Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Состояние Сахадж Самадхи самодостаточно



 

Сахадж Самадхи, состояние Сиддхи, самодостаточно и никоим образом не зависит от какого-либо объекта, существующего в уме. Это состояние пробужденности, обладающее постоянством истинного восприятия.

Ценность различных форм общей и специальной медитации искателя имеет свои границы. Не следует относиться к ним ни как к равно полезным, ни как к равно необходимым для всех. Они — один из путей, ведущих к божественной цели. Для тех немногих, кто находится на более продвинутом уровне, обычные формы медитации не нужны. Для тех, кто находится в непосредственном контакте с живым познавшим Бога Мастером, могут оказаться ненужными и специальные формы медитации. Достаточно только руководства Мастера и любви к нему. Те редкие сущности, которые достигли самопознания и постоянно пребывают в состоянии Сахадж Самадхи, не только не нуждаются в какой-либо форме медитации, но сами становятся объектами медитации, помогая таким образом другим.

 

ВОСХОЖДЕНИЕ К САХАДЖ САМАДХИ

 

Когда ум обращен к объекту медитации, он погружается в Истину и переживает Сахадж Самадхи, состояние спонтанного наслаждения невозмутимоым самопознанием, в котором искатель теряет свою ограниченную индивидуальность и открывает собственную идентичность с Богом. Сахадж Самадхи есть кульминация предшествующих форм личностной и неличностной медитации, но не их продукт.

Все формы медитации, которые практикует искатель, также как и его собственные духовные усилия, имеют единственную цель: осознать свою тоску по единству с Бесконечным. Когда это единство достигается, Садхака (искатель) становится Сиддхой (достигшим цель). Единство с Бесконечным, которого достиг Сиддха, суфии называют Васл. Именно такое состояние единства с Богом описывал Христос, говоря: " Я и мой отец одно". Многие писали об этом высшем состоянии сознания, но осталось неописуемым. Его нельзя выразить словами и, следовательно, нельзя объяснить. Но его можно пережить. Это высшее состояние Сиддхи и называется состоянием Сахадж Самадхи.

Пребывать в Сахадж Самадхи значит переживать состояние Бога, в котором душа, отбросившая все ограничивающие факторы, знает, что она — Бог. Состояние Бога Сиддхи противостоит телесному состоянию мирского человека. Сознание мирского человека, которого интересует пища, питье, сон, удовлетворение других телесных желаний, не идет далее тела, и думает он в терминах тела. Его жизнь и движение, все его бытие привязано ко времени и пространству.

 

Жизнь энергии

 

Первый шаг к божественному состоянию Сахадж Самадхи состоит в преодолении телесного состояния. Отбросить телесное состояние — значит войти в сферу существования, состоящую из энергии. Душа не подвластна времени и пространству.

Она поднимается во владения энергии. Тело или форма есть сгусток энергии, и подъем от мира форм к сфере энергии равнозначен восхождению к чистому состоянию бытия. Состояние энергии свободно от многих ограничений мира форм. В этом состоянии сознание вибрирует в энергии и через энергию. Аналогом потребления пищи и питья в телесном состоянии в состоянии энергии является потребление и поглощение энергии. На этом уровне душа обретает контроль над энергией. Но ее действия по-прежнему находятся во власти духовных ограничений. Она может видеть, слышать, обонять объекты, недоступные в телесном состоянии, и совершать многие вещи (излучать свет в темноте или жить тысячи лет единственно на потреблении чистой энергии), находящимся в состоянии тела кажущиеся чудесами. Но сферой ее существования остается сфера энергии, и ее жизнь ограничена энергией. Состояние энергии есть состояние духовно продвинутых, но оно далеко от состояния духовного совершенства, от Сахадж Самадхи Сиддхи.

 

Жизнь ума

 

Вторым важным шагом по направлению к Сахадж Самадхи является исход души из владений энергии и вхождение в царство ума. Любая энергия есть выражение ума; поэтому переход от состояния энергии к состоянию ума представляет собой приближение к состоянию Бога, Сахадж Самадхи. В состоянии ума сознание напрямую связано с умом. Здесь сознание ни в коей мере не сковано телом или энергией.

Святые, находящиеся в состоянии ума, могут читать в умах других и оказывать на них влияние. Однако состояние ума все еще подвластно двойственности и иллюзии, и единство с Бесконечным — за его пределами.

Весь путь с самого начала состоит в постепенном сокращении работы индивидуального ума и выходе за его пределы. Ум работает в состоянии тела и в состоянии энергии. В состоянии тела ум думает в терминах тела; в состоянии энергии — в терминах энергии; в состоянии ума — в своих собственных терминах.

Однако даже когда ум думает в своих собственных терминах, он не способен познать и осознать Бесконечное, потому что сам ум — завеса между мыслью и Истиной. Хотя ум и может не быть обременен жизнью тела и энергии, над ним властны ограничения отделенного сознания. Для того, чтобы войти в состояние Бога, Сахадж Самадхи, необходимо погрузить и растворить ум в Бесконечном. Форма есть отвердевшая энергия; энергия есть выражение ума; ум есть завешенное зеркало Вечности; а Вечность есть Истина, сбросившая маску ума.

Отбрасывание ограничивающего ума — дело нелегкое. Главная трудность состоит в том, что ум не устранить через сам ум. Важнейшим условием является самое напряженное стремление к единству с Бесконечной Реальностью. Но столь же необходимо и терпение. Один Мастер сказал своему ученику, что для того, чтобы он достиг высшего состояния, ему должны связать руки и ноги, привязать его к доске и бросить в реку, а потом он должен постараться не замочить одежду. Ученик не мог понять, что это значит. Он ходил повсюду, пока не пришел к другому святому и не спросил, в чем смысл приказа, данного Мастером. Святой объяснил, что для достижения Бога в нем должно быть стремление к единству с ним, как если бы без него он не мог прожить мгновение, и в то же время — неистощимое терпение, способное ждать бесконечные годы. При отсутствии напряженного стремления к единству с Богом ум опять сползает к своей обычной санскарной работе; а при отсутствии бесконечного терпения само это стремление поддерживает работу ограниченного ума. Только когда бесконечная тоска уравновешена бесконечным терпением, искатель может надеяться прорваться сквозь завесу ограниченного ума; такое сочетание крайностей приходит только через милость Мастера.

Пребывать в Сахадж Самадхи — значит пребывать в состоянии осознания Истины. Тот, чей ум активен, осознать это состояние не способен. Состояние Бога вне ума, ибо оно зарождается тогда, когда ограниченный ум исчезает в единстве с Бесконечным.

Теперь душа познает себя посредством самой себя, а не посредством ума. Человек мирской знает, что он — человек, а не собака; точно так же в состоянии Сахадж Самадхи душа знает, что она — Бог, а не что-то конечное. Мирскому человеку нет нужды постоянно повторять себе, что он не собака, так же и в Сахадж Самадхи душа не нуждается в каких-либо убеждениях в осознании Бога посредством постоянных внушений; о том, что она — Бог, душе говорит безусильная интуиция.

 

Жизнь в вечности

 

Тот, кто достиг Сахадж Самадхи, утверждается в познании своего " я". Такое знание не приходит и уходит. В состоянии невежества искатель смотрит на себя как на мужчину или женщину, как на агента ограниченных действий, как на того, кто ощущает удовольствие и боль. В состоянии знания он знает, что он — душа, которую все эти вещи не затрагивают и не ограничивают. Узнав свою подлинную природу, он не возвращается к невежеству. Это состояние осознания Бога бесконечно, ему свойственны неограниченное понимание, чистота, любовь и счастье. Быть посвященным в Сахадж Самадхи — значит достичь бесконечной жизни в Вечности.

 

Две формы Сахадж Самадхи

 

Сахадж Самадхи имеет две формы: (1) Нирвана, или растворение в божественности, и (2) Нирвикалпа, или выраженная божественность. Отбросив полностью все тела и оторвавшись от мира творения, сознание переходит в Нирвану, или запредельное состояние; но когда сознание продолжает работать через свои тела без привязанности и отождествления, оно переходит в состояние Сахадж Самадхи Нирвикалпы, или состояние Садгуру, в котором, хотя сознание и прикреплено к телам как к своим инструментам, внутренне оно к ним не привязано, благодаря неотождествлению. Постижение ума равнозначно полному отрыву сознания от вселенной и растворение в Боге. Это состояние, когда вселенная равна нулю, это — Нирвана. Большинство из тех, кто достиг Нирваны, не возвращаются назад к сознанию вселенной. Те немногие, кто спускается к сознанию вселенной, ощущают его как Бога и постоянно остаются в состоянии Сахадж Самадхи Нирвикалпы.

Нирвикалпа означает жизнь, в которой прекратилась умственная деятельность ложного воображения, а колебания ограниченного ума успокоились в осознании Вечной Истины.

Состояние Сахадж Самадхи Нирвикалпы приходит к тем, кто спускается с седьмого плана. Оно принадлежит Садгуру и Аватарам. Равновесие и гармония этого состояния не нарушаются даже когда душа энергично реагирует на изменяющиеся жизненные обстоятельства. Достигший этого состояния видит Бога везде и во всем; он не видит ничего кроме Бога. Поэтому его состояние Бога ни в коей мере не ослабляется, когда он имеет дело с вещами, относящимися к этому миру. Сражаясь на поле битвы, летя в самолете, разговаривая с людьми, занимаясь чем бы то ни было, он по-прежнему испытывает сознательное наслаждение Истиной.

Состояния Нирваны и Нирвикалпы похожи на состояние Мукти или Мокши в плане погружения индивидуальной души в Бога и достижения вечного блаженства и бесконечного знания сверхсознательного. Но состояние Мукти или Мокша душа испытывает, отбросив свои тела, в то время как состояния Нирваны и Нирвикалпы она может испытывать до того, как отбросит тела. Однако хотя состояния Нирваны и Нирвикалпы схожи в данном отношении, и хотя они совпадают по существу, между ними есть отличие.

Когда душа покидает оболочку эго и входит в бесконечную жизнь Бога, место ее ограниченной индивидуальности занимает индивидуальность неограниченная. Душа познала Бога и в то же время сохраняет свою индивидуальность. Очень важным моментом является то, что индивидуальность не уничтожается; она становится одухотворенной. Однако хотя в единстве с Бесконечным сохраняется неограниченная индивидуальность души, она вечно может оставаться неподвижной в своей самодостаточной божественности. Никто не возвращается к мирскому сознанию из этого состояния Нирваны, или растворения. Иногда, однако, душа, только что вошедшая в бесконечную жизнь Бога, утверждает свою неограниченную индивидуальность через высвобождение динамической божественности. Это — Сахадж Самадхи Нирвикалпы.

 

XIV

ПРИРОДА ЭГО И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ НЕГО

 

ЭГО КАК ЦЕНТР КОНФЛИКТА

 

На до-человеческой стадии сознание имеет переживания, не явно соотносящиеся с центральным " я". Например, собака голодна, но не чувствует: " Я голодна". Но даже собака учится на переживаниях, влияющих друг на друга в результате механического трения связанных отпечатков или санскар; таким образом, это отличается от разумного синтеза переживаний посредством развития я-сознания. Первый шаг на пути к разумному регулированию работы изолированных впечатлений состоит в соотнесении их с центром сознания, которым является ограниченное эго. Укрепление эго-сознания начинается с появлением человеческого сознания.

 

Происхождение эго

 

Человеческое сознание было бы не более чем хранилищем отпечатков, оставленных различными переживаниями, не неси оно в себе еще и принципа эго-центрированной интеграции как попытки организовать и понять их. Этот процесс предполагает способность хранить различные переживания вместе как части целого и способность оценивать их взаимосвязь. Объединение противоположных переживаний есть условие освобождения сознания из рабства сил принуждения и отталкивания, которые управляют сознанием, не признавая оценок; и первые попытки такой интеграции делаются путем формирования эго как ее центра.

Эго сопровождает все события умственной жизни, выполняя определенную задачу.

Роль эго в жизни человека можно сравнить с назначением балласта на корабле.

Балласт удерживает корабль от чрезмерных колебаний; без него корабль стал бы слишком легким и неустойчивым и рисковал бы опрокинуться. Психическая энергия затерялась бы в лабиринтах двойственного опыта и распылилась бы, не будь временного ядра, связывающего активные тенденции, происходящие от относительно независимых инстинктов, унаследованных от животного сознания. Формирование эго служит цели придания определенной стабильности сознательным процессам и создания равновесия организованной жизни.

Поэтому было бы ошибкой воображать, что раз эго возникает лишь для того, чтобы исчезнуть, в долгом путешествии души оно не выполняет никакой задачи. Эго не является постоянным препятствием, поскольку в процессе духовных поисков его можно превозмочь и отбросить, но тем не менее на фазу формирования эго следует смотреть как на необходимое зло.

Таким образом, эго выполняет определенную задачу в деле развития сознания; но поскольку оно находит прибежище в ложной идее, что оно есть тело, эго становится источником иллюзии. Свою сущность эго воспринимает как нечто отделенное от других форм жизни. Таким образом, хотя внутренне и пытаясь завершить и объединить индивидуальный опыт, эго создает разделение между внешней и внутренней жизнью как попытку почувствовать и закрепить свое собственное существование; и это разделение не может не отражаться на внутренней индивидуальной жизни, руководимой эго.

 

Эго — корень конфликта

 

Пытаясь установить согласие и единство опыта, эго никогда не может осознать этой своей задачи; создаваемое им равновесие лишь временно. Незаконченность его попыток очевидна из внутреннего конфликта, длящегося, пока опыт существует лишь с точки зрения эго. От момента к моменту ум проходит через серию конфликтов.

Противоречивые желания так же тревожат умы великих людей, как и людей обычных.

Иногда острота конфликта столь велика, что человек уступает психическому давлению, что выливается либо в частичный или полный душевный срыв, либо в совершенное расстройство ума. Нет никакой принципиальной разницы между нормальным человеком и так называемым ненормальным человеком. Перед обоими стоят одни и те же проблемы; но первый более или менее успешно решает их, а второй — нет.

Эго пытается разрешить свои внутренние конфликты посредством ложных оценок и неправильного выбора. Для эго характерно принимать неважное за важное и важное за неважное. Таким образом эго находит удовольствие в власти, славе, богатстве, таланте и цепляется за них. А с духовностью эго сражается. Например, если человек испытывает физический или умственный дискомфорт, выполняя работу, имеющую духовное значение, эго желает восстановить комфортное состояние даже ценой принесения в жертву духовной работы. Телесный и умственный комфорт, как и другие мирские стремления, необходимы, но не важны. Многие вещи представляются эго необходимыми, сами по себе важными не являясь; так что эго представляет собой фундаментальный принцип невежества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь