Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148



Настоящий и два последующих псалма называются хвалениями, потому что содержат благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений. Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают свое слово ко всем тварям, приглашая их принять участие в принесении хвалений Творцу. Весь этот псалом особенно научает тому, что за все надо прославлять Бога (Златоуст, Марк Ефесский).

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Это долг твари в отношении к Творцу – воздавать Ему хвалу, потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом: одно вместе с землею, а второе – посреди вод и вод, и его-то назвал Бог «твердию», на которой находятся солнце и луна, звезды и свет. А на высшем небе, расположенном выше тверди – находятся все небесные горние силы. Итак, светилам, которые мы видим, повелевается хвалить Творца с чувственных небес, а ангелам, как невидимым, повелевается хвалить Творца с вышних горних небес (Григорий Богослов, Симеон Солунский, Евсевий, Феодорит).

2 Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его.

К славословию вначале призывает высшие твари. Это знак пламенной души и горячей любви – побуждать всех к славословию Возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслию о Боге и преданной Ему. Не в том смысле говорит он так, что будто ангели не хвалят, а он приглашает их к тому, но, как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяет (Златоуст, Симеон Солунский).

3 Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.

Не эти твари созывает Пророк, но нам дает повеление, взирая на них, изучать Божию премудрость и непрестанно слагать песнопения Богу. Хвалою называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю (Златоуст, Феодорит).

4 Хвалите Его Небеса небес, и вода, яже превыше небес.

Видимое небо (в виде льда сотворено) и держит в себе половину вод: поскольку оно принимает на себя огонь солнца и луны и безконечное множество звезд. И чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, и могло противостоять пламени и не сгорать. И эту влагу небесное тело уделяет даже земле. Ибо, откуда роса? Облака нет, в воздухе воды нет; ясно, что источает ее из своих избытков небо (Златоуст).

5 Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.

Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела; так как у Господа слова и дела нераздельны: той рече и быша; той повеле и создашася. И ты также веруй, что сказал на молитве, о чем попросил – то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие. Ты благодарил – и Он принял твое благодарение в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела – оттого и безплодны наши молитвы (Иоанн Кронштадтский).

6 Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.

Господь не только создал, но и не перестает промышлять об этих тварях: так что и небо на землю не падает, и земля ничем не поддерживаемая стоит, и подобно все творение существует. Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все служит и следует божественному повелению; потому что Кто вначале все произвел словом, Тот и опять может словом переделать творение (Златоуст, Феодорит).

7 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:

Дух Святый, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам преисподним, прежде земных; которых обозначает словами: змиеве и бездны, разумея под первыми больших морских китов, а под последними – морские глубины. Когда ты видишь громадность кита, можешь ли не удивляться и не восхвалять Творца? Он прославляет Творца своей величиной и тем, что жилищем ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, что это животное не преступает назначенных ему пределов для жительства, не истребляет рыб. Даже море, вздымаясь силою ветров, страшно ярясь и пенясь, не преступает своих пределов и не дерзает залить сушу, но сохраняет повеление Господне. Размышляя, отсюда можно составить хвалу Богу, удивляться Его могуществу, премудрости, силе (Златоуст, Афанасий).

8 Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его:

Дух бурен – есть сильный ветер. А словами: творящая слово Его Пророк указывает, что все эти неприятные стихии с великой покорностью исполняют повеление Божие (Златоуст, Феодорит).

9 Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри:

К славословию приобщаются древа плодоносна и вси кедри в доказательство того, что по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему (Василий В.).

10 Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты:

Летать означает то же, что простирать руки. Поэтому и пресмыкающееся – есть птица, поскольку оно ползает и простирается. Итак, гадами называет пернатых птиц, бывших в море. И от зверей польза не меньше, чем от кротких. Те полезны для телесных потребностей, а эти – внушают страх, делают тебя благоразумным, приводят на память грех прародителя и показывают – каких зол бывает причиною непослушание. Перечисляя неприятные стихии, губительных зверей и пресмыкающихся, всех призывает к прославлению Творца, чтобы этим сильнее показать всеобщий Промысел Божий и научить людей, что все это достохвально и необходимо, и имеет причину и цель, для которой создано; хотя, может быть, для нас она непонятна или неудобовразумительна (Златоуст).

11 Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии:

Здесь снова Давид приводит другой вид Промысла Божия: начальствующих и подчиненных. Ибо и это есть дело премудрости Божией: чтобы люди не жили безсмысленнее зверей Бог учредил власть начальников, как бы бразды управления колесницею. А то, что к власти допускаются люди порочные – это зависит от злонравия самих подчиненных (Златоуст).

12 Юноши и девы, старцы с юнотами.

Юнотами называет тех же юношей, чтобы отделить их от старцев. Юноши в целомудрии, а девы в чистоте да восхвалят Имя Господне; и в книге пророка Иоиля юношам обещается зрение видений. А старец по душе есть тот, кто усовершился в благоразумии, каков был Даниил, в молодом теле показавший досточтимое ведение (Василий В.).

13 Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.

О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Верные исповедуют Христа истинного Бога на земли в надежде получения вечного воздаяния на небеси (Псалтирь с толкованием).

14 И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему.

Рог людей – есть крепость их (подобно как и у животных). Не сказал просто: песнь всем, но преподобным и приближающымся Ему, чтобы чрез это воззвание указать на необходимость подвигов, чтобы стать истинным Израилем, которому и будет песнь и слава, как прославляемому Самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом этот предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями (Златоуст, Феодорит).

Аллилуиа, 149

Псалом содержит благословение и хваление Богу от лица христиан, ибо поют новую песнь принадлежащие к новой твари (Гал. 6, 15), новозаветные, облеченные в нового человека (Григорий Богослов).

1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных.

Воспевать Бога есть дело не беззаконных, но преподобных; и возносить хваление Ему должно с совершенным согласием, так как Церковь по своему наименованию означает соединение и собрание. Пророк требует благодарности посредством жизни и дел, и этим указывает на недостаточность одних слов (Златоуст).

2 Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем.

Пророк внушает не просто благодарить Господа, но с удовольствием, веселием и пламенною душою: от благодарящего требуется особая расположенность. Таковы все души святых (Златоуст).

3 Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.

Лик есть собрание единомысленных людей, согласно славящих Христа Господа. А как позволено было древним иудеям петь Богу при музыкальных орудиях, по причине слабости ума и склонности к удовольствию, то для христиан тимпан требует умерщвления плотских удовольствий, ибо делается из кожи мертвого животного, а псалтирь – обращение к небу, чтобы о горнем мудрствовать во славу Божию (Златоуст).

4 Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

Что может равняться с этим благоденствием, когда Бог оказывает Свою милость? Но Он требует и зависящего от людей. Ибо возносить – есть дело Божие, а быть кроткими – дело людей. Божие не является, если не будет наперед человеческого (Златоуст).

5 Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.

Это говорится о будущей их славе. Тесный путь и узкие врата ведут в Царство Небесное, и не иным каким-либо образом подаются эти блага, но только подвижнической жизнью на земле – вот ходатай небесного упокоения. Возрадуются на ложах своих по успении, в вечных небесных обителях, в уготованных для них жилищах. Или же ложе – означает чистое сердце, вводящее по смерти (успению) в Царство Небесное (Димитрий, Евсевий, Афанасий).

6 Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их.

 Возношение есть непрестанное призывание и благодарение Господа. Меч обоюду остр – Крест Христов, посекающий видимых и невидимых врагов (Псалтирь с толкованием).

7 Сотворити отмщение во языцех, обличения в людех:

Отмстят святии нечестивым, производя суд над ними на Страшном суде: не весте ли, яко святии мирови имут судити (1 Кор. 6, 2) (Псалтирь с толкованием).

8 Связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными:

На Суде Судия будет обвинять «славных земли» – преследователей верных, гонителей, нарушивших закон и презревших слово истины. Обвинением Он будет посрамлять Своих врагов пред ангелами и всеми святыми, когда повелит, связавше (им) руце и нозе... ввергнуть во тьму кромешнюю (Мф. 22, 13) (Златоуст).

9 Сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его.

По истине, люди сами на себя пишут осуждение в этой жизни: сотворит Господь суд написан. Для того-то Бог попустил в мире быть богатым весельчакам и бедным Лазарям – да откроются их помышления и наклонности, да явятся грубые страсти; а с другой, – плоды добродетелей. Святость жизни – вот матерь славы (Иоанн Кронштадтский, Феодорит).

Аллилуиа, 150

Богоотец царь и пророк Давид оканчивает книгу божественных псалмов хвалением и благодарением Вседержителя, научая этим и нас благодарить Бога за все благодеяния и несчастия, какие угодно Ему послать нам (Златоуст).

 

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

Хвалите Бога чрез святых Его за то, что людей Бог сделал ангелами. Кто, изучая жизнь святых, не подвигнет язык свой к прославлению Господа, даровавшего им такое обилие благ? Мы поклоняемся Богу, если прославляем прославленных Богом святых, удивляемся их мужеству, просим их молитв пред Богом. Хвалите Его за твердь, созданную Его силою, т.е. за видимое нами небо. Бог сотворил это видимое небо, создав его наподобие льда из отвердевших вод (см. Быт. 1, 6). Это сгущение льда подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу. Поэтому это видимое небо и называется твердию, потому что образовалось из разреженного естества вод (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

Призывает здесь горние силы к славословию Бога. Хвалите Бога за силы Его, за могущество, которое возвещают созданные Им твари самим своим видом. Хвалите Бога за безмерное Его величие, которому несть конца (Пс. 144, 3), Он имеет престолом небо, а землю – подножием (см. Ис. 66, 1) и везде Сый и вся исполняяй (Златоуст).

3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.

Эти музыкальные орудия употребляли в древности левиты (священнослужители) в божественном храме, песнословя Господа не потому, чтобы звуком их услаждался Господь, но потому, что угодно было Ему намерение, с каким совершалось все это. Трубы были священным орудием, на которых могли играть только священники (см. Числ. 10, 8), в воспоминание тех труб, которые слышны были на Синае и в памятование общего Страшного суда, который будет по звуку трубному (см. 1 Кор. 15, 52). Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными инструментами, так нам повелевается славить Его всеми членами: языком, глазами, слухом и руками (Златоуст, Феодорит, Пелусиот).

6 Всякое дыхание да хвалит Господа.

Все люди есть дыхания Божии (поэтому ангели и называются духами, а человеческие духи – душами, потому что произошли от божественного дыхания и дышат Богом: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается») – степенны четвертого гласа. Да и все прочие твари называются дыханиями, потому что и они от Духа Святаго, хотя и не причастны разума и свободы. Поэтому всякую тварь надо беречь, не бить, не изнурять ее. Блажен, иже и скоты милует. Писание говорит о многих духах (все духи хвалите Господа). Достойным же подаются дары различения духов (см. 1 Кор. 12, 10). Одни духи – небесные, радующиеся истине; другие земные, подверженные обольщению и заблуждению; иные же – подземные, чада бездны и тьмы, моляху Его, – говорит Евангелие, – да не (пошлет) их в бездну (Лк. 8, 31). Итак, слово это призывает ко хвалению Бога всякое дыхание, т.е. весь мир: и ангелов, и людей, и демонов, и праведников, и грешников, чтобы они, разделившиеся по причине грехов, прекратили враждебные отношения друг к другу и, совокупившись бы в один лик, – воссылали хвалу Богу (Иоанн Кронштадтский, Епифаний, Евсевий, Златоуст, Григорий Нисский).

Сей псалом особь писан, Давидов,
и вне числа 150 псалмов, внегда
единоборствоваше на Голиафа

В надписании этого псалма говорится, что он написан отдельно от других псалмов. Достоверно же неизвестно, почему этот псалом поставляется вне числа и даже признается некоторыми неканоническим. Его не было и до сих пор нет в еврейском тексте и халдейских переводах; но зато есть он в некоторых греческих изданиях Семидесяти, читается в сирийском и арабском переводах. Об этом псалме упоминает святой Иоанн Златоуст в 17-ой беседе к антиохийцам, а святой Афанасий Александрийский поставляет его в числе тех псалмов, которые имеют содержанием «похваления о Господе». Между тем, никто из отцов не оставил нам толкования на этот псалом, может быть и потому, что, кроме немногих слов, он ясен сам по себе.

Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его, и отъях поношение от сынов Израилевых.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь