Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ПАСТЫРЯ О УСОПШИХ



 «Ибо летам моим приходит конец,

 и я отхожу в путь невозвратный».

 Иов. 16,22.

 

 «Блаженны мертвые,

 умирающие в Господе»

 Откр. 14,13.

 

 «Когда человеческая душа исходит

 из тела, тогда совершается великое

 некое таинство»

 Преп. Макарий Великий

 Добротолюбие, 1,8 . п.283

 

ХРИСТИАНСКАЯ КОНЧИНА.

Смерть есть великое таинство всего живого, а священник является его частым свидетелем. Кто не видел, не переживал ощущения смерти, тот не знает самого главного в жизни. Только верующему сердцу до конца открыта тайна смерти. Неозаренный Евангелием ум видит конец физического бытия, думает, что наступает пустота, небытие, конец всего, полное ничто.

Потеря дорогих сердец, наиболее полно открывает завесу двух миров. Смерть близких, это опытное подтверждение бесконечности начатой на земле жизни.. Любовь к ушедшему есть утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров – призрачного и реального. Смерть доказывает нам реальность того, что мы часто считали призрачным и призрачность того, что считали реальным.

Смерть в христианском понимании есть переход духовной части человеческого существа в иную, нематериальную сферу. В самой смерти на земле заложено начало новой жизни на небе. Как вступая в помещение надо перейти, перешагнуть через порог двери, так, переходя в жизнь будущего века неизбежен порог смерти. Это граница между физико-духовным существованием в земных условиях и чисто духовным пребыванием в вечности.

«И возвратился прах в землю, чем он был» - вот удел плоти. «А дух возвратится к Богу, который дал его» - пророчествовал Екклезиаст о верующей душе. (Еккл.12,7).

Заботой священника являлось подготовить христианина к этому разлучению души от тела, переходу в «иной мир».

Причащение (часто многократное), елеопомазание, углубленные молитвы, добрые дела, , примирение с окружающими, особые молитвы в иерейском молитвослове и каноны «При разлучении души от тела всякого правоверного» (Требник. Гл.15), особый «Чин на разлучение души и от тела, внегда человек долго страждет (Требник. гл.16) – вот те могучие средства, которыми Церковь подготавливает верующего к смертному часу.

И вот этот час наступил. Совершилось…

Венец творения, высшее существо земли, созданное по образу и подобию Божию, лежит «безгласно, бездыханно, не имущее вида».

В этот «страшный час смертный» Церковь опять возносит молитвы, чтобы поддержать душу новопреставленного на новом, неведомом ему пути, чтобы облегчить горечь разлуки родных и близких. Совершается «Последование по исходе души от тела» с каноном из Октоиха 8-го гласа. Это будет первая, отличающаяся от других панихид по «новопреставленном рабе Божии» (См. чин ее «Следованной Псалтири» и в «Иерейском молитвослове»).

Исходя из учения апостола Павла, что тело христианина является храмом (вместилищем) Св.Духа (1 Кор. 6,19) и будет участвовать в будущей жизни (1 Кор. 15,53-54) Церковь торжественно с большим благоговением провожает «в путь всей земли» (И.Нав. 23,14) тело усопшего.

В чине отпевания тело скончавшегося православного именуется «мощами». В православном понимании «мощами» называется тело усопшего или даже частица его сохранившаяся после кончины. Св. Григорий Богослов писал: «малая часть праха, останков, костей, часть волос, отрывки одежды, признак каплей крови – иногда достаточно к чествованию мученика: даже месту мощей дается наименование: святые мощи и оно имеет равную силу, как бы присутствовал сам мученик» (Слово о целомудрии, смиренномудрии и воздержании». Из церковной истории известно, что мощи первомученика Стефана, апостолов Петра и Павла, Андрея, Луки, Тимофея, сорока мучеников и многих святых состояли из костей и хранились в небольших ковчегах (Е.Голубинский «История канонизации Русских Святых» стр.49-50).

Мощи святых угодников Божиих, прославленных еще в земной жизни, засвидетельствованные чудесами по их кончине, благоговейно христианами сохраняются и почитаются, как великое сокровище Церкви.

Мощи рядовых христиан погребаются в землю и они ждут воскресения мертвых и Последнего Суда.

По примеру древности (Деян. 9,37) и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многознаменательных символических действий. Прежде всего тело умершего мирянина омывается водою и облачается в новую одежду. С чистым телом и в чистых одеждах провожают христиане своего почившего сродника в последний путь. Это действие глубоко символично: земной, «перстный человек» (1 Кор. 15,47) одевается в чистые одежды, «ибо тленному этому надлежит облечься в нетление, и смертному этому – облечься в бессмертие» (1 Кор.15,53).

Тела умерших священников не подлежат обнажению: наготу его отеческую не должен видеть никто из его сынов. Назначенные священники отирают почившего собрата деревянным маслом и облачают в чистые одежды (нижнее белье, подрясник, подризник и Дале в церковное облачение).

Тело усопших монахов не обнажают, а теплой водой лишь крестообразно отирают лоб, грудь, руки, ноги, колени, одевают в обычные монашеские одежды; затем тело обвивается мантией, края которой ножом обрезают с обеих сторон, образовавшимися полосами обвивают усопшего, начиная от головы (при этом делается три креста: у головы, у груди, и у колен).

В знак того, что усопшие архиереи и священники возвещали людям учение Христа, на грудь кладется Евангелие, а в руки Крест – символ спасения живых и мертвых. Лицо покрывается «воздухом», чтобы оно было закрыто, как у Ангелов, предстоящих Богу (Исх. 6,2) или как у пророка Моисея, после Боговидения на горе Хориве (Исх.34,23-35).

Диакона погребают по чину мирян в стихаре с кадилом в руке.

В гроб не следует на усопшего возлагать золотого или серебряного креста и панагии. Каждый священнослужитель должен для себя заранее приготовить: облачение, два деревянных или медных креста (На шею и в руки), Евангелие, «воздух». Хорошо, если в Епархиальном управлении или в Кафедральном соборе заготовлены деревянные кресты для погребения священников.

Перед тем, как положить усопшего во гроб, тело, гроб и крышку окропляют святой водой.

В некоторых областях на усопшего одевают саван (по росту сшитый белый балахон с капюшоном для головы). Саван напоминает о белой одежде крещения. В тех местностях, где этого обычая нет, требовать одевать саван не следует. (в г. Иванове диакон требовал на всех одевать саван и грозил, что похороненный без савана не войдет в Царствие Божие).

Обычно вместе с гробом покупается белое покрывало, которым умерший покрывается. Во многих епархиях тело закрывается покрывалом с изображениями Воскресения Христова, Распятия с Предстоящими, Божией Матери, со словами заупокойного кондака («со святыми упокой» и надписью «Благословение такой-то Лавры». Благочестивые паломники, посещая «святые места», покупают себе на погребение такие покрывала.

На лоб умершему кладут венчик, на котором изображены иконки Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (Деисус) со словами «Трисвятого». Этим показывается, что скончавшийся в своей земной жизни, служил святой Троице, надеется получить венец Правды (2 Тим.4,7-8) по молитвам Божией Матери и Предтечи.

В прежнее время венчики печатались не только на бумаге, но и на шелку многокрасочной печатью.

Гроб обычно покрывается, до времени закрытия его крышкой, церковным покровом, во свидетельство того, что умерший, как верующий и освященный таинством находится под покровом Христовым, есть член Православной церкви.

Долг священника следить, чтобы покровы имели церковный вид (шились из материала церковных облачений, имели большой крест по середине, галуны по краям, кисти по углам), всегда были не помятыми, хранились сложенными в чистом месте.

В доме умерший полагается головой в большой угол, а ногами к выходу. При гробе зажигаются свечи или лампады. Светильники в данном случае напоминают о переходе умершего от темного жития земного в Свету истинному.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь