Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Духовные основы церковноприходской жизни.
Иисус Христос принес на землю новое, совершеннейшее учение о Боге, как об Отце Небесном. С понятием о т е ц (родитель) люди связывают свои самые глубокие чувства: любовь, ласку, близость, заботу, справедливость, доверие, благодарность. Предполагается, что чувства эти должны быть не односторонними, а охватывать и отца и чадо. В отношении Бога – Отца эти чувства достигают своего максимального сверхчеловеческого масштаба: Любовь в ее наивысшей форме становится жертвой; Забота – попечением о всем мире и о каждой отдельной личности; Близость – чувством постоянного пребывания с Богом и в Боге; Справедливость – уверенностью в Боге, Всеблагом, Премилосердном, Многомилостивом; Благодарность – непрестанном благодарении за все, что мы имеем в жизни; Христос это возвышенное чувство Богосыновства полагает в основу взаимоотношений своих учеников и последователей всех грядущих поколений. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха … и он не может грешить, потому что рожден от Бога! (1 Ин. 3,9). Если же нет греха, то не будет вражды, ни злобы – будет мир между людьми. Сам Христос часто обращался к своим последователям именуя их ласково «детьми» ( Ин. 13,33,21,5 и параллельные места), этим же словом и апостолы называли своих учеников ( Ин. 4,4; 5,21; Еф. 6,1; Евр. 2,13.) Первохристианская община являлась подлинной семьей верующих, у которых «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4,32), они постоянно «были вместе и имели все общее» (Деян.4,44). Это было благодатное общество святых, получивших Дары Святого Духа. Люди, недуховные, неосвященные – членами Церкви не являлись, были вне Ее. «Из посторонних никто не смел пристать к ним» (Деян. 5,13). Во главе общины стояли пресвитеры или старейшины, носившие духовный сан. Основными факторами, условиями пребывания в этой большой христианской семье являлись ВЕРА и ЛЮБОВЬ. Вера в Бога, изложенная в Символе Веры, подтвержденная всей жизнью. Любовь к Богу и друг к другу, любовь без которой не может быть христианства. Эти основные устои христианства – вера и любовь – являются для христиан на все времена мерилом их внутренней зрелости, печатью сынов Вечного Царства. (Рим. 4,11). Только верующий может быть истинным членом Церкви, а тем более занимать посты или должности на приходской работе. Только имеющий в своем сердце любовь – достоин быть «распорядителем» в церковных делах христианской общины. В дальнейшем, по мере увеличения числа христиан, умножались группы верующих во всех концах земли. Образовывались епархии, митрополичьи округа и патриархаты. Жизнь этих крупных административных единиц, главным образом их взаимоотношения с государственной властью, регламентировалась постановлениями соборов и правительственным законодательством. На Руси известны церковные Уставы князей Владимира и Ярослава, грамоты некоторых удельных князей, Кормчии и Намоканоны, постановления соборов начиная с ХУ11 века. Со времени Петра 1 действовал так называемый Духовный Регламент (подробнее смотри – И.С.Бердников. Краткий курс канонического права Православной Церкви. Казань 1903г). Последние десятилетия (с 1945г) в Русской Православной Церкви принято «Положение об управлении Русской Православной Церкви», в которое в 1961г. было внесено изменение в схеме управления приходом. Не вдаваясь в оценку всех вышеупомянутых законодательств (это область канонического права), следует лишь отметить, что все они рассматривают Церковь в целом, а так же отдельные ее части, т.е.приходы), как обычную организацию или общество. Не принимается во внимание особенность структуры Церкви, как установления Богочеловеческого, не учитывается, что главой Церкви является Богочеловек Иисус Христос (Ефес. 1,22; 5,23; Кол. 1,18; Деян. 4,11). Догматические постановления, церковно-канонические законы остаются почти без внимания. Главная цель жизни человека на земле – его спасение – не связывается с задачами и деятельностью каждого отдельного прихода. Приход превращается в чисто административно-общественный центр, в котором главное структура, управленческий аппарат, форма, а не христианская жизнь и правильная духовная настроенность. В приходе необходимы административные органы, руководящие посты, но не это главное. Истинные отношения между людьми не регулируются и не могут достичь нравственной высоты буквой закона или устава. Если дорходит дело до «законных требований» и предъявления «прав», то это означает отсутствие в людях подлинной церковной жизни, ради которой стоят церкви и существуют пастыри. Если в семье муж или жена начинают говорить о своих правах, предусмотренных законом, то свидетельствует об оскудении любви, грозит распадом семьи. В приходской жизни опасен дух формализма, желание главенствовать или начальствовать. Приход – это большая семья христиан. В приходской жизни надо сохранить дух семейственности, благоговения, дух близости пастыря с его ближайшими сотрудниками и всеми членами общины между собой. В окружающей жизни нет аналогий между устроением приходской жизни и организационной структурой светских обществ и организаций, ибо по иным, духовным законам должна протекать жизнь православной общины. В приходской работе нет «хозяина» и нет слуг. Если необходимо земными отношениями прошлого определить приходские отношения, то хозяином будет Сам Господь Бог, а священник, староста и другие сотрудники – это только соработники на одной ниве Христовой. Самое название священника – О Т Е Ц, показывает не его административное положение, а авторитет старшего («пресвитер») или по годам и по опыту, или по образованию и общему развитию. К священнику, как к духовному отцу, обращаются прихожане и как надо это ценить и высоко держать пристиж пастыря, чтобы быть подлинным отцом множества людей. Любовь и согласие в семейной жизни зависят в одинаковой мере и от мужа и от жены, они сохраняются от их мудрости и умения обходить «острые углы» совместной жизни. Нормальные отношения в приходе зависят от пастыря и от пасомых. Только при обоюдном терпении и желании сохранить мир, он будет среди прихода. Нельзя забывать, что у священника и его сотрудников все их заботы должны быть направлены к тому, чтобы церковно-приходскую жизнь возможно приблизить к идеалу данному первохристианской Церковью. Все остальное (организационные и текущие вопросы, ремонты и прочее) – это только внешняя оболочка, имеющая второстепенное значение. Священник, как парящий в высоте орел, должен все видеть, все знать и все направлять. Его сотрудники несут каждый свое церковное послушание, отдавая свои силы порученному делу. Сферы деятельности разные, пути многообразные, но цель у всех деятелей прихода одна – спасение человека. Ради этой цели следует забывать свое личное, мелочное, эгоистическое, быть нравственно выше и показывать пример духовного отношения к жизненным вопросам. Сан священнослужителя дает ему полную возможность во многих церковных делах проявить свою инициативу, не стесняя или не ущемляя свободы своих сотрудников. Не только священник несет перед Богом ответственность за души своих прихожан, но и все церковные деятели тоже ответственны за приходящих в храм, обращающихся к ним со своими нуждами. Приходящие в храм, прежде чем дойти до священника, обычно имеют контакт с церковными работниками. Как много значит их ласковое, разумное, участливое слово для ищущих в храме успокоения и облегчения от житейских бед. Пастырь, старости, члены совета и все плоть до уборщиц, все они являются деятелями прихода, должны представлять единую, крепкую, сплоченную семью, полную взаимного доверия, объединенную единой целью – заботой об освящении людей. В церковной работе не всегда можно отчетливо разграничить сферы чисто духовного направления от обязанностей обычного «земного» характера. Так священнику иногда приходится принимать участие в ремонтных работах (например, при реставрации живописи, работах в алтаре), а церковный совет часто разрешает те или иные вопросы чисто духовного характера (чаще всего связанные с требоисправлениями). Вот в этих точках соприкосновения двух сфер духовной и материальной особенно важно иметь единомыслие, взаимное уважение и твердую целенаправленность. Очень важно, чтобы пастырь был духовно свободен в делах материальных (не искал личной выгоды, не требовал ничего себе и для себя). Личная нестяжательность даст пастырю духовную независимость и он с чистой совестью сможет творить дело Божие. Церковный совет, да и все прихожане, видя в священнике пример чистоты христианской жизни, его ревность к службе, к благолепию и чистоте своего храма, признают в нем «своего пастыря» и по слову Евангелия будут слушаться его голоса и пойдут по пути им указанному. (Ин. 10,1-5).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы