Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Изучение “усул-хадис”- усулият.
Иной человек может знать наизусть много хадисов, но если он не знает основ предмета “Усулият” - эти знания не принесут ему существенной пользы. آ د َ ا ب ُ ا ل ْ م ُ ح َ د ّ ِ ث ُ ُ Б. Адаб (нормы поведения) учителя Правильное намерение (ният) и красивый ахляк.
Намерение (ният) всегда и во всем должно быть только ради Аллаха, Субханаху ва Та'аля. *Ахляк - это норма поведения людей, животных, птиц и неживых творений (горы, леса, травы и т.д.). 2. Высокий уровень подготовки учителя. Имеет место мнение, что возраст учителя не может быть меньше тридцати трех лет. Учитель должен знать не только хадисы, но иметь разносторонние знания по другим наукам и искусству. Учитель должен представлять своё место и знать о роли своих знаний в жизни собственной, жизни своего джамаата и всей страны.
Уважение к другим учителям. Учитель должен уважать других учителей, имеющих более высокий уровень знаний. Он обязан сообщить о них своим ученикам. Уровень подготовленности человека определяется не возрастом, а его знаниями.
Ограничение по возрасту. Если учитель из-за своего возраста (прожив более восьмидесяти лет) начинает противоречить самому себе или путаться в словах, ему нужно прекратить передачу знаний ученикам.
Искусство оратора. Учитель должен уметь заинтересовать меджлис (аудиторию) содержанием хадиса, преподавать с достоинством, в красивой форме.
II.Способы передачи хадисов.
1. Самаа'у лафзи шейх. س َ م َ ا ع ُ ل َ ف ْ ظ ِ ا ل ش ّ َ ي ْ خ ِ Учитель читает по памяти или с листа, ученики слушают. Ученики могут: а) записывать в ходе рассказа; б) записывать под диктовку (способ - имля). При этом одновременно могут присутствовать один или несколько слушающих. 2. Кыра'ат. ا َ ل ْ ق ِ ر َ ا ء َ ة ُ Ученик рассказывает по памяти или с листа, под контролем учителя. Все остальные слушают и запоминают.
3. Аль-иджааза. ُ ا َ ل ا ْ ِ ج َ ا ز َ ة Учитель передает право учить своему ученику, т.е. дипломирует ученика: а) лично передает от себя одному конкретному ученику право учить хадисам по определенной теме или только одному-двум хадисам; б) лично передает от себя одному конкретному ученику право учить всем хадисам, которые он знает; в) учитель разрешает всем мусульманам учить все хадисы по всем темам. Пункт в) относится к современности, пункты а) и б) в основном практиковались в прежние времена, когда не было достаточно книг. 4. Аль-мунавала ا َ ل ْ م ُ ن َ ا و َ ل َ ة ُ Учитель передает ученику свои книги или записи для того, чтобы тот учил по ним других учеников. Передача происходит лично от учителя к ученику ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ف ُ ل ا َ ن ٌ م ُ ن َ ا و َ ل َ ة ً ُ ُ ُ
5. Аль-китаба. ا َ ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ة ُ Сам учитель или один из его учеников (по заданию учителя) пишет на бумаге текст хадиса и отправляет обучающемуся.
6. И'лам. ا ِ ع ْ ل ا َ م ُ ا ل ش ّ َ ي ْ خ ِ Учитель говорит: “Вот мой ривайят! ”, но при этом не указывает, разрешает ли он передавать дальше хадис или не разрешает. Некоторые алимы говорят, что если не было разрешения на передачу хадиса, то на него нельзя ссылаться и нельзя передавать другим ученикам. В то же время часть алимов придерживаются другого мнения о том, что такие хадисы можно передавать и учить их. 7. Аль-васыййа. ا َ ل ْ و َ ص ِ ي ّ َ ة ُ Учитель, покидая ученика (перед смертью или убывая в путешествие), передает ему свои книги или записи, но не говорит ему - передавать ли эти хадисы дальше (учить им) или нет. Мнение алимов об этих хадисах двоякое: одни разрешают ривайят, другие - нет.
8. Аль-виджада. ا َ ل ْ و ِ ج َ ا د َ ة ُ Человек сам без учителя нашел хадис (например: в записях своих предков, которые были при жизни учителями хадисов; или случайно нашел на дороге). Но при таком ривайяте необходимо указывать: “Этот хадис я нашел в такой-то книге такого-то автора” و َ ج َ د ْ ت ُ ب ِ خ َ ط ّ ِ ف ُ ل ا َ ن ٍ Такой способ часто встречается в книге Ахмада бин Ханбала “Муснад”.
III. Способы обучения хадисам 1. Эс-сэрду. ا َ ل س ّ َ ر ْ د ُ Простое зачитывание учителем текста хадиса без подробного толкования его смысла. При желании получить дополнительные знания, ученик должен читать сноски. Этот способ применим в кругу специалистов.
2. Тариикуль халли вэльбахси. ط َ ر ِ ي ق ُ ا ل ْ ح َ ل ّ ِ و َ ا ل ْ ب َ ح ْ ث ِ Учитель переводит текст хадиса, раскрывает смысл новых, неизвестных слов, но не дает подробных разъяснений по содержанию. Если хадис используется в фикхе, то учитель раскрывает смысл хадиса более подробно. В настоящее время этот способ наиболее распространен в кругу мусульман.
3. Тариикуль эм'ани. ط َ ر ِ ي ق ُ ا ل ا َ م ْ ع َ ا ن ِ Учитель полностью раскрывает смысл хадиса, кто и почему передал этот хадис. Если есть новые слова, то учитель для обоснования смысла перевода использует древние арабские стихи, которые сохранили чистоту языка. Этот способ наиболее красивый, используется, чтобы показать значимость хадиса, для да’вата.
IV. Виды ривайята. В книгах хадисов используется два вида ривайята: буквальный и смысловой.
А. Ривайят лафзан ل َ ف ْ ظ ً ا - означает: передавать текст хадиса без изменения, в том виде, как его сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям. Если передавать хадис, изменяя его текст или даже отдельные слова, то смысл хадиса может измениться. Самый важный вид ривайята: буквальный (лафзан), так как хадисы - это слова Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, и они являются вторым источником Ислама. Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: " Аллах, Субханаху ва Та'аля, осветит лица тех, кто изучает мои хадисы и учит им других".[18] Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, обучал людей читать ду'а. Один человек по имени Аль-Бэра бин Азиб изменил в тексте ду'а слово “набий” на “расуль”, на что Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, ему объяснил, что в данном ду'а надо читать именно слово “набий” и более не менять слов.[19]
В то же время исламские учёные и имамы четырёх мазхабов пришли к единому мнению, что возможна и смысловая передача хадисов.
Б. Ривайят ма'нен م َ ع ْ ن ً ا ا َ – это есть передача смысла хадиса. Во времена Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, записывать хадисы не разрешалось из-за опасения смешения текстов Кур’ан Карим и хадисов. Из всего числа переданных хадисов, хадисов со смысловой передачей больше, чем с буквальной передачей. Сахабы, радыаллаху 'анхум, очень ценили хадисы, но существовавшие в их время условия жизни не позволили им передать хадисы в буквальном смысле. Сахабы говорили Пророку Мухаммаду, саллаллаху алейхи ва саллям, что выученные хадисы со временем будет трудно передать без всякого изменения (лафзан), на что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, ответил: " Если значение хадиса не указывает на халяль как на харам, или на харам как на халяль, то можно передавать его по смыслу".[20] Из этого хадиса следует, что буквальная передача (лафзан) не обязательна, и возможна смысловая передача (ма'нен), если не меняется при этом смысл хадиса.
Ривайят ма'нен большее количество ученых разрешают. Если человек хорошо знает арабский язык и точно понимает смысл хадиса, то ему разрешается заменять одно слово другим, тождественным ему, для более точной передачи смысла хадиса. Многие сахабы - Али бин Абу Талиб, Ибн Аббас, Анас бин Малик, Абу Дэрда, Васыла бин Аль-Аска и Абу Хурейра; сподвижники из таби'ун - Хасан Аль-Басри, Аш-Шаби, Амр бин Динар, Ибрагим Ан-Нэхаи, Муджахит, Икрима и многие другие учёные также разрешили осуществлять ма'нен ривайят. Когда спросили Яхья бин Саида об этом, он ответил: “Так же как есть семь краатов (стилей чтения) Кур’ан Карим, то и хадисы можно читать по-разному, но сохраняя при этом смысл”. Ещё одним доказательством возможности ма'нен ривайят является существующее разрешение учёных переводить хадисы на другие языки и толковать их на других языках.
В. Условия ривайят ма'нен:
1. Тот, кто осуществляет смысловой ривайят хадисов, должен полностью знать смысл всех слов и хорошо знать арабский язык. 2. Если в ривайят равий забыл слово, то он должен вместо этого слова использовать его синоним. 3. Ма’нен ривайят запрещён, если с этим хадисом совершается словесная ибада. 4. Передаваемый хадис не должен иметь скрытый смысл. 5. Передаваемый хадис не должен быть из категории джавами'уль калим. 6. Если у хадиса скрытый смысл, то при передаче эта скрытость должна сохраняться; если смысл ясный, то усложнять его не надо. 7. Если равий знает хадис дословно, то он не имеет права передавать только его смысл. 8. Некоторые учёные вообще не разрешают смысловую передачу марфуу’ хадисов. Про это есть мнение учёного Ибн Ус-Салах: “Если равий сика, то он может передать смысл хадисов от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, или других людей, потому что, так делали сахабы”.
Вывод: лучший вид передачи хадисов – ривайят лафзи; как сказали ученые: ”Если человек знает ривайят лафзи, ему не следует пользоваться ривайят ма'нави”. Раздел третий Равий
Лексическое значение слова " равий" - это тот, который что-либо переносит или перевозит.
Терминологическое значение: ا َ ل ر ّ َ ا و ِ ى م َ ن ْ ت َ ل َ ق ّ َ ي ا ل ْ ح َ د ِ ي ث َ و َ ا َ د ّ ا َ ه ُ ب ِ ص ِ ي غ َ ة ٍ م ِ ن ْ ص ِ ي َ غ ِ ا ْ ل ا َ د َ ا ء ِ
Равий - человек, который изучал и передавал хадисы по методике ривайят.
Основной причиной появления науки Усулиль Хадис стала необходимость изучения достоверности передачи (ривайята) хадисов.
I. Характеристики равий
Если хадис принимался, то передавший его равий должен был обладать двумя качествами: 1. Адалят 2. Забт. А. Равий и его качества.
Адалят ع َ د َ ا ل َ ة ٌ Забт ض َ ب ْ ط ٌ
1. Адалят - " справедливость и принципиальность". Условия адалят: а) Должен быть мусульманином. Если равий не мусульманин, то его ривайят не принимается. Когда равий передавал хадисы, он обязательно должен был быть мусульманином, а в то время, когда он получал их - не обязательно.
б) Должен быть булюг (совершеннолетний, старше 9 -12 лет).
в) Должен быть разумным (умственно и психически здоровым). Равий должен был быть разумным; если он не разумный, то его передача не принимается.
г) Должен быть богобоязненным, не совершающим больших грехов (или много маленьких), т.е. не должен быть фасиком. В одном из аятов Кур’ана говориться, что фасику, хоть он и мусульманин, сразу верить нельзя.
д) Должен быть муруат (нравственным) и выполнять адабы своего общества. Запрещается за передачу хадисов брать деньги.
2. Забт - " хорошая память".
а) Равий должен быть собранным и сосредоточенным в жизни. Если кто-либо спросит у равий про один из хадисов: ”Ты передал его? ”; а он ответил: “Да”, не помня точно, передавал он его или нет, то его ривайят не принимается.
б) Равий должен точно и правильно запоминать наизусть.
в) Равий должен бережно относится к книге (к источнику хадисов), которая используется для передачи знаний другим.
г) При ривайят ма'нави - если заменяются слова в тексте хадиса – равий должен понимать, в каких случаях это может изменить смысл хадиса. Он должен хорошо знать арабский язык.
Учёный Ибн Ус-Салах сказал: “Если большое количество верных (сика) равий выступило против передачи другого равий, то это значит, что у него нет забт и, следовательно, его ривайят не принимается; а если против равий не выступил никто или меньшая часть верных (сика) равий - то забт у него есть”. Б. Категории равий
Для определения категории равий необходимы сведения следующего порядка: 1. Дата рождения равий. 2. Дата смерти равий. 3. Кто был его учителем. 4. Кто были его ученики.
1. Сахабы Пророка ا َ ل ص ّ َ ح َ ا ب َ ة ُ Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям. Некоторые из сахабов Пророка передали очень много хадисов, например, Абу Хурейра, радыаллаху 'анху. Некоторые же сахабы в силу того, что большую часть своей жизни посвятили другой деятельности, в частности, военным походам, передали незначительное количество хадисов. Среди молодых сахабов-равий известны Анас бин Малик, Али бин Абу Талиб, радыаллаху 'анхум, среди пожилых - Абу Бакр, радыаллаху 'анху.
Если сахаб передал от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, более 1000 хадисов - он мукассирун م ُ ك َ ث ّ ِ ر ُ و ن َ. Если передал менее 1000 хадисов - равий – мукыллун م ُ ق ِ ل ّ ُ و ن َ.
Существовал ряд причин, по которым одни сахабы передали очень много хадисов, а другие совсем мало: а) Сахабы принимали Ислам неодновременно. б) Одни сахабы за свою жизнь видели Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, всего один-два раза, а другие сахабы проживали рядом с ним. в) Одни сахабы были постоянно заняты разной работой, а другие в это время учились непосредственно у Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям. г) Одни сахабы записывали хадисы, а другие - учили их наизусть. д) Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, читал дуа для некоторых сахабов, чтобы они получили больше знаний. е) Сахабы умирали в разное время: кто во времена жизни Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, кто сразу же после его смерти, а кто намного позднее. ж) Некоторые сахабы путешествовали по разным странам, а кто-то постоянно оставался в Мекке и Медине - центре Ислама. з) У сахабов была разница в полученных знаниях. и) Некоторые сахабы передавали знания только тогда, когда у них это спрашивали. к) Нельзя точно утверждать, что все переданные от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, хадисы записаны в книге хадисов. л) Некоторые из сахабов занимались исполнением государственных обязанностей, были очень заняты и не могли передавать хадисы.
Количество сахабов.
Точное количество сахабов не известно, но есть информация из письменных источников, что их было приблизительно от 40 до 120 тысяч. В то же время в книгах, описывающих биографии сахабов, упоминается число от 10 до 12 тысяч. По приказу посланника Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, в первом (или втором) году хиджры была проведена перепись населения. В последующие годы перепись населения не осуществлялась, поэтому точных сведений о числе сахабов нет.
Есть много книг о биографиях сахабов, из них три самые известные, это: 1. “Аль-истиаб фи мэ’рифатис-сахаба”. В этой книге изложены биографии 3500 сахабов. Автор - Ибн Абдильбар Аль-Куртуби (умер в 463/1071 году). 2. “Усдуль-габэ фи мэ’рифатис-сахаба”. В этой книге изложены биографии 8000 сахабов, в том числе в последнем седьмом томе отдельно женщин-сахабов. Автор - Ибнуль-Эсир Аль-Джазари (умер в 630/1233 году). 3. “Аль-исабэ фи тэмьизис-сахабэ ”. В этой книге изложены биографии 12279 сахабов, по содержанию она самая большая из аналогичных книг и издана в разных видах. Биографии в книге расположены в алфавитном порядке. Автор - Ибн Хаджр Аль-Аскалани (умер в 852/1448 году).
Существуют несколько видов доказательств того, что равий является сахабом: а) Таватур ت َ و َ ا ت ُ ر ٌ - то есть: многие люди подтвердили, что он был сахабом. “Аль Ашаратуль-Мубашара” – это десять человек: Абубакр, Омар бин Хаттаб, Осман бин Афван, Али бин Абу Талиб, Са’д бин Аби Ваккас, Саид бин Зейд, Тальха бин Убэйдуллах, Зубейр бин Аль-Аввам, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убэйдэ бин Аль-Джэррах, радыаллаху 'анхум, уже попавших в Рай.
б) Шухра ش ُ ه ْ ر َ ة ٌ - этот равий настолько известен, что все знают о том, что он был сахабом.
в) Шахада ش َ ه َ ا د َ ة ٌ - о сахабе свидетельствует известный человек. Как, например, Абу Муса Аль-Ашари свидетельствовал в пользу Хумама бин Аби Хумама.
г) Икрар ا ِ ق ْ ر َ ا ر ٌ - сам равий говорит: “Я видел Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям”. В данном случае мы верим его утверждению, при условии, если он умер до 110 года по хиджре. Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, умер в 10 году хиджры, и он говорил, что через 100 лет на Земле не останется ни одного из его современников. 2. Таби'ун. ا َ ل ط ّ َ ا ب ِ ع ُ و ن َ Это те равий, которые видели сахабов Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям. Некоторые алимы сказали, что таби'ун это: “тот верующий, которого видели сахабы Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям”.
( م َ ن ْ ش َ ا ف َ ه ُ أ َ ص ْ ح َ ا ب َ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ه ِ م َ ع َ ك َ و ْ ن ِ ه ِ م ُ ؤ ْ م ِ ن ٌ ) [21]
А некоторые алимы утверждали, что таби'ун это: “тот, кто встретил одного сахаба или больше”. ( م َ ن ْ ل َ ق ِ ى َ و َ ا ح ِ د ً ا م ِ ن َ ا ل ص ّ َ ح َ ا ب َ ة ِ ف َ أ َ ك ْ ث َ ر َ ) [22]
Время таби'ун началось после смерти Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, (11 год хиджры) и закончилось в 180 году хиджры. Таби'ун вызывают очень большой интерес для мусульман и культуры Ислама, потому что они непосредственно получали знания от сахабов, передавали их далее и преданно служили Исламу.
Также про таби'ун сказано в Кур’ане:
(و َ ا ل س ّ َ ا ب ِ ق ُ و ن َ ا ْ ل ا َ و ّ َ ل ُ و ن َ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ه َ ا ج ِ ر ِ ي ن َ و َ ا ْ ل ا َ ن ْ ص َ ا ر ِ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ا ت ّ َ ب َ ع ُ و ه ُ م ْ ب ِ إ ِ ح ْ س َ ا ن ٍ ر َ ض ِ ى ا ل ل ه ُ ع َ ن ْ ه ُ م ْ و َ ر َ ض ُ و ا ع َ ن ْ ه ُ و َ أ َ ع َ د ّ َ ل َ ه ُ م ْ ج َ ن ّ َ ا ت ٍ ت َ ج ْ ر ِ ى ت َ ح ْ ت َ ه َ ا ا ْ ل ا َ ن ْ ه َ ا ر ُ خ َ ا ل ِ د ِ ي ن َ ف ِ ي ه َ ا أ َ ب َ د ً ا ذ َ ل ِ ك َ ا ل ْ ف َ و ْ ز ُ ا ل ْ ع َ ظ ِ ي م ُ ) " Доволен Аллах теми, которые первыми уверовали в Ислам из переселившихся (из Мекки в Медину) и из сподвижников (ансаров - давших Пророку и его соратникам жильё в Медине), и теми, которые следовали за ними, совершая добрые дела. И воздаст Он им доброй наградой. И они довольны Им и рады тому, что Он им уготовил. Им – сады, под которыми текут реки, и где они вечно пребывать будут. Это и есть великое приобретение! " [23] Существуют также хадисы, в которых говорится про таби'ун (отрывок):
( ث ُ م ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ ل ُ و ن َ ه ُ م ْ ) " Следующие и последующие за ними (сахабами)". [24]
Саид бин Аль-Мусэйяб (или Аль-Мусэйиб), Имам Абу Ханифа и Увэйс Аль-Карани считаются лучшими из таби'ун. Халиф Омар бин Хаттаб сказал: ( إ ِ ِ ن ّ َ خ َ ي ْ ر َ ا ل ت ّ َ ا ب ِ ع ِ ي ن َ ر َ ج ُ ل ٌ ي ُ ق َ ا ل ُ ل َ ه ُ أ ُ و َ ي ْ س ٌ ) “Лучший из таби'ун - человек, которого зовут Увэйс “.
Хафса бинти Сирин и Амра бинти Абдиррахман, считаются лучшими из женщин–таби'ун.
Человеком, умершим первым из таби'ун, был Абу Зэйд Ма’мэр бин Йазид (30/651), а последним из таби'ун умер Халэф бин Халифэ (180/796).
Среди таби'ун выделяются три категории:
а) те, которые при жизни видели сахабов, бывших при Пророке, саллаллаху алейхи ва саллям, в зрелом возрасте. ( ط َ ب َ ق َ ة ُ ك ِ ب َ ا ر ِ ا ل ت ّ َ ا ب ِ ع ِ ي ن َ ) б) те, которые видели сахабов, бывших при Пророке, саллаллаху алейхи ва саллям, в среднем возрасте. ( ط َ ب َ ق َ ة ُ م ُ ت َ و َ س ّ َ ط ِ ى ا ل ت ّ َ ا ب ِ ع ِ ي ن َ ) в) те, которые видели сахабов, бывших при Пророке, саллаллаху алейхи ва саллям, совсем юными. ( ط َ ب َ ق َ ة ُ ص ِ غ َ ا ر ِ ا ل ت ّ َ ا ب ِ ع ِ ي ن َ ) Как указывалось ранее, нет точной информации о количестве таби'ун.
Тех людей, которые приняли Ислам и жили во времена Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, но никогда не видели его, а видели только его сахабов, называют мухадрамун. Хотя они и считаются частью таби'ун, таковыми они не являются, также как и сахабами.
( ف َ أ َ م ّ َ ا ا ل ْ م ُ خ َ ض ْ ر َ م ُ و ن َ م ِ ن َ ا ل ت ّ َ ا ب ِ ع ِ ي ن َ ه ُ م ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ أ َ د ْ ر َ ك ُ و ا ا ل ْ ج َ ا ه ِ ل ِ ي َ ة َ و َ ح َ ي َ ا ة َ ر َ س ُ و ل ِ ا ل ل ه ِ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ و َ ل َ ي ْ س َ ت ْ ل َ ه ُ م ْ ص َ ح ْ ب َ ة ٌ ).
3. Этба'уттаби'ин. ا َ ط ْ ب َ ع ُ ا ل ط ّ َ ا ب ِ ع ِ ي ن َ Это те равий, которые видели таби'ун и передали от них хадисы.
( م َ ن ْ ش َ ا ف َ ه ُ ا ل ت ّ َ ا ب ِ ع ِ ي م ُ ؤ ْ م ِ ن ً ا )
Необходимо знать эту категорию людей, чтобы не путать их с таби'ун и с родом, следующим за ними. Существуют хадисы, в которых сказано про этба'уттаби'ин (отрывок): ( ث ُ م ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ ل ُ و ن َ ه ُ م ْ ) " Следующие и последующие за ними (таби'ун)". [25]
Среди этба'уттаби'ин есть великие исламские учёные и факихы, такие как: Малик бин Анас, Аль-Авзаи, Суфиан Ас-Саври, Ибн Джурейдж и другие. Время этба'уттаби'ин началось после смерти последнего из сахабов (110/728) и закончилось в 220 году хиджры.
Четвёртое поколение людей заканчивается в 260 году хиджры, а пятое заканчивается в 300 году. Авторы книг “Кутубус - Ситта” относятся к четвёртому и пятому поколениям. II. Критическая оценка равий - джярх и его методы А. Общие принципы джярха Критическая оценка производится следующим образом: проверяется адалят и забт равий. Аль-джярх ا َ ل ْ ج َ ر ْ ح ُ в буквальном смысле означает “нанесение раны руками, оружием или языком”. В отношении равий аль-джярх означает критическую оценку людьми его качеств и способностей: мусульманин ли он или нет, разумный ли, богобоязненный или совершает грехи и т.п., то есть относится к адалят и забт равий. Также проводится таджасус - скрытное, тайное выведывание информации о равий или проверка ее истинности. По шариату таджасус разрешен только в двух случаях: а) для проверки равий и б) при сборе сведений о женихе и невесте перед никяхом (в последнем случае представление информации о них - ваджиб). Человек, проводивший аль-джярх, делает вывод о равий - Ат-та'дииль ا َ ل ت ّ َ ع ْ د ِ ي ل ُ ُ с заключением о том, можно ли у этого равий брать хадисы.
В ходе аль-джярх и атта’дииль осуществляется оценка правдивости равий и выносится заключение об отношении к этому равий. Поэтому осуществление аль-джярх и атта’дииль связано с большой ответственностью. Обсуждение людей (то – есть сплетни) Ислам запрещает. Но аль-джярх и атта’дииль проводится для того, чтобы сохранить религию Ислам от искажений, поэтому аль-джярх и атта’дииль не считаются сплетнями (гыйбат). Тирмизи дал следующее объяснение этому: “По нашему мнению, критика хадисоведами друг друга проводилась только в интересах мусульманской общины. Поэтому мы не можем называть их взаимную критику сплетнями”. Хадисоведы существование аль-джярх и атта’дииль объясняют своей преданностью к религии. У Яхъя бин Саид Аль-Каттана спросили: “Не боишься ли того, что в Судный День у тебя потребуют отчёта за то, что ты проводил таджасус равий? ”. На что он ответил: “Даже если этот равий будет мне явным врагом - не устрашусь его! А делаю я таджасус, так как боюсь того Дня, когда Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, спросит: “Почему вы не сохранили мои хадисы? ”.
Книги, в которых осуществляется критика равий, называются “Риджаль”. В настоящее время существует книга “Риджаль”, в которой содержится критика 20 тысяч равий, многие из них жили в четвёртом веке хиджры.
Учёные, проводившие аль-джярх и атта’дииль, подразделятся на три категории: а) Ибн Маин и Абу Хатим – осуществили критику всех равий; б) Имам Малик и Шубэ бин Аль-Хаджадж, критически рассмотрели качества большинства равий; в) Ибн Уейна и Имам Шафи только иногда критиковали равий. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы