Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уравновешивание добрых и злых санскар



 

Проблема уравновешивания добрых и злых санскар — это не математическая задача нахождения равных значений. Будь это просто вопросов равных величин, задача решалась бы всего лишь упорным накоплением добрых санскар. Если накопление добрых санскар идет быстрее, чем накопление злых, то рано или поздно количество добрых стало бы равно количеству злых и необходимое равновесие было бы достигнуто. Но для освобождения сознания добрые и злые санскары должны не просто быть уравновешены; они должны попарно перекрывать каждая свою противоположность. Так что проблема, стоящая перед каждым центром сознания, специфична для него и зависит от качественного разнообразия природы накопленных санскар.

Если накопление добрых санскар идет безотносительно к существующим санскарам, существует возможность накопления избыточных добрых санскар при том, что останутся злые санскары другого рода. Например, самоуничижение и аскетизм уничтожают какие-то формы привязанности, но другие могут остаться без изменений.

Тогда искатель может не только проигнорировать те формы привязанности, которые остались незатронутыми, но и продолжить практиковать самоуничижение и аскетизм под влиянием санскар, созданных самими этими практиками. Когда происходит подобное, создается избыток добрых санскар, а ограниченное эго не устраняется.

Даже если те другие формы привязанности, которые остались незатронуты, впоследствии будут удалены, эго переходит в эти новые санскары и продолжает через них свое ограниченное существование.

Освобождение не есть вопрос накопления добродетели; оно требует разумной работы с санскарами. Каждый центр сознания бессознательно тяготеет к окончательному освобождению в познании Истины, и в уме существует тенденция привлекать те из противоположностей, которые отвечают духовным требованиям ситуации. Но это не какой-то механический и автоматический процесс, не зависящий от разумных усилий со стороны искателя. Чаще всего для искателя невозможно достичь того, что ему необходимо, без помощи Мастера, имеющего глубокое понимание того, что является необходимым.

 

Тюрьма добра

 

Выше было сказано, что добрые санскары могут служить средством поддержания ограниченного " я". Глядя на себя как на человека доброго, искатель самоутверждается путем отождествления с одной из противоположностей. Это — продолжение обособленного существования в новой форме. Разрушить этот новый дом, который строит себе эго, трудно, потому что отождествление с добрым обычно полнее, чем отождествление со злым. С отождествлением со злым работать легче, ибо как только зло узнано, хватка, которой оно вцепилось в сознания, слабеет; но ослабить хватку доброго сложнее из-за его самооправдательной наружности.

Эго меняет отождествление со злым на отождествление с добрым, потому что последнее дает ему большее чувство широты. Но рано или поздно искатель понимает, что добро — такое же ограничение. Сложность со злом не столько в понимании, что оно такое, сколько в его расщеплении; сложность с добром в том, чтобы понять, что оно является ограничением. Это различие проистекает из того, что животные санскары прочно укоренились, благодаря своему древнему происхождению и долгому накоплению; но важно помнить, что добро сковывает так же, как и зло.

 

За пределами добра и зла

 

Эго живет злыми санскарами или добрыми, или же смесью тех и других. То, что остается, когда добрые и злые санскары уравновешиваются и исчезают, — чистое состояние ума, отражающего Истину. На Я никогда ничего не записывается. Санскары хранятся в уме, не в душе. Душа всегда остается незапятнанной, но только когда ум — чистое зеркало, он может отразить истину. Когда впечатления и добра и зла исчезают, ум видит душу. Это — Просветление. Но ум, видящий душу, однако, не то же самое, что душа, познавшая себя; ведь душа — не ум, но Бог, который за пределами ума. Следовательно, даже после того как ум увидел душу, он должен слиться с душой, чтобы душа познала себя в Истине. Это — Реализация. В этом состоянии ум с его добрыми и злыми санскарами исчез. Это состояние за пределами ума, за пределами добра и зла. С точки зрения этого состояния, есть только одно неделимое существование, для которого характерны бесконечная любовь, мир, блаженство и знание. Борьба между добром и злом исчезла, потому что нет ни добра, ни зла, лишь одна неделимая жизнь Бога.

 

XVII

МЕСТО ОККУЛЬТИЗМА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь