Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеал и его функции в социальной работе.
Одной из высших ценностей является идеал – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление и нём. Конструирование идеала – всеобщая форма специфической человеческой деятельности. Будучи ценностью, идеал имеет двойственную объективно-субъективную природу. С одной стороны она содержит в себе настоящее (объективное) в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее (субъективное), являясь в этой связи универсальной ценностью. Таким образом, идеал, в отличии от того, что имеется, представляет собой то, чего хочет человек. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением сублимации его ценностных ориентации. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным абсолютом. Но в самом идеале содержится оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицающие его самодостаточность и совершенство, раскрывающие его противоречия и обеспечивающие потенциал совершенствования, определяющие направления деятельности по достижению этого идеала, её характер. Сущностной особенностью идеала является то, что в качестве важного средства и условия его реализации выступает социальный субъект, физические и духовные силы самого человека как активного члена общества. Тема 1.5. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России.
В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, строго говоря, не был еще человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей — обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы