Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В конец, псалом Давиду, 139
Божественный Давид, гонимый Саулом, по вдохновению Святого Духа составил этот псалом, призывая в помощь Бога всяческих. Но и человеческая природа в этом псалме испрашивает у Бога защиты от мысленных врагов – бесов (Феодорит). 1 Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Нам не следует предавать себя злым людям, но убегать и не общаться с ними, а когда они нападают, то мужественно встречать их. Поэтому нам заповедано молиться, чтобы не впасть в искушение (Златоуст). 2 Иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани. Пророк описывает их злобу: в мыслях своих скрывают зло и втайне строят козни. По безмерной испорченности они не могут успокоиться; тайно и хитро они производят брани, взаимно причиняя вред ближним делом, словом и помышлением (Златоуст). 3 Изостриша язык свой, яко змиин: яд аспидов под устнами их. Притворный нрав и скрытое лукавство справедливо уподобил яду пресмыкающихся (Феодорит). 4 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Молитва прилична праведнику! Ибо он просит не погибели врагу, но спасения себе (Феодорит). 5 Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима: 6 При стези соблазны положиша ми. Давид различными подобиями сетей, веревок (уж) и преткновений изображает старание и изобретательность многосплетенных злоухищрений их. Ничто не может быть несправедливее питающих в себе злобу, которые прежде других вредят своим душам. Получив душу и тело от человеколюбивого Бога, они нерадят о воздаяниях, но, наслаждаясь такою красотою мира и таким благом, воздают Благодетелю противными действиями: что может быть несправедливее и неблагодарнее их? Душевными и телесными страстями борют бесы подвижников. Но телесные труды, внутренний подвиг ума, безмолвие и непрестанная молитва с совершенным смирением преодолевают все страсти демонов (Златоуст, Антоний). 7 Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Вот признак благородной души и любомудрого ума – не прибегать при таких обстоятельствах к человеческой помощи и не искать ее в смертных суждениях, но взирать на небо и призывать Вездесущего; не предаваться унынию и не смущаться (Златоуст). 8 Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Смотри, какая любовь в говорящем и самым повторением Господи, Господи и прибавлением: спасения моего показывает великую расположенность; а именем осенения указывает на скорость помощи (Златоуст). 9 Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Просит Бога не попустить грешнику исполнить ни малости из того, чего он желает. Ибо таковы злые: они с великим желанием составляют против ближнего умысел. И Писание называет их несчастными: горе, говорит, веселящимся о зле и радующимся о развращении злом (Притч. 2, 14). Ибо есть столь развращенные, что чужие бедствия почитают утешением своим в несчастьях (Златоуст). 10 Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Пророк предсказывает врагам будущие бедствия: «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их» и «да обратится на них зараза уст их». Трудом уст называет коварство: оно превращается в погибель тому, кто ему предается. Смотри, как Авессалом, желая насилием победить отца, сам погиб от насилия (Златоуст, Феодорит). 11 Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. 12 Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Не будем же почитать языкоболие малою болезнию, ибо злоречивые и суесловные заключают для себя Царствие Небесное. Муж язычен хотя здесь и может еще какой-либо иметь успех, там же – никакого, но злая уловят его во истление. Добре сказал некий мудрый муж, что лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка. Надлежит нам поэтому послушаться апостола Иакова, который пишет: да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати (Иак. 1, 19) (Иоанн Карпафский). 13 Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Пророк внушает, что обижающие не останутся без наказания и без должного возмездия. Ибо отсрочка дается им для покаяния. Отсюда помысли, сколь велико человеколюбие Божие! Когда преданным Ему Он попускает столько страдать и не вступается за них, желая обижающего исправить покаянием (Златоуст). 14 Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим. Но что бы ни случилось с праведными, они всегда благодарят Господа и не требуют отчета у Владыки. Душе твердой и уму непреклонному свойственно не спрашивать отчета у Господа. Поэтому Павел и говорит: о, человече, ты кто еси противу отвещаяй Богови? Еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? (Рим. 9, 20) (Златоуст). Псалом Давиду, 140 Слова этого псалма, можно сказать, знают все и во всяком возрасте поют – но смысла их не понимают. Отцы не напрасно установили, чтобы этот псалом читать каждый вечер, но заповедали читать его как некое спасительное врачевство и средство для очищения грехов; чтобы все, чем бы мы не осквернились в течение дня – свергнуть с себя этим духовным песнопением (Златоуст). 1 Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Воззванием называет не телесное, но внутреннее напряжение мысли: ибо такого вопля требует Бог. Многие стоят на молитве, но не взывают к Богу: уста их взывают к Богу и произносят имя Божие часто, а ум не понимает ни одного слова молитвы. Да и не все слова молитвы полезны, а только воссылаемые от великой расположенности. Прежде молитвы, если имеешь врага, погаси в себе гнев и тогда приступай ко Владыке; и не только устами не говори против него, но и ум очисти от яда. Моли Господа и проливай слезы пред Его благостью, тогда памятозлобие не водворится в душе твоей. И если такова будет твоя прилежная молитва, то еще прежде окончания ее будешь услышан – этого и просит псалмопевец, когда говорит: вонми гласу моления моего (Златоуст, Афанасий, Ефрем). 2 Да исправится молитва моя. яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя. Благовонное курение Господу означает целомудренное освящение тела. Итак, да будет кадилом тебе – твое тело; смотри, чтобы ты не наполнил это кадило навозом; а таковы те, которые осуждают других, произносят нечистые слова и оскверняют сердце злыми помыслами. Такова правда, ибо грех – зловонен (см. Пс. 37, 6). Таким же образом и руки должны быть кадильницею: очищай их милостынею, помощью нуждающимся, человеколюбием. И тогда будешь простирать их на молитве, как бы ходатаев пред Богом. Ибо навлекает великий Божий гнев – воздеяние рук, оскверненных множеством грехов. Заметь еще, что упражнения умственные уподобил фимиаму, как тончайшие и светлейшие; а занятия, состоящие в действиях, как грубейшие, назвал жертвою. Когда настанет нужда молиться Господу и не имеешь надлежащего спокойствия и правоты духа, по причине возмущения – тогда вознеси немедленно к Богу тайно молитву покаяния и проси прощения грехов твоих и искреннего доброжелательства к тем, за кого хочешь молиться, и таким образом исправится молитва твоя пред Богом, как кадило благоухания, и будет принята с благоволением в пренебесный и мысленный жертвенник Божий (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит, Ефрем, Иоанн Кронштадтский). 3 Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Видишь ли, каково ведение и какова мудрость? С чего начинает молитву? – Из величайшего из подвигов хранения уст. Просит даровать ему мудрость и силу воздерживать язык, это «неудержимое зло», заключенное во рту в тюрьме за двойною оградою зубов и уст, которые не в силе удержать преступника, да и никтоже может от человек (его) укротити (Иак. 3, 8). Нужно охранение свыше – о чем и молит здесь Давид. Станем охранять уста рассудительно, по слову Премудрого: аще есть в тебе разум, отвещай (искреннему): аще же ни, то буди рука твоя на устех твоих (Сир. 5, 14); от многословия не избежиши греха: щадяй же устне, разумен будеши (Притч. 10, 19). Должно говорить гораздо меньше, нежели слышим; так как и природа, соразмеряя необходимость слова со слухом, устроила у нас два уха и один язык: почему учась, надобно слушать вдвойне, а ответствовать скромно и немного больше противу вопросов. Ибо многоречивый – не оставляет в себе места Святому Духу: любящий (же) молчание пребывает близ Бога и ангелов Его и в вышних место его. Словам сотвори вес и меру, и устам твоим сотвори дверь и завору, но не возбрани словесе во время спасения (Сир. 28, 29; 4, 27). Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания (Златоуст, Афанасий, Григорий Нисский, Феодорит, Василий В., Антоний В.). 4 Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их. Помни, что если заключишь двери языка, то и порочные помыслы сердца укротишь. Ибо, что производят заразительные дыхания воздуха в телах, то производят порочные помыслы в душе. Это преимущественно ведет к погибели, когда согрешающая душа удаляется от страха и вымышляет какие-либо извинения (непщевания), изобретая слова, извиняющие страсти; зло – грех, но еще худшим он делается через запирательство после греха. Итак, когда ты согрешил, скажи, что согрешил и нет ничего выше такого извинения: чрез это ты и Бога умилостивляешь, и себя делаешь более непреклонным к падению в те же грехи. Подлинно, ничто так не умилостивляет Бога, как исповедание грехов (Златоуст, Иоанн Кронштадтский). 5 Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их. Желает лучше получать наказания от праведников, нежели от грешников услуги, хотя бы они подобно умащающему елею обещали и радостную жизнь. Поэтому когда злой и деньги дает, и обещает удовольствия и почести, отвергай и убегай; а праведника, хотя бы он укорял и насмехался, держись, ибо он из любви делает это; так как и самая суровость одного приятна по причине пользы, а другого и милость подозрительна по причине злонравия его. В обличении святых заключается сострадательность, а в сострадательности этих – смерть. Если же от злых должно удаляться и тогда, когда они милуют; то когда же должно сближаться с ними? – Явно, что никогда. Яко еще и молитва моя во благоволении их, т.е. мольбы мои против злодейств их (Григорий Богослов, Златоуст, Афанасий, Феодорит). 6 Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Показывает, как порок легко побеждается. Как камень, брошенный в море, делается невидимым, так и все благоденствие их совершенно погибнет. Когда предсказанное наказание злым сбудется, тогда услышатся глаголи мои, как истинная и полезная достоверность (Златоуст, Феодорит). 7 Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Как толща земли разрывается плугом, раздробляется и рассыпается на разные глыбы и части, так и кости грешников рассыпаются во гробе. Ибо словом при аде назвал гробы (Феодорит). 8 Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Хотя бы постигли меня и безчисленные бедствия, не отступлю от надежды на Твою помощь. Не извлеки из души того упования, какое имею на Тебя (Златоуст, Афанасий). 9 Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Говорит о кознях тайных и скрытых, которых трудно остеречься и заметить, против которых особенно нужна высшая помощь. Поэтому и заключает псалом молитвою (Златоуст). 10 Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. Падут во мрежу свою грешницы, зная это, смотри, чтобы самому не подвергнуться тому, что умышляешь другому. Праведных бедствия постигают для их исправления и возбуждения их любомудрия; а грешных, как неисцелимо больных для наказания и мучения. Един, т.е. уединен и сосредоточен, чужд общества нечестивых и как бы проводящий жизнь один, что и составляет величайший вид добродетели. Не пустыня делает уединенным, но мудрая воля (Ефрем, Златоуст). Разума Давиду, внегда быти ему Великого разума исполнен этот Богом вдохновенный Давиду псалом, научающий, как находясь в опасности можно избежать зла. Под вертепом разумеет он ту пещеру, в которой скрывался от Саула. Ибо когда Давид находился внутри пещеры, Саул, не зная этого, остановился также у входа в пещеру; в это время Давид, видя себя окруженным врагами и как бы запертым, произнес эту молитву к Богу (Афанасий, Феодорит). 2 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Глас – означает не силу дыхания, а напряженное внимание (Златоуст). 3 Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Молитва проливается тогда, когда бывает со слезами (Псалтирь с толкованием). 4 Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Это сказал Давид, находясь в великой опасности погибнуть от Саула, когда душа в нем трепетала от страха, и как бы замерла. Везде в Писании мы находим, что с благодарностью переносящие скорби не только изглаждают множество грехов своих, но и приобретают чрез это немалое дерзновение пред Богом. Никогда не забывай ограждать себя крестом; и расторгнешь сети, которые скрыл для тебя диавол, ибо написано: на пути сем, по немуже хождах, скрыта сеть мне. Запечатлевай всегда себя крестом и зло не прикоснется к духу твоему. Для желающих проходить путь добродетели и совершенства, враги-наветники скрывают на том же пути сети прелести, чтобы мы, превознесшись своими успехами, запутались в сети тщеславия, которое пытается уязвить воина Христова: и одеждою, и походкою, и голосом, и работою, бдением, постами, молитвою, уединением, чтением, познанием, молчаливостью, повиновением и смирением (Златоуст, Ефрем, Кассиан). 5 Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. На правой стороне сражающегося обыкновенно стоят друзья, вспомоществующие во брани, но Давид не видел даже и знаемого его, что особенно увеличивало бедствие. Но ты, когда увидишь бедствия увеличивающимися, не падай духом, но тем более бодрствуй. Ибо хочет пробудить тебя Господь от сна нерадения. Тогда лишнее отсекается, все житейское сдувается; тогда ты делаешься пламеннее в молитвах, и всякая страсть, будучи прогонима печалию, удобно побеждается (Златоуст). 6 Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Часть моя еси – мое сокровище и богатство, мое – все, на земли живых, т.е. в Небесном Отечестве (Златоуст). 7 Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Смирением называет бедствия (Феодорит). 8 Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне. Темницей души является тело и эта скорбная временная жизнь. Души праведных таковы, что они страждущим сочувствуют и счастливым не завидуют, но веселятся, видя получающих благодеяния. Давид испрашивает себе воздаяния за дни смирения. Ибо великое дело – переносить скорбь с благодарностью. Поэтому и награду за это он называет воздаянием (Златоуст, Нил). Псалом Давиду, егда гоняше его Настоящий псалом относится ко всему человечеству, гонимому и притесняемому сатаною, и приличен тем, которые угнетены скорбями и искушениями. Причину своего гонения от сына Давид находит в своих грехах, о которых он и приносит свое усердное раскаяние пред Богом. Поэтому отцы Церкви отнесли его к разряду псалмов покаянных: покаянный седьмой (Афанасий, Феодорит, Евсевий). 1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: Призывающих Бога истинно Бог и выслушивает истинно; это те, которые любят Его и послушны Ему, и поклоняются Ему духом и истиною. Молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. Не думай оправдаться продолжительностью молитвы, не сделав в жизни ничего доброго. Ибо и фарисей молился, но как? – Став же фарисей, сице в себе молящеся (Лк. 18, 11), – в себе, а не к Богу; ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни (Василий В.). 2 И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Кто оправдится от дел закона? – Никто, ибо нет человека на земле, который судясь в Божиих заповедях мог бы оправдаться. Но верою, какую имею в Бога моего, надеюсь спасенным быть по неизреченному Его благоутробию даром. Не станем ни мало оправдывать себя как фарисеи, лицемеры; но одним только искренним покаянием о грехах можем умилостивить Бога (Златоуст, Симеон Новый Богослов, Иоанн Кронштадтский). 3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. Об этом уничижении Давида свидетельствует история: Давид идяше босыми ногама, покрыв главу и плачася (2 Цар. 15, 30). Врагом здесь Давид повествовательно называет Авессалома, а в высшем значении диавола. Ибо диавол непрестанно преследует. Освободиться от него возможно, по слову Павла, переселением ума на небеса: о горнем помышляйте (Кол. 3, 2), ибо наше (же) жительство на небесах (Флп. 3, 20). Смирение здесь от несчастий, подобно как и тяжесть скорби уподоблена мертвым, находящимся во тьме (Златоуст, Феодорит). 4 И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Духом называет здесь душу. Смущением сердца и стеснением души выразил крайне великую скорбь. Я не объявлял о своей печали, – говорит Давид, – считая за лучшее скрывать, нежели объяснять посторонним. Подобно, если кто обижает тебя – ты не обижай. Слова его да будут для тебя упражнением в любомудрии. Если и страждет несколько душа твоя, удержи прискорбное внутри себя. Ибо сказано: во мне смятеся сердце мое, т.е. страсть не выказалась наружу, но усмирилась, подобно волне, разбившейся внутри берегов. Успокой свое лающее и рассвирепевшее сердце. Пусть страсти устыдятся присутствия в тебе разума (Евсевий, Феодорит, Никита, Василий В.). 5 Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Помянух, от скольких бедствий Ты избавил наших предков (Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея), я нашел для себя в этом утешение. Ибо Бог по тем же законам, по которым управлял прошедшими событиями, управляет и настоящими. Не малое утешение – знать прошедшее: воззрите на древние роды, кто надеялся на Господа и постыдеся? (Сир. 2, 1) (Феодорит, Златоуст). 6 Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная Тебе. Не сказал: простер, но: распростер (воздех), чем показывает великую сердечную расположенность: потому что у него она едва не вырвалась из тела в стремлении к Нему (Златоуст). 7 Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Надлежит произносить эти слова в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться (Афанасий). 8 Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах: скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему: таким людям Бог особенно указывает путь. Еда не имеет силы рука моя: но греси ваши разлучают между Мною и вами (Ис. 59, 12). Поэтому Он и отвращается от людей надменных: на кого воззрю, – токмо на кроткого, и на молчаливого, и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Давид, имея в себе Духа Святаго, часто молился о даровании ему благорассмотрительного рассуждения (Златоуст, Лествичник). 9 Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Время браней – есть время делания. Веди брань, не расслабевай. И когда она усиливается, укрепляйся и ты, взывая: Господи, Иисусе Христе, Ты видишь немощь мою и скорбь мою, помоги мне, изми мя от враг моих... и помолись, чтобы получить тебе силу служить Богу в чистом сердце (Варсонофий В.). 10 Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Видишь, насколько духовны его прошения: Блажен тот, кто не только знает, но и творит волю Божию, ибо исполнять ее весьма трудно; поэтому нужно просить вспомоществования и наставления от Бога. Дух Твой благий наставит мя на землю праву – эти слова исполняются на святых. Видишь ли, как мы узнаем, как научаемся совершать путь действием Святаго Духа? (Златоуст, Евсевий, Иоанн Пророк). 11 Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею: изведеши от печали душу мою. 12 И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. Под правдою разумей человеколюбие. Милостию Твоею потребиши враги мои: ибо милость к обижаемому причиняет гибель оскорбляющему. Невозможно получить просимое просто, по одной молитве, но везде должно привносить должное и со своей стороны, и соделать самих себя достойными получения того, чего просим: ибо и иудеи молились, но услышали (ответ): аще умножите моление (ваше) не услышу вас (Ис. 1, 15). И чему ты удивляешься, что иудеи не были услышаны, когда Иеремия, молясь о них, получил грозный ответ: и раз и другой раз услышал: не молися о людех сих; потому что не послушаю тебя (Иер. 14, 11). Яко аз раб Твой есмь, потому что стараюсь служить Тебе и хранить повеления Твои, Владыко! (Златоуст).
КАФИСМА ДВАДЦАТАЯ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы