Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Источники Ильм Усулиль Хадис
Источниками Ильм Усулиль Хадис являются книги по хадисоведению. Все существующие источники Ильм Усулиль Хадис делятся на две основные группы: - книги мутакаддимун; - книги мутааххирун. А. Книги мутакаддимун: 1. " Аль-мухаддисуль-фасиль байнар-рави валь-ваий". Автор этой книги Абу Мухаммад Аль-Хасан бин Абдуррахман бин Халлат, более известный под именем Ар-Рамахурмузи (умер в 360/971 году). Это самое раннее произведение по Ильм Усулиль Хадис, дошедшее до нашего времени. Мухаммад Аджадж Аль-Хатиб издал эту книгу в Бейруте в 1391/1971 году после внесения в неё некоторых исправлений и уточнений.
2. «Ма’рифату улумиль-хадис». Автор этой изданной книги – Абу Абдуллах Аль-Хаким Ан-Нейсабури (умер в 405/1014 году). В ней 52 раздела, касающихся Ильм Усулиль Хадис.
3. " Аль-кифаийя-риваийя". Автор - Аль-Хатиб Аль-Багдади (умер в 463/1071 году), написавший большое количество произведений по ‘Ильм Усулиль Хадис. По своему объему данная книга превосходит предыдущие его труды.
Книги мутакаддимун, несмотря на некоторые свои различия, имеют общие особенности: а) они составлены из различных частей, называемых «баб» или «нав»; б) все сведения, приведенные в книгах, имеют надежные доказательства; в) ни одна из них не охватывает полностью все вопросы Ильм Усулиль Хадис. Б. Книги мутааххирун: Их особенностью является то, что имеющаяся в них информация не всегда подтверждается доказательствами. Книги по Ильм Усулиль Хадис, написанные авторами, включая Аль-Хатиба Аль-Багдади, называются мутаккадимун; произведения более поздних авторов – мутааххирун. 1. " Аль-ильма-ила ма’рифати усулир-риваий вa такийдис-самаи". Первая книга по Ильм Усулиль Хадис, написанная в Западной Африке. Автор - Абуль-Фадл Ийад бин Муса Аль-Ийахсуби (умер в 544/1149 году), известный как Кады Ийад. Саийд Ахмад Сакр внес в нее некоторые исправления и издал ее в Каире в 1389/1970 году.
2. " Улумуль-хадис", известная под названием " Мукаддимату Ибнис-Салах". В первоначальном виде представляла собой рабочие записи Абу Амр Такуюддин Османа ибн Абдуррахман Аш-Шахризури (умер в 643/1245 году), используемые им для преподавания Ильм Усулиль Хадис. Содержит в себе очень ценные сведения. Издана в Халебе в 1386/1966 году профессором Доктором Нуреддином с некоторыми исправлениями и уточнениями.
3. " Ат-Такриб ват-тафсир ли ахадисил-баширин-назир", более известная как " Такрибун-Навави". Яхъя бин Шарафуддин Ан-Навави (умер в 643/1245 году) в этой книге в короткой форме изложил содержание Улумуль-хадис.
4. " Тадрибур-равий фи шархи Такрибин-Нававий". Книга, написанная Джалаледдином Ас-Суюти (умер в 911/1505 году), является толкованием Такрибун-Навави. В то же время она по своему содержанию и самостоятельна, и оригинальна. Также она считается толкованием ко всем существующим книгам по Ильм Усулиль Хадис.
5. " Каваидут-тахдиси мин фунуни мусталахил-хадис". Шейх Джамаледдин Аль-Казими (умер в 1332/1914 году) в этой книге обобщил знания по Ильм Усулиль Хадис из более ранних произведений. Из-за ее оригинальности существует широкое мнение, что автор в ней изложил сугубо свои мысли. В 1353/1925 году в Дамаске данная книга была издана под редакцией Мухаммада Бахджат Аль-Байтара.
6. " Тауджихин-назар иля ильмил-асар". Автор Тахир Аль-Джазаири (умер в 1338/1920 году). В этой книге также приводятся выдержки из " Ма'рифати улумиль-хадис". Ориенталист (востоковед) Гольдзиер (умер в 1921 году) осуществил перевод этой книги на немецкий язык.
Наиболее популярным произведением по Ильм Усулиль Хадис среди всех имеющихся в настоящее время является книга профессора Др. Нуреддина " Итра Манхаджун-накд фии Улумиль Хадис". Общие особенности книг мутааххирун: а) авторы этих книг используют современные методы исследования. Сэнэд применяется только при исследовании хадисов; б) авторы в своих произведениях рассматривают существующие спорные вопросы, приводя в завершение темы правильное суждение; в) эти книги наиболее полные, так как авторы включили в них всю современную информацию.
Вышеприведенные сведения об источниках Ильм Усулиль Хадис в краткой форме изложены в схеме:
В. Источники Ильм Усулиль Хадис турецких ученых: 1. " Краткий обзор Сахихи Бухари (тажриди сарих)" в переводе Ахмада Наима. Стамбул 1928 г. Издано в Анкаре в 1957 г. 2. " Хадис Усулю" - Проф. Хайреддин Караман. Стамбул 1965 г. 3. " Хадис Усулю" - Проф. Тал'ат Коджигит. Анкара 1967 г.
В настоящее время, каких-либо книг, учебников по Ильм Усулиль Хадис, изданных на русском языке, не имеется. Предлагаемое Вашему вниманию издание является первым в своем роде. Раздел первый
Понятие о Хадисе и Сунне Во введении мы кратко объяснили значение термина " хадис". В данном разделе мы предлагаем более подробное его толкование. Издревле любую новость называли хадисом, а тех, кто их передавал – худдасами. Аллах, Субханаху ва Та'аля, называет Кур'ан Карим как " ахсануль-хадис" ا َ ح ْ س َ ن ُ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ِ - " самое красивое из всех существующих слов".[3] Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, в одном из своих хадисов сказал: ا ِ ن ّ َ ا َ ح ْ س َ ن َ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ِ ِ ك ت َ ا ب َ ا ل ل ه ِ - " Самое прекрасное слово – это Книга Аллаха, Субханаху ва Та'аля, ".[4] Однако, впоследствии в религиозной литературе термин " хадис" начал применяться для обозначения слов Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, а также того, что передано от его сподвижников (от сахабов – хадисы-маукуф и от таби'ун – хадисы-мактуу'у). Иногда вместо слова " хадис" употребляется слово " хабар", а в отношении высказываний сахабов и табиун – слово " асар".
Наиболее признанным объяснением слова " хадис" является следующее: ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ه ُ و َ: م َ ا ا ُ ض ِ ي ف َ ا ِ ل َ ى ا ل ن ّ َ ب ِ ى ّ ِ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ م ِ ن ْ ق َ و ْ ل ٍ ا َ و ْ ف ِ ع ْ ل ٍ ا َ و ْ ت َ ق ْ ر ِ ي ر ٍ ا َ و ْ و َ ص ْ ف ٍ خ َ ل ْ ق ِ ى ا َ و ْ خ ُ ل ُ ق ى ِ " Хадис - слово, действие, одобрение, внешние черты и характер, присущие Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, его сахабам и таби'ун".
Слово " сунна" буквально означает " дорога", " следование по пути". Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: " Необходимостью для вас является моя сунна", имея в виду, что его жизненный путь является для всего человечества образцом подражания. В Кур'ане Карим слово " сунна" употребляется в словосочетаниях " суннатуллах" и " суннатульаввалин". " Суннатуллах" – это законы, которые установил Аллах, Субханаху ва Та'аля, и которым должно подчиняться все созданное. " Суннатульаввалин" означает образ жизни и обычаи народов, живших до ниспослания откровения Пророку Мухаммаду Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Изначально слово " сунна" применялось для обозначения действий и высказываний Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, а впоследствии стало означать действия и высказывания других лиц, которые были словесно или молчаливо одобрены Пророком, саллаллаху алейхи ва саллям. Ученые-усулийю используют слово " сунна", как правило, применительно к этому смыслу. Хадисоведы считают, что слово " сунна", также как и слово " хадис", означает слова, действия, одобрение, внешние черты и характер, Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, как до, так и после начала его пророчества. При таком толковании этих двух слов смысл их тождественен. Как вывод и более кратко: слово " сунна" означает жизненный путь Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, который он совершил в строгом соответствии с законами, установленными Аллахом, Субханаху ва Та'аля. " Сунна" - это правила поведения, переданные нам Пророком Мухаммадом Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Так же существует следующее правило: " хадис" - это " сунна", которая запечатлена и передана в письменном виде.
А. Виды хадисов и сунн
Сунна (Хадис) س ُ ن ّ َ ة ٌ
Каули ق َ و ْ ل ِ ى (т. е. слово): Это то, что сказал Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Например: ت َ ر َ ك ْ ت ُ ف ِ ي ك ُ م ْ ا َ م ْ ر َ ي ْ ن ِ ل َ ن ْ ت َ ض ِ ل ّ ُ و ا م َ ا ت َ م َ س ّ َ ك ْ ت ُ م ْ ب ِ ه ِ م َ ا: ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ل َ ه ِ و َ س ُ ن ّ َ ة َ ن َ ب ِ ي ّ ِ ه ِ
" Я оставил для вас две вещи: если вы будете придерживаться их, то не впадете в заблуждение".[5] Фи ' ли ف ِ ع ْ ل ِ ى (т.е. действие): " Все, что делал наш Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, он делал наилучшим образом". [6] Например: ع َ ن ْ ع َ ا ئ ِ ش َ ة َ ر َ ض ِ ي َ ا ل ل ه ُ ع َ ن ْ ه َ ا ق َ ا ل َ ت ْ: ك َ ا ن َ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ه ُ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل َ م ا ِ ذ َ ا ع َ م َ ل َ ع َ م َ ل ا ً ا َ ث ْ ب َ ت َ ه ُ Такрири ت َ ق ْ ر ِ ي ر ِ ى (т.е. одобрение) - это то, что одобрил Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Существует два вида одобрения:
а) сарих такрири – словесное одобрение.
Например: Однажды вождя одного из племен укусила ядовитая змея. Один из сахабов Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, чтобы излечить пострадавшего вождя, семь раз для него прочитал суру " Аль-Фатиха". Излечившись от укуса змеи, вождь племени одарил сахабу овцами. Сахаба обратился к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям: " О Пророк! Можно ли мне принять этот подарок? ". Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: " Разделите это подарок между собой, одну долю оставьте для меня".[7] Отсюда смысл одобрения: Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, словесно одобрил возможность получения вознаграждения за лечение больных с использованием сур из Кур'ан Карим. б) зимни такрири – молчаливое одобрение.
Например: После битвы у рва (битва Хандак) Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, приказал своим сахабам: " Не читайте намаз аль-аср, кроме как на землях племени бени-курейза". Часть сахабов, видя, что истекает время намаза аль-аср, еще не дойдя до земель племени бени-курейза, совершили молитву. Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, действия этих сахабов не порицал, то есть молчаливо одобрил.[8] Приведенный ниже пример показывает три вида хадисов (каули, фи‘ли и такрири):
َ 1- ع َ ن ْ ا ِ ب ْ ن ِ ع ُ م َ ر َ ر َ ض ِ ي َ ا َ ل ل ّ َ ه ُ ع َ ن ْ ه ُ م َ ا ق َ ا ل َ: ا ِ ت ّ َ خ َ ذ َ ا َ ل ن ّ َ ب ِ ي ّ ُ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ خ َ ا ت ِ م ً ا م ِ ن ْ ذ َ ه َ ب ٍ ف َ ا ت ّ َ خ َ ذ َ ا ل ن ّ َ ا س ُ خ َ و َ ا ت ِ ي م َ م ِ ن ْ ذ َ ه َ ب ٍ ف َ ق َ ا ل َ ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ ُ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ: ا ِ ن ّ ِ ي ا ِ ت ّ َ خ َ ذ ْ ت ُ خ َ ا ت ِ م ً ا م ِ ن ْ ذ َ ه َ ب ٍ ف َ ن َ ب َ ذ َ ه َ و َ ق َ ا ل َ: ا ِ ن ّ ِ ي ل َ ن ْ ا َ ل ْ ب ِ س َ ه ُ ا َ ب َ د ً ا ف َ ن َ ب َ ذ َ ا ل ن َ ا س ُ خ َ و َ ا ت ِ ي م َ ه ُ م ْ Абдуллах бин Омар, да будет доволен Всевышний им и его отцом, сказал: " Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, одно время носил на руке золотое кольцо, и люди тоже носили золотые кольца. Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, однажды сказав: " Раньше я носил золотое кольцо", снял его. И добавил: " Более я его носить не буду". После этого люди (сахабы) тоже перестали носить золотые кольца".[9] В данном примере мы видим три вида хадисов (сунны): - то, что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, одно время носил золотое кольцо и затем, сняв его однажды, более не носил - фи'ли; - то, что об этом он рассказал своим сподвижникам – каули; - и то, что сподвижники Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, повторили его поступок, и он молчаливо их одобрил – такрири. Васфи و َ ص ْ ف ِ ى - это образ Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, в частности, его характер (хулуки) и внешность (хилки).
а) хулуки, например:
ك َ ا ن َ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ّ َ ه ِ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ ا َ ج ْ و َ د ُ ا ل ن ّ َ ا س ِ و َ ك َ ا ن َ ا َ ج ْ و َ د ُ م َ ا ي َ ك ُ و ن ُ ف ِ ي ر َ م َ ض َ ا ن ِ " Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, был самым щедрым человеком, а в месяц Рамазан он был еще щедрее".[10]
б) хилки, например: ك َ ا ن َ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ّ َ ه ِ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ ا َ ح ْ س َ ن ُ ا ل ن ّ َ ا س ِ و َ ج ْ ه ً ا و َ ا َ ح ْ س َ ن ُ ه ُ خ َ ل ْ ق ً ا ل َ ي ْ س َ ب ِ ا ل ط ّ َ و ِ ي ل ِ ا ل ب َ ا ئ ِ ن ِ و َ ل ا َ ب ِ ا ل ْ ق َ ص ِ ي ر ِ " Лицо Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, было самым красивым среди всех людей, телосложение его было совершенным. Рост его был не очень большим, и не очень маленьким".[11] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы