Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На Абсолют не влияет иллюзия проявления



 

Это всего лишь аналогия. Было бы ошибкой думать, что с Абсолютом происходят какие-то реальные изменения, когда импульс воли к сознательности приводит к возникновению мира проявлений. Внутри бытия Абсолюта невозможен акт инволюции или эволюции; и ничто реальное не может быть рождено из него. Предполагаемое изменение, происходящее при сотворении проявленного мира, не есть онтологическое изменение, или изменение бытия Абсолютной Реальности; это лишь кажущееся изменение. С одной стороны, акт проявления надо рассматривать как расширение беспредельного бытия Абсолюта, поскольку через этот акт Бесконечное, не имеющее сознания, стремится обрести его. Но так как на это расширение Реальности воздействует самоограничение различными формами жизни, акт проявления можно также назвать процессом вечного сужения. Но, смотрим ли мы на акт проявления как на расширение реальности или ее вечное сужение, в любом случае ему предшествует начальный порыв или движение, которое с интеллектуальной точки зрения можно охарактеризовать как внутренне присущее Абсолюту желание быть сознательным.

Многообразие творения и обособленность индивидуальностей существует только в воображении. Существование творения или мира проявления основано на иллюзии, так что, несмотря на проявление бесчисленных индивидуальностей, Абсолют остается тем же самым, не претерпевая никакого реального расширения или сужения, увеличения или уменьшения. Но, хотя с Абсолютом не происходит никаких видоизменений, имеет место его кажущееся разделение на многие индивидуальности.

 

Первоначальная иллюзия в камне

 

Первоначальная иллюзия знаменует формирование санскар, начинающееся в некотором определенном центре, который становится первым фокусом проявления индивидуальности. В сфере физического этот первый фокус представляет инертный камень трех измерений, имеющий рудиментарное, частичное сознание, достаточное лишь для просвещения собственной формы. Какой бы свет ни существовал в фазе камня, он происходит из Абсолюта, а не из тела камня. Но сознание не может расширить свои границы независимо от тела камня, потому что Абсолют прежде всего отождествлен с сознанием, а через него — с камнем. И так как любое дальнейшее развитие сознания в камне невозможно, огромную важность приобретает эволюция высших форм проявления. Развитие сознания должно идти вместе с эволюцией тела и обуславливается ею. Поэтому воля к сознательности, присущая Абсолюту, стремится согласно божественному определению к прогрессивной эволюции тех форм, в которых он находит выражение.

 

Эволюция сознания и форм

 

Таким образом Абсолют создает себе новое средство более интенсивного выражения в ментальной форме. Но даже на этой ступени его выражение остается рудиментарным. Оно должно перейти в форму растительности, обладающей значительно более развитым сознанием, благодаря процессам роста, разложения и воспроизведения. Дальнейшее развитие сознания становится возможным, когда Абсолют находит свое проявления через инстинктивную жизнь насекомых, птиц и зверей, осознающих свои тела и окружение, развивающих в себе чувства самосохранения и стремящихся установить господство над окружающей их средой. В высших животных формах появляется разум или мышление, но его работа ограничена инстинктами самосохранения и заботы о потомстве. Таким образом, даже в животных сознание не достигает полного развития и не может служить задаче Абсолюта, состоящей в достижении самопросвещения.

 

Сознание человека

 

В конечном итоге Абсолют принимает форму человека, в которой появляется самосознание. На этой ступени развивается способность мыслить, сфера которой ничем не ограничена. Но поскольку сознание человека отождествлено с физическим телом, оно не служит цели просвещения природы Абсолюта. Однако в человеке сознание обладает потенциальной возможностью самоосознания и отделения от тела и его окружения; воля к сознательности, с которой началась эволюция, достигает своей цели в Мастерах или Садгуру.

 

Развитие санскар

 

Абсолют не может достичь самопознания через обычное сознание человека, потому что оно окутано множеством санскар. Переходя от кажущегося неодушевленным состояния камня или металла к растительной жизни, затем в инстинктивную жизнь насекомых, птиц и зверей и наконец в человека, сознание непрерывно порождает новые санскары, которые постепенно заволакивают его. К этим естественным санскарам после достижения состояния человека добавляются искусственные, создаваемые уже опытом человека. Таким образом, накопление санскар не прекращается ни в процессе эволюции, ни позднее в период жизни человека.

Приобретение санскар можно уподобить наматыванию веревки на палку, где веревка олицетворяет санскары, а палка — индивидуальный ум. Наматывание начинается одновременно с творением и продолжается на всех ступенях эволюции и после достижения формы человека; намотанная веревка является образом всех положительных санскар, как естественных, так и искусственных.

 

Наматывание санскар

 

Санскары создаются непрерывно на протяжении жизни человека как следствие различных объектов и идей, с которыми сталкивается сознание, и вызываемых ими мыслей и действий. Санскары производят важные изменения в различных состояниях сознания. Впечатления, порожденные объектами прекрасного, пробуждают способность ценить и наслаждаться красотой, так что когда человек слышит хорошую музыку или видит красивый пейзаж, в нем зарождается восторг. Вступая в контакт с личностью мыслителя, человек может войти в новые сферы мышления, получить вдохновение и энтузиазм. Состояние сознания определяют впечатления не только от предметов или людей, но и от идей или предрассудков.

Силу впечатлений от предрассудков может проиллюстрировать следующий пример. Во времена, когда Индией правил Могул, один высокообразованный человек, сомневавшийся в существовании привидений, решил выяснить правду на основании собственного опыта. До этого ему ек раз приходилось слышать предостережения, что не следует посещать одно кладбище в самую темную ночь месяца, потому что там, как говорили, обитали ужасные приведения, появлявшиеся, как только кто-нибудь забьет в пределах кладбища молотком в землю железный гвоздь. Взяв молоток в одну руку и гвоздь в другую, он отправился в самую темную ночь месяца на кладбище и выбрал свободное от травы место, чтобы там забить в землю гвоздь. Когда он присел на землю, чтобы забить гвоздь, край его плаща зацепился за гвоздь. Он закончил забивать гвоздь и уже думал, что успешно завершил эксперимент, не повстречав привидение, но когда он попытался встать, он почувствовал, как что-то сильно тянет его к земле, и его охватила паника. Вследствие работы прежних впечатлений он не мог думать ни о чем, кроме привидения, которое, как он думал, схватило его. И потрясение от этой мысли было так велико, что сердце человека не выдержало и он умер.

Вряд ли возможно переоценить силу и воздействие впечатлений. Инерция прочно укоренившегося впечатления делает его долговечным. Оно может так глубоко войти в ум, что будет проявляться, прямо или косвенно, несмотря на искреннее желание искоренить его. Ум содержит множество разнородных санскар, и пытаясь найти выражение в сознании, они могут сталкиваться друг с другом. Столкновение санскар переживается в сознании как умственный конфликт. До тех пор, пока сознание не освободится от санскар, хороших и плохих, переживания человека не могут не быть хаотическими, запутанными, неустойчивыми. Истинную гармонию человеческому опыту сообщает только освобождение сознания от власти впечатлений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь