Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Б. Хадис и его составные части
Ильм Усулиль Хадис исследует две различных составных части хадиса: сэнэд и мэтн.
1. Сэнэд – س َ ن َ د ٌ это цепочка людей, передававших друг от друга, то, что сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Сэнэд берет свое начало от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, и следует до ученых, составивших собрания хадисов Пророка Мухаммада Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям.
Пример сэнэд:
ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ ب ِ ن ْ ب َ ش ّ َ ا ر ُ ق َ ا ل َ ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ش ُ ع ْ ب َ ة ُ ق َ ا ل َ ح َ د ّ َ ث َ ن ِ ى ا َ ب ُ و ا ل ت ّ َ ي ّ َ ا ح ُ ع َ ن ْ ا َ ن َ س ٍ ع َ ن ِ ا ل ن ّ َ ب ِ ى ّ ِ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م .
Человек, состоящий в сэнэд, называется равий. Иснад – это перечисление имен всех равий, передававших хадис. В настоящее время слова " сэнэд" и " иснад" используются в одном смысле. Передача хадиса от одного равий к другому называется риваийят, а передаваемый хадис – марвий. Синонимами слова " сэнэд" являются слова " тарик" ط َ ر ِ ي ق ٌ и " вэджх" و َ ج ْ ه ٌ
а) Разбор сэнэд При разборе сэнэд необходимо рассмотреть каждого равий. Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям (умер в 11/632 г.). 1. Анас бин Малик (умер в 93/712 г.). Время сахабы: 110х. 2. Абут-Таййах (Йазид бин Хумейд) (умер в 128/745 г.). Время таби'ун: 180. 3. Шу'ба бин Аль-Хаджджадж (умер в 160/776 г.), Йахъя бин Саид Аль-Каттан Аль-Ахваль (умер в 197/812 г.). Время этба'уттаби'ин: 220 4. Мухаммад бин Башшар (умер в 252/866 г.). Время этба'уттаби'ин: 260 5. Аль-Бухари (умер в 256/869 г.)
В приведенном сэнэде началом - ибтида является Аль-Бухари, а завершением сэнэд - мунтаха является Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям. Часть сэнэд, которая ближе к нам, является его началом; часть, которая, ближе к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, является завершением сэнэд. Этот хадис называется хумаси-хадис, так как его передали пять равий. В этом хадисе используется два приема передачи: тахдис и ан'анэ. В этом сэнэд есть два вида равий: таби'ун (два человека) и этба'уттаби'ин (два человека).
Мунтаха
Сахаба: 110 х
Таби'ун: 180 х
Этба'уттаби'ин: 220 х
Этбау этба'уттаби'ин: 260 х
Ибтида б) Чтение сэнэд Сэнэд в книгах по хадисоведению указывается не так подробно, как представлено выше. Обычно слова " сказал" (" каля" ) сокращаются. Мы должны это учитывать, и читать сэнэд полностью. Далее приводим пример правильного чтения сэнэд.
Первый пример от Тирмизи: [12]
Данный хадис читается следующим образом: ق ا ل ا ل ت ر م ذ ى ح د ث ن ا س ع ي د ب ن ي ع ق و ب ا ل ط ا ل ق ا ن ق ا ل ح د ث ن ا ا ب ن ا ل م ب ا ر ك ق ا ل أ خ ب ر ن ا ح م ي د ا ل ط و ي ل ع ن أ ن س ب ن م ا ل ك ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ق ا ل: ق ا ل ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م Второй пример от Абу Дауда: [13]
ح د ث ن ا م و س ى ب ن ا س م ا ع ي ل ث ن ا ح م ا د ع ن ح م ي د ع ن أ ن س ر ض ى ا ل ل ه ع ن ه أ ن ا ل ن ب ى ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ق ا ل : ج ا ه د و ا ا ل م ش ر ك ي ن ب ا م و ا ل ك م و أ ن ف س ك م و أ ل س ن ت ك م
Данный хадис читается следующим образом:
ق ا ل ا ب و و د ح د ث ن ا م و س ى ب ن ا س م ا ع ي ل ق ا ل ح د ث ن ا ح م ا د ع ن ح م ي د ع ن أ ن س ر ض ى ا ل ل ه ع ن ه أ ن ل ن ب ى ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ق ا ل : ج ا ه د و ا ا ل م ش ر ك ي ن ب ا م و ا ل ك م و أ ن ف س ك م و أ ل س ن ت ك
Такие примеры встречаются во многих сборниках хадисов. Далее приводится список сокращений.
в) Некоторые виды сокращения сэнэд Часто сэнэд приводится с сокращениями - в том виде, в каком он взят от учителя. Часть сокращений хадисоведами одобрена, другая часть этих сокращений не принята. Далее мы рассмотрим некоторые общепринятые сокращения. 1. Слово ح د ث ن ا - , часто сокращается - ث ن ا - и ن ا -. Иногда подобные сокращения одновременно встречаются в одном сэнэд. А слово ح د ث ن ي - сокращается до د ث ن ي - и - ث ن ي. 2. Слово أ خ ب ر ن ا - сокращается до أ ن ا - (то, что Байхакий сокращал это слово до - ب ن ا большинством ученых не принято). 3. К словам أ خ ب ر ن ي -, أ ن ب أ ن ا – и أ ن ب أ ن ي - сокращения не применяются. Эти слова используются очень редко. 4. Вне слова ع ن -, используемые слова ح د ث ن ا -, أ خ ب ر ن ا -, ح د ث ن ي -, س م ع ت - , أ ن ب أ ن ا - обычно употребляются со словом ق ا ل -. Часто слово ق ا ل не пишется, но произношение его обязательно. 5. В сэнэд слово - أ ن ه не пишется, но читается всегда. Например: сэнэд - ع ن ع ط ا ء ب ن م ي م و ن ة س م ع أ ن س ب ن م ا ل ك - читается как ع ن ع ط ا ء ب ن م ي م و ن ة أ ن ه س م ع أ ن س ب ن م ا ل ك - . И для примера ح د ث ن ا ا ل ح س ن ب ن ا ل ص ب ا ح س م ع ج ع ف ر ب ن ع و ن - читается как - ح د ث ن ا ا ل ح س ن ب ن ا ل ص ب ا ح أ ن ه س م ع ج ع ف ر ب ن ع و ن. 6. Употребляемая в некоторых сэнэд буква ح - читается как слог ح ا - . Это используется для обозначения хадисов с одинаковым смыслом, которые передавались по разным сэнэд. Некоторые ученые читают это сокращение как ا ل ح د ي ث - А некоторые читают как тахвиль. Знакح - читается в случае обозначения объединенных сэнэд после имени первого равий.
д) Значение сэнэд
Сэнэд обеспечивает сохранность мэтн. Сэнэд – это научно подтвержденная система, в которой осуществлена критическая оценка каждого равий. Абдуллах бин Мубарак сказал (умер в 181/797 г.): " Иснад – от религии. Если бы не было иснада, то любой бы передавал то, что ему придет в голову".[14] Иснад необходим для двух целей: для сохранения неизменности мэтн и для предотвращения каких-либо домыслов со стороны равий. Анвар Аль-Кашмири сказал: " Иснад предотвращает проникновение того, что не от религии и помогает сохранить то, что от религии; несмотря на то, что некоторые из равий и имели некоторые недостатки".[15] Суфьян Ас-Саври (умер в 161/777 г.) сказал: " Иснад – оружие мусульманина. Чем он будет воевать, если у него не будет оружия? ". Этим Суфиан Ас-Саври подтвердил, что иснад сохраняет сунну, и тем самым религию. Во времена, когда хадисы передавались устно, иснад имел обязательное значение. В настоящее время изучение иснад большее значение имеет для научных исследователей. В сборниках хадисов для широкого круга читателей сэнэд не приводится. Впервые эту практику применил Ибн Ус-Сакан (умер в 353/964 г.)[16], а распространил её Аль Бадави (умер в 516/1122 г.). В случае использования в литературе текста хадиса необходимо ссылаться на сборник хадисов, из которого взят последний, с указанием автора сборника, тома книги, раздела и страницы. Это тоже своего рода сэнэд. Необходимо всегда помнить, что поиск и изучение иснада хадиса – это сунна.
2. Мэтн م َ ت ْ ن ٌ - это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям. Мэтн является основной частью хадиса. Мэтн следует после сэнэд. Ранее, в предыдущем разделе, мы подробно рассмотрели сэнэд.
Рассмотрим мэтн вместе с сэнэд: [17]
ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ح د ث ن ا م ح م د ب ن ب ش ا ر ق ا ل ح د ث ن ا ي ح ي ي ق ا ل ح د ث ن ا ش ع ب ة ق ا ل ح د ث ن ي ا ب و ا ل ت ي ا ح ع ن ع ن ا ل ن ب ي ص ل ي ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ق ا ل: ي َ س ّ ِ ر ُ و ا و َ ل ا َ ت ُ ع َ س ّ ِ ر ُ و ا و َ ب َ ش ّ ِ ر ُ و ا و َ ل ا َ ت ُ ن َ ف ّ ِ ر ُ و ا
По существу, основой хадиса является мэтн. Сэнэд же является подтверждением того, что сказанное в мэтн принадлежит непосредственно Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям. Так же как и сэнэд, мэтн тоже имеет свои особенности. Например: - редко используемые и сложные слова, встречающиеся в некоторых хадисах, исследует раздел науки Гарибуль-Хадис; - правильному пониманию смыслов хадисов через знание причины их ниспослания –أ َ س ْ ب َ ا ب ُ و ُ ر ُ و د ُ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ِ обучает Насих-мансух; - взаимопротиворечащие хадисы рассматривает Мухталифуль-хадис; - не противоречащие друг другу хадисы рассматривает Мухкам. При исследовании сэнэд и мэтн применяются специальные термины: мудрадж, маклуб, мункар, мусаххаф, мухарраф и му‘алляль. Хадисоведы при изучении мэтн хадиса часто применяют знания из таких наук как история, социология и психология. Усилия большинства хадисоведов были направлены на изучение сэнэд хадисов, которые являются цепочкой людей, передававших хадисы, а также личных качеств равий. Мэтн - это изречения Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, и его изучение возлагает на ученых очень большую ответственность.
Раздел второй
Ривайят ا َ ل ر ّ ِ و َ ا ي َ ة ُ
Человек, состоящий в цепочке (сэнэд) людей, передававших хадисы, называется равий ا َ ل ر ّ َ ا و ِ ى . Равий - человек, принявший от другого и передавший далее по сэнэд хадис (хадисы). Последними равий являются алимы (Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Нисайи, Ибн Мааджа и другие), собравшие хадисы в книги. До них хадисы от одного равий другому передавались устно. Ривайят - это не только передача хадисов, но и обучение им. В каждом виде обучения существует своя методика, так же как и в изучении хадисов. Хадисы - это второй по значимости источник религии Ислам, это тафсир и подтверждение Кур'ан Карим. I. Адаб آ د َ ا ب ٌ Адаб آ د َ ا ب ٌ - множественное число от слова ا َ د َ ب ٌ . Лексическое значение этого слова – " нравственность"; а специальное терминологическое значение - это этика и методика какой-либо профессии, которым должны следовать все, занимающиеся этой профессиональной деятельностью.
В ильм усулиль хадис существуют две группы правил: 1. Этические нормы поведения ученика и учителя. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы