Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наблюдение за работой ума
На более продвинутой стадии по мере появления в сознании мыслей становится возможным более интенсивное понимание мыслительный процессов; записывание мыслей становится ненужным. Наблюдение за работой ума должно сопровождаться критической оценкой мыслей. Контролировать мысли можно только путем выявления их ценности — или отсутствия таковой. Когда мысли, атакующие ум, подвергаются критической оценке, а внутренние движения санскар видятся такими, каковы они есть и принимаются ровно за то, чего они стоят, — тогда ум освобождается от навязчивых мыслей и связанных с ними принуждений.
Сделать ум пустым
Таким образом подготовляется путь к медитации, делающей ум пустым. Достичь этого нелегко. Ум свободен от мыслей во время сна, когда сознание бездействует. Когда наяву в уме присутствует идея о том, чтобы стать пустым, он размышляет над этой идеей и весьма далек от того, чтобы быть пустым. Сделать ум пустым возможно путем чередования двух несовместимых форм медитации, так чтобы поймать ум между концентрацией и рассеянностью. Так, искатель может пять минут концентрироваться на Мастере, а затем следующие пять минут удерживать свой ум в спокойном состоянии с помощью медитации " Я Бесконечен". Несоответствие двух этих форм медитации можно понять так: во время медитации над формой Мастера глаза могут быть открыты; во время неличностной медитации глаза могут быть закрыты. Хотя через пять мнут предстоит переход к другому типу медитации, никаких мыслей об этом переходе не должно быть. Никакой рассеянности нет, если нет концентрации. Когда переход к другому типу медитации произошел, не должно быть никаких мыслей о первой медитации. Рассеяние должно быть столь же полным, как перед этим концентрация. Во время быстрого чередования концентрации и рассеяния мыслительные операции, по сути, прерываются, и их исчезновение вносит свой вклад в успокоение ума, не позволяя сознанию впадать в бездействие. Все мысли, возникающие в уме искателя, суть формы возмущений и происходят от хранящихся в уме санскар. Возмущенное состояние ума исчезает только когда искатель управляет своим умом в такой степени, что может устранить из него все мысли. Только в полной внутренней тишине возможно отыскать истину. Когда поверхность озера неподвижна, в ней отражаются звезды; так же и когда ум спокоен, в нем отражается природа " я".
САХАДЖ САМАДХИ
Различные формы медитации, практиковавшиеся до сознательного вступления на Путь, а также различные формы общей и специальной медитации, принятые человеком уже после того, как он стал искателем, подготавливают его к достижению высшего состояния Сахадж Самадхи, или спонтанной медитации, в котором искатель прочно утверждается, познав окончательную цель жизни. Для Сиддхи, или человека, познавшего Бога, Сахадж Самадхи является продолжением всех предыдущих форм медитации и кульминацией их. Но по сравнению с ними это состояние совершенно иного порядка.
До-духовные медитации
Спонтанность и безусильность Сахадж Самадхи следует отличать от псевдоспонтанности, присутствующей в " медитациях" человека, не вступившего на Путь. Ум человека мирского поглощен объектами чувств, и он не прилагает никаких усилий, " медитируя" над этими объектами. Его ум размышляет о них вследствие естественного интереса, а не какого-то произвольного усилия с его стороны. Усилие проявляется не в позволении уму думать об этих объектах, а в пресекании попыток отвлечься от них. Таким образом, формы до-духовной " медитации" кажутся похожими на кульминационное состояние Сахадж Самадхи Сиддхи, будучи в каком-то смысле спонтанными. Но это сходство между начальной фазой медитации и ее конечной фазой поверхностно вследствие существования важнейших в духовном плане различий. Ощущение спонтанности, присущее до-духовной " медитации", связанной с мирскими заботами и стремлениями, вызвано интересом к ним, созданным санскарами. До-духовные " медитации" представляют собой реализацию импульсов, накопленных санскарами прошлого. На до-духовном уровне человек пребывает в невежестве относительно цели бесконечной свободы, и, хотя и будучи далеким от счастья и удовлетворенности, он настолько глубоко отождествлен с санскарными интересами, что ощущает удовлетворение в их поддержке. Но удовольствие, получаемое им, условно и преходяще, а спонтанность, которую он ощущает — иллюзорна, потому что над работой его ума постоянно довлеют внешние ограничения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы