Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕЗЛИЧНОСТНЫЕ ФОРМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ



 

Существует тенденция переключения внимания на собственные тела вне зависимости от выражаемого ими духа. Это приводит к возникновению иллюзий, запутывает и усложняет ситуацию; отсюда вытекает нужда в таком виде медитации, который давал бы искателю возможность увидеть значение тел и форм в правильной перспективе и выработать верное отношение к ним. Такая медитация состоит в отношении ко всем формам лишь как к проявлениям одной и той же всепроникающей жизни, не имеющим другого значения. Это помогает распутать нити, связывающие с миром творения, и дает продолжение развитию универсальной любви, расценивающей все человечество и всех живых существ как участников одного неделимого целого.

 

Медитация над собственными телами

 

Но медитацию, относящуюся ко множественным формам проявления жизни, должна дополнять другая медитация, касающаяся собственных тел человека: грубого, тонкого и ментального. Осознание их вызывает привязанность столь глубокую, что отождествляет себя с ними. Мысли об отстраненности от собственных тел способствуют освобождению сознания и приближают рассвет самопознания; такая медитация наиболее плодотворна. Она прививает отношение к грубому, тонкому и ментальному телам как к покровам, которые можно надеть на себя или снять.

 

Медитация над аспектами бесформенности и бесконечности Бога

 

Медитация, связанная с формами проявления жизни, и медитация, связанная с собственными телами человека, служат подготовкой к неличностной медитации, в которой делаются усилия к тому, чтобы (а) отвлечь свое сознание о форм проявления жизни и от собственных тел, и (б) сконцентрировать его на аспектах бесформенности и бесконечности Бога. На начальных этапах неличностной медитации необходимо иметь перед собой какие-то символы бесконечности. Полезно начинать с какого-то образа бесконечности, а не с абстрактной идеи ее. Это может быть образ неба, океана или пустоты; но, выбрав конкретный образ, следует придерживаться его на всем протяжении медитации и не переходить к другому. Из этих символов бесконечности самым лучшим, но и самым трудным для представления является пустота. При данной медитации перед искателем не стоит задача добиваться полной пустоты ума. Такая пустота подразумевает остановку мыслительной деятельности и исключение всех мыслей, в то время как цель данной медитации — размышление о бесформенности Бога.

 

Бесконечное внутри

 

Важно, чтобы во время данной медитации выбранный символ не воспринимался как что-то внешнее, как если бы бесконечность была вне искателя. Думать о ней следует как о существующей внутри. Искатель должен внушать себе мысль о единстве с бесконечным, мысленно повторяя: " Внутри я бесконечен как небо", " Внутри я бесконечен как океан" или " Внутри я бесконечен как пустота". Может оказаться полезным использовать еще более простую формулу: " Я — бесконечное внутри", и, мысленно повторяя ее, осознавать смысл бесконечности через выбранный образ ее.

Необязательно повторять формулу словами; достаточно мысли.

Медитация " Я бесконечен" может привести к погружению искателя в бесформенный и бесконечный аспекты Бога. У некоторых искателей это погружение столь полно, что они не отвлекаются ни на какие внешние звуки. Другие становятся беспокойными и легко отвлекаются; не следует переживать из-за отсутствия успеха на первых порах; настойчиво продолжайте работу независимо от того, испытываете вы чувство погружения или нет.

 

Поиск агента действия

 

Формы медитации, о которых до сих пор шла речь, связаны с неличностными объектами опыта; другие формы неличностной медитации связаны с субъектом переживания. Одна из таких форм состоит в повторении вопроса: " Кто тот, кто делает это? " Искатель ловит себя на мыслях типа " Я сплю", " Я иду", " Я ем", " Я говорю", " Я вижу, слышу, осязаю, чувствую вкус и запах", " Я думаю, чувствую и желаю" и т. п. Но вопрос в том, кто это " Я"? С душой не происходит ни одна из этих вещей. Душа не спит, не ходит, не ест, не разговаривает; не видит, не слышит, не осязает, не чувствует вкус и запах; не думает, не чувствует и не желает. Искателю кажется, что он видит, слышит, думает, чувствует или желает; на самом деле это его ум делает все эти вещи. Как душа, искатель не делает ничего.

Но не достаточно думать, что он ничего не делает; необходимо знать это. Это достигается путем отстранения.

К познанию души ведет форма медитации, когда искатель осознает себя как наблюдателя собственных физических и умственных проявлений. Просыпаясь от сна, человек осознает, что он был не агентом действий, имевших место во время сна, а наблюдателем. Настойчиво практикуя отношение к себе как к наблюдателю физических и умственных проявлений, происходящих наяву, искатель разовьет в себе отрешенность, несущую освобождение от страданий, связанных с происходящими в этом мире событиями. Такая медитация направлена на то, чтобы поднять искателя над границами времени и спасти от мучений, связанных с выражениями ограниченной энергии. Как наблюдатель, душа остается в стороне от всех происходящих во времени событий; и результаты никаких действий ничем не связывают ее. Все это надо переживать; одних размышлений об этом не достаточно.

 

Успокоение ума

 

Препятствием для форм медитации, связанных с переживанием, является тот факт, что переживание никогда не может стать предметом размышления или медитации; эти формы медитации, следовательно, в лучшем случае приближают искателя к самопознанию, окончательное достижение которого связано с превозможением господства ума. Поэтому некоторые формы специальной медитации связаны с деятельностью ума и направлены на его успокоение.

 

Записывание мыслей

 

Достичь контроля над своими мыслями — значит вполне понять, что они такое. Перед тем, как контролировать мысли, за ними нужно следить. Начинающему практиковать самонаблюдение часто не удается сфокусировать внимание на мыслях, проходящих через его ум. Поэтому для искателя полезно время от времени записывать приходящие ему мысли и исследовать их на досуге. Этот процесс отличается от записывания чего-то заранее продуманного. Мысли возникают без каких-либо направляющих или ограничивающих усилий со стороны человека; необходимо позволить им показывать себя такими, каковы они есть, так чтобы подавляемые элементы подсознательного могли получить доступ в ум сознательный.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь