Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии, 138



Псалом изображает Божию о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлено без Его промысла ни малейшее движение помысла нашего (Афанасий).

1 Господи, искусил мя еси, и познал мя еси: Ты познал еси седание мое и востание мое.

Пророк говорит: Господи, Ты совершенно знаешь меня. Искушение (испытание) для человека есть не только бедность и печаль, но и богатство и благоденствие; и как в печальных обстоятельствах мы испытываемся, можем ли мужественно переносить случившееся, так и благоденствием испытываемся и оказываемся часто надменными благополучием. Господь и прежде искушения знает нас, но испытанием дает и нам познать самих себя. Сидением и восстанием он изображает всю жизнь, – ибо в этом проходит вся наша жизнь: в делах, в движениях, во входах и выходах (Василий В., Златоуст).

2 Ты разумел еси помышления моя издалеча:

Задолго прежде рождения человека Господь уже предвидит не только поступки его, но предусматривает даже будущие помышления. Тот, кто знает помыслы, находящиеся в уме, не имеет нужды в испытании человека посредством дел, но допускает это последнее для того, чтобы самого испытываемого сделать более опытным (Златоуст, Феодорит).

3 Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси.

Стезею и ужем (частью пути) Пророк назвал всю свою жизнь, которую Господь в точности знает; а под путями – разумеет всякое движение помысла, которое Господь провидит как Сердцеведец прежде, нежели он придет в исполнение (Златоуст, Афанасий).

 4 Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси.

Это величайший признак добродетели, которой особенно требует Христос: аще не обратитеся и не будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3), разумея незлобие, безхитростность, прямоту и простоту (Златоуст).

5 Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою.

Вся последняя и древняя указывают на то, что Господь не только помышления и дела предвидит, но знает все, что было и будет. Возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа Святаго, подобно тому, как апостолы возложением рук преподавали Духа Господня (Афанасий, Златоуст).

6 Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему.

Мы понимаем только бытие Бога, а что есть Бог по Своему существу, того не понимаем; также знаем, что Бог вездесущ, а как Он вездесущ, того не знаем; знаем также, что Он благ и человеколюбив, и премудр, и всесилен и имеет другие подобные свойства, а сколько Он благ и премудр, не знаем. Так и Павел говорит, что Он есть, мы знаем, а того, что Он есть по существу, не знаем: веровати подобает приходящему к Богу, яко есть (Евр. 11, 6). Не возмогу к Нему, то есть знание не может быть обнято моим умом (Златоуст, Василий В., Синаит).

7 Камо пойду от Духа Твоего; И от лица Твоего камо бежу;

8 Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси.

9 Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря:

10 И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.

Духом называет Духа Святаго, а лицем Божиим – Сына, как образ Отца (Ин. 14, 20). Как страшно вездеприсутствие Божие, что силы Божией невозможно избежать нигде, хотя бы кто возлетел на небо, хотя бы вселился во ад, хотя бы бежал на восток, хотя бы укрылся во внутренностях моря. И не сказал: куда бы я ушел, Ты везде следуешь за мною, но: куда бы не пошел, Ты там: тамо, говорит, я Тебя застаю, яко Дух Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7) – говорит премудрый Соломон (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст).

11 И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей.

Если пытаюсь укрыться во тьме ночной, и тогда не останусь в безвестности, потому что и тьма для Бога есть свет (Феодорит).

12 Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится: яко тма ея, тако и свет ея.

Это сказано в собственном смысле о стихиях, что если Бог захочет, то и ночи будет так свойственен свет, как и дню, ибо для Него нет тьмы, так как Он Сам есть Свет; а в переносном смысле здесь указывается на утешение в скорбях (Златоуст).

13 Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.

Божественное Писание показывает здесь, что Творец природы Собственною силою (образует и животворит) плод во чреве матери. Под утробами Пророк разумеет всего себя, выражая частью органов целого человека (Златоуст).

14 Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело.

Давид, проникнув в неизмеримую глубину Божией премудрости, удивился со страхом и трепетом непостижимости и безмерности чудес Его: и, обратясь к своей ничтожности, говорит: Ты создал меня – но я не знаю, как создал; Ты промышляешь – но я не могу обнять умом всего Твоего промышления; Ты присутствуешь везде – но я не постигаю и этого (Златоуст).

15 Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли.

Ничто не может утаиться от Тебе, сотворившего человеческое естество в тайной художественной храмине природы. Ты совершенно знал меня и тогда, когда я только составлялся по частям; Ты знаешь каждый член и даже приращение его. И если разрешусь и обращусь я в персть, то и это также ведомо Тебе (Афанасий, Златоуст, Феодорит).

16 Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся, и никтоже в них.

Бог знает изначала все, прежде чем оно придет в бытие. Несоделанное мое (зародыш мой) Ты видел прежде, нежели я был образован и получил свой вид. Под книгами разумеет всеобъемлющее Божие ведение и ничего не забывающую Божию память (Епифаний, Феодорит, Иероним).

17 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их.

18 Изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с Тобою.

Это великая добродетель – иметь в великой чести друзей Божиих; тот может быть благонадежен, что и в воскресении с ними станет, и ради них приобретет и себе честь от Бога (Златоуст, Афанасий).

19 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене.

Кому любезны друзья Божии и драгоценны, тот отвращается от сообщества грешников, зная противный их дух. Высшее изъяснение этих слов таково: злые и грехолюбивые помыслы удаляют человека от Бога, как написано: строптивая бо помышления отлучают от Бога (Прем. 1, 3). Но когда человек, приклонившись к молитве, умертвит и погубит эти грешные и богопротивные помыслы, тогда человек может встать от земной персти греха, и прибегнуть к Богу; и это-то значат слова: востах и еще есмь с тобою, как был и прежде (Феодорит, Никита).

20 Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя.

Называет причину, по которой удаляет от себя грешников: потому, что они прекословят и противоборствуют Богу злоумышленно, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческой жизнью, напрасно заселяя грады, и поступают беззаконно по непреклонности сердца (Афанасий).

21 Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях;

22 Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми.

Это особенный знак дружбы: быть врагом и противником противнику Божию. Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу, кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе человеческой. Должно ненавидеть не врагов, но злые дела и превратные мысли их. Человек есть творение Божие, а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским. Их нужно ненавидеть как законопреступников, а сожалеть о них, как о людях и, по естественной сострадательности к ним, оплакивать их, а по причине великого развращения их и лукавства опять гнушаться ими. Давидово слово научает нас совершенною ненавистию возненавидеть бесов как врагов нашего спасения. Надлежит нам возненавидеть похвалу человеческую и упокоение тела, чрез которые и без нашего хотения прозябают в нас лукавые помыслы; потому что сластолюбивое сердце безсильно питать ненависть к бесам (Златоуст, Августин, Феодорит, Марк, Феодор Эдесский).

23 Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя.

24 И виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

Пророк умоляет Владыку в точности исследовать движения его сердца, и если найдется что-либо противное заповедям исправить Своею Премудростию. А как можно быть наставлену на путь вечен? – Получив от Бога помощь и присовокупляя возможное и от себя. Это изречено блаженным Давидом, но и всем желающим предлагается в повод ко спасению (Златоуст, Феодорит).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь