Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Необходимость постоянного контакта с Мастером



 

Искателя, принявшего служение Мастеру, можно сравнить с метлой, которой тот метет грязь этого мира. Метла не может не собирать на себе грязь мира, и если ее не чистить, работа ее с течением времени станет менее эффективной. Каждый раз, когда искатель приходит к Мастеру, он несет с собой новые духовные проблемы. Это могут быть новые узлы, связанные с честолюбием, богатством, другими мирскими вещами. Он может обладать ими, но быть далеким от цели постижения Бога, на котором сосредоточены его помыслы. Только активное вмешательство Мастера может разрешить эти проблемы.

Мастер помогает искателю своими собственными внутренними средствами, не имеющими мирских аналогов. Для того, чтобы воспринять эту помощь, необходимо совершать реальные усилия к тому, чтобы отдать себя божественной воле Мастера. Личное эго, принесенное в жертву на первом этапе, может вновь проявиться в новом аспекте, даже в искусственном эго, призванном быть целиком посвященным Мастеру, и внести беспорядок в его работу. Возрождение ограниченного личного эго искателя необходимо трансформировать посредством нового акта отдачи себя Мастеру.

Переход от одного пожертвования к другому есть переход от покорения меньшего к большему, и более полные формы самоотдачи представляют более высокие состояния сознания, поскольку они дают большую гармонию между Мастером и искателем, так что бесконечная жизнь Мастера может течь через искателя. Духовный рост — это переход от одной сдачи к другой, до тех пор, пока не будет достигнута цель — окончательное принесение в жертву обособленной эго-жизни. Последняя жертва есть жертва полная, она эквивалентна достижению Истины, которое и есть последняя цель духовного развития.

 

XVI

 

ДОБРО И ЗЛО

 

Человеческий ум не только движется сквозь поток переживаний, но и постоянно оценивает их. Эти переживания суть противоположности, создаваемые воображением при взгляде на жизнь с частной точки зрения. Концепция индивидуума касательно того, что приемлемо, а что — нет, меняется в соответствии с природой тех желаний, которые господствуют в данный момент. Но пока есть желание, человек не может не оценивать переживания по отношению к нему. Он делит переживания на две части, одна из которых благоприятна с точки зрения осуществления желания, а другая — препятствует ему. Вместо того, чтобы относиться к жизни без каких-либо ожиданий и ограничений, ум оказывается разделен на противоположные части.

Из этих противоположностей разделение на добро и зло является с духовной точки зрения самым важным. Оно основано на желании быть свободным от ограничений любого желания. Те переживания и действия, которые усиливают оковы желания, — зло; те, которые освобождают ум от ограничений, — добро. Но поскольку хорошие переживания и действия существуют по отношению к любому желанию, они сковывают так же, как и плохие переживания и действия. Оковы падают только когда исчезает желание; свобода приходит когда добро и зло примиряются, не оставляя места для выбора.

 

Животные санскары

 

Когда сознание достигает полного развития, по-прежнему сохраняется перевес дурных элементов, потому что на до-человеческих стадиях эволюции сознание работает в основном под ограничениями похоти, жадности и гнева. Переживания и действия, созданные и направленные подобными эго-центрированными тенденциями, оставили свой отпечаток на развитии ума, который зафиксировал их подобно тому, как кинофильм фиксирует движение. Если бы все накопленные животные санскары были злыми и только злыми, появление добрых тенденций в сознании человека было бы невозможно, но животные могут иногда развивать качества самопожертвования, любви и терпения.

Хотя некоторые из животных санскар относятся к сфере добра, большая часть их из области зла; сознание подчинено движущей силе, в основном злой. С самого начала эволюции человека проблема освобождения состояла в развитии добрых санскар, с тем чтобы они могли перекрыть и уничтожить накопленные злые санскары. Развитие добрых санскар требует воспитания переживаний и действий, противоположных господствующим в животной жизни. Противоположность похоти есть любовь; противоположность жадности есть щедрость; противоположность гневу есть терпимость или терпение. Пытаясь жить в любви, щедрости и терпимости, человек стирает в себе тенденции похоти, жадности и гнева.

Общий процесс освобождения себя от ограничений санскар должен, следовательно, сопровождаться процессом отбрасывания плохого ради хорошего. Случается ли человеку быть в данный момент добрым или злым — это зависит от работы санскар. С этой точки зрения, грешник и святой являются таковыми в силу необходимости. У них одинаковое начало и один конец. Клеймо вечного разложения не остается с грешником, и святому незачем гордиться своими достижениями. Никто, каким бы святым он ни был, не достигает моральной добродетели, не прожив жизнь моральной слабости; и никто не может быть настолько плох, чтобы его нельзя было исправить.

Каждый, как бы развращен он ни был, может постепенно исправляться, пока не станет сияющим эталоном. Никто не потерян окончательно и никому не следует отчаиваться.

 

Ограниченное " я" может жить в добрых санскарах

 

Постепенное раскрытие добра несет любовь, щедрость и мир, и добрые санскары, создаваемые проявлениями этих качеств, перекрывают и уравновешивают противоположные злые санскары вожделения, жадности и гнева. Когда имеет место точное равновесие между ними, происходит примирение и прекращение обоих типов санскар, и сознание переходит от рабства к свободе. Для того, чтобы закрыть счет, кредит и дебет должны в точности совпадать. Но чаще всего либо дебет, либо кредит оказывается больше, и накопление по счету продолжается. Важно отметить, что счет остается открытым не только из-за избыточного дебета, но и из-за излишков кредита. Закрыт он может быть только в случае, когда эти два уравновешивают друг друга. Однако в сфере санскар такое равновесие встречается редко. В каждый конкретный момент времени либо добро, либо зло преобладает. И как счет продолжает быть открытым из-за излишка дебета или кредита, так и жизнь ограниченного " я" продлевается и поддерживается при избытке злых или добрых санскар. Ограниченное " я" может жить в добрых санскарах так же, как оно находит поддержку в злых.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь