Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭГО КАК УТВЕРЖДЕНИЕ ОБОСОБЛЕННОСТИ



 

Эго как утверждение обособленности может принимать различные формы. Оно может принять форму воспоминаний типа " Я сделал это", " Я сделал то" и " Я чувствовал это", " Я чувствовал то". Также оно принимает форму эгоцентричных надежд, планируя: " Я сделаю это", " Я сделаю то" и " Я почувствую это", " Я почувствую то".

Либо у эго возникает сильное чувство, что оно — некто определенный и никто иной, и оно утверждает свою обособленность от других. Хотя и выполняя временно полезную задачу развития сознания, эго как утверждение обособленности представляет главное препятствие на пути духовного освобождения и просвещения сознания.

Эго утверждает обособленность через желание, ненависть, гнев, страх или ревность. Когда человек жаждет общества других, он осознает свою обособленность от них и особенно сильно ощущает собственное отдельное существование. Чувство обособленности от других особенно обостряется неудовлетворенным желанием. В ненависти и гневе человек также исключает другого из собственного бытия и относится к нему как к врагу эго. Страх является тонкой формой утверждения обособленности, он существует когда осознание двойственности ничем не сглажено.

Страх служит завесой между " я" и " ты" и не только питает недоверие к другому, но и приводит к уменьшению или отбрасыванию сознания, чтобы исключить бытие другого из своей жизни. Бояться Бога и его проявления — значит усиливать двойственность; любить их — ослаблять ее.

Чувство обособленности находит самое острое свое выражение в ревности. В душе человека присутствует глубокая и властная нужда любить и отождествлять себя с другими; это стремление не удовлетворяется, когда есть вожделение или ненависть, гнев или страх. В ревности, в дополнение к неудовлетворенности этого глубокого стремления, имеет место убежденность, что другой успешно отождествился с человеком, единства с которым вы ищете; таким образом, в ревности присутствует противоречивый протест против обоих за то, что между ними существуют отношения, которых вы хотели бы для себя. Все исключающие чувства — желание, ненависть, гнев, страх, ревность — сужают поле жизни и ограничивают сознание; они служат орудиями утверждения обособленности и питают эго.

 

Сокращение эго любовью

 

Каждая мысль, чувство или действие, проистекающие из идеи отдельного существования, сковывают душу. Все переживания — малые или большие — и все стремления — добрые или злые — создают груз впечатлений и питают чувство своего " я". Единственный опыт, ведущий к сокращению эго, — это опыт любви, и единственное стремление, направленное на устранение обособленности, — это стремление соединиться с Возлюбленным. Желание, ненависть, гнев, страх и ревность суть чувства разделяющие, создающие пропасть между человеком и другими людьми; одна любовь помогает перебросить мост через эту созданную самим собой пропасть и продраться через барьер ложного воображения. Любящий тоже жаждет, но он жаждет единства с Возлюбленным; и стремясь к этому единству или переживая его, он теряет чувство " я". В любви " я" не думает о сохранении себя. Эго есть утверждение обособленности от другого, а любовь есть утверждение единства с другим. Победить эго можно только любовью.

 

Желания

 

Орудиями эго являются разного рода желания. Неудача в осуществлении желания есть неудача эго, а успех в их достижении — его успех. Эго проявляется как в осуществленных, так в неосуществленных желаниях. Питать эго может и временное отсутствие желаний; свою разделительную тенденцию оно способно проявить даже с помощью чувства, свободного от желания. Но полное прекращение желаний приводит к прекращению желания утверждать обособленность в какой бы то ни было форме; следовательно, свобода от желаний означает конец эго.

Проблема удаления эго из сознания усложняется тем, что корни эго находятся в подсознательном уме в форме латентных тенденций. Ограниченное эго явного сознания — лишь небольшая часть эго. Эго подобно айсбергу, плывущему по морю, лишь одна восьмая часть которого видна над поверхностью. Только небольшая часть эго проявляется в сознании в виде эксплицитного " я"; основная же его часть остается во мраке и немоте подсознания.

 

Явное эго

 

Явное эго, находящее выражение в сознании, представляет собой отнюдь не гармоничное целое, но арену конфликтов противоборствующих тенденций. Однако его возможности в данном деле ограниченны, поскольку для того, чтобы поссориться, двое должны по крайней мере разговаривать друг с другом, иначе у них просто нет точек соприкосновения. Аналогично, две тенденции, вступающие в конфликт в сознании, должны иметь точки соприкосновения; иначе они останутся в недрах подсознательного до тех пор, пока напряжения, созданные работой сознания, не изменят их.

 

Скрытое эго

 

Хотя эго по существу неоднородно, явное эго сознания обладает этим свойством в меньшей степени, чем скрытое эго подсознания, в том смысле, что оно образует некое грозное целое в сравнении с изолированными подсознательными тенденциями, пытающимися войти в сферу сознания. Организованное эго явного сознания становится, таким образом, подавляющим барьером, не дающим проникнуть в сознание составляющим скрытого эго. Все проблемы эго можно решить посредством разумных и сознательных действий, и поэтому полное уничтожение эго возможно только когда все его составляющие пройдут через разумное сознание.

Работа разумного сознания необходима, но не достаточна. Даже составляющие скрытого эго подсознания должны выйти на поверхность сознания, чтобы стать частью явного эго и подчиниться разумному сознанию. Для этого необходимо ослабить явное эго таким образом, чтобы оно позволило проникнуть в сознание тем желаниям и тенденциям, которые до сих пор доступа туда не имели. Освобождение подавленных тенденций вносит в жизнь явного эго дополнительный разлад. Поэтому процесс исчезновения эго часто сопровождается усилением, а не ослаблением, конфликтов, разворачивающихся на арене сознания. Однако в конце этой бескомпромиссной борьбы находятся равновесие и гармония, наступающие после разрушения структуры эго.

Удаление корней эго из глубоких слоев подсознания и вынесение их на свет сознания являются важной частью процесса уничтожения эго. Другой важной частью является разумная работа с желаниями после того, как они окажутся на арене сознания. Работу с компонентами явного сознания никак нельзя назвать простой, поскольку явное эго имеет тенденцию питаться через любую из противоположных сторон опыта, и, изгнанное напряженной работой разумного сознания из одной, оно может переместиться в другую. Перемещаясь из одной противоположности в другую, эго отражает атаки разумного сознания, пытаясь сделать собственное существование вечным.

 

Хитрости эго

 

У эго множество голов, как у гидры, и число путей, которыми оно проявляет себя, бесконечно. Оно питается любым типом невежества. Характерным элементом эгоизма является гордость. Человек может гордиться неважными, глупыми вещами. Люди могут отращивать ногти до неимоверной длины, даже ценой собственного неудобства, с единственной целью утвердить свою обособленность от других. Иногда эго гротескно преувеличивает свои достижения. Непосредственное проявление эго путем выставления себя напоказ является самым обычным делом; но если такому прямому проявлению препятствуют хорошие манеры, эго может достичь того же результата, прибегнув к такому злу как клевета. Выставлять другого в дурном свете — значит восхвалять себя.

Эго заставляет работать принцип продления своего существования; у него есть тенденция жить и расти, используя для этого любые доступные средства. Если эго ограничивают в каком-то одном направлении, оно пытается наверстать упущенное, расширяясь в другом; чувствуя, что духовная работа превозмогает его, эго способно прикрепиться к самой той силе, которая направлена против него. Если человек пытается практиковать смирение, чтобы избавиться от чудовищного бремени эго, и достигает в этом успеха, эго с поразительной готовностью трансформируется в само это свойство смирения. Оно питается утверждениями типа " Я духовен", так же как на ранних этапах оно говорило: " Духовность меня не интересует". Так возникает эго, утверждающее обособленность путем достижения вещей, которые считаются очень желательными и духовными. Но такое духовное эго ничем не лучше эго грубого.

На самом деле, на продвинутых стадиях Пути эго не прибегает для усиления своей мощи к открытым методам, предпочитая прикрываться действиями, направленными на устранение эго. Эта тактика подобна партизанской войне, и противодействовать ей наиболее трудно. Изгнание эго из сознания — это всегда очень сложный процесс.

Сама природа эго очень запутанна и для преодоления его необходима божественная благодать. Поскольку способности эго в деле поддержания своего существования и создания самообмана почти безграничны, для искателя невозможно совладать с вечно новыми формами, которое оно принимает, и он может надеяться преодолеть хитрости эго только через милость Мастера.

 

Помощь Мастера

 

Только когда искатель осознает тщетность собственных усилий, он приходит к Мастеру. Сам он может лишь немного приблизиться к желанной цели. Упорство эго приводит искателя к озлоблению против самого себя; именно это ощущение беспомощности заставляет его сдаться Мастеру. Эта сдача равносильна признанию, что искатель оставил надежду самостоятельно решить проблему эго и полагается на Мастера. Когда через милость Мастера невежество, составляющее эго, рассеивается, восходит Истина, которая и есть цель.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь