибудь, а мудро, любовно.
Любовь к другим людям неизбежно должна привести нас к тому, что не только нельзя говорить неправду, но нельзя сообщать о других людях дурных сведений. Надо выискивать в других только лучшее, и это поможет нам отдаваться искреннее любви к ним.
Нужно видеть в себе дурное, а в других хорошее. Нужно не замечать в других дурного, а подражать только хорошему в них.
Если приходишь в собрание, то не говори никому лжи, не поступай так, чтобы из-за тебя говорили ложь, не соглашайся с тем, что есть ложь, избегай всячески неправды.
Избегайте участвовать в болтовне, в пустых разговорах, – старайтесь говорить с достоинством или молчать.
Нет такого преступления, в котором не участвовала бы, как главная часть его, ложь. Ложь – это желание приобресть какую-нибудь выгоду или причинить обиду, разорение, когда у нас не хватает смелости сделать это открыто. Или это есть желание избежать посредством лжи заслуженного нами наказания, потерь.
Завистливость, льстивость, сплетни – всё это разные формы лжи.
Завистливый, жадный, изворотливый человек не становится привлекательным только из-за красноречия или красивого лица.
У кого уничтожены, с корнем вырваны, устранены завистливость, жадность, изворотливость, кто мудр и отказался от ненависти, – такого называют привлекательным.
Не потому человек сведущ в мудрости, что много говорит. Кто не пренебрегает мудростью, кто – пусть он малоучён – ощущает её всем своим телом, тот, поистине, сведущ в мудрости.
Хотя бы речь состояла и из тысячи слов, но если слова эти бессмысленны, то лучше одно разумное слово, несущее успокоение слушателю.
Всю жизнь проведёт глупец подле мудрого и нимало не познает истины, как никогда ложка не поймёт вкуса пищи.
Не тот мудрец, кто держит добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от боязни, – тот только истинно мудрый человек.
Кто ведает истину, – говорит речь правдивую, поучительную; нет в ней резкости, и она никого не обижает.
Молчание – твой ответ тому, кто считает тебя всезнающим или знающим во что бы то ни стало.
И теперь и всегда высмеивают того, кто сидит в молчании, высмеивают и того, кто много говорит, и того, кто говорит мало, – нет никого на земле, кто бы избежал порицания.
Стремящийся к истинной жизни старается соединить разлучённых, укрепляет согласие соединённых между собой; что он слышал здесь, он не передаёт там, чтобы не рассорить одних с другими. Он наслаждается согласием, заботится о согласии. Согласие других – его блаженство.
Слова человека, который вполне понял и полюбил истинность того, что он говорит, – благо. И слова его будут понятны слушателям, они будут запечатлеваться в сердцах, вызывать на размышление. Тот же, кто сам не дорожит тем, что он говорит, кто не любит истины, тот не заразит ею и других.
Когда вы беседуете с другими, пусть речь ваша будет направлена только к отысканию истины, пусть никакое раздражённое, бранное слово не оскверняет её. Слова могут восстановить людей друг против друга. И люди, произносящие такие слова, только туже затягивают на себе узы, только попусту тратят время в спорах и отвлекают свои мысли от важного.
Споры только оскверняют то учение, из-за которого они ведутся. Пусть опорой вашей будет Высший Закон, пусть слова ваши будут чисты и благожелательны.
Тот, кто верит своему разуму, тот, кто чужд всяким толкам, – тот не станет и спорить.
Тот, кто думает, что он отличен от других: ниже или выше их, – тот постоянно склонен вступать в споры. Но кто остаётся сам по себе, у того нет и мысли о различии, тому незачем и не с кем вступать в споры.
И злые и праведные люди легко вовлекаются в пререкания, только мудрый не вступает в споры, оттого он и доволен всегда.
Споры возникают оттого, что то, что одни называют истиной, действительностью, другие зовут ложью, выдумкой. Двух истин нет, есть только одна истина, а потому для разумного человека, знающего истину, нет никаких оснований спорить с другим. Нет ложных истин, есть только одна вечная истина, и лишь увлекаясь разными философскими мудрствованиями, люди спорят об истине и лжи.
Если какое-нибудь учение, по словам других, низменно, то нет различия между учениями, потому что в каждом учении утверждается, что другие учения низменны, а только его учение возвышенно.
Кто спорит, защищая какое-нибудь учение, кто говорит: вот в чём единственная истина, – тому ты скажи: здесь нет для тебя противника.
Познавший истинную жизнь никогда не перечит другим.
Споры связаны с завистью. Зависть бывает оттого, что мы не можем отделаться от того, что приятно для нас. В спорах легко зарождается и клевета.
На дурно заданный вопрос отвечают молчанием.
Мудрый знает, что самое главное, это – доброе слово. Вторым является то, когда речь твоя праведна, третье – когда речь твоя приятна, а четвёртое – когда она правдива, а не лжива.
У преданного, который сдержан в слове, мудро рассуждает, не надменен и объясняет открытую ему истину, речь сладка.
Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишённый аромата.
Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий.
Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из ненужных слов.
Одно полустишие, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи стихов, составленных из бесполезных слов.
Исполненного добродетели и проницательности, стойкого в принципах, говорящего правду, исполняющего свой долг – такого считает народ приятным.
Будь правдив, не служи гневу, давай просящему, – ведь он просит тебя о немногом; к святым приблизишься ты, шествуя этими тремя путями.
Глава Девятая |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы