Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оценка хадиса в зависимости от состояния сэнэд
Хадисы, в зависимости от их общего состояния и здоровья сэнэд, подразделяются на три группы: сахих, хасан и да'иф.
Виды хадисов в зависимости от их здоровья и состояния сэнэд
1. Сахих-хадис ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ص ّ َ ح ِ ح ُ. В случае если у равий хорошие адалят и забт. ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ص ّ َ ح ِ ي ِ ح ُ: ه ُ و َ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ا ِ ت ّ َ ص َ ل َ س َ ن َ د ُ ْ ْ ْ ه ُ ب ِ ن َ ق ْ ل ِ ا ل ْ ع َ د ْ ل ِ ا ل ض ّ َ ا ب ِ ط ِ ع َ ن ِ ا ل ْ ع َ د ْ ل ِ ا ل ض ّ َ ا ب ِ ط ِ ا ِ ل َ ي م ُ ن ْ ت َ ه َ ا ه ُ و َ ل ا َ ي َ ك ُ و ن ُ ش َ ا ذ ّ ً ا و َ ل ا َ م ُ ع َ ل ّ َ ل ا ً.
Исходя из вышеприведенного описания, сахих-хадис должен соответствовать следующим признакам: а) в его сэнэд нет разрыва; б) у всех равий был хороший адалят и забт; в) хадис не является “шааз”, т.е. передавший его равий надежен и не противоречит другим известным равий; г) хадис не должен иметь “болезни” - иллят. Если есть “болезнь”, то этот хадис - муалляль. Внешне этот хадис кажется " здоровым", но при его изучении учеными-хадисоведами выявляются ошибки в мэтн. При несоответствии хадиса хотя бы одному из обязательных вышеперечисленных условий – хадис не может являться сахих.
Существует 2 вида сахих-хадисов: а) С ахих- лизатихи ا َ ل ص ّ َ ح ِ ي ح ُ ل ِ ذ َ ا ت ِ ه ِ - в нем нет никаких недостатков, он соответствует всем качествам сахих-хадиса. ( ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ق ُ ت َ ي َ ب ة ُ ب ِ ن ْ س َ ع ِ ي د ِ ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ج َ ر ِ ي ر ُ ع َ ن ْ ع ُ م َ ا ر َ ة ُ ب ْ ن ُ ا ل ْ ق َ ع ْ ق َ ا ع ِ ع َ ن ْ ا َ ب ِ ي ز ُ ر ْ ع َ ة َ ع َ ن ْ ا َ ب ِ ي ه ُ ر َ ي ْ ر َ ي ة َ ق َ ا ل َ: ج َ ا ء َ ر َ ج ُ ل ٌ ا ِ ل َ ي ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ ِ ص َ ل ّ َ ي ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ ف َ ق َ ا ل َ: ي َ ا ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ م َ ن ْ أ َ ح َ ق ّ َ ا ل ن ّ َ ا س ِ ب ِ ح ُ س ْ ن ِ ص َ ح َ ا ب َ ت ِ ي ؟ ق َ ا ل َ: ا ُ م ّ ُ ك َ ق َ ا ل َ ث ُ م ّ َ م َ ن ْ ؟ ق َ ا ل َ: ا ُ م ّ ُ ك َ ق َ ا ل َ ث ُ م ّ َ م ِ ن ْ ؟ ق َ ا ل َ: ا ُ م ّ ُ ك َ ق َ ا ل َ ث ُ م ّ َ م َ ن ْ ؟ ق َ ا ل َ ث ُ م ّ َ ا َ ب ُ و ك َ ).
Пример. Передал Абу Хурейра, что один человек спросил у Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям: " Кому мне служить? " . Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, ответил: " Матери! " . Человек переспросил: " Еще кому? " . Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, снова ответил: " Матери! " . Человек снова спросил: " Еще кому? " . Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям ответил: " Матери! " . Человек: " Еще кому? " . Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям добавил: " Отцу! " . Те равий, которые передали этот хадис, обладают качествами адалят и забт. Кутэйба бин Саид является учителем Бухари и Муслима. Джарир бин Абдильхамид, Омар бин Ка’ка и Абу Зур’а, являются сика. Поэтому данный хадис является с ахих-лизатихи.
б) сахих-лигайрихи َ ا ل ص ّ َ ح ِ ي ح ُ ل ِ غ َ ي ْ ر ِ ه ِ - он соответствует всем признакам сахих-хадиса, но в то же время некоторые из этих признаков слабые. Однако данный хадис подтверждается другим ривайятом. ( ل َ و ْ ل ا َ ا َ ن ْ أ َ ش ُ ق ّ َ ع َ ل َ ي ا ُ م ّ َ ت ِ ي َ ل أ َ م َ ر ْ ت ُ ه ُ م ْ ب ِ ا ل س ّ ِ و َ ا ك ِ ع ِ ن ْ د َ ك ُ ل ّ ِ ص َ ل ا َ ة ٍ ).
Пример. Передал Абу Хурейра: " Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: " Если бы моей умме не было трудно, то я бы приказал ей перед каждым намазом чистить зубы сиваком". Здесь при проверке его сэнэд обнаруживается, что один из равий - Мухаммед бин Амр обладал слабой памятью.
Решение по сахих-хадисам Хадисоведы сказали, что сахих-хадис является далиль и придерживаться его – ваджиб, несмотря на количество равий, которые его передали. Часть ученых придерживаются мнения, что сахих-хадисы составляют основу веры. В то же время большая часть ученых считают, что основой веры являются только Кур’ан Карим и мутаватир-хадисы. Ибн Хазм и некоторые ученые сказали, что сахих-хадисы тоже являются основой веры. Несмотря на то, что они и являются " сика", они тоже могут ошибаться в своём решении.
Степени сахих-хадисов 1) Хадисы, переданные в книгах Бухари и Муслима, называются муттафакун алейх. م ُ ت ّ َ ف َ ق ٌ ع َ ل َ ي ْ ه ِ 2) Хадисы, переданные только Бухари. 3) Хадисы, переданные только Муслимом. 4) Хадисы, не вошедшие в книги Бухари и Муслима, но, в то же время, соответствующие их условиям. 5) Хадисы, соответствующие условиям только Бухари. 6) Хадисы, соответствующие условиям только Муслима. 7) Ученые по хадисам, кроме Бухари и Муслима, признали их соответствующими условиям сахих-хадисов.
Исходя из этого ясно, что, с одной стороны, сахих-хадисы, включенные в " Сахихайн", как в лучшие сборники хадисов, в определенной мере более ценны. С другой стороны, это не умаляет ценности сахих-хадисов, включенных в другие сборники, так как критерием оценки является надежность ривайята. Ибн Дакик-Иль-׳ ыйд в своей книге «Аль-иктирах» представил по сорок сахих-хадисов из каждой семи вышеназванных степеней.
Сборники сахих-хадисов.
Первой книгой, в которой собраны сахих-хадисы, является “Сахих-Бухари“, написанная Бухари (умер в 256/870 году). Другим известным источником сахих-хадисов является произведение Муслима (умер в 261/875 году), который называется “Сахих-Муслим“. Эти две книги несут название “Сахихан“. Также к известным сборникам источниками сахих-хадисов относятся “Муватта“, написанная ранее Имамом Малики (умер в 179/795 году), и более поздние “Сахих“ Ибн Хуземы (умер в 311/923 году) и “Сахих“ Ибн Хыббана (умер в 354/965 году).
2. Хасан-хадис. ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ْ ح َ س َ ن ُ
ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ْ ح َ س َ ن ُ: ه ُ و َ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ا ِ ت ّ َ ص َ ل َ س َ ن د ُ ه ُ ب ِ ن َ ق ْ ل ٍ ع َ د ْ ل ٍ خ َ ف ّ َ ض َ ب ْ ط ُ ه ُ غ َ ي ْ ر َ ش َ ا ذ ّ ٍ و َ ل ا َ م ُ ع َ ل ّ َ ل ٍ
При исследовании качеств равий, передававших хасан-хадисы, видно, что в забт каждого из них имеются некоторые недостатки. Однако в переданных ими хадисах нет шазз и муэалляль.
Хасан-хадисы, также как и сахих-хадисы, подразделяются на два вида: лизатихи и лигайрихи. а) Хасан-лизатихи ا َ ل ْ ح َ س َ ن ُ ل ِ ذ َ ا ت ِ ه ِ - типичный хасан. Если существуют два и более хасан-лизатихи, похожие по тексту и смыслу, то их уровень находится примерно наравне с хадисом сахих-лигайрихи. б) Хасан-лигайрихи ا َ ل ْ ح َ س َ ن ُ ل ِ غ َ ي ْ ر ِ ه ِ определяется по тому, что в сэнэд есть один равий с неизвестными качествами и происхождением, поэтому нет возможности оценить его качества. В таком случае хадис считается слабым. При условии, что существуют подобные по тексту и смыслу хадисы, этот хадис считается хасан-лигайрихи.
Хадисы хасан-лигайрихи очень близки к слабым, они усиливаются только при наличии похожих по смыслу риваийятов. Хадисы хасан-лигайрихи поодиночке не используются, применяются только в совокупности с сильными хадисами. Тирмизи, часто использовавший слово " хасан", дает следующее объяснение термина " хасан-хадис":
( ك ل ح د ي ث ي ر و ي ل ا ي ك و ن ف ي ا س ن ا د ه م ن ي ت ه م ب ا ل ك ذ ب و ل ا ي ك و ن ا ل ح د ي ث ش ا ذ ا و ي ر و ي م ن غ ي ر و ج ه ن ح و ذ ا ك ف ه و ع ن د ن ا ح د ي ث ح س ن ). Что означает: " В сэнэд данного хадиса нет равий, про которого кто-либо сказал, что он лжец; хадис не является " шазз"; существуют хадисы, подтверждающие его". Подобным же образом Тирмизи объясняет термин " хасан-лигайрихи".
Пример хадиса хасан-лизатихи:
( ق ا ل أ ح م د: ث ن ا ي ح ي ي ب ن س ع ي د ع ن ب ه ذ ب ن ح ك ي م ث ن ي أ ب ي ع ن ج د ي ق ا ل: ق ل ت: ي ا ر س و ل ا ل ل ه م ن أ ب ر ؟ ق ا ل: ا م ك ق ا ل ق ل ت: ث م م ن ؟ ق ا ل: ث م ا م ك ق ا ل ق ل ت: ث م م ن ؟ ق ا ل ا م ك ث م ا ب ا ك ث م ا ل أ ق ر ب ف ا ل أ ق ر ب ).
Ахмад бин Ханбаль сказал: " Нам Яхъя бин Са'ид передал от Бехз бин Хакима, который сказал: " Мне отец передал от моего деда, который сказал: " О, Пророк! Кто больше всего заслуживает моего доброго отношения? " Пророк саллаллаху алейхи уа саллям сказал: " Мать! " Дед далее спросил: " Кто после нее? " Пророк саллаллаху алейхи уа саллям ответил: " Мать! " Дед повторно спросил: " Кто еще после нее? " Пророк саллаллаху алейхи уа саллям снова ответил: " Мать, после нее отец, затем остальные родственники в зависимости от степени родства! " [47]
Сэнэд данного хадиса не имеет разрывов, он не является " шазз", смысл данного хадиса не вызывает разногласий среди равий. Ахмад бин Ханбаль и его учитель Яхъя бин Са'ид – два признанных имама. Яхъя бин Са'ид, Насаи и некоторые другие хадисоведы считают Бехз бин Хакима надежным передатчиком. В то же время ученым известны некоторые передачи от Бехз бин Хакима, которые не достаточно ясны. Известно также, что Шуба бин Хаджадж в свое время оценивал качества этого равий и выяснил, что его забт слабый. Поэт 1 ому, согласно решению ученых, данный хадис признан хасан-лизатихи.
Пример хадиса хасан-лигайрихи:
( ق ا ل ا ل ت ر م ذ ي: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ح ج ر ح د ث ن ا ح ف ص ب ن غ ي ا ث ع ن ح ج ا ج ع ن ع ط ي ة ع ن ا ب ن ع م ر ق ا ل: ص ل ي ت م ع ا ل ن ب ي ص ل ي ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ا ل ظ ه ر ف ي ا ل س ف ر ر ك ع ت ي ن و ب ع د ه ا ر ك ع ت ي ن ).
Абу Иса (Тирмизи) сказал: " Это хадис – хасан; его передали Ибн Аби Лейла и Атийиа-Нафи от Ибн Омара".
( ق ا ل ا ل ت ر م ذ ي: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ب ي د ا ل م ح ا ر ب ي ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ه ا ش م ع ن ا ب ن ا ب ي ل ي ل ي ع ن ع ط ي ة و ن ا ف ع ع ن ا ب ن ع م ر ق ا ل: ص ل ي ت م ع ا ل ن ب ي ص ل ي ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ف ي ا ل ح ض ر و ا ل س ف ر: ف ص ل ي ت م ع ه ف ي ا ل ح ض ر ا ل ظ ه ر أ ر ب ع ا و ب ع د ه ا ر ك ع ت ي ن و ص ل ي ت م ع ه ف ي ا ل س ف ر ا ل ظ ه ر ر ك ع ت ي ن و ب ع د ه ا ر ك ع ت ي ن )
Абу Иса (Тирмизи) сказал, что этот хадис – хасан. Предыдущий и приведенный хадис подтверждают друг друга. Поэтому про оба этих хадиса Тирмизи сказал, что они – хасан. Несмотря на то, что передавший последний хадис Ибн Аби Лейла – известный факих, при оценке его забт были выявлены некоторые недостатки. Исходя из этого, данный хадис признан как хасан-лигайрихи.
Хукум (решение, заключение ученых) по хасан-хадисам: Все ученые по фикху утверждают что хасан-хадис - это далиль, и ими необходимо руководствоваться при совершении поступков. Хадисы хасан-лигайрихи также являются хадисами макбуль, т.е. принимаются, если есть несколько подобных хадисов, и отстутствуют хадисы, противоречащие им по смыслу. 3. Да'иф-хадис ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ْ ض ّ َ ع ِ ي ف ُ Эта категория хадисов, которые не отвечают одному или нескольким требованиям, предъявляемым к сахих и хасан хадисам. Даиф-хадисы, в зависимости от их степени несоответствия вышеуказанным требованиям к хадисам, в свою очередь, тоже подразделяются на различные категории. ( ا َ ل ْ ح َ د ِ ي ث ُ ا ل ض ّ َ ع ِ ي ف ُ ه ُ و َ م َ ا ف َ ق َ د َ ش َ ر ْ ط ا ً م ِ ن ْ ش ُ ر ُ و ط ِ ا ل ْ ح َ د ي ِ ث ِ ا ل ْ م َ ق ْ ب ُ و ل ِ )
По различным мнениям ученых выделеляется до 49 до 510 категорий даиф-хадисов. В данной книге предлагается рассмотреть чаще всего встречающиеся 15 категорий даиф-хадисов, таких как: Мурсяль, Мункаты'у, Му'даль, Му'алляк, Мудалляс, Маудуу', Матрук, Мункэр, Му'алляль, Мудрэдж, Маклуб, Мудтариб, Шэзз, Мусаххаф и Мухарраф.
Существуют две группы причин слабости хадисов: 1. В сэнэд имеется разрыв среди равий, передавших хадис, по временным промежуткам. 2. Сэнэд хадиса непрерывный, но в отношении одного из равий необходимо проводить джарх.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы