Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОСЛЕДОВАНИЯ СВЯТОГО ЕЛЕЯ



(индивидуальное соборование)

Подготовительные действия.

На столе, покрытом чистой скатертью, или лучше церковной пеленой, поставляются: св. Евангилие, Крест напрестольный, Дароносица (перед св. Дарвами следует сразу же зажечь свечу) «блюдо с пшеницею (удобнее глубокая миска), в которую ставятся 7 свечей и 7 «стручец» (палочки величиной с карандаш, на одном конце обвитые ватой, при многих помазающихся лучше помазок-кисточка); «кандило праздное» (сосуд в форме лампады, в крайнем случае – пустой стакан) – ставится в середину сосуда с пшеницею. Священникам свечи подаются незажженными, возжигать свечи в руках, следуя древности, пресвитеры должны сами по окончании молебного пения, во время великой ектении, перед освещением елея. Над елеем зажигать свечи надо после влития елея и вина в «кандило», т.е. перед чтением молитвы «Господи, милостию и щедротами…». Семь свечей пред елеем ставятся по числу семи совершителей Таинства, которым эти свечи положено держать в руках. По обычаю каждый священник по прочтении молитвы после Евангелия (и помазания) гасит свою свечу. Если елеопомазание совершается одним священником, то он гасит после Евангелия поочередно одну из семи свечей стоящих пред елеем. Помазуемый св. Елеем держит в руках свечу только в том случае, если оно ему не затруднительно по состоянию здоровья. Обычно и все присутствующие стоят с зажженными свечами.

Отдельно в двух сосудах (например, стаканчики) приготовить елей и вино, Требник, свечи и полотенце для вытирания рук. Можно сразу приготовить теплоту для запивания после Причащения.

Священник облачается в светлые епитрахиль, поручи и фелонь. Указанное в Требнике каждение на практике не совершается.

 

Молебное пения (и исповедь)

Обычное начало молитв: Воглас, Трисвятое по Отче наш, тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». (Если елеопомазуемый не исповедовался, то в это время следует прочитать молитвы исповеди и провести Таинство покаяния).

К а н о н: ирмосы поются, тропари читать с припевами: «Много милостивее Господи, услыши нас грешных молящихся Тебе» или «Многомилостиве Господи», помилуй и исцели страждущего раба Твоего».

Катавасия: «Восстави от болезни раба Твоего, Милостивее, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю всех Господу Иисусу»,

Освещение елея.

Зажигаются свечи в руках и над «кандилом».

Великая ектения с особыми прошениями.

Священник вливает в пустое «кандило» елей и вино.

Чтение «молитвы елея» над «кандилом».

Пение тропарей, прокимен, Апостол, Евангелие и молитва (некоторые священники при чтении Евангелия обращаются лицом к болящему, это допустимо, но только не надо возлагать св. Книгу на голову больного или давать ему ее целовать).

 

Помазание больного.

Произнося наизусть молитву «Отче наш», священник помазывает крестообразно чело (лоб), ноздри – 2 помазания, ланиты (щеки – 2 помазания), уста (рот), перси (грудь) и кисти рук с обеих сторон (т.е. ладонь и тыльную сторону кисти – 4 помазания). Всего над болящим совершается 11 помазаний. Если помазуемых много, то во время помазания хорошо всем петь: «Услыши ны, Господи, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святой».

(Очень часто соборующиеся просят священника помазать еще какие-либо части тела, например – ноги, уши. Этого делать не следует).

Далее следует еще шесть прокименов, Апостолов, Евангелий, молитв и шесть помазований елеем тех же частей тела. После последнего 7-го Евангелия и последующей за ним молитвы, священник раскрывает св. Евангелие и, возложив его «письменами» на голову больного, читает « разрешительную молитву», «Царю небесный». При совершении елеопомазания несколькими священниками предстоятель не возлагает руки на Евангелие, которое раскрытым держат над головой больного сослужащие священники. Возложение Евангелия служит образом возложения руки Самого Господа.

Во время целования Евангелия помазания (или помазанными) практически удобнее петь «стихиры самогласны», сугубую ектению перенести на конец чина, именно перед отпустом. (После целования Евангелия следует причастить больного) После отпуста соборованный испрашивает у священников (или священника) прощение в своих прегрешениях.

После окончания соборования священнику надо поздравить болящего с тем, что над ним совершено три Таинства (покаяния, елеопомазания и Причащения). Этим Бог подает ему свою Благодать и силу к безропотному несению своего Креста и укреплению его духовных и физических сил.

Родным следует дать совет, как поступить с освященным елеем (правильнее всего сжигать, можно слить в бутылочку и сохранить), со стручцами (сжечь и пепел закопать в чистом месте), огарки свечей (зажечь перед иконой или отнести в храм), зерна пшеницы (сжечь или дать голубям).

Греческий текст елеопомазания У111 в. заканчивается словами священника «Благословим Господа», на которые все отвечают «Благодарение Богу» (прот. М.Архангельский «О тайне св. Елея стр.262).

Современный чин св. Елея выражает ту же мысль словами «приемый молитвомаслие…отходит благодаря Бога». Значит б л а г о д а р е н и е есть основная тема, естественное завершение всего того, что получает верующий в Таинстве елеопомазания.

Елеопомазание соделывает человека новой тварью, дает ему другое миросозерцание, лучшие мысли и чувства. В молитвах Таинства говорится, что елеопомазание есть: «Мечь над демоном» мучащих человека (канон У11-3)» .

«Огнь попаляяй страсти душевная» молитвами Церкви (канон У11-3); оно подает милость, заступление и крепость немощствующему человеку» (канон 1Х-1).

В елеосвящении совершается благословение всего подвига жизни верующего, повышается его религиозно- нравственная настроенность, раскрывается смысл жизни и смерти, происходит исцеление или смерь в зависимости от состояния человека. Готовый к переходу в Жизнь Вечную – уходит из земной жизни. Несозревший для Вечности – временно отстраняется от врат Царствия Божия, снова берет страннический посох и идет в путь. Душа, благодаря Бога, трепетно, но в полном покое взывает: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22,20).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь