Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богословские споры о нетварном характере божественной енергии.



Разработано учение каппадокийцев, этим учением пользовались на протяжении тысячалетия. Произошел спор между ВарлаамомКалабрийским и св. Григорием Паламой. Монах Варлаам получил западное образование в Италии. Он приезжает на Восток(афон). Между ним и монахами монастыря возникает спор на счет нетварного света, который монахи созерцают когда совершают молитву. Что Варлаам счел это за природное явление. А монахи сравнивали этот свет с тем светом как преобразился Христос перед учениками. На защиту афонских монахов вступает св.Григорий Палома, который убедительно раскрывает учение о нетварном характере Божественной энергии.

 

БОГ ЕСТЬ ДУХ

В Св.Пис. часто встречаются антропоморфизмы. Это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей присущих человеку. Богу приписываются телесные члены. Чувства: гнев, любовь, раскаяние…все это мы должны понимать в духовном смысле. Евангелие от Иоанна (4, 24)

1. Естество Божие невещественно.

2. В Божественной природе нет никаких сложностей.

3. Бог не нуждается в месте. Бог не имеет никакого объема.

4. Божественное естество внутренне едино. И не допускаются никакие противоречия.

5. Бог является живым, свободоразумным.

 

Из всего сказанного мы можем вывести 2 группы Божественныхсв-в:

 

Апофатические св-ва                        катафатическиесв-ва

(отрицательные)                                                       (положительные)

 

Апофатические св-ва. – это свойства получаемые путем отрицания за божественным существом ограничений и недостатков свойственных тварному бытию.

1. Вечность. Этим св-ом отрицается зависимость Бога от условий времени. Для Бога не существует понятий прежде, было, теперь…Бог всегда в настоящем. «ты, господи, пребываешь во веки» (плач. 5, 19)

2. Вездесущий. Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства. «куда пойду от духа твоего и от лица твоего убегу? Зайду ли на небо, ты там, сойду ли в преисподню, и там ты, возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и тама десница твоя» (Пс. 138, 7-11). Все отстоит от Бога не местом, а природой (Иоанн Дамаскин). Бог проникает все существующее, но ни с чем не смешивается, и в него ничего не проникает. Существуют особенные мета Божественного присутствия:

Небеса, Храм, Человек.

3. Неизменяемость. Под этим свойством отрицается видоизменение. «Ибо Я Господь, я не изменяюсь» (мал.3, 6)

От неизменяемости Божества следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого сущ.Божия, а отношений между Богом и человеком.

 

Катафатическиесвойста.

- те св-ва через которые Бог открывает себя миру.

 

1. Всеведущь . «Бог знает все» (1Ин 3, 20).

Совершенное самосознание. Совершенное ведение в своих делах. Бог знает мир не так как человек.

2. Всемогущество. « Я Бог Всемогущий» (Быт. 17, 1).

Это св-во означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия.

3. Всеблаженство . «…Блаженство в деснице твоей вовек» (Пс. 15, 11).

 Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находиться в гармонии и ни одна из сил не превышает гармонию.

4. Благость. «Благ Господь во всем и щедроты его на всех делах его»(Пс.144, 9)

Будучи всеблаженным Бог открывает себя всему творению всеблагим и любящим, дарует творению столько благ, сколько нужно для их блаженства, дарует столько, сколько они могут принять по своей природе. Под благостью мы понимаем любовь и милосердие.

5. Правда. «Господь праведен, любит правду; лицеЕго видит праведника» (Пс.10, 7)

Так как Бог есть полнота совершенства, это совершенство он требует от творения. «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный» (Мф.5, 14). Для достижения этого совершенства Он дает заповеди. При исполнение закона Бог награждает, а за нарушение – наказывает.

Окружающая действительность порой заставляет человека усомниться в справедливости Божией. На такое суждение мы можем возразить следующие доводы: 1. Нельзя ограничить правосудие Божие только пределами земной жизни. 2. Человек обладает свободной воле. Счастье или бедствие в полной мере зависит от самого человека. 3. С христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям, к покаянию и исправлению. Сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производиться по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь