Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чтение Евангелия и Псалтири.
Любовь к почившему побуждает близких последние дни и часы возможно больше пребывать у гроба. Происходит молчаливое прощание, сильнее многих слез и вздыханий при « последнем целовании умершего». Вся совместная жизнь замедленными кадрами проходит пред духовными очами. В эти тихие минуты глубоко осознается горечь потери. Хочется, чтобы время остановилось и можно было бы без конца созерцать и навсегда запечатлеть дорогие черты, прежде земля поглотит их для Вечности. В эти последние дни и часы Церковь опять и опять воссылает свои материнские молитвы о даровании покоя усопшему и подкрепления верою оставшихся. По старинному обычаю у гроба служат два раза в день (утром и вечером) панихиды, а между ними происходит чтение. По усопшим архиереям и священникам читается Евангелие, а по монахам и мирянам – Псалтирь. То Евангелие, которое в своей жизни проповедовал священнослужитель, то учение Христа, по которому он строил жизнь свою и своей паствы – это Благая Весть целиком прочитывается при гробе почившего. В этом заложена глубокая мысль: слово жизни при гробе священнослужителя – это подтверждение веры усопшего, это лестница от гроба его к Небу, это суд нелицеприятный Господа Призывающего. Наконец оно и сокровищница надежды и милости. Духовным детям, стоящим у гроба, Вечная Книга напомнит те слова поучений, которыми почивший наставлял их в жизни земной. Почившего священнослужителя желательно возможно скорей внести в Дом Молитвы, т.е в Храм, где лучше и удобнее совершать все положенные молитвы. Обычно напрестольное Евангелие выносится из Алтаря и полагается на аналое перед гробом, где и остается на все время. Чтение Евангелия распределяется между всеми священниками и диаконами данного населенного пункта. Если священнослужителей мало, то безусловно могут читать Евангелие благочестивые миряне, как мужчина, так и женщины. Читать Евангелие мирянам следует по обычным (небольшого формата), книгами, можно на русском языке. Хорошо, если чтение происходит без перерыва, круглосуточно. Ведь душа, первые два дня по кончине, находится на земле и любовь читающих, их бодрствование при гробе, будет большим утешением и упованием. (Подробнее в книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие, и как будем жить и мы по смерти» СПб, 1885г стр.16). По монахам и мирянам читается Псалтирь. (Подробнее о чтении Псалтири по умершим см. «Воскресное чтение» 1853/1854г. №51 стр.515). Псалмы – эти богоугодные гимны, выражающие молитвы скорби и радости, покаяния и надежды, утешения и хвалы; они являются лучшими выразителями переживаний души человеческой. Псалмы входят в состав всех богослужений Православной Церкви, они будут утешением и для душ покидающей свою «земную храмину», успокоением для «плачущих т рыдающих». Священник не может оставить без внимания то, как и кто читает Псалтирь по усопшим. Необходимо научить правильному порядку чтения: а именно: начало при отсутствии священника: «Молитвами святых отец наших… Трисвятое по Отче наш (без возгласа «Яко твое есть царство»…). Придите поклонимся… Кафизма. На слова: молитва «Помяни Господи Боже наш… (напечатана в Псалтири в конце последования по исходе души). Трисвятое по Отче наш. Тропари и молитва после прочитанной по Псалтири. Каждая новая кафизма начинается с «придите поклонимся». Молитв неизвестного происхождения, усвоенных чтецами по наслышке, в искаженном виде – разрешать читать не следует. Важное значение имеет личность человека, читающего по покойнику. Очень часто, особенно в семьях мало церковных, чтец выступает в доме умершего, как представитель Церкви, рас распорядитель погребальных обычаев и как знаток церковных обрядов. Сколько можно в души «духовных младенцев», горящих желанием сделать для своего дорогого умершего «все по правилам» внести соблазна и ложных языческих обычаев, несоответствующих духу христианства. Круг лиц, читающих по покойникам в некоторых городах очень велик; за чтение берется каждый мало-мальски знакомый с грамотой. Часто от самозваных чтецов, не получивших соответствующей инструкции священника, может быть немало вреда. Необходимо, чтобы к чтению Псалтири по усопшим допускались не иначе, как по благословлению священника, люди благонравные (как мужчины, так и женщины), известные своей религиозно-нравственной жизнью (не пьяницы, не вымогатели и не требующие себе определенной платы). Например: в г. Т. к священнику обратилась незнакомая женщина средних лет, с просьбой, благословить ее «читать по опокойникам». Священник объяснил ей, что необходимо предварительно выяснить ее способности к чтению и назначил время для прослушивания. Женщина больше не пришла. Вероятно, для придания себе авторитета, ей захотелось иметь благословение священника, чтобы затем не него ссылаться.
Панихида. Как всякое, даже самое малое, богослужение имеет свое богословское содержание и определенный план, так и панихида должна отвечать определенным требованиям. Хотя современная панихида не является всенощной службой (греческое слово «панихида» состоит из двух слов: весь и ночь) и даже далека от последования утрени, по плану которой она построена, но все же панихиду нельзя сводить к литии или заменять ее литией. Основные части панихиды: великая ектения, аллилуиа, пение тропарей, седален, канон, малые ектении, отпуст – должны сохраняться во всякой панихиде. А именно, панихида является примером безграмотного сокращения, нарушающего все содержание, весь смысл молитвословий. В некоторых областях, замечательные по глубине богословской мысли, тропать: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» его Богородичен, «Тебе и стену и пристанище имамы…», а так же седален «Покой, Спасе наш…» выпускались и вместо них пелись только безжалостно отрубленные концы этих песнопений: «Творца и Зиждителя и Бога нашего», «Богородице безневестная, верных спасение», «и вся яже в ведении и не в ведении Человеколюбче». Время от таких сокращений выигрывалось не более 2-3 минут, а смысл и понимание утрачивались безвозвратно. К сожалению, эти неудачные «концовки» были напечатаны во многих нотных сборниках, выпущенных в конце прошлого и начале нынешнего столетий и тем получили распространение по всей России. Где это еще не сделано, надо обязательно восстановить осмысленное пение нашей непревзойденной по содержанию и гармонии православной панихиды.
Чин погребения. Современный Большой Требник содержит следующие чины погребения: 1.) мирских человек (гл.29) 2.) мирских человек на пасхальной седмице (гл.31) 3.) священников (гл.32) 4.) младенцев (гл.33) 5.) монахов (гл.30) Кроме того, существуют еще некоторые чины погребений в рукописях: А) священнического погребения на Пасху составлен в 1841 году митрополитом Московским Филаретом (см. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1869 г. №7); Б) чин диаконского погребения составлен в 1917-1919 г.г. академиком, профессором Б.Д.Тураевым (соавтор епископ Афанасий «Чин службы «Всем святым в земле Российской просиявшим»). Этот чин составлен на основании практики Абиссинской церкви, допускающей многие погребальные последования, например, погребание мирских жен, женщин, скончавшихся во время чревоношения; В) чин архиерейского погребения впервые был составлен и помещен в шеститомном рукописном «Архиерейском торжественнике» архиепископа Рязанского и Зарайского – Иувеналия (Масловского) в 1923-1933 г.г. (рукопись не сохранилась). Второй чин архиерейского погребения был составлен в 1956 г. митрополитом Куйбышевским – Мануилом. За последние годы очень распространилось заочное погребение. Если же заочное отпевание совершается отдельно, то отпевают по чину, изложенному в Требнике, с небольшими изменениями (например, сокращение в каноне, не поется «зрящее мя безгласна»; В некоторых областях «прощальную молитву» читают по Требнику). Священнику надо объяснить пришедшим отпевать, что венчик кладется на лоб, разрешительная молитва – в правую руку, а «земля» (песок) не посыпается (это право принадлежит только священнику!), а кладется в бумаге на грудь умершему. На заочное отпевание священнику следует подавать не только кадило и требник, но и листы белой бумаги, сложенные «аптекарским» конвертом. Священник, раскрыв его, ссыпает крестообразно песок, а затем, сложив его, передает землю родным, чтобы они положили конверт на грудь умершего, не раскрывая.
СХЕМА ПОГРЕБЕНИЯ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК. Требник в погребение включает вынос тела из дома, который состоит из совершения литии. Возглас: Благословен Бог наш. Трисвятое по Отче наш. Возглас «Яко Твое есть Царство». Пение «Со духи праведных», ектения об упокоении, молитва «Боже духов». Отпуст. Во время выносе тела мирянина поется «Святый боже», при выносе архиерея или священника – ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель»; при выносе монаха – «кая житейская радость» (см.приложение №1)
О Т П Е В А Н И Е На отпевание иерей облачается в светлые епитрахиль и фелонь. В храме Царские Врата открываются. Усопшего в храме полагают ногами к иконостасу, в ногах на аналое ставят икону Спасителя (в некоторых областях выносят крест) Возглас: «Благословен Бог наш… Чтение псалма 90-го (почти везде опускается). Из псалма 118 поют избранные стихи, известные под именем « непорочны» (см. приложение). Если накануне совершался парастас, то на нем псалом 118-ый вычитывается целиком. Пение тропарей «Святых лик обреете источник жизни» с припевом «Благословен еси, Господи…» Иереем и диаконом в это время совершается каждение гроба, алтаря, иконостаса и с амвона молящихся. Малая ектения. Пение тропарей: «Покой, Спасе наш» и Богородичен «От Девы, воссиявший…». Чтение псалма 50-го повсеместно опускается. Канон с запевом «Упокой (или покой), Господи, душу раба Твоего». Выпускать чтение тропарей канона и ограничиваться только пением запевов нежелательно. Непременно следует читать седален: «Воистину суета всяческая». По У1-й песни канона малая ектения и пение «Со святыми упокой» и икоса «Сам един еси бессмертен» (полностью). Большое значение имеют (стихиры «самогласны» Иоанна Монаха, первую из них «Кая житейская сладость» и последнюю «Плачу и рыдаю» ни в коем случае выпускать не следует, в них изображается скоротечность жизни и тленность земных благ. «Блаженны» - изречения Господа о разных видах блаженства можно исполнять следующим образом: заповеди – поются хором, а тропари читает священник. Прокимен. Апостол. Евангелие. (Стих прокимена следует дополнить словами: «Боже, Боже мой, да не премолчиши от мене». Прощальная или разрешительная молитва (см. приложение №3). В это время, а не раньше, надо гасить свечи в руках. Пение стихир «Придите, последнее целование» и других на ряду. Прощание с усопшим (см.приложение №4) Трисвятое по Отче наш. «Со духи праведных…». Ектения об упокоении. Отпуст. Провозглашение и пение «Вечной памяти». Предание земле со слования «Господня земля…» (см.приложение №5). Возливание елея, если усопший был соборован (петь в это время «аллилуиа» нет основания). Закрытие гроба крышкой. Проводы до дверей храма.
П р и л о ж е н и я. 1. Гроб в храме. Священник при выносе умершего из дома бывает редко, чаще ему приходится встречать усопшего в церковном притворе, где совершается лития. Крышка гроба и венки оставляются вне храма или в притворе, вносить их в храм не надо. При внесении гроба в храм его обычно полагают посреди церкви. В некоторых храмах для покойников есть прекрасные катафалки, украшенные резьбой и бронзировкой, возвышающиеся на одну-две ступеньки. Этот помост, на котором будут торжественно провожать в последний путь дорогого умершего, венчать его добродетельную жизнь. Очень же часто бывает, что церковная администрация «не подготовлена» должным образом, не продумывает детали своего служения в храме, не вносит своей доли в красоту церковную.. Нередко гроб кладут на табуретки, козлы, носилки или скамейки. Со стороны глядя, впечатление остается убогое и несоответствующее величию церковного погребения. В тех храмах, где подобающего церковному благолепию катафалка нет, священнику следует позаботиться ее сделать. В любом, даже самом маленьком приходе, можно найти столяра, который сделает широкую скамью, обошьет ее фанерой, покрасит, набьет по сторонам крестики (резные или выпиленные из фанеры) и покрасит бронзовой краской. Непорочны» В «Последовании погребения мирских человек» псалом 118, известный под именем «непорочных», разделяется на три статьи (части). Перед каждой статьей указан глас, на который она пелась и слова запевов, положенных перед каждым стихом псалма. 1 статья – глас 6 – запев «Аллилуиа»; 2 статья – глас 5 – запев «Помилуй раба Твоего»; 3 статья – глас 3 – запев «Аллилуиа» Статьи исполнялись не обычным напевом гласа, а имели особые, им принадлежавшие мелодии (аналогия «в подобных», например, 14 сентября). В начале каждой статьи в чине отпевания напечатаны еще незаконченные, отрывистые фразы: «Непорочнии в путь» (1-я статья), «Заповеди Твоя (2-ая статья) и «Имя Твое» (3-я статья). В прежнее время эти фразы служили указанием канонарху о способе исполнения данной части псалма и припевов к нему, показывали особенность их музыкальной мелодии, исполнялись они только одним певцом на клиросе. Самостоятельного значения и смысла эти незаконченные фразы (на это указывает знак «:») в наши дни не имеют и только по незнанию их часто певцы включают в текст «непорочен». Подробнее смотри. Прот. К.Никольский «Пособие…» стр.771-772; С.Булгаков «Настольная книга…» стр.1321, примечание 9.; прот. Р.Лозинский «М.Н.Скабаллович и его литературные труды» (кандидатская работа в МДА. 1960г.). Разрешительная молитва» Наши русские литургисты считали, что разрешительная молитва ведет свое начало от литургии апостола Иакова и св. Дионисия Ареопагита (Прот. Г.Дебельский, «Попечение Православной Церкви» стр.522). Эта молитва в течение веков носила различные наименования и сам текст ее менялся. Так, в Требнике митрополита Петра Могилы (1646г) она называлась «прощальной молитвой», читали ее с коленоприклонением, по содержанию она отличалась от современной и носила покаянно-просительный характер за умершего. В Киево-Печерском Патерике повествуется, что в ответ на просьбу князя Симона (Х1 В.) дать ему благословление, написанное «как в жизни, так и по смерти», Преподобный Феодосий Печерский написал: «Во имя Отца, и Сына и св. Духа», молитвами Пресвятой Владычицы… да будеши в сем веке и в будущем, когда придет Праведный Судия судити живым и мертвым». Князь Симон завещал эту молитву, написанную преподобным Феодосием, положить себе в руки при погребении. С того времени (т.е.с Х1в.) стали всем умершим вкладывать в руку молитву в конце отпевания. В нынешних Требниках молитва в ее кратком варианте называется «прощальной», а напечатанная на отдельных листах «разрешительной» (пространный текст), Священнику необходимо себе уяснить значение и внутреннее содержание молитвы, читаемой на погребении: от чего именно усопший получает разрешение и прощение. Известно, что грехи живым людям, приносящим покаяние, прощаются священником в таинстве Исповеди: «… и аз недостойный иерей, властью мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех (подразумевается исповедных) грехов твоих…», (молитва разрешения таинства Покаяния). После смерти покаяния нет, таинств над усопшим не совершается и разрешения от грехов быть не может. Церковь только возносит молитвы, прощения к Судии всех о прощении грехов и милости к усопшему. Преподобный Феодосий Печерский послал своему духовному сыну князю Симону грамоту с посланием («да будеши прощен») под условием соблюдения князем Православной Веры. (Иеромонах Митрофан. «Как живут умершие» стр.482). Индульгенций в Православной Церкви быть не может! По учению Восточной Церкви над человеком тяготеют кроме грехов, различные клятвы и запрещения, понимаемые в очень широком смысле: не только в значении проклятия, но как осуждение, временное лишение благодати, права участия в общих молитвах, за невыполнением обещаний и обетов, проклинания себя и других, невыполнение епитеми духовного отца. При жизни освобождение от тягостных клятв и запрещений человек получил от своего духовника во время чтения забытых ныне молитв Большого Требника: О сущих в запрещении и себе клятвою связующих (гл.46), «Над разрешеньем от прещеннья (гл.49), «О дерзостно клянущихся» (гл.50). После кончины разрешение «клятв» давалось во время чтения «прощальной молитвы». Таким образом, чтение «прощальной» или «разрешительной молитвы» не есть разрешение грехов, какое совершается в таинстве Покаяния, при котором требуется сокрушение во грехах и активное их исповедание. У горба усопшего священник: 1. молится, чтобы Бог простил умершему согрешения его вольные и невольные; 2. разрешает (т.е. особождает) от клятв и запрещений, которыми умерший при жизни был связан за свои грехи, в которых каялся, но которые (т.е.клятвы) при жизни были разрешены. Разрешительная молитва различает три рода клятв: А) Церкви («аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть»); Б) Родителей («аще клятву отца своего или матери своея наведе на ся»); В) Собственное проклятие и нарушение обещаний («или своему проклятию подпаде или клятву приступи»); Из содержания молитвы видно, что она предназначена для успешного верующего (обращение «чало духовное») и предлагает его покаяние («серд ем сокрушенным покаяся»). Объяснение малопонятных слов молитвы: « От снех же и на ны друг – другоприимательного пришедшего» - от Апостолов властью, полученною приемственным рукоположением. «клятвы и отлучения» - смотра объяснения выше. «вины и Юзы»: вина – проступок, прегрешение, преступление. Юза – оковы, путы. Прощание с умершим. «Последнее целование» усопшего (прощание) иногда носит чисто языческий оттенок: причитания переходят в вопли, раздаются крики, толкотня у гроба. Неправильно, если священник прочитав «Разрешительную молитву» уйдет в алтарь и считает, что все то, что происходит в храме во время прощания с усопшим, его не касается, не его дело. Нельзя допускать в храме неподобающего святости поведения. Зоркий глаз пастыря должен предугадать возможность «шумного прощания» и надо сказать несколько слов о том, как должно происходить прощание. Мертвому нужны молитвы, а не вопли. Душа усопшего незримо среди вас и терзания душ родных только усугубляют душевную тревогу ушедшего. Христианские проводы усопшего заключаются в тихой, молитвенной скорби, а не в криках и истерических слезах. В некоторых храмах выработался известный «ритуал» прощания. Все присутствующие цепочкой идут для прикладывания к выносному Кресту или иконе на аналое перед гробом, а потом в порядке целуют иконку и венчик усопшего. Священнику самому лучше не «командовать» процессией проводов, а следует научить псаломщика или уборщицу, и они подскажут, что надо делать. В некоторых приходах после прощания «ретивые знатоки обрядов» иконку, лежащую на груди усопшего, убирают и относят на «канун» до 40-го дня. Этого делать не следует. После иконка, как последнее благословение Церкви, идет в землю вместе с почившим. Иконки на панихидном столике обычно забываются и большее их количество создают очень неблагоговейную картину (икона на иконе, часто боком или вниз изображением). Хранение икон в церкви до сорокового дня не имеет никакого разумного основания. Предание земле. Предание земле (т.е. посыпание «землей» тела усопшего (по Требнику – «мощей»), является заключительным моментом отпевания. Окружающие гроб еще раз реально убеждаются в безвозвратности утраты и бесповоротности решения Божия. Голос «Творца и Зиждитля» пророчески определивший в раю «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,19) через священника возвращает исполнение этой заповеди. Отпевающий священник посыпает землей (по славянски « взем перст… крестовидно мещет верху мощей») троекратно тело. Понятно, что для родных это трагический момент- любимое существо посыпается землей. Однако, это не только тяжелые минуты, но и весьма поучительные. Смерь и гроб – это лучшие учителя живущих на земле. Совершение предания земли нельзя совершать «безцветно» («комкать»). Это должно быть актом Церкви, запоминающимся на всю жизнь. «Праведен Ты Господи, и справедливы суды Твои!» (Пс.118.137) «Видите ныне… Я умерщвляю, и оживляю…» (Втор. 32, 39) Священник выступает у гроба, как исполнитель воли Божией. К сожалению, над актом предания земле его совершители не задумываются и не всегда придают ему должное внимание. Приходилось встречать, что посыпали умерших комками земли с глиной, и черпали ее старой столовой ложкой из ржавых консервных банок, из детских ведерок с курочками и грибочками. Слова «Господня земля» надо произносить без спешки, громко и ясно «со властью» в голосе. Посыпать следует чистым, мелким, просеянным песком из коробки церковного вида. (Для песка можно купить продолговатую коробку из пластмассы, белого цвета. В г. Туле в 1973 г. во все храмы были сделаны коробки размером: длина – 190 мм. Ширина – 90 мм. Высота – 750 мм из нержавеющей стали с черными восьмиконечным из пластмассы крестом на крышке. В коробке лежит совочек из латуни с крестиком на ручке). В Требнике указано возливать «верху мощей елей от кандила» или «ссыпает пепел от кадильницы». В Требнике Петра Могилы на возливание елея и посыпания пеплом есть специальные молитвы. В большинстве епархий масло возливают только на соборованных, а пепел не посыпается. Желательно отпеваемых в храме так же предавать земле и сразу же закрывать крышкой. В некоторых храмах при закрывании гроба крышкой поют молитву «ныне отпущающи», причем при погребении женщин изменяют «раба Твоего» на «рабу Твою». Этого делать не следует, т.е. Евангельскую молитву изменять не положено. Где есть обычай, там священник провожает гроб до выходных дверей и в притворе служится панихида. 6. «Печатание гроба» В некоторых юго-западных епархиях совершался обряд «печатания покойников», преданных земле без иерейского отпевания. Со временем «усердные» батюшки стали печатать гробы всех умерших. Приезжавшие с юга на север России священники иногда продолжают совершать печатание гробов. Этот обычай основан на суеверии простого народа и ложном мнении о том, что якобы покойники ходят к живым людям, особенно к членам своей семьи. Для ограждения живых от посещение умерших и совершали печатание гроба.. П.Н.Нечаев рекомендует этот обычай не поддерживать «как противный церковному Уставу и неразумный». (П.Н.Нечаев. « Практическое руководство».стр.371). ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. Живое слово является составной частью Православного богослужения, оно должно звучать и у гроба. Смерть – сокровищница горя и страданий, смерть - бесчисленное богатство новых мыслей и чувств. Из этой сокровищницы, от этого богатства должны проистекать «река воды живой». Проповедь умершему не нужна, но для окружающих гроб – это бальзам утешения, это открытие духовного ведения мира. Необходимо учесть и то, что на отпевание приходят люди различных мировоззрений и очень часто впервые посещающие храм. Люди, пришедшие к гробу умершего, часто находят живого Бога. Долг священника помочь людям правильно разобраться в тех проблемах, которые раньше в душе не возникали или получали превратное направление. Вопросы жизни и смерти, заключенные в Евангелие, Апостольском чтении, стихиры погребения, канон, даже конечная «Вечная память» - все это глубокие темы для проповеди. Хорошо, если пастырь у каждого гроба найдет слово благовестия (очень краткое – минут на 5) о вечной жизни и о вечной Правде. Но бывают случаи, когда Слово особенно необходимо, когда нельзя молчать. Это несчастные случаи, смерть ребенка, вопиющее торжество зла. Ум цепенеет от ужаса, человеческое сознание не мирится с совершившимся. Тогда то луч света и должен просветить земной тупик, безисходное горе. Чтобы Слово было теплее и не оторванным от действительности надо хотя бы немного узнать от родных о усопшем, знать его судьбу, его жизненный путь. Один-два штриха из жизни усопшего не обязательны, но полезны, они дадут Слову наглядность и выпуклость, они теснее свяжут пастыря с живыми осиротевшими близкими. Слово у гроба приведет окружающих гроб от смерти в ее обывательском понимании к Жизни Вечной, раскроет ее сущность. Через смерть одного осмысливается жизнь многих.
МОЛИТВЫ ЗА УСОПШИХ. Поминовение «единоумершего» Человек раз родившись, уже больше не умирает, т.е. имеет бессмертную душу. Тело физическое распадается в прах, а душа продолжает жить в Вечности. В крещении, вступая в благодатное общество Церкви, христианин получает право бессмертного членства: живущие на земле составляют земную Церковь, а усопшие переходят в Церковь Небесную или Торжествующую. Перед Богом все живы, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22,32). Молитва есть мост между Церковью Земной и Небесной, она есть выражение любви, которая «никогда не перестает» (1 Кор. 13,8). Вселенская Церковь не только в Ее распространении по всей земле, но и в объединении живущих и представившихся во все времена и на всяком месте. Какие же внешние формы приобретают молитвы Церкви о усопших? Как выражается любовь живых к умершим? На основании откровения многим Отцам Церкви (особенно святителю Кириллу Александрийскому +444г. преподобному Макарию Египетскому, Великому + 390г., преподобному Ефрему Сирину + 373 г., преподобной Феодоре Цареградской +940 г. и многим другим) св. Церковь излагает учение о состоянии души после кончины христианина. Первые два дня после смерти душа находится на земле, около своего тела и дома. На третий день душа проходит мытарства (она реально видит и переживает всевозможные виды грехов, сделанные в земной жизни). В этот день душу возносят на поклонение Богу. Далее шесть дней душе показываются райские обители. На девятый день по кончине происходит второе поклонение Богу. Затем тридцать дней душа видит мучения грешников в аду. На 40-ой день душа в третий раз возносится на поклонение Богу и над ней совершается частный суд, т.е. определяется ее местопребывание до Всеобщего Страшного Суда. Соответственно вышеизложенному Церковь заповедует в 3-й, 9-й, и 40-й дни возносить за усопшего усиленные молитвы. (Отмечать особенным поминовением 20-й день нет основания). На практике принято все сорок дней поминать новопреставленного за служением литургии или совершать сорокоуст (Только в течение 40-ка дней усопший поминается «новопреставленным»). В дальнейшем поминовение совершается в каждую годину смерти (день рождения в новую жизнь) и в день тезоименинства. В домашней молитве на утреннем и вечернем правилах во дни памяти дорогих усопших следует увеличить число молитв за упокой. Некоторые благочестивые христиане читают все 40 дней Псалтирь в память усопшего. Огромное значение в деле облегчения участи души усопшего, кроме молитвы, является совершение добрых дел и, в особенности, литургическая жертва. Среди церковных служб центральное место занимает Божественная Литургия – это венец всех служб церковных. Литургия – принесение бескровной жертвы за всех живых и умерших, воспоминание страданий и Воскресения Христа из мертвых. На литургии совершается поминовение усопших: - негласное – во время проскомидии (особенно необходимо вынуть частицу из заупокойной просфоры) и на тайных молитвах, читаемых священником; - громогласное – на заупокойной ектении и на панихиде после литургии. Только священнослужитель может быть свидетелем мистического единения Христа Спасителя со Святой Церковью, которое наглядно видно при совершении Божественной Литургии. Вот на Престоле стоит диском – как вместилище (ОБРАЗ) всей Вселенной. Посреди дискоса св.Агнец – «Бог и Отец всех, который над всем» (Еф. 4,6). Справа и слева Его окружают святые: Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Апостолы, мученики, святители, преподобные и все святые, а дальше множество частиц и каждая из них вынута в честь определенного живого или почившего члена Церкви. Так, вокруг своего Главы – Христа собрана Церковь Небесная – Торжествующая (святые и праведноумершие) и Церковь Земная или воинствующая, члены которой еще борются за право войти в небесные чертоги. Какое великое счастье тем живым, за которых священник с молитвой вынимает частицу из просфоры. Какая великая польза тем душам, за которые вынутая частица будет возложена на дискос. За каждой частицей – незримо жизнь человеческая с ее редкими радостями, с ее частым горем. А над всем – освящающая Благодать Божия. И когда в конце Литургии священник (по служебнику это делает диакон, но в связи с тем, что большинство Литургий диакон служит без приготовления, то опускает частицы в чашу священник) опускает эти частицы, олицетворяющие живых и усопших членов Единой Церкви в чашу с Кровью Божественного Агнца, тогда происходит воистину чудесное единение Творца и твари, святого и грешного, живых и мертвых. «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами Святых Твоих» (Служебник, чин Литургии). «Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва», говорит св. Кирилл Иерусалимский (Кирилл Иерусалимский. Творения, Сергиев Посад, 1843г. стр.297). «Не напрасно установили апостолы» - говорит св. Златоуст, - «чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды и много пользы. Когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук, и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося за них. (Иоанн Златоуст. Творения. Т.11, СПб 1905г. стр.248). За ангелов, не нуждающихся в искуплении, частицу не вынимают, а только за людей, которых Господь «искупил…» от клятвы законныя честною кровию» и даровал бессмертие (Седален «Последования святых Страстей»). К глубокому сожалению, чувство исключительного значения литургийного поминовения усопших в наши дни у очень многих утрачено. Недооценивается самый главный, основной момент – принесение бескровной Жертвы за усопшего. С каким упорством люди добиваются служения заупокойных парастасов, отдельной заупокойной ектении или «индивидуальной» панихиды, заявляют претензии, что не слышали имени своего усопшего на поминовении, устраивают много раз шумные поминки с выпивкой и все это делается ради любви к почившему. И как редко слышит священник просьбу вынуть на литургии частицу за усопшего. А ведь в этой малой частице вся глубина поминовения и в ней должна заключаться полнота любви к усопшему. Поминовение усопших на проскомидии и по освящении Св. Даров, хотя негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями (например, за панихидой или гласным поминовением на ектениях). Примечательно, что это негласное поминовение усопших никогда не отменяется и даже на Пасхе, среди ликующей радости, воссылается молитва о упокоении ушедших из Церкви земной. Дело священника объяснить своим прихожанам сущность и силу молитвы Церкви за усопших. Потерей подлинной церковности следует считать установившиеся в некоторых епархиях новшество придавать Литургии Преждеосвященных Даров то значение и характер,, которых она не имеет. Известно, что за Преждеосвященной Литургией проскомидия не совершается, заупокойной ектении в служебнике не положено, частицы на дискос не возлагаются, в чашу они не опускаются и омовения их в Св.Крови не происходит. Как же можно вынимать частицы из просфор, когда на Литургии Преждеосвященных даров нет главных духовно-мистических элементов полной литургии? Ведь, идя дальше, таким путем приспособленчества, придется вынимать частицы и в понедельник, и во вторник, и в четверг. Принципиальной разницы во днях нет. Сама идея копить и держать вынутые частицы несколько дней не церковная и литургически необоснованная. Устав предписывает, Великим постом поминовения с седмичных дней, переносить на субботу и следовательно, только по субботам (и, конечно, по воскресениям) и следует вынимать частицы из просфор.
Коливо – кутия. Обычай освещения коливы восходит к временам первохристианской Церкви, когда богослужение и таинство Евхаристии соединялись с вечерней, т.е. с трапезой. Трапеза не только происходила тотчас за богослужением, но рассматривалась Уставом, как непосредственное продолжение службы. Позже богослужение было отделено от трапезы и освящение колива осталось, как скромное напоминание о бывшей, некогда, общей трапезе. В конце 3-ей главы Типикона напечатан «Чин благословения колива, смесь кути или вареной пшеницы с медом, смешанная с различными сладкими овощами, украшенные в честь и память господских праздников или Святых Божиих в церковь приносимыя» Из этого видно, что древнейшее благословение колива было связано с праздничными днями и совершалось в честь празднуемого события или святого. Освящение совершалось после вечерни или на Литургии после заамвонной молитвы. В Афонских обителях и Южно-славянских церквах этот обычай сохраняется доныне. В древней Руси, в Новгородской области, по праздничным дням, освящали коливо, а в Черниговской епархии этот обычай сохранялся еще в половине Х1Х в. В Московской Руси праздничное освящение коливо не получило распространения, а сохранился другой вариант – приношение кути при поминовении умерших. (В служебниках Московского издания различается: «чин благословению колива» и «чин над кутиею в память усопших». До наших дней совершается только одно праздничное освящение колива, а именно, в честь святого великомученика Федора Тирона в пяток первой седмицы Великого поста. Кутия в память усопших, состоящая из вареной пшеницы, смешанной с медом и украшенной фруктами (у нас нередко мармеладом) напоминает о воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело усопшего предается земле, истлевает, а затем восстанет для будущей жизни (1 Кор.15,36-38, Ин. 12,24). Мед символизирует сладость будущей жизни. Особой молитвы для освещения поминальной кутии не положено. Многие священники с полным основанием благословляют ее рукой в конце панихиды или отпевания.
Общее поминовение усопших за богослужениями. Гласное поминовение почивших в храме на вечерне, утрени и литургии включено в общей форме на прошениях сугубой ектении: «О блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего, и о всех преждепочивших отцах и братиях, зде лежащих и повсюду православных» (на литургии добавляется: «святейших патриархах православных»). Уставом предусматривается в дополнение к общественному богослужению будничных дней служение после вечерни и после первого часа краткой заупокойной службы – литии. В праздники «со славословием и с полиелеем» заупокойные молитвословия сохраняются только на полуношнице. Для поминовения усопших Церковь назначает: А) субботы каждой седмицы (если не попадает на субботу праздник. Типикон 13 гл). Б) Вселенские родительские субботы: мясопустная и Троицкая. По Уставу поименное поминовение совершается на панихиде после вечерни. В) Родительские субботы Великого поста: 2,3 и 4-ая. Г) Дмитриевская суббота – установлена в Русской Церкви в 1380 году для поминовения павших на Куликовом поле. Позже стали поминать всех усопших. Д) Радоница – вторник Фоминой седмицы – первое гласное поминовение усопших после Пасхи. Е) В день Усекновения главы Иоанна Крестителя с 1769 г в Русской Церкви совершается поминовение убиенных воинов. В песнопениях службы Усекновению заупокойных молений не положено, совершается только панихида после Литургии. В Древней Руси в городах в четверг перед праздником Пятидесятницы был еще поминальный день: совершалось погребение и поминовение в мимошедшем году убиенных, казненных, убогих и всех оставшихся без церковных погребений.
П р и м е ч а н и я.
1. О заупокойных добавлениях в Литургии А. В связи с тем, что в иерейском молитвослове напечатаны особые заупокойные прошения для великой ектении, в некоторых приходах екткнию на Литургии. Справка: иерейский молитвослов, сложившийся на Украине, под несомненным влиянием латинского ритуала, и стражающий местную южно-россйкую пратику, во многих случаях не соответствующий основным богослужебным книгам, употребляемым Православной Русской Церкви. Поэтому указания этого молитвослова вообще не могут считаться общеобязательными. (Епископ Афанасий (Сахаров +1962г) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись. Ч.1, гл.3, стр.195) Б. В некоторых местах на литургии после заупокойного кондака возглашают «Во блаженном успении» и поется «Вечная память». По мнению епископа Афанасия (Сахарова) возглашение «Вечной памяти» на Литургии есть следствие охлаждения к строгому руководству Типиконом и «должно избегать этого антиуставного заупокойного дополнения». В. Несколько заупокойных ектиний на одной Литургии. Практика недавнего времени прпоизносить несколько заупокойных ектений подряд возникла из чувства человекоугодничества. Забывается, что перед Господом все усопшие находятся в «равном достоинстве». ( В храмах г. Ленинграда допускалось на Литургии за особую плату до десятка отдельных заупокойных ектений). Нельзя поощрять выделение кого-либо из братского общении, из братской любви. Совместная молитва всей Церкви, усиливает и делает ее Соборной. Отдельная ектения допустима, если в храме находится тело новопредставившегося. Г. Поминовение усопших на великом ходе Литургии указано в иерейском молитвослове, но по словам епископа Афанасия оно «отвлекло бы мысль молящихся от самого главного на Литургии – от величайшего таинства Тела и Крови Христовых больше, чем это имеет в виду Церковый Устав. (Еп. Афанасий «О помиловании усопших по Уставу Православной Церкви» стр.199). 2. Заупокойные всенощные (парастасы) Церковный Устав предусматривает служение парастасов перед днями общего поминовения усопших или перед заупокойной Литургией, за которой следует отпевание покойника. В некоторых приходах прихожане любят заказывать парастасы во все поминальные даты (на 20-ый и 40-ой дни, полгода, на годовщины). Иногда священники такое «усердие» поощряют. В связи с этим приходилось встречать, что перед обычной (рядовой или праздничной) всенощной служится еще другая «заказная» с чтением шестопсалмия, славословия и проч. Второй всенощной служить не положено, да на деле она выливается в безграмотный набор несовместимых по духу песнопений. Лучше отслужить полную панихиду, чем допускать литургически неполноценные службы.
3.О записи поминовения усопших. Обычно в алтаре производится запись поминовения в течение «сорокоуста» и сроком от одного до 12 месяцев. Записывать надо в отдельные тетради, а поручать это дело аккуратному члену притча, чтобы ни одно имя не перепутать или не пропустить. Записывать надо церковно-грамотно (например, Иоанн, а не Иван, Георгий, а не Юрий) и отсеивать встречающиеся ненужные добавления. Священнику не следует поощрять любовь некоторых прихожан к добавлению к своему имени или имени близких различных маловажных, чисто земных, а иногда и ложных эпитетов и званий. Примеры из практики: Записывают: воин-отрок Н. (по понятию многих неженимого, т.е.неженатого) следует понимать отроком. По церковному считается: до 7 лет – младенец, от 7-16 лет – отрок, а дальше, поминается обычно – «Раб Божий». При погребении 80-летней незамужней старицы родные требовали поминать ее «девицею». Кто знает, кроме Бога и духовника, что было за долгую жизнь такой престарелой девицы? Состояние девства не является само по себе еще добродетелью. Одна пожилая женщина спросила священника: «может ли она себя записать «девицею» - замужем она не была, но в молодости делала аборт. На панихидном столике лежала записка «о упокоении блаженного Михаила». На вопрос священника: «Кто это блаженный Михаил?» одна женщина ответила: «Мой муж». Так называемое «вечное поминовение» практически неосуществимо и лучше его не заводить. О синодиках постоянного поминовения написано выше (глава 2 п.3). Правильная запись имен в поминаниях и записках прихожан не должна обойти внимание священника. Каких только ошибок (говорится не только об орфографических) словообразований и курьезов не встречается. Автором собрано множество необыкновенных «памятников» и они убеждают, что в этой области священнику еще очень многое надо сделать.
Примеры из практики: Около 70 собранных «памятников» можно разбить на несколько тематических групп: А) неправильные эпитеты и титулы: Святейший Патриарх записан «светлейшим»; схиигумен Лука переделан –«съем и Гуина Луку»; встречаются монархиня Манделина, архм. Федрит; княжна Екатерина; митрополит Нампа; православная Анна; много имен с припиской – «молящийся»; вместо новопреставленного написано – «вновьпоступивший» и «новприставленный». Была записка о здравии инвалида Отечественной войны бол.Александра», «сироту Иур». Очень много имен с приписками «старец, старица, юноша, странник, труженик» Встречаются записки о упокоении «болящих». Пишут не только имена, но и отчество и фамилию. Воинов записывают «упавшими». Отроковица переиначена в «от рукавицу». Обозначают родственные связи: «мать Дарья», «отец Алексей», «бабушка Агафья». Встречаются записки: Инкина Александра, матушка Дуняша. Б.) Искусственные группировки и обобщения: Примеры: «И весь земной шар и всех ото Дамы и Евы скончавшихся» (вероятно, должно было быть от Адама и Евы скончавшихся). Перечисления без указания имен, а по обителям: -«всех священномонахов, затворников, иноков, послушников, старцев Киево-Печерской Лавры, Псково-Печерского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, Глинской пустыни. -«800 духовных отцов за веру погибших»; -«всех архимандритов, протоиереев, иереев, всех младенцев и всех отроков». В.) Запись младенцев некрещеных и абортных детей: - «неуродившегося Андрея», - «невидимых моих детушек, помяни, Господи», - «младенчик Алдачек», - «упокой ангельских душек», - «безименного мальчика или девочку», - «заспавшего младенца Николая», - «присыпшего Александра», - «млад. во чреве», Г.) Разные по содержанию: Написанные в рифму: «Упокой Митю, Машу, Сашу и Парашу», Историческая тематика: «Царя Давида и всех кротких», «Всех земских царей, князей и слуг», «Царя Николая», «Ленина, Сталина, Малиновского, Юрия, Берия и всех правителей усобших», «Заключенную Анджелу (вероятно Анд.Девис?). Д. ) Личные прошения: «обичицу Наталию», «обичицу Веру соч», «обичицу Лидию соч», «Всех моих обичиков, Райисполком восстает на мина, смири их Господи», «обичтицу Елену, прими их Господи, а мою семию последнюю Владимир».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы