Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственна теория спасения



 

Более 100 лет назад преп. Казанского университета Н. Петров создает новую теорию о спасении, кот называется: «Теория о спасении». Он отталкивался, что юридическая теория не приемлема для православного богословия. Главный сотериологический момент спасения по о. Николаю – это Гефсиманское борение, когда человеческая воля подчиняется и исправляет грех непослушания, а крестная смерть – это иллюстрация, педагогическая картина того, как Христу больно висеть и страдать.

Главная положительная сторона в том, что она критикует юридическую теорию, а отрицательная – что эта теория не продумана и лишает сотериологического (спасительного) спасения всей жизни Христа.

 

Православное учение о спасении.

Святоотеческое богословие воспринимает грех как болезнь и повреждение человеческой природы и естества. Спасение понимается как освобождение от болезни, т.е. исцеление от природы. Но Христос пришел не только исцелить, но и преобразить природу человека. ( Фаворская гора).

Православное богословие не считает возможным свести искупительный подвиг Христа к одному мгновенному акту. Вся жизнь Спасителя от момента воплощения до Вознесения имеет искупительное значение, каждое событие земной жизни Христа является исполнением предыдущего и без него невозможно.

Афанасий Александрийский «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати, чтобы произошло обоживание человеческого естества»

Цель пришествия Христа в мир – это соединение человека с Богом, чтобы чел. от Бога больше не отпадал. Грехопадение по факту состояло в непослушании, что привело к рассогласованию воли человеческой и воли Божественной. Искупление означает обратное движение, явив абсолютное послушание Отцу, Христос приводит свою человеческую волю в совершенное единение с волей Божией. Происходит соединение человеческого естества, когда две воли согласованы, происходит сопричастность естеству.


 


КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА, ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ – ИСКУПЛЕНИЕ

Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, но крестная смерть занимает особое место, центральное, в деле искупления. Из В.З мы можем привести прообразы крестной смерти: Авраам ведет на заклание Исаака, Моисей на войне против амалика, медный змей, 10 казнь Египетская. В Н.З Иоанн показывает на Христа: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин 1, 29)

Христос умирает совершенно свободно, Он сам идет на смерть, добровольно. «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает её у меня, но Я Сам отдаю её» (Ин 10, 17-18).

В Символе Веры мы поем за ны – за нас. Крестная жертва, это кульминационный момент всего служения Христа. Христос Говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин 12, 27). Крестная смерть это величайшая тайна и мы её рационально познать не можем. Но можно сделать несколько замечаний по поводу крестной смерти:

1. На кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку.

2. Крестная смерть это предел самоуничижения сына Божьего, проявление абсолютного послушания, верности до смерти. Грех искривил человеческую природу и именно на кресте Господь выпрямляет нашу согбенность перед грехом.

3. Крестная смерть это освобождение от проклятия как следствие греха. Христос освобождает род человеческий.

4. Добровольное принятие смерти является необходимым условием победы над ней. «смертию смерть поправ…»

Были такие еретики Докеты, и они отверждали что Христос никаких страданий не испытывал, он притворялся, чтобы показать педагогическое значение. Христос страдал и умер не Божеством, а человечеством. Страдания Иисуха Христа для нас тоже являются тайной. Мы не можем постичь, понять и представить какие страдания Христос перенес. Смерть для Христа была противоестественной.

При Понтийстем Пилате – для того чтобы обозначить время когда пострадал Христос.


 


Сошествие Христа во ад

Состояние, в кот. был Христос после своей смерти и Воскресения выражает песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй и неописаный».

Когда тело Спасителя покоилось во гробе, его чел. душа сошла во ад. Христос сходит во ад, чтобы там проповедовать победу над смертью и избавить, души, кот. с верою ожидали его пришествия. Телесная смерть не привела к разрушения единства Богочеловека.

Воскресение Христово

«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15. 17)

В ВЗ существовал обычай принесения Богу начатков урожая, так освящался весь урожай. «Как Христос воскрес, так и мы, верующие в него, воскреснем». (Петр). «Но Христос – первенец воскресших из умерших». «Как во Адаме все умирают, так во Христе все живут» (1 Кор. 15. 22).

Воскресение Христово отличается от всех воскресений и оживлений, кот. Христос осуществлял во время своей земной жизни.

В ВЗ есть много пророчеств о воскресении Христовом. «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тления» (Пс. 15. 10). Пророк Иона был во чреве кита трое суток и был выброшен на сушу живым.

Вознесение Господне

       Вознесение Христово было предсказано еще в В.З. «И станут многие Его в тот день на горе Елеонской, которые пред лицем Иерусалима к Востоку» (Захария 14: 4).

       О исполнении этого пророчества повествуют Евангелисты Марк и Лука, «Господь после беседования с ними вознесся на небо» (Мк 16: 19).

       Своим вознесение Господь открывает нам путь на небеса. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе» (Ин 12: 32). Апостол Павел называет Христа Предтечей, т.е тем который идет впереди и пролагает путь. Христос вошел на небеса своим человечеством. Господь возноситься во славе.

       Вознесение понимается как возвращение человеческого естества к Богу Отцу, снова человеческая природа соединяется с Богом, человеческая плоть прославленная и обоженная соделалась причастной вечной славе. Значение выражения «…Сидящаго одесную Отца…» В древних царских церемониях, сидение по правую руку означало соучастие в царских почестях, власти и управления царством, а так же принятие на себя ответственности. Соломон посадил свою мать по правую руку от себя.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь