Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БУДДИЗМ И РЕИНКАРНАЦИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ



 

ВОПРОС: Последние несколько лет я изучаю буддизм, но всё ещё не могу понять буддистское объяснение реинкарнации. Я в полном замешательстве от него.

ОТВЕТ: Буддистам трудно объяснить реинкарнацию, потому что они отрицают существование души, или атмы, которая и реинкарнирует. Они оказались в незавидном положении, пытаясь утвердить истинность двух диаметрально противоположных доктрин. С одной стороны, они учат, что каждый из нас сейчас претерпевает реинкарнацию в колесе рождений и смертей. С другой стороны, самая суть буддистской доктрины — это несуществование души. Другими словами, они учат, что никто из нас в действительности не существует. Они отрицают существование индивидуальной личности, нематериальной души, которая находится внутри тела. Так что противоречие очевидно: если нет души, тогда кто реинкарнирует? Кто привязан к колесу рождений и смертей?

Мы раньше объясняли, что тело подобно машине, или перевозочному средству, и что вы — нематериальная душа—находитесь в теле. Буддисты также говорят, что тело подобно машине, или перевозочному средству, но они отрицают существование личности, или души, внутри этой машины.

Так же как слово «колесница» является лишь формой выражения оси, колёс, остова и других составных частей в их должном сочетании, живое существо —это внешнее проявление совокупностей четырёх элементов, когда они соединены в целое. В колеснице нет объяснение никакой души, и в человеке нет никакой постоянной реинкарнации индивидуальной души5. (Курсив мой. - С.П.)

Теперь, так как буддисты отрицают существование индивидуальной нематериальной души, они не могут на самом деле утверждать, что душа (чьё существование они отрицают) реинкарнирует. Утверждение, что личность, или душа, реинкарнирует, прямо противореча доктрине, что никакой души нет. Поэтому они вынуждены пытаться объяснить реинкарнацию, не ссылаясь на душу. Другими словами, им приходится пытаться объяснить реинкарнацию, всё время отрицая, что существует кто-то—какая-то душа—кто реинкарнирует. Это вынуждает их прибегать ко всякого рода умному словесному жонглированию.

Многие люди очень усердно пытаются понять такое словесное жонглирование и умственную гимнастику, но подобно вам заканчивают тем, что просто приходят в замешательство. Тому, кто на самом деле хочет понять реинкарнацию, нужно сначала полностью осознать реальность своего существования. Ему нужно знать: «Я есть, я существую». Ему нужно также знать свою сущность, а именно что он нематериален. И ему нужно также знать, что он — крошечная искра Верховной Духовной Души. Другими словами, что он не всемогущ.

Если вы понимаете эти моменты, вы можете легко осознать, что такое реинкарнация: вы — индивидуальная нематериальная душа —временно покрыты тонким и грубым материальными телами. Когда вашему грубому телу приходит конец, вы оставляете его, всё ещё покрытые тонким материальным телом. Затем вы получаете другое грубое материальное тело.

ВОПРОС: Некоторые учёные говорят, будто только южная школа буддизма учит, что не существует индивидуальной души, или атмы,—что на самом деле северные школы учат, что душа действительно существует и что она бессмертна.

ОТВЕТ: Если это правда, тогда северная школа права, а южная — нет. Но я уверен, что многие не согласились бы с вашим утверждением. Я не намерен вдаваться в длительную дискуссию о том, чему учат различные школы буддизма. Однако я должен заметить, что по словам Далай-ламы Четырнадцатого (главы тибетского буддизма, который и считается так называемой северной школой), когда буддистские школы учат своих последователей, что индивидуальная атма, или душа, существует, они делают это только потому, что ученики считаются недостаточно продвинутыми, чтобы усвоить так называемую более глубокую истину, что в действительности нет никакой индивидуальной души. Далай-лама пишет, что продвинутое, или окончательное буддистское учение состоит в том, что на самом деле нет никакой атмы, или души, переселяющейся из тела в тело:

Если, возможно, даже и это слишком для нашего понимания, то существует виджнянавадская школа великого пандита Васубандху, которая отвергает всякое внешнее существование и признаёт только сознание поистине существующим. Затем, для тех, кто не может понять несамость всех явлений, существуют школы вай-бхашика и саугрантика, которые, вместо того чтобы принять пустотность всех явлений, принимают несамость личности, что для них означает несуществование самостоятельной субстанциональной основы личности. А для тех, кто не может принять даже эту несамость личности, есть вечный и независимый атман (душа), как в других религиях.

Далай-лама заключает:

Поэтому несамостное существование, неистинное существование, или шуньята, есть просто это несуществование «я», или объекта, который нужно опровергнуть и который удерживается состоянием ума, известным как невежество.

ВОПРОС: В своей книге «Кредо Будды» Эдмонд Холмс утверждает следующее: «Вопрос, который нам нужно задать себе при рассмотрении буддистской концепции, прост: тождество между мной и наследником моей кармы... так же действительно, как тождество между мной сегодняшним и мной 20 лет спустя..? Если оно не так же действительно, доктрина реинкарнации — чистейший вздор». Вывод Холмса заключается в том, что доктрина кармы, центральная доктрина буддизма, становится бессмысленной, если отвергается идея постоянной реинкарнирующей души. И основная идея Холмса на самом деле заключается в следующем: так как доктрины кармы и реинкарнации целиком основываются на реальности существования индивидуальной души, или эго, то Будда, должно быть, на самом деле учил реальности индивидуальной души. Он утверждает, что учение Будды было просто неправильно понято. Другими словами, он говорит, что популярное представление о буддизме — то есть что он отрицает существование души, или атмы,— в действительности недоразумение. Холмс полагает, что Будда учил Своих более близких учеников тому, что индивидуальная духовная душа, или личность, на самом деле существует и бессмертна, и что именно эта индивидуальная душа и реинкарнирует.

ОТВЕТ: Это хорошо, что мистер Холмс понимает, что для того чтобы любое представление о реинкарнации было наполнено смыслом, необходимо принять реальность и бессмертие индивидуальной атмы, или души. И он осознаёт, что так называемая буддистская доктрина реинкарнации, отрицающая реальность индивидуальной души, смехотворна. Так что всё это хорошо. Это делает ему честь. Но наша цель здесь заключается не в том, чтобы защищать доброе имя Будды или нападать на него. Другими словами, мы не намерены вдаваться в дискуссию—чему же именно Будда на самом деле учил. Наша основная идея здесь заключается в том, что распространённое учение буддизма, широко распространённое учение доктрин буддизма — независимо от того, являются они на самом деле учениями Будды или нет— совершенно не имеет ценности для того, кто искренне пытается понять, что такое на самом деле реинкарнация. Наша основная идея заключается в том, чтобы твёрдо установить реальность индивидуальной души, или атмы, и то, что именно эта индивидуальная душа и продолжает существовать в одном теле за другим. И именно этой индивидуальной душе, или атме, и нужно освободиться из колеса рождений и смертей. Любую школу —называют ли они себя буддистами или как бы то ни было,—отрицающую действительное, вечное существование индивидуальной атмы, надо отвергнуть. Поэтому если кто-то называет себя буддистом и принимает или понимает действительное существование вечной индивидуальной атмы и то, что именно эта индивидуальная атма и переходит из одного тела в следующее, тогда его понимание правильное. Нас не заботят ярлыки людей. Нас интересует их действительное понимание.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь