Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Псалом Давиду, к Голиафу, 143
Пророк благодарит Бога за победу, одержанную им над Голиафом и за избавление от врагов; возвещает и пришествие Единородного Сына Божьего, призывание имени Которого низлагает мысленного Голиафа. Поучает также, в чем состоит истинное блаженство людей (Никита, Афанасий). 1 Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. Благословен Господь Бог – Да будет хвалим и прославляемый Бог! Сый благословен Христос Бог... Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! – Почему общественные богослужения начинаются и заканчиваются этими словами? Потому что Господь в существе Своем благословен и есть Бог славы неизреченной, которая выразилась во всех творениях Его... Но в начале творения явился великий отступник и дерзкий хулитель имени и славы Божией, оклеветывающий непрестанно Господа день и ночь и которым непрестанно хулится вечно славимое имя Божие. Вопреки этому диавольскому хулению имени Божьего – святая Церковь непрестанно славит Господа достойно и праведно, да заградит уста диавола и нечестивых человек, хулящих имя Божие. Да святится имя Твое. Аминь. Слава Богу! Будем учиться искусству из искусств – воевать с грехом, самым лукавым и сильным врагом нашим. Но никто не надейся на свою силу и разум, искусство или мужество, чтобы победить врага. Нет, он сильнее всех нас. На силу Божью будем надеяться, на силу Христа Спасителя, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам имя Свое, крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом, при горячей молитве нашей о помиловании, ибо Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань (Иоанн Кронштадтский). 2 Милость моя и прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя. Если хотим быть помилованными, то должны со своей стороны заслужить эту милость. Пророк и самое помилование приписывает Богу: не я, говорит, снискал его своими делами, но Он Сам – милость моя. Это признак сокрушенной души и признательного сердца – все приписывать Богу Человеколюбцу. Повинуяй люди моя под мя – этим указывает, что необходима нам помощь не только для покорения врагов, но и для подчинения домашних нам нужна великая помощь свыше... (Златоуст). 3 Господи, что есть человек, яко познался еси ему; или сын человечь, яко вменяеши его; Весьма удивляюсь, говорит Пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь об этом ничтожном живом существе (Феодорит). 4 Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. Человек уподобися суете, т.е. ничтожеству: потому что ни в чем человеческом нет ничего твердого, постоянного, ровного. Но все легко проходит и заменяется другим, так что более можно доверять писанию на воде, нежели человеческому благоденствию. Да и все здешнее подобно детской игре: кто ныне сам судил, на другой день сам бывал судим другими, богатый становился бедным, неизвестный часто овладевал всем; и часты перемены, не ровны переходы... (Григорий Богослов, Златоуст). 5 Господи, приклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся. Здесь приоткрывается тайна воплощения Христа Спасителя. Благой Бог в помощь для исправления людей от зла дал закон, послал пророков... однако человечество не исправилось и зло превозмогло. Тогда, наконец, человеколюбивый и преблагой Бог послал Единородного Сына Своего; ибо только один Бог мог исцелить такую болезнь, и это было не безызвестно пророкам; почему здесь Давид ясно предвозвещает это (Дорофей). 6 Блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я. Пророк предсказывает этим будущее, что можно разуметь и о втором будущем пришествии Христовом (Феодорит). 7 Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих: 8 Ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. Сынами чуждыми называет не иноплеменных, но удалившихся от истины нечестивых; подобно как и верующих мы почитаем братьями и своими по признаку истины. Итак, в рассуждении обязанности благотворения всякий человек пусть будет твой ближний; а когда должно открывать истину, то различай своего от чужого. Водами многими также назвал народ нечестивый (Златоуст, Феодорит). 9 Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе: 10 Дающему спасение царем, избавляюшему Давида, раба Своего, от меча люта. Слова эти сказаны от лица самого Давида. Новою песнью обозначил новый (евангельский) завет; ибо словами нового уничтожил древний, как сделавшийся ветхим (Афанасий, Евсевий). 11 Избави мя, и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. 12 Ихже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены, яко подобие храма. 13 Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищах своих, волове их толсти. 14 Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. 15 Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их. Этими словами Давид изобразил благополучие и богатство нечестивых и беззаконных людей, присовокупив, что многие из неразумных людей прельстились их благоденствием и даже ублажиша их. Исправляя столь погрешительное суждение, Давид присоединил: блажени людие, имже Господь Бог их; называя блаженным и счастливым тот народ, у которого истинное сокровище и наследство составляет Господь Бог их (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Хвала Давиду, 144 Этот боговдохновенный псалом содержит хвалу и славословие Богу, за Его премудрый и неизреченный в благости Промысл. У древних евреев этот псалом считался настолько превосходным сочинением, что они утверждали, что кто читал этот псалом трижды в день, тот, без сомнения, вселялся в небесный Иерусалим (по Палладию). 1 Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Давид обещает не возвысить Бога, но показать, насколько это возможно, высоту Его людям. Словами Царю мой и Боже мой – выражает свою великую любовь к Нему (Феодорит). 2 На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века. Тогда как неразумная тварь всегда воссылает славу Творцу своему посредством удивительного своего устройства – неприлично разумному человеку представляться в этом отношении ниже безсловесной твари и не прославлять постоянно Творца Бога своего (Златоуст). 3 Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Мы называем Бога великим не по чувственной величине, поскольку Он, будучи безтелесен, не подлежит измерению, но называем великим по превосходству силы и чести, существа и действия. И чем более кто постигает величие Его, тем более усматривает себя весьма далеким от созерцания превосходства Его (Григорий Нисский). 4 Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят. 5 Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят: 6 И силу страшных Твоих рекут, и величие Твое поведят. Естество Воспеваемого – превышает силы Пророка, почему, подыскивая достойные и приличные наименования Ему, потом усматривая неудачность свою, сплетает многие имена во одно и называет Его то славою святыни, то великолепием славы (Феодорит). 7 Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются. 8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. 9 Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Из благости Божией открывается богатство милосердия Божия; ибо если бы Господь не имел столь великого человеколюбия, то невозможно было бы спастись никому. Господь благ ко всем: к праведным и грешным, к ангелам и архангелам и, даже к безсловесным животным. И геенною огненною и прочими муками вечными Он угрожает по Своему человеколюбию, чтобы чрез этот страх удалялись мы от греха и чрез покаяние и подвиги достигали уготованного нам Царства Небесного. И в настоящей жизни наказывает грешников по Своему человеколюбию, чтобы временным наказанием исправить их, а если не исправятся, по крайней мере облегчить их тамошнюю вечную казнь. Посмотри на жизнь каждого животного: на их нравы, обычаи, орудия к обороне, – ты увидишь, как все они довольны своей жизнью. Не бей животных, если они неразумные, если что-либо напроказят. Помни, что и они призваны к жизни благостью Божией для того, чтобы вкусили в короткий срок сколько смогут радостей бытия жизни (Златоуст, Иоанн Кронштадтский.). 10 Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя. Пророк призывает к исповеданию, т.е. ко благодарению Бога все словесные, безсловесные и бездушные твари за премудрое устройство и непрестанное попечение о них, а преподобные – люди святые, да благодарят Бога посредством Своей добродетельной жизни (Златоуст). 11 Славу Царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют: 12 Сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия Царствия Твоего. Бог не нуждается во всем этом, но для блага самих воспевающих и, чтобы научить других и сделать их сообщниками славословия – чтобы познали все могущество Его (Златоуст). 13 Царство Твое, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словесех Своих, и Преподобен во всех делех Своих. Если Господь верен во всех словесех Своих, то сказанное Им непременно сбудется (Златоуст). 14 Утверждает Господь вся низпадающыя, и возставляет вся низверженныя. Опять говорит о великом человеколюбии Божием; так как Он не только поддерживает стоящих, но и бодрствует над готовыми упасть, и поднимает лежащих; если же кто не встанет, то это зависит от самих лежащих. Так Он хотел и все меры употреблял и касательно падшего Иуды, чтобы он встал; но он не восхотел. Напротив того, падшего Давида восстановил и укрепил (Златоуст). 15 Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. 16 Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения. Видишь ли, что божественный Давид показывает, что пищу животным доставляет не земля и не дождь, или солнце, или воздух, но повеление Господне. Ибо и произрастание плодов зависит не от стихий, но от Божественного Промысла. А отверзение руки Божией означает легкость подаяния. Древние христиане, приступая к духовной таинственной трапезе для причащения, пели слова этого псалма. А ныне этот псалом поют перед принятием обычной пищи. Этим мы исповедуем, что мы нищие, убогие и бедные, и потому всего у Бога просим; и все, что не имеем, Его благости приписывать должны (Златоуст, Феодорит, Тихон). 17 Праведен Господь во всех путех Своих, и Преподобен во всех делех Своих. Праведен Господь во всех распоряжениях и попечениях Своих. Дела Его проповедуют человеколюбие и промысл Его, как Творца и Создателя (Златоуст, Феодорит). 18 Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине. Вот другой вид промышления, подаваемый верным, именно: близость Его, т.е. заступление, попечение и особая расположенность Его к ним (Златоуст, Феодорит). 19 Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Имеющии страх Божий – первыми творят волю Его. А так как намерения их согласны с волею Божиею, то Владыка исполняет их желания (Феодорит). 20 Хранит Господь вся любящыя Его, и вся грешники потребит. Не унывай и не расслабляйся душою, претерпевая обиды, поношения. Если же Бог попускает некоторым из любящих Его подвергаться мучениям и казням, то и это означает хранение Его. Ибо хотя тела их и разрушаются, но по душе они становятся светлее; а после этого и тела получат нетленными (Златоуст, Иоанн Кронштадтский). 21 Хвалу Господню возглаголют уста моя, и да благословит всяка плоть имя святое Его, в век и в век века. Псалмопевец заключает свою речь опять славословием, призывает Пророк всю вселенную к общению в славословии Владыки: и не только получающих благодеяния, но и безсловесных животных, и стихии, и бездушные твари, потому что все исполнено благости Божией. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы