Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схема малого освящения воды



(Порядок соединения водосвятного и простого молебнов)

Священник выходит к месту служения молебна облаченным в фелонь, епитрахиль и поручи, имея в руках молебное Евангелие и Крест. Заранее на столе должны быть приготовлены водосвятная чаша (фиал) с тремя зажженными свечами, кропило, чистое (немятое) полотенце, ковш и воронка для разливания святой воды. В некоторых приходах на стол ставят еще множество бутылок, банок, молочных бидонов и прочие сосуды. Надо кому то поручить (уборщице, псаломщику, члену 20-ки) до приходя священника осмотреть всю эту посуду и изъять бутылки с винными, банки с консервными этикетками. Нельзя допускать, чтобы святую воду уносили в сосудах с неподходящими для святыни надписями.

Возглас: Благословен Бог наш. Царю Небесный (желательно петь с народом). Бог Господь. Тропари водосвятного и заказных молебнов( смотри примечание №2). Запевы.(№3) Катавасия. Пение «Еже радуйся» и следующих 24-х алфавитных тропарей греческого требника (№4).

Возгласы: Господу помолимся. Яко свят еси. Боже наш.

Пение тропарей: «Ныне наста время всех освящающее».

Прокимен: Апостол и Евангелие.(№5)

Великая ектения с особыми прошениями.

Молитва освящения.(№6) Мир всем. Тайная молитва и возглас. Троекратное погружение Креста в воду (№7) при пении «Спаси Господи». Окропление водой (№8). Сугубая ектения (сокращенная) (№9). Чтение молитвы. Отпуст.

 

Примечание №2. В тех приходах, где принято заказывать разнообразные молебны, полезно, для облегчения нахождения текста, иметь тетрадь в твердом переплете с выписанными тропарями, с алфавитным указателем, обозначением гласа пения и остановок. Нельзя надеяться на память псаломщика или допускать искажение молитв.

 

Примечание №3. Запевы.

Молебен, как служба, имеющая в основе утреню сохраняет запевы – краткие молитвенные воззвания. Запевы - наиболее доступная для народа форма молитвенного обращения. Они дают молебну определенную целенаправленность и ярко выраженный калорит. Важно, чтобы запевы при всей предельной краткости, были богословски правильно формулированы и не давали возможности для произвола каждого чтеца и непризванного творчества. В вокальном отношении каждый запев обычно состоит из двух строф, приблизительно одинаковой длины и между ними необходимо сохранять слоговое равновесие, что придает запевам музыкальность и певучесть.

Профессор М.Н.Скабалланович дает ценные указания о составлении запевов: « При двух или более святых не нужно именовать их. Равным образом не нужно обременять первую строфу присоединением к имени святого его прозваний, не только таких безличных для его славы, как «Тирон» (новобранец), «воин», «гренадер», но и почетных: «великий», «богослов», «злотоустье», «чудотворче»). Не требуется также нескольких обозначений святости святого, т.е. подле «преподобный» ставить еще «святой». Не говорится «святой священномучиниче». (М.Н.Скабалланович. «Толковый Типикон» киев 1910г вып. 2. стр.264).

Указанные рекомендации М.Н.Скабалланович не все приемлемы в приходской практике. Вероятно, сказалось то обстоятельство, что сам проф. М.Н.Скабалланович не был священником и ему не приходилось совершать молебны. Наш народ привык не безлично просить: «святителю отче Иоанне, моли Бога о нас», но выделять характерным для него эпитетом «Иоанне Златоусте, моли Бога о нас». Любимый ученик Христов, не просто апостол Иоанн, но Иоанн Богослов, а к имени св. мученика Иоанна добавляется повсеместно «воин».

Наиболее распространенные и правильные варианты запевов:

 

Св. Троице: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.     Спасителю: Слава Тебе Боже наш слава Тебе. (праздничный и воскресный). Многомилостиве, Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе. Иисусе сладчайший, спаси нас (оба седмичные). Помилуй мя, Боже, помилуй мя (простой).   Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси нас».     Св. Ангелам: Святи Архангели и Ангели молите Бога о нас. Святой архистратиже Михаиле, моли Бога о нас. Или Святый архистратиже Михаиле и вся Небесныя Силы, молите Бога о нас. Святой ангеле хранителю моли Бога о нас. Катавасия: «Избави от бед рабы Твоя, многомилостиве, яко мы усердно к тебе прибегаем, к милостивому избавителю всех Владыце, в Троице славимому Богу»     Избави от бед рабы Твоя Всемилостиве, яко мы усердно к тебе прибегаем к милостливому избавителю всех Владыце, Господу Иисусу.     Спаси от бед рабы Твоя Богородице (добавлять «Дево» не следует), яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству. Призри благосердием Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

 

Пророкам:

- Святый великий Иоанне Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас, или

- Святый пророче и предтече Господень Иоанне, моли Бога о нас.

- Святый славный пророче Илие, моли Бога о нас.

- Святый пророче … моли Бога о нас.

- Святи пророцы, молите Бога о нас.

- Святый Апостоле … моли Бога о нас.

- Святи Апостоли, молите Бога о нас.

- Святи равноапостольнии … и …, молите Бога о нас.

- Святый (ая) мученик (ца) … моли Бога о нас.

- Святи мученицы, молите Бога о нас.

- Священномучиниче … моли Бога о нас.

- Святителю отче … моли Бога о нас.

- Святые отцы, молите Бога о нас (нескольким святителям).

- Преподобне отче… моли Бога о нас.

- Преподобнии отцы, молите Бога о нас.

- Преподобномучиниче … моли Бога о нас.

- Преподобная мати … моли Бога о нас.

- Святый праведный … моли Бога о нас.

- Святая праведная … моли Бога о нас.

- Святый благоверный княже … моли Бога о нас.

 

 Образцы некоторых запевов:

Святи бессребреницы и чудотворцы Косьмо и Домиане, молите Бога о нас.

Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне моли Бога о нас.

Святая великомучинице Екатерино, моли Бога о нас.

Вси святи молите Бога о нас.

Вси святи земли Русския, молите Бога о нас.

 

Примечание №4. Тропари на молебне.

Эти 24 тропаря в греческом Требнике расположены по порядку и числу букв греческого алфавита: например, первый начинается словом «воспеваем», второй – «царем», третий – «язык», четвертый – «даждь» и т.д.

Первый тропарь: «Еже радуйся» вне алфавита, он вместо ирмоса и повторяется дважды.

По своему внутреннему содержанию тропари обращены к Пресвятой Деве Марии (исключение тропари 22-ой и 24-ый), которую воспевают и умоляют избавить молящихся от «всякия беды».

Содержанию этих и последующих тропарей дает повод утверждать, что первоначально малое водоосвящение совершалось преимущественно в храмах Божией Матери. «Храм Твой , Богородице, показася врачество» (тропарь 16-ый); «Кто притекает в храм Твой, Богородице…» (тропарь 20-ый); «Водами одождивый, Христе, источник во всечестнем храме Девы днесь…». (Тропарь следующий за «Ныне наста время всех освящающее»).

Следующие за первым «слава и ныне» 5 тропарей призывают на помощь не только Богородицу, но и святых Ангелов, Иоанна Крестителя, Апостолов, мучеников, бессеребренников и всех святых.

В связи с тем, что в приходских храмах водосвятные молебны служатся почти ежедневно и время для их совершения бывает нередко очень ограниченным (например, между ранней и поздней литургиями по воскресным дням), то возникает вопрос о необходимости сократить число тропарей.

Обычно псаломщик поет несколько тропарей по порядку, а затем сразу переходит на «слава». Такой порядок нельзя одобрить.

Если необходимо сократить, то священник сам должен определить количество тропарей и ему же самому следует выбрать из всех тропарей самые понятные, содержательные, имеющие непосредственное отношение к совершаемому молебну. Без большого ущерба для современного прихожанина можно выпустить тропари: 3,4,8,9,15,16,18,21,22,23,24, на «слава и ныне» и второй на «и ныне». Надо в Требнике заранее отметить наиболее подходящие тропари, а затем их чередовать ( по дням или по седмицам). Это изменение тропарей придаст молебному пению живость и избавит от однообразия и раз на всегда затвержденного трафарета.

 

Примечание № 5. Апостол и Евангелие.

На молебнах апостольское чтение читается всегда согласно чина водоосвящения (Евр.2,11/18 или зач. 306-ое).Допускается произнесение двух прокименов: водосвятного и еще одного согласно заказных молебнов.

В отношении чтения Евангелия практика неодинакова: некоторые священники, при соединении водосвятного и заказных молебнов читают несколько Евангелий, а именно, кроме водосвятного (Ин. 5,1-14, или зач. 14-ое) еще добавляют Евангелия, согласно чина святых (т.е. Богородичное, святительское, мученическое и др.).

 В Ивановском соборе один очень благочестивый старый иерей на молебнах читал около десяти Евангелий. Некоторые священники добавляют на молебнах одно и то же Евангелие, а именно, на всякое прошение (Мф. 7,7-11 или зач. 20-ое «от полу». Указаний, какое именно в данном случае или сколько Евангелий читать будет литургически правильно, нет, ибо не предусмотрена необходимость соединения молебна водосвятного с простым (заказным). Остается руководствоваться стремлением достижения наибольшей духовной пользы для верующих, учитывать местную практику и обычаи.

Принимая во внимание ограниченность во времени, можно читать по два Евангелия. Руководствуясь желанием ознакомить верующих с содержанием Книги жизни в целом, хорошо второе Евангельское чтение варьировать, т.е. на молебнах менять читаемое Евангельское зачало.

Кроме указанных мест Евангелия в «Книге молебных пений» и «Служб на различные потребы» иерейского молитвослова, можно еще прочитывать отдельные зачала из Нагорной проповеди (Мф. 5-7 главы) или

 из Евангелия от Матфея зачала: 36,38,43,69,75,76,98,103;

 из Евангелия от Марка зачала: 29,37,44,51,62;

 из Евангелия от Луки зачала: 26, 27, 38, 40, 44, 51, 52, 56, 58, 63, 64, 81, 84, 90;

 из Евангелия от Иоанна зачала: 10,43 и частично зачала 47, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 56;

Перемена Евангельских чтений на молебнах приучит священника находить нужные места Евангелия (ориентироваться в Священном тексте) и откроет полнее Благую весть о спасении сердцам многих людей.

Еванегелие на молебне многие священники читают лицом к народу. По окончании чтения допускать прикладываться к Евангелию не следует, это вносит нежелательный беспорядок в молитвенный чин молебна, вполне достаточно общего осенения молящихся Евангелием (во многих приходах целуют Евангелие, лежащее на аналое, в конце молебна во время прикладывания ко Кресту).

Во время чтения Евангелия класть епитрахиль на головы молящихся не допустимо (Епитрахиль налагается на главу кающегося только в таинстве Покаяния и только время чтения разрешительной молитвы).

 

Примечание №6. Молитва молебна.

Во многих приходах вместо обычной молитвы Требника на освящение воды читают одну из молитв:

А) молитву из Требника митрополита Петра Могилы, она же находится в службе иконе Божией Матери Боголюбской: «Боже Великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Приди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и посли Духа Твоего Святого, и освяти воду сию (сия глаголя, благословляет воду рукой трижды) и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабам Твоим применение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, утверждение же и освящение домом, и очищение от всякия скверны, и навета диавольского отгнание. Яко благословися и прославися пречистное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

Б) молитву из древней рукописной службы: «Боже Великоименитый, творяй чудеса, им же несть числа! Приди к молящимся рабам Твоим, Владыко: посли Духа Твоего святого, и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление бесом погибель, противным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающие ю и приемлющими от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, во изменение страстем, во оставление грехов, во отгнание всякого зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И аще что в домех или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отимет всяку нечистоту, да избавит от всякого вреда, ниже тамо да водворятся дух губительный, ниже воздух вредняй, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врачга, и аще нечто есть, еже или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сея волы да отразится. Яко благословися и прославися пречистое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

В) молитву, употребляемую в Ульяновской (б.Симбирской) епархии: «Господи Боже наш, великий в свете и дивный в делах! Ты еси Бог освятивший иорданския струи наитием Пресвятого Твоего Духа. Тебе убо в час сей смиренно молим мы недостойнии раби Твои: приди, Владыко, и освяти воду сию Духом Твоим Святым, и яви ю силою Твоею свыше бытии пиющим от нея, мажущимся и кропящимся ею рабом Твоим в применение страстей, во оставление грехов, во исцеление болезней и во отгнание всякого зла, во освящение же и благословение домов и очищение всякого места всяки скверны. Яко Ты еси благословенный и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Г) молитву на освящение воды из «Чина, бываемого на основание церкви» (см. в Требнике).

 

Примечание №7. Как держать св.Крест.

Св. Крест следует держать обеими руками (не за верхний или нижний конец его, а за боковые, длинные концы его), Распятием не к себе, а от себя. Погружается св. Крест в прямом (т.е. не в косвенном или горизонтальном) положении, постепенно опуская в воду (низводя) в воду, а затем постепенно поднимая Крест из воды (возводя). Таким способом в воде описываются две дуги, накрест положенные и концами обращенные вверх. Один ли сосуд с водой или их много – все равно св. Крест надо в каждый опускать трижды.

 

Примечание № 8. Кропление святой водой.

В Требнике сказано, что священник «кропит всех священной водой». Если время позволяет, то лучше кропить каждого по отдельности, но если время ограничено, то многие священники совершают общее кропление св. водой на четыре стороны. Иногда молящиеся, считая, что на них мало попало св.воды, просят добавочно еще окропления. Последним следует помнить, что в храме имеет значение не количество, а качество: кто с верою принял окропление, тому и одна капля св.воды будет во освящение, а кто без веры подходит, или считает количество святыни, тому и обильное окропление не принесет пользы.

Кропить надо осмотрительно, чтобы освященная вода понапрасно не попадала на пол и вокруг священника не образовалось бы «болото». Пить освященную воду можно не только натощак, но и по вкушении пищи и после причащения.

 

Примечание №9.

Конечные молитвословия малого водоосвящения взяты из праздничной литии, совершаемой на всенощном бдении. В современной практике на последней ектении «Господи помилуй» 40 раз не поют, а добавляют прошения по нужде верующих из «Книги молебных пений» или из «Иерейского молитвослова».

 

ВЕЛИКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОДЫ.

Совершается оно два раза в год по чину, изложенному в Требнике. В канун праздника (навечерие Богоявления) и в самый день Крещения Господня Церковь подает верующим великую Агиасму (святыню), «приводящую в жизнь вечную», дающую дар освящения, грехов избавление, исцеляющую душу и тело. (Прошение великой ектении).

Человеческое сердце («пустыня жаждущая») да не останется бесплодным, но да «процветет, яко крин», т.е. душистый цветок нарцисс. Бесплодным делает наше сердце грех, а процветание» его происходит от Божией благодати. За этой обильной благодатью и собираются люди в эти дни в храмы. К радости, веселию, торжеству, ликованию призывает народ пророк Исаиа в паремии, читаемой перед освящением воды. (Ис. 35, 55,12,3-6).

Освещение воды чрезвычайно ответственное для священника тайнодействие и Церковь, назначая в навечерие Крещения пост, тем подготавливает священнослужителей и весь народ к принятию святыни усиленной молитвы и чистотой души и тела. Не только «вод освящается естество», но и верующие принимают «Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия» и даже «являющегося Христа».

Священнику следует заранее продумать все отдельные детали совершения великого освящения воды, чтобы ничто земное, человеческое, греховное в эти минуты не встало между Богом-Освятителем и человеком, принимающим это освящение.

Сразу же после праздника Рождества Христова священнику уместно начать подготавливать своих прихожан к духовному восприятию освящающей благодати Богоявления.

Раскрыть сущность и значение святой воды, уберечь некоторых от ненужного желания хранить несколько лет освященную воду. Крещенская вода дается для освящения человека, а не для производства над ней опытов. Предостеречь от ложного разделения воды на крещенскую и Богоявленскую и предпочтение первой второй. Пояснить, что в навечерие и на праздник Богоявления над водой читаются одни и те же молитвы, погружается тот же св. Крест. Откуда же может быть разница в силе и действии воды сочельника или самого праздника? Приучить прихожан св.воду не только хранить дома, но и употреблять в болезнях телесных или скорбях духовных.

Не должен священник обойти своей заботой и то, в чем он будет освящать воду в храме, как ее будут разливать (кто и чем?). Нельзя эти вопросы целиком предоставлять заботам старосты или уборщицы. Следует напомнить прихожанам о их сосудах, в которых освященная вода будет относиться в дома верующих.

Чаны для воды должны быть идеально чистыми, вода безупречной в гигиеническом отношении. Лучше всего чаны заказать из оцинкованного железа, с крышкой, кранами, внешне церковно оформленные (крестики на боковых сторонах и на крышке). Нельзя допускать, чтобы прихожане сами черпали своей посудой воду из чанов, это должны делать специально назначенные люди, желательно в белых халатах.

Люди часто идут в храм за освященной водой, взяв с собой первый попавшийся под руки сосуд: молочный бидон, консервную стеклянную банку или бутылку с винной этикеткой. Надо из года в год призывать прихожан к сознанию, что для святой воды к празднику Крещения необходимо приготовить специальные, только для этой цели предназначенные сосуды. Это может быть бутылка с притертой пробкой или завинчивающейся крышечкой, или графинчик. Но на любом сосуде должна быть надпись, например:

 

 +  Святая вода    19…. Год  

Наливать св.воду в грязную посуду или тару, имеющую неподобающий ярлык, не следует.

Почти повсеместно при черпании освященной воды наблюдается беспорядок и нарушение святости храма. По выражению одного пожилого священника «в это день бывает стыдно за прихожан и не узнать своего храма».

Сообразуясь с местными условиями, надо заранее продумать, что можно предпринять для сохранения в храме в эти дни должного порядка. В многих храмах шум возникает от того, что люди толпой окружают место освящения воды, и, получив воду, не могут выйти из этого человеческого круга. Необходимо организовать очередь, продвигающуюся в определенным направлении: подходят к воде с одной стороны, а выходят на другую сторону. Для сохранения порядка иногда воду освящают не в одном месте, а в нескольких – тогда толпа разделяется на более мелкие группы.

Примеры:

В г. К. епископ освящал воду в центре собора, а ключарь одновременно в церковном притворе. Некоторые молитвы освящения читались поочередно Владыкой и священником.

В другом трехпредельном храме воду одновременно освящали во всех трех пределах, раздача воды проходила быстро и без большого шума – люди входили в главные двери храма, распределялись на три очереди, а выходили в боковые двери.

В г. И. в 1958 г. были сооружены четыре огромных разборных деревянных чана с кранами (вмещали до 2000 литров воды каждый). Их ставили в церковной ограде, епископ освящал в чаше на столе, а священники поднимались на специальные помосты и святили воду в чанах.

Если освящение воды происходит вне храма (в ограде), то место освящения надо оградить перилами и украсить елками и коврами.

Можно ли подливать в чаны с освященной водой обыкновенную воду из водопровода? По идее, принципиально можно. Раньше ведь освящение воды происходило в реке, и течение уносило освященные частицы воды, однако верующие из проруби продолжали весь день черпать воду. «Днесь вод освящается естество» поется в тропаре чина водоосвящения. Пример, в храме г. Е. над водосвятным чаном было укреплено небольшое металлическое Распятие, к которому был подведен тонкий металлический шланг. По мере надобности вода включалась и через Крест вода стекала в чан.

Однако лучше воду не подливать, а по мере того, как всю ее разберут, еще раз (или даже не сколько) освящать воду полным Богоявленским чиномНадо считаться с местными традициями и обычаями.

 

Г Л А В А 4

СВЯЩЕННИК - РУКОВОДИТЕЛЬ МИРЯН НА ПУТИ
В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ

 

1. Сотрудники по церковно-приходской работе.

2. Ответственность служения храму.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь