Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соотношение веры и знанияСтр 1 из 8Следующая ⇒
КАТЕХИЗИС ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Православный катихизис – есть наставление в православной вере христианской, преподаваемый всякому христианину, для благоугождения Богу и спасению души. Катихизис – катихео (греч.) значение – оглашать, устно наставлять. Встречается неоднократно в Св. Пис.: Достопочтенный Феофел был наставлен в учении христианской вере. (Лк.1.4) Главным предметом катихизиса является вера. Вера - это уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом как бы в настоящем (евр.11.1) Для благоугождения Богу и спасения души нам необходимо: 1. Познание истинного Бога и правая вера в Него; 2. Жизнь по Вере и добрые дела. Без веры невозможно угодить Богу (евр.11.6). Вера без дел мертва есть (Иак.2.20). Соотношение веры и знания 1. Знание имеет предмет видимый и постигаемый, а вера имеет предмет невидимый и непостижимый. 2. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера основывается на доверии к свидетельству истины. 3. Знание принадлежит уму, а вера принадлежит сердцу, хотя и начинается в мыслях. Учение благочестия требует не только знания, но и веры, потому что главным предметом нашего учения есть Бог невидимый и непостижимый. И поэтому многое учение может быть принято только верой. ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ Естественное Сверхестественное Самопознание / познание окр. Св. Пред. Св.Писание Мира ЕстественноеБогопознание – возможность познать Бога через красоту, гармонию, целесообразность окружающего мира. 1. Путь рассмотрения видимого мира. Св.Василий Великий: « Не познать Творца через созерцание мира, значит ничего не видеть в ясный полдень». 2. Путь самопознания. Апологет Тертулиан: «каждая душа по своей природе является христианкой». Пр.ИоаннДамаскин: «мысль о том что Бог есть Он сам насадил в природе каждого человека». Естественное Богопознание представляет собой начальный, и весьма несовершенный способ Богопознания, потому, что приводит человека к общим и неопределенным представлениям о Боге. Д.З стр 3-18 прот. Олег Давыденков.
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ - Познание Бога через Божественное откровение. То что сам Бог открыл людям для того, чтобы они смогли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его. Провозвестники. Поскольку своей греховностью и нечистоте не все способны общаться с Богом лицом к лицу. И поэтому Бог употребил особых провозвестников Божественного откровения. Числу таких провозвестников принадлежат: Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки. В В.З Бог постепенно открывал себя людям. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение В.З-ого откровения о Спасителе, который в полноте принес откровение Божие. «Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках в последние дни говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил (Евр 1, 1-2). В день своего вознесения Господ заповедовал своим ученикам «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа, уча их соблюдать все, что я вам заповедовал (Мф. 28, 20). В Новом Завете Божественное откровение обращено ко всем народам. Если В.З был подготовительным в народе, то Н.З был на все времена. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ. - Под Св.Пред. разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды. « я от самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11, 23). «стойте и держите предание, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2, 15). «предание, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквях через преемство пресвитеров». (сщмч. ИринейЛеонский) ИСТОЧНИКИ СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ. 1. Это символ веры который содержит в себе догматы и веру церкви ( в том числе и древние символы веры) 2. Правила апостольские(85), правила вселенских соборов, и правила поместных соборов. 3. Древние литургии. Считаются одним из самых важных источников Священного Предания 4. Мученические акты первых веков христианства. 5. Творения древних отцов и учителей церкви. Самый богатый источник. (отеческое писание) 6. Практика церкви. – Священные времена – посты, праздники. Священные места – устройство храмов, монастырей, часовен. Священнодействия – это церковное чинопоследования, таинства и обряды. Истинным хранилищем Св.Пред является Церковь Христова «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15). СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ. - это книги написанные духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библиями. Канон книг священного писания – канон (канонос греч.) – тростник. И это слово постепенно стало обозначать норму, стандарт, а так же перешло в использование. Канон Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаудикийском соборе 364 г и Карфагенском соборе 397г. В В.З 50 книг. Из которых 39 канонических и 11 неканонических (не богодухновенные). Книги В.З можно разделить на 4 разряда. 1. Законоположительные. 5кн. Моисея. 2. Исторические. 4 книги царств, Книги Судей, Иисуса Навина 3. Книги учительные, которые содержат учения благочестия. Псалтирь, притчи Соломона, книга Иова, Екклесиаст… 4. Книги пророческие Исая, Иеремия, Иезекииль, Даниил. Не канонические, маккавейские, 2, 3 Ездры, Давид, Варух, Иудив, книга Премудрости Соломона, книга премудрости Иисуса сына сирахова.. 10 книг дошли до нас на греческом языке, одна Ездры, на латинском языке. Рекомендуются для назидательного чтения и пользуется большим авторитетом. Священные книги Нового Завета. Делятся на 4 раздела. 27 книг и все они богодухновенные (канонические). 1. Законоположительные книги. 4 Евангелиста. 2. Книга историческая. Деяния Святых апостолов. 3. Книги учительные. 7 Соборных посланий. 14 посланий апостола Павла. 4. Книга пророческая. Апокалипсис.
Все книги написаны на др.греч. языке, «койне» диалекте. В первые века на ряду со Св.Пис. существовало множество других книг, которые тоже претендовали на место Св.Писания и в каждой поместной церкви есть.. Книги которые не вошли в Св.Пис. называются апокрифы (тайный, скрытый, сокровенный) это произведения с библейским содержанием. Существуют Апокрифы как В.З так и Н.Зые, а так же они делятся на дозволенные(Н.З похожи на канонические В.З) и отреченные (запрещены для чтения).
Понятие о Символе веры. - В кратких, но точных словах изложено учение о том, во что должны веровать христиане. наизусть Слово символ (симвало) переводится как - содержу вместе, соединять. В последствии слово символ приобрело много других значений, но у всех них была одна и та же суть – соединения, объединения. Православный Символ Веры был принят на Вселенских соборах, на Никейском и Константинопольским (Цареградским). На никейском было принято первые 7 членов Символа Веры, на Константинопольском 5.
Вселенский собор – собрание пастырей и учителей христианской церкви по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочестия между крестьянами. Всего в истории 7 Вселенских соборов: 1. Никейский. 325 г 2. Константинопольский 381г 3. Ефесский 431 г 4. Халкидонский 451г 5. Второй Константинопольский 553г. 6. Третий Константинопольский 680г 7. Второй Никейский 787г Задача и цель собора, явить единство, так же в истории известны разбойничьи соборы. Вселенские соборы собирались по примеру св.Апостолов, которые в 49 году, собрали апостольский собор в Иерусалиме.(Деян.15)
1. Член Символа Веры. Верую, подходит ко всем членам Символа Веры. Возможность познания Бога. Уразуметь, понять Божественную сущность логическим путем невозможно. Сущность Бога уникальна, поэтому мы не можем до конца познавать Бога путем сравнения. Познание Бога возможно через проявление его действий. Первые кто начал проповедовать учение о познании Бога, были Кападокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский: «Невидимый по естеству, делается видимый в действиях.»наизусть И таким образом выражаясь филососким языком, Бог одновременно транцедентен (выходит за пределы мира) и имманентен (прибывает в мире, познаваемый). БОГ ЕСТЬ ДУХ В Св.Пис. часто встречаются антропоморфизмы. Это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей присущих человеку. Богу приписываются телесные члены. Чувства: гнев, любовь, раскаяние…все это мы должны понимать в духовном смысле. Евангелие от Иоанна (4, 24) 1. Естество Божие невещественно. 2. В Божественной природе нет никаких сложностей. 3. Бог не нуждается в месте. Бог не имеет никакого объема. 4. Божественное естество внутренне едино. И не допускаются никакие противоречия. 5. Бог является живым, свободоразумным.
Из всего сказанного мы можем вывести 2 группы Божественныхсв-в:
Катафатическиесвойста. - те св-ва через которые Бог открывает себя миру.
1. Всеведущь . «Бог знает все» (1Ин 3, 20). Совершенное самосознание. Совершенное ведение в своих делах. Бог знает мир не так как человек. 2. Всемогущество. « Я Бог Всемогущий» (Быт. 17, 1). Это св-во означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. 3. Всеблаженство . «…Блаженство в деснице твоей вовек» (Пс. 15, 11). Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находиться в гармонии и ни одна из сил не превышает гармонию. 4. Благость. «Благ Господь во всем и щедроты его на всех делах его»(Пс.144, 9) Будучи всеблаженным Бог открывает себя всему творению всеблагим и любящим, дарует творению столько благ, сколько нужно для их блаженства, дарует столько, сколько они могут принять по своей природе. Под благостью мы понимаем любовь и милосердие. 5. Правда. «Господь праведен, любит правду; лицеЕго видит праведника» (Пс.10, 7) Так как Бог есть полнота совершенства, это совершенство он требует от творения. «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный» (Мф.5, 14). Для достижения этого совершенства Он дает заповеди. При исполнение закона Бог награждает, а за нарушение – наказывает. Окружающая действительность порой заставляет человека усомниться в справедливости Божией. На такое суждение мы можем возразить следующие доводы: 1. Нельзя ограничить правосудие Божие только пределами земной жизни. 2. Человек обладает свободной воле. Счастье или бедствие в полной мере зависит от самого человека. 3. С христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям, к покаянию и исправлению. Сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производиться по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется.
ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Вера в единого Бога не является специфическойособенностью христианства, в единого Бога так же веруют мусульмане и иудеи. Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын, Святой Дух – троица единосущная и нераздельная. Этот догмат непостижим на уровне рассудка ума. Догмат о Пресвятой Троице является основанием всего христианского веро- и нравоучения. Каждое лицо Пресвятой троицы есть Бог, но они суть не три Бога, а суть единое Божество. И три Божественных Лица отличаются личными ипостасными свойствами. Отец не рожден, Сын рожден, и Дух Святый исходит от Отца. Творение вещественного мира Свидетелей того, как творился мир не было. Поэтому наше знание основывается на вере, на доверии словам Божественного откровения. Бог сотворил мир в 6 дней. В 7ой день Бог почил. День по евр «йом» в Библии многозначно, оно может значить как 24 часа, так и некоторый неопределенный период времени. 1. В 1ый день Бог сотворил свет. 2. Видимое небо (твердь). 3. Вместилища вод на земле, сушу, растния. 4. Солнце, луну, звезды. 5. Рыб и птиц 6. Животных и человека. 7. Суббота (шаббат) – день покоя. Бог почил.
Творение человека Согласно повествованию 1 и 2й глав книг Бытия природа человеческая двусоставна. Сотворив тело человека из праха земного, Бог вдунул в лицо дыхание жизни. Эта теория называется дихатомия. Есть трихатомия – тело, дух, душа. Обе версии правильные. Вдунул в лице его дыхание жизни – означает, что в каждом человеке присуща частица Божества, то человек естественно пребывает в благодатном состоянии. В первой главе Бытия говорится о создании человека, а во 2й уже о создании мужчины и женщины. Т.е природа человека находится в двуединстве. Адам ходил по саду и нарекал имена, то не нашел подобного ему. И Господь сказал: «нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помошника». Бог навел на Адама иступление, и создает из его ребра женщину. Создает из плоти близкой к сердцу. Разделение на два пола обусловлено деторождением и восполнением друг друга. Образ и подобие Божие в человеке. Каждый человек является образом Бога, который дается при рождении. 1. Это наша душа, которая бессмертна. 2. Человек трех-составен: дух, душа и тело. 3. Человек может творить, рождать себе сущих. Подобие Божие это задача, которую человек должен решить на протяжении всей своей жизни. Не всякий человек является подобием Божием. «Стяжи дух мирен и 1000 вокруг тебя спасутся» преп. Серафим Саровский. Состояние первозданного человека.
Знал ли Адам, что такое плохо? «Нехорошо быть человеку одному» Самое страшное для человека быть одному. Для Адама и Евы вне Бога. Адам теоритически знал, что такое зло
Действия промысла Божия. 1. Мирохранение. Господь сохраняет существующий мир. 2. Мироправление. «Через Него, все успешно достигает своего назначение» (Сирр 43.28). Виды промысла Божия. 1. Общий промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами. 2. Частный промысл. Распространяется на частные предметы явления отдельных существ. Предопределение Божие. - это изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству. Предопределение Божие в отношении каждого человека имеет 2 момента: 1. Безусловный. Бог вне зависимости не от чего дарует человеку все необходимое для его спасения. 2. Условный момент, который состоит в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того как он пользуется дарованными ему средствами к спасению. Преп. Иоанн Дамаскин: «Бог все предвидит, но не все предопределяет».
Грехопадение прародителей
В Св.Пис. говорится, что Христос пришел в мир для нашего спасения. Нужно понимать, от чего Господь нас спасает и от чего избавляет. По словам преподобного Григория Синаита невозможно проследить грехопадение и его последствия, не рассмотрев первозданное состояние человека. После своего сотворения человек был помещен в Эдемском саду и Господь дал заповедь его возделывать. Из этого виден принцип синергизма – соработничества. Живя в раю человек не колебался между выбором добра и зла. Человек и окружающий мир находился в неразрывном единстве. До грехопадения Адам знал, что такое грех. «Существо, которое не умеет отличать добра от зла, называется животное, а не человек» Свт. Иоанн Златоуст. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт 2.18). Самое глубокое определение зла – это одиночество, разъединение и раскол. Адаму не был ведом опыт зла. Он не был ему причастен. Грех заключался не во вкушении плода, а в нарушении заповеди Божией. В раю человеку был предложен троякий путь совершенствования:
1. Физический. Возделывание земли и хранение. 2. Труд интеллектуальный. Наречение имен животным. 3. Труд аскетический. Пост, не вкушение от древа познания добра и зла. Грехопадение – это не только непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых выделяют: 1. Поругание святыни. Дана заповедь - не вкушать. 2. Человекоубийство – человек становиться смертным. 3. Духовное любодеяние – человек захотел стать богом без Бога. Центральное место среди этих моментов занимает гордость. Последствия грехопадения Имеет общее наименование как проклятие. Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим. Бог не проклинает Адама. Проклята земля в делах твоих, в поте труда будешь добывать себе хлеб. После Бог изгоняет человека из рая. Целью проклятия является не мщение, а исправление человека. Смирение гордыни, приводит человека к покаянию. Грех есть рассогласование воли человека и воли Божией, т.е грех – это бунт человека против Бога. К чему привел грех – к разлучению единства, кот.было между Богом и человеком. Отпав от Бога, человек оказывается в лапах дьявола. Человек не имеет возможности самостоятельной выти из этого состояния. И таким образом человек оказывается обреченным вначале на смерть телесную, а потом духовную. Физические последствия. Тело – послушное оружие души. Душа в подчинение у духа. Дух стремился к Богу. Все эти три высказывания применимы до грехопадения. Материальный мир, природа подчинялись человеку. Грех ломает эту иерархию: Дух разрывает связь с богом и попадает в зависимость от души. Душа порабощается телом. Тело зависит от внешнего мира. Лишившись благодати, человеческое естество не способно к постоянному восстановлению. Жизненный ресурс у человека истощается. Человеческая природа становится тленной. 1. Подверженность человека к страдательному состоянию. 2. Разрушение, распад целого на элементы. Рассогласования разума, чувств и души человека. Все это приводит к смерти телесной и духовной. Попущение смерти телесной есть благость Бога человеку. Человеческая душа лишилась высших душевных способностей. 1. Человеческий разум омрачился. Он не способен различать добро и зло. 2. У человека ослабевает познавательные способности. Адам прячется от Бога в кустах. 3. Человеческая воля увлекается противоестественными желаниями и склонна более ко злу нежели к добру. 4. Сердце оскверняется неведанными чувствами: ненавить, зависть, злоба.
Общение свойств во Христе. Часто в Св.Пис человеческие свойства приписываются Христу как Богу. «Распяли Господа Славы» (1Кор 2, 8) И наоборот свойства Божественные приписываются Христу как человеческие. «Никто не восходил на небо, как только сшедый с небес Сын Человеческий сущий на небесах». (Ин 3, 13). Следует иметь ввиду, что когда мы приписываем Христу Божественные свойства, такие как всеведение, всемогущество…то мы должны понимать, что эти свойства были восприняты настолько, насколько могла уместить человеческая природа, для того чтобы не превратиться в Божество. Во Христе не только две природы, но и две воли и два действования. Пример – Гефсиманское борение. (Лк 22, 42) О Пресвятой Богородице Происходила из рода Авраама и Давида. Она была обручена праведному Иосифу, он был её родственником. Наименование «Богородицы» является богодухновенным (Лк 1, 43). Еще она именуется приснодевой – это означает, что она на протяжении всей жизни была девой. Рождение было совершенно безболезненно.
Сотериология - сотерия (спасение), логос (учение) – учение о спасении. В Св.Пис о спасении говориться двояким образом: 1. С одной стороны о спасении говорится, как о событии уже совершившимся и от нас независящим. Вы спасены и сие не от вас, но Божий дар. (Еф.2, 8) 2. С другой стороны утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения. Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. (Флп. 2, 12) Таким образом, Св.Пис различает истину совершенного спасения, и истину необходимости совершения спасения каждому человеку. Часто спасение называется искуплением, но два этих понятия они отличаются. Искупление - это часть нашего спасения. Греч. – аполитросис (выкуп). Освобождение пленных или рабов, преступников, которые собственными силами освободиться не могут. В В.З евреи тоже приносили выкуп за своих первенцев. В следствии нашего грехопадения мы обязаны нести наказание за наши грехи в виде смерти духовной, но и телесной. Подвиг Христа Спасителя, носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти. Цель искупления 1. Обожение человеческой природы. 2. Устранение преград для спасения человека:
- Грех. Рассогласование воли человеческой и воли божественной, бунт человека против Бога. Грех всегда приводит к разрушению изначального единства, между человеком и между людьми. - Проклятие. Выражается в отчужденности человека от Бога, как от источника жизни. - Дьявол. Отпав от Бога человек оказывается во власти падших ангелов. - Смерть. Находясь в состоянии отчужденности от Бога и во власти дьявола, человек не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния. И таким образом он оказывается обреченным на смерть.
Самой главной проблемой сотериологии, что она мало догматизирована. Библейские и святоотеческие образы нашего спасения. 1. Юридический образ. Описывает тайну искупления посредством понятий заимствованных из логики социально имущественных отношений. 2. Пасторский образ. Христос предстает перед нами как добрый пастырь. Добрый пастырь ищет заблудшую овцу, охраняет стадо от волков и ведет стадо на тучные пастбища. 3. Образ воина. Воин разрушает вражескую крепость (врата ада). Связывает супостата (дьявола). Освобождает пленников. Этот образ часто встречается в Октоихе. 4. Образ врача. Христос предстает перед нами как врач. Исцеляющий недугующее грехом человеческое естество. Притча о милосердном самарянине. Для православных этот образ является центральным. 5. Дипломатический. Образ Божественной мудрости (Божественной хитрости). Образ рыбалки. Образ таблетки (лекарства). Дьявол поглощает души праведников в свое чрево, съев Христа, он не смог его переварить, и изблева все содержимое…
Нравственна теория спасения
Более 100 лет назад преп. Казанского университета Н. Петров создает новую теорию о спасении, кот называется: «Теория о спасении». Он отталкивался, что юридическая теория не приемлема для православного богословия. Главный сотериологический момент спасения по о. Николаю – это Гефсиманское борение, когда человеческая воля подчиняется и исправляет грех непослушания, а крестная смерть – это иллюстрация, педагогическая картина того, как Христу больно висеть и страдать. Главная положительная сторона в том, что она критикует юридическую теорию, а отрицательная – что эта теория не продумана и лишает сотериологического (спасительного) спасения всей жизни Христа.
Сошествие Христа во ад Состояние, в кот. был Христос после своей смерти и Воскресения выражает песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй и неописаный». Когда тело Спасителя покоилось во гробе, его чел. душа сошла во ад. Христос сходит во ад, чтобы там проповедовать победу над смертью и избавить, души, кот. с верою ожидали его пришествия. Телесная смерть не привела к разрушения единства Богочеловека. Воскресение Христово «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15. 17) В ВЗ существовал обычай принесения Богу начатков урожая, так освящался весь урожай. «Как Христос воскрес, так и мы, верующие в него, воскреснем». (Петр). «Но Христос – первенец воскресших из умерших». «Как во Адаме все умирают, так во Христе все живут» (1 Кор. 15. 22). Воскресение Христово отличается от всех воскресений и оживлений, кот. Христос осуществлял во время своей земной жизни. В ВЗ есть много пророчеств о воскресении Христовом. «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тления» (Пс. 15. 10). Пророк Иона был во чреве кита трое суток и был выброшен на сушу живым. Вознесение Господне Вознесение Христово было предсказано еще в В.З. «И станут многие Его в тот день на горе Елеонской, которые пред лицем Иерусалима к Востоку» (Захария 14: 4). О исполнении этого пророчества повествуют Евангелисты Марк и Лука, «Господь после беседования с ними вознесся на небо» (Мк 16: 19). Своим вознесение Господь открывает нам путь на небеса. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе» (Ин 12: 32). Апостол Павел называет Христа Предтечей, т.е тем который идет впереди и пролагает путь. Христос вошел на небеса своим человечеством. Господь возноситься во славе. Вознесение понимается как возвращение человеческого естества к Богу Отцу, снова человеческая природа соединяется с Богом, человеческая плоть прославленная и обоженная соделалась причастной вечной славе. Значение выражения «…Сидящаго одесную Отца…» В древних царских церемониях, сидение по правую руку означало соучастие в царских почестях, власти и управления царством, а так же принятие на себя ответственности. Соломон посадил свою мать по правую руку от себя.
Эклессиология Понятие о Церкви Христовой. Церковь происходит от эклессия(греч), собирать, созывать. В Др. Афинах этим словом назывался созыв собрания, в кот. входили избранные граждане. В христианстве понималось это собрание призванных в общество Господне, здесь мог быть любой чел., услышавший зов Бога. Посредством Церкви, ее таинств и обрядов человек может приобщиться к спасительным плодам Христа. Церковь имеет две стороны: видимую и невидимую, как Христос состоит из двух естеств: человеческую и Божественную. С видимой стороны Цер. предстает как человеческое объединение. А с невидимой стороны – это сам Господь и невидимая благодать. Церковь – это богоустановленное общество, при Моисее и Давиде была скиния. А при Соломоне – Храм. В Н.З. тоже есть много образов Церкви. К Церкви принадлежат все православные христиане и умершие в православной вере, и ангелы. Часто Церковь земную называют Церковью странствующей и воинствующей. Она как корабль. Плывущий по житейскому морю к Царству Божиему, а Небесной Церковью потому, что торжествующая. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами. Христос является краеугольным камнем, главой Церкви. Св. Дух является строителем Церкви. Существенные свойства Церкви Христовой. 1. Единство Церкви. «Я создам Церковь мою» (Мат. 16.18.) «Мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12. 5.) «Одно тело и один дух, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Ефес. 4.4-6.) Несмотря на то, что Церковь едина, она разделяется на административные, территориальные, государственные, языковые принципы разделения. После сошествия Св. Духа на апостолов, они разделяются и расходятся по разным странам. Святость Церкви Церковь свята не потому, что находятся в ней святые, а потому что основатель её свят и человек может получить в церкви освящение, благодать, через участие в таинствах и обрядов церкви. Личные грехи, Церковь не оскверняют и не умаляют. Единственно кто не может быть членом церкви это еретики, или наркоманы.
Соборность Церкви Ветхозаветная Церковь была ограничена пространством, временем и народом, Новозаветная Церковь не имеет этих ограничений ни местом, ни временем, ни народом, потому что Христос сказал своим апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Соборность понимается, как целостность, неповрежденность.
Апостольство Церкви Апостол (посланник). Церковь утверждена на апостольском основании, после сошествии святого духа на апостолов, они пошли проповедовать Евангелие. Апостольская Церковь – которая передавала благодатные дары своим преемникам. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Это вопрос о границах церкви. Он всегда изучался очень остро. Киприан Карфогенский: «вне церкви нет спасения», «кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ - в котором верующий при троекратном погружении в воду, с призванием Бога Отца и Сына и Святаго духа, умирает для жизни плотской (греховной) и возрождается от Духа Святаго в жизнь духовную. «кто не родится от воды и духа святаго, тот не войдет в жизнь вечную». Господь сам принимает крещение от Иоанна, чтобы дать нам пример. По воскресении Он говорит ученикам: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Таинство может совершаться только один раз в жизни.
МИРОПОМАЗАНИЕ - в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа взращивающие к жизни духовной. Исторически эти таинства совершали апостолы через руковозложение. С увеличением числа верующих, апостолы не могли физически на всех руки возлагать. И поэтому руковозложение было заменено на миропомазание, которое освящено апостолом. Совершительная формула: печать дара духа Святаго. Аминь.
ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ - таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения священника, невидимо разрешается от своих грехов самим Иисусом Христом. Таинство исповеди установил сам Христос: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле будет разрешено на небе».
ЕВХАРИСТИЯ В таинстве Евхаристии хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь. И верующие приобщаются Их для теснейшего соединения в жизнь вечную. Совершается на Божественной Литургии на Евхаристическом каноне. Таинство Евхаристии было установлено на Тайной Вечере. Тайну преложения святых даров Православная Церковь рационально объяснить не может.
ТАИНСТВО БРАКА Брак есть таинство, в котором при свободном обещании жениха и невесты церковь благословляет на супружеский союз и испрашивает им благодать чистого единодушия и к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таинство брака было установлено в раю. Бог благословил союз мужчины и жены: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ей». «Оставит человек Отца и Матерь свою и прилепится к жене своей, и будут два плоть едина, тайна сея велика» (апостол Павел).
КАТЕХИЗИС ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Православный катихизис – есть наставление в православной вере христианской, преподаваемый всякому христианину, для благоугождения Богу и спасению души. Катихизис – катихео (греч.) значение – оглашать, устно наставлять. Встречается неоднократно в Св. Пис.: Достопочтенный Феофел был наставлен в учении христианской вере. (Лк.1.4) Главным предметом катихизиса является вера. Вера - это уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом как бы в настоящем (евр.11.1) Для благоугождения Богу и спасения души нам необходимо: 1. Познание истинного Бога и правая вера в Него; 2. Жизнь по Вере и добрые дела. Без веры невозможно угодить Богу (евр.11.6). Вера без дел мертва есть (Иак.2.20). Соотношение веры и знания 1. Знание имеет предмет видимый и постигаемый, а вера имеет предмет невидимый и непостижимый. 2. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера основывается на доверии к свидетельству истины. 3. Знание принадлежит уму, а вера принадлежит сердцу, хотя и начинается в мыслях. Учение благочестия требует не только знания, но и веры, потому что главным предметом нашего учения есть Бог невидимый и непостижимый. И поэтому многое учение может быть принято только верой. ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы