Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вполне может занимать общение на уровне стандартних отноШений.
Кроме того, дружеские отноШения в дляинике предполагают скорее симметрвчвую позицию партнеров: сегодня девушка озабочена от- ноШениями со своим молодим человеком и делится этим с подру- гой по телеуов в другое время подруга забежала к ней поплакатьл ся в жилетку по поводу конфликта на работе, а вот они 4ВЫяСИяЮТ отвошения между собой возможно, со слезами, не сильно стес- няясь в виражениях и, наконец, взаямно тгрося гтрощеняя и обнима- ясь. В тералевтических же отноШениях роли строго очерчени, и, как уже отмечалось, присутствие тераттевта на уровне критических об- стоятельств существенно отличается от присутствия на этом уров- не его клиента. Что касается отноШений влюбленньх, то, на первий взгляд, мо- жет показаться, что они нсегда протекают на такой глубине, куда пси- хотералевту с клиентом никогда не добраться. думаем, что такой взгляд далек от действительности. да, безусловно, в отноШениях влюбленних особое место занимает интимность. Вместе с тем эта ивтвмность, очевидно, сексуально окраШена, что, как отмечалось виШе, протекает совсем по-иному во время психотералевтической сессии, где момент и интимности охвативают больШе сторон бьтия и в этом смьсле оказиваются богаче и многоцветвее. Кроме того, общение влюбленних и тералевта с клиентом на глубинних уров- нях имеет несомненние различия и по другой координате. Ни один из возлюблевних не вастраквается специально на снижение соб- ствеийой вербальной активности (что важно для психотералевта, я уж тем более не стремится побудить другого углубиться в осозна- ния и т. д. ироме того, что наиболее ттрвнцктткально, глубинние уров- ни присутствия для влюбленних обьчно связань именно с отноШе- ниями внутри их пари (даже если присутствует ревность кою-то и партнеров) и намного реже с отношениями кого-то из них с другил ми. Эдесь семейние тайни или собственние ?скеЛеть в Шкафу. вспльвают значительно реже, чем это происходит в стенах психоте- ралевтяческого кабинета. В псяхотералии отноШения между тера- певтом и клиентом моюу г оказаться в уокусе внимания (об этом речо
специально пойдет ниже , , но не за этим обра5аются к нам клиенть. ПоЭтому их прояснение и проработка сами по себе никогда не явля- ются ведущими ви в тгролонгированной, ни тем более в краткосрочл ной гуманистической теравии. iсследование такого рода отноШе- ний всегда не стратегическая цель, а средство для личтюствих из- менений клиента и изменений его отноШений с другими людьми. Надеемся, что проведенний анализ уже позволил читателям до- бавить к иктуитивному признанию специфики тераттевтвческта от- ноШений осознание их особенностей в контексте уровней арису-тл ствия. подчеркнем, что концепция дж. Бьюджевталя относится не только к экзистенцвальной психотераюлот, создателем и самим зна- менитим представителем которой он является. она применима а в другим психотералевтяческим подходам, прежде всего гумаяиствл ческой ориентации, и, по наШему мнению, наиболее полно к ГеШ- тальту i в ГеШтальте, как и в экзистенциальной психотеральою, крайне важно строить тералев)гические отноШения, позволяювще большук часть работи проводить на уровне критических обстоятельств. i ю ГеШтальте, для того чтоби помочь клиенту достичь Этого уровня, тел ралевту важно привнести в работу собственную субъективность, соб- ственное присутствие. i в ГеШтальте для достижения и поддержа- ния глубини первичной реальностью признается реальность сздесю и теперьт проводится работа с чувствами клиента, делается явнии то, что демонстрирует клиент, но пока не осознает (работа с очевид- ним,; ему оказивается помощь в переходе от абстрактного к конк. регтому и передается ответственность за осу5ествляемье им вибо- ри. i в ГеШтальте проявлениями истинного субъективного вьстуг пают первое лицо, настоящее время, непосредственние чувства присутствие илтенциональности и другие характеристики, о котог рьх пиШет ДК Бьюджевталь ( Щ к Бьюджеитадь, 200i, с. 68 , . оставаясь пока в контексте уровней присутствия, ответим, чтс специфика тералевтических отноШений в ГеШтальте связана, с на. Шей точки зрения, с соотноШением этих уровней у клиента и тера- певта. Если в классическом психоавализе психотералевт избегаео собственного погружения на глубокие уровни, то в кзщевт-цевтри) роваютой терапии К. Роджерса он стремится находиться на уровг не присутствия клиента. iногда его уровень присутствия даже бо- ТерапевТИчеСКИе отношения в ГешТальТе
лес глубокий, нежели клиента, что может помочь кдиевТг также спул ститься вглубь и начать виражать себя более открито. В экзистен- циальной терапии дж. Бьюджекталь формулирует призив о том, чтобь клиент и психотералевт находились на одном и том же уров- не присутствия или по возможности на максимально близких, что не означает сходства их висказиваний по содержанию, но с необхо- димостью требует от тералевта бьть аутентично доступньм и адекл ватно экспрессивним (дж. Бьюдженталь, 200i, с. 71). Есть основании полагать, что геШтальт-терапевт более свободен в своем путешествии по уровням присутствия. Большую часть сес- сии он стремится проводить на том же уровне, где находится кли- ент, однако порой может осоэванно спускаться на более глубокий уровень, провоцируя клиента перейти туда же, а порой, наоборот, асвэвавно iюдвиматься iа ловерхчость, занимая металозицвю и задавая себе вопроси о том, что сейчас происходит с обсуждаемой темой, клиентом, с ним самим и между ним и клиентом. В данной связи нам кажется важним рассмотреть понятие .эк- зистенциальньгй диалог?.
ЭКЗИСТенцИальнЫЙ дИалог
понятие экзистенциальнБтй диалог.) подробно обсуждается йовтефом (уопiе i99Э, с. 20Э,. вкзистенциальний диалог Это встреча, где двое взаимодействуют как личностиг каждьй задет дру- гим и отзивчив к нему вто контакт в истинном смисле Этого слова, с его преамбулой (фоном, и спонтанностью, контакт, где каждий из его участников пребьвает в отноШениях Ти. В таком диалоге есть вербальная и невербальная составляющая. iменно в этом про- цессе двое развивают и укрепляют собственную идевтичность. диалог для ГеШтальта является столь же краеуголькьм камнем, кТаик траисуереиткьй невроз для психоавализа. иакие би со- бития наи вксперимент и ин происходили в терапии, какие би фи- гури из окружающей среди кв занимали в данний момент внима- ние клиента, почвой для развития основних собьтий в терапии яв- ляются отноШения между двумя, принимающими участие в Этом процессе. псюсотералент снова и снова возвра5ает уокус внимания клиента к тому, что происходит между ними, то есть именно процесс
диа чога служит основой для комментариев изкспериментов. С осозл нания сопротивлений в Этом диалоге начинается терапия, и личносл тньте изменения, ороизошедшие в ходе терапии, укореняются, прол веряются и проявляют себя в Этом же процессе. Это диалог г?г Ть?г в буберовском смьсле (М. Ргоейвав, i976). Он предусматривает, что из двух возможньх позиций гг,г вьбирал ется гг Ть,г, а не г?г Оно?г. Человек из позиции ?г Оно, гол воркг о другом гон, она...,г, не обра5аясь к другому напрямую как к личности, а направляя свои слова и действия на другого как на нел кий образ или обгект воздействия. из позиции <г Ть, он обра5ается словами гть, (.вь), адрел суясь к собеседнику напрямую и стараясь его достичь. В г?г Ть,г другой достоин всячесВого уважения и не служит средством для удовлетворения какой-то целк Он важен и интересен как таковой. В гг Ть, контакте нет ни изоляции тогда взаимодействие вооб5е не происходит, ни конулуЭнцяи одвваковость уничтожал ет уважение к различиям. Оно,г отнопоения, где другой воспринимается как обгект, нал которьм совершается некоторое действие, своего рола замол роженньй контакт. Ведь другой воспринимается не как личность, а как уункция, и определенньм человеческим аспектам другого так и не дозволяется войти в соприкосновение с <гг. <г Ть может бьть односторонним процессом, хотя, безусловл но, ею вершина когда гТь, говорят друг другу двое. Тогда происл ходит встреча, которая способствует исцелению каждого. Очень чал сто в начале терапии терапевт готов к <г Ть, контакту и всячески старается его уасилитировать. Он подготавливает почву, надеется, а клиент е5е ве готов, не привьк и недостаточно доверяет; полноге (взаимного) г?г Ть контакта е5е нет. <г Ть диалог,г прол цесс, затрагиваю5ий двоих, и, следовательно, и ответственность за него несут обе сторонь. Что же касается вклада, то он больше у той сторонь, которая, вероятно, имеет больше навьков в Этом отношел нии. Этот процесс хрутокая и тонкая материя и будет <слабо разл виватьсяг, если за ним не ухаживать. Терапевт <ухаживает за прол цессом диалога, обеспечивая со своей стороньг Вюлоченвость. Тераоевт гвходит, в уеноменологвческий миг клиента, воспринимает его доступньм для себя образом и принима- 350 ТерапевТИчеСКИе оТношенИЯ в ГешТальТе
ет клиента и его сооб5ения такими, как они есть. он старается смот- реть на мир глазами другого, 4Ти, и позволяет опиту клиента окал зьвать влияние на свой мир. для Этого необходимо уметь отложить в сторону собственную оценку собитий и поверить, что другой может воспринимать их сол всем иначе, но не менее достоверно и адекватно. Честкость. Терапент показьвает свое 4истблюное я., а не прики- дивается таким, каким его хотят видеть или каким он сам хотел би бить. Но нё .подвирает. в отноШении своих чувств или состояний. В терадевтическом диалоге забота о клиенте больше проявляет- ся в честностя, нежели в мягкости. о н не только позволяет клиенту бьть таким, каков он есть, он и себе позволяет бьть таким, каким Является. Настроетшость ка диалог. Терапент открит собитиям, относя- щимся к процессу диалога, тому что происходит между ним и клил ектом. Внимательний и осознавкьй обмен теку5им опитом с ува- жительним признанием различий превра5ает два монолога в нечто качественно иное диалог. То, к чему они в результате приходят, создано двумя и не ковтролировалось лично кем-то из них.
позиция, и заблуждается на свой счет в целом ряде случаев. Если тераттент считает себя источником изменений, которие заказивает клиент; верит, что надлежащий уровень осознавания клиент приоб- ретет только в процессе терапии либо еще по какому-то параметру, занимает вертикальную позицию по отноШению к ютиевту то на са- мом деле пребьвает в отношениях .Я оно.. Что касается принятия, то речь идет не о проявлениях сочувстввяг Это способность тералевта ясно видеть собьтия, происходя5ие с клил ентом, и принймать их такими, как они есть: в их целости яли разл двоенности, приятноти яли огорчятельностя. Терапент способен 4лрикямать своего клиента в состоянии несчастья, гнева, растерянл ности, неосознаваняя, тупика, сопротивления и т. д. Это означает, что он осознает то, что происходит с ним самим в этот момент, и не прибегает к механизмам избегавяя негативного опьта, будь то дис- таицярование (скука,, обесценивавие (утеШение, или морализатор- ство (4драведньй шуддистскяй гвев), а также не кядается передел львать и 4вьтаскявать. своего 4застрявшего? кУоиента, чтоби само- Вначале пути 351
му избежать беспомощности, печали и разочаровакия. СпособносТь принимать оэначает воачожкость сохранять осоэчачную н от- критую поэицию в опiошеiаа всех своих гереживаний, являющихся реакцией iа феноменолокгческое восприятие состояния другого. Соскальзьвание в вертикальную позицию иногда в связи с не- достаточной осознаиностью теракевта, а иной раз здля скорости или блага клиента достаточно распространенное явление среди начинаю5их терапевтов. подчеркнем основние моменти, к которим требуется бить особенно внимательним в данном аспекте. i . Клиент и терапент говоря п ча одном яэЫке ча яэЫке iвеку- щего опита. Если тералент только задает вопрось и делает предло- жения, а клиент рассказивает о себе и принимает 1 отвергает пред- ложенное, они говорят на разних язиках. Это восттроизводит традил ционную медицинскую модель, где врач проводит обследование, ставит на его основе диагноз и предлагает лечение, а цациект несет ответственность за исполнение его распоряжений. Это вертикаль- ние и иерархически устроенние отноШения, и они так или иначе вскармливают траисуеренцию и ни в коей мере не способствуют росту ответственности. вто не диалог равних. даже скрьтье дол- женствовавия или преподнесение своего мнения, суждения как бо- лес авторитеттюго или статусного (например, квтерпретапия) стал вят клиента в позицию нижестоящего. 2. Кiшечт ясно понимает, чпо с ним происходит, как оi эпого дою спагаеп и каков его вклад. Отсюда неприязнь гештальтистов к траясол вьм техникам и ?уокусам?. техникам изменений, суть которьх клиент не осознает. даже самие позитивние сдвиги, достигнугье за счет энергии и харизми терапевта, только укрепят клиента в пози- ции собственной беспомо5ности, а Тералевта воздвигнут на пьедес- тал. Это момент откровенной эксплуатации, вряд ли приемлемой в терапии по этическим соображениям. Э. Гетаятальт-тераяия эпо встреча, где два человека растут ч раэвиваются (хопя а iе обяэательно ё равнЫх про‘юрцкях). пред- сказать конечний результат Этих изменений невозможно. приве- дение клиента к цели даже за счет техник, даже гештальтистских проявление вертикального отноШения, и превращение эксперимен- тов на расШирение зони осознаваякя в программу не является гешл тальт-тералией. Нногим памятяи программь типа ТЛе ргов геш 352 ТерапевТИчеСКИе оТношенИЯ в ГешТальТе
тальтистские по техникам, они рассчитани на подражание лидеру, с-гандартизацию и массовость. они не имеют ничего об5его с ГеШ- тальтом как тералевтическим подходом. 4. ‘я ТЫ диалога является вэакмяЫч раскрЫтием внутренней сущности. В вертикальньх отноШениях тералент по доброй воле ни- когда не раскрьтвается и не приглаШает клиента в свой внутренний мир. Гештальтист проявляет себя как личность в данньх отноШени- ях, и именно актуальнье отношения являются полем для обсужде- ния, а не проблемь, патолотия и история клиента что характерно для вертикальной модели. Вертикальная позиция дань ролевьх, а не личностпьх отнол шений. Таков и все научнье, технико-ориентированнье? или 4ттро- блемво-ориевтированнье подходи: живая субъективность друго- го подмекяется об5ими положениями или цельюг применение тех- ники ради заведомо определенних изменений. iя ТЫ опiоше,шя носят сугубо гориэонтальнЫй характер. Нногие клиенть двюкимь непрерьвной жаждой совершенствол ваться, достигать все более грандиозньх изменений. Они не желают бьть сами собой, а желают стать кем-то другим, близким к идеализи- руемой уигуре или г-идеальному.. Они пьтаются использовать тел ралевта в качестве образца, поддерживателя или Энергетвческогс донора в процессе своих изменений. iмеем ли ми здесь дело с нар- циссической структурой или нет, в любом случае налицо признаки ретрофлексивиого раскола, внутренних долженствований и интра- психического конфликта. Терапевта призьвают занять сторону одной из составляющих, как правило, долженствующей, бор юо)а . вто даж при условии отоюсительной успеШности исключает 4Я Диа- лог, ведь звачимой оказьвается только одна часть личности Т . иВра- мК( ‘я ТЫ яэералевiк понимает свою эадачу как раэвитие осоэна- ния того, что есть и чпо человек представляет собой в даннЫй Мою Меiп и вэявлх оввюшенкях. Тогда, согласно теории БЭйссера, изменения произойдут непроизвольно, без дальнейШего вмеШательства. Тералевт помогает осознанию как личностним принятием, сол об5ением материала собственньх осознаваний, так и ваправляя уел номенологическую фокусировку в сторону субъективного (см. у |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы