Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Турция : комедийные представления
Известно несколько версий того, как театр теней появился в Малой Азии. Есть предположение, что из Китая через Монголию он в XI-XII веках попал в Персию и во владе- ГЛАВА I 11
ния сельджуков, а затем турки принесли его с собой и в страны Ближнего Востока. На первых порах он использовался в арабских странах для представлений, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхождения мира, сущности Бога и человеческого бытия. Тень уподоблялась душе, призванной из потустороннего мира. А роль медиума - посредника между живыми и мертвыми - выполнял кукловод. Точно не известно, когда театр теней проник в страны Магриба, но в XII веке он уже был там весьма популярен. Каждая страна имеет свою версию происхождения теневого театра. Согласно египетским хроникам, имя турецкого Карагёза произошло от трансформированного имени визиря Карагуза, который состоял на службе у правителя Са-лах ад-Дина. Тупоумие визиря, по преданиям, было настолько поразительным, что легло в основу многочисленных анекдотов и пасквилей. «Слава» его достигла Константинополя и превратила образ в персонаж театра теней. А одна из легенд повествует, что Карагиозис (Карагёз) и Хазвидад (Хадживат) были рабочими на строительстве мечети. Однако вместо того, чтобы работать, они постоянно ссорились - и этот спор был настолько забавным, что остальные рабочие и случайные прохожие слушали и смотрели, забыв обо всём на свете. Султан, узнав об этом, был настолько разгневан, что приказал казнить лодырей. Но вскоре он пожалел о своём поспешном решении и дал указание своим визирям создать кукол, похожих на тех рабочих, для высмеивания человеческих пороков и развлечения публики. Существует много описаний фигурок теневого театра «Карагёз». Главные персонажи выглядели следующим образом: Карагёз - с окладистой черной бородой, в пёстром колпаке, красном кафтане с широким поясом, в синих шароварах, желтых чулках и красных туфлях с черными каблуками. Это глубоко народный тип, на вид простоватый, но умный и лукавый; своими каверзными вопросами он ставил в смешное положение своего собеседника - напыщенного болтуна Хадживата. Карагёз - любимец 12ТЕНЕВОЙ ТЕАТР публики, воплощение мудрости, наивной простоты и юмора. Выходец из бедняков, неграмотный, грубоватый, он нередко попадает в замысловатые ситуации, но чувства юмора не теряет никогда. Его неразлучный друг Хадживат - в алой феске (мужской головной убор в форме усеченного конуса, обычно красного цвета, с кисточкой; по названию города Фес в Марокко), зеленом кафтане с красным воротником, в голубых штанах и красных туфлях с синими бантами. У Хадживата короткая остроконечная бородка, он склонен к претенциозности, кичится своей учёностью и знанием правил хорошего тона, постоянно вступает в споры и обычно терпит поражение. Среди действующих лиц были также: курильщик опиума - горбатый, с трубкой, в европейских ботинках и с тросточкой в руках; нищий - калека в заплатанном сером кафтане и многие другие типажи. Публика без труда узнавала героев. Кроме кукол и фигурок различных животных, важную роль в спектаклях играли декорации и фигурки-дублёры, которые представляли героев в различных ситуациях, например, верхом на верблюде. Декорации изображали дворцы, дома, ландшафты. Если декорации оставались неподвижными, то сюжетный реквизит(лодки, палки, верблюды) довольно часто перемещался с помощью кукловода. Сюжеты всех представлений строились на юмористических похождениях и потасовках основных героев. Постепенно круг персона- жей расширялся. Популярным стал образ доктора, смешно коверкающего турецкие и арабские слова и из-за этого едва не губящего больного, или чиновника, олицетворяющего закон и порядок, но совершающего глупые поступки. Преставления театра «Карагёз» имели злободневный характер. Возможно, именно они стали продолжением старинной бедуинской традиции ежевечерних посиделок (макам) у костра, когда наиболее талантливые бедуины выступали с импровизациями в стихах. Если сопоставить скудные знания о театре с записками путешествен- ГЛАВА I 13
ников, то можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представлений изменилась. Фигурки стали делать из разных материалов, в том числе из кожи, чаще верблюжьей, натянутой на каркас. Высота фигурок - от 20 до 100 см, глаза прорезаны. Теневой театр располагал всеми атрибутами настоящего театра -. литературный текст (сценарий), действие, музыка. Музыканты (три-четыре человека) сидели полукругом между экраном и публикой. Перед началом представления они должны были развлекать людей. Появление каждого персонажа сопровождалось соответствующей мелодией с преобладанием персидских мотивов и текстов. Музыку и слова писали сами кукловоды-актёры. Текст произносили и пели на разные голоса, с различными акцентами, так как в спектаклях действовали представители разных национальностей. По ходу спектакля производился топот ног, цокот копыт, звук пощёчин, шум драки. Поэтому одна рука актёра должна была оставаться свободной (ведь обычно он бил самого себя). Спектакли вел хайялджи - артист, управлявший куклами и зачастую исполнявший все роли. На первых порах весь театр состоял из одно-го-двух актеров, позднее труппы увеличились до четырех-пяти человек. Известно, что ислам издревле ввёл запрет на изображение человека, поэтому театр теней - это своеобразный выход из ситуации, создавшейся в искусстве. При этом театр не касался главных персонажей исламской истории - Мухаммеда и правоверных халифов. На освещенном экране появлялись представители разных сословий и профессий - визиры, паши, купцы. Долгое время не показывали ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
женщин, евнухов и учителей медресе. Сюжеты театра передавались от отца к сыну, от сына к внуку и становились достоянием устной народной литературы. Это эпизоды из древней истории, мифы, народные сказания, легенды, современный быт, сатира на местные нравы и обычаи, семейные неполадки. Театр теней вмешивался во все сферы быта и человеческих отношений. Попасть на экран в качестве сатирического персонажа считалось позором. Популярность театра была огромна во всех слоях общества. Устами Карагёза (подобно Ходже Насред-дину в литературе) ведущий высказывал любую крамолу. В XVII — XVIII веках спектакли теневого театра имели широкую известность и зачастую устраивались в кофейнях. Расцвет театра теней в Османской империи в XVII — XVIII веках обусловил развитие и усовершенствование техники представлений. Усложнялись декорации, появился занавес, расширился репертуар, на сцене ставились произведения современной прозы. Театр «Карагёз» впервые познакомил турецкого зрителя с Мольером, показывая сцены из «Тартюфа», ГЛАВА I «Скупого» и т.д. Сюжеты старых театральных представлений - борьба добра со злом, порицание человеческих пороков - остались те же, но уже в современном театре. В разных странах Ближнего Востока возникали свои сюжеты и образы. Один народ предпочитал в спектаклях больше музыки, другой - побольше литературной импровизации. Сильнее всего влияние турецкого театра «Карагёз» проявилось в Сирии. Здесь даже среди героев спектаклей был турок.
Теневые куклы Индонезии «Чёрный глаз» эллинов «Карагиозис» (греч. Караукю^пс,, от тур. Karagwz, дословно «черный глаз») - традиционный кукольный театр теней и в новогреческом фольклоре, названный по имени главного персонажа - весельчака Карагиозиса, вокруг которого группируются все сюжеты представлений. По сути карагиозис является эллинизированным турецким театром теней «Карагёз».
Для сюжетов спектаклей «Карагиозиса» использовались эпизоды древней и новой греческой истории, мифы, легенды. И еще -фантастические события и приключения, в которых выступали постоянные традиционные персонажи: сам Карагиозис, товарищ главного персонажа Хадзиаватис, его жена Аглая, горец Барба Йоргос), исторические и легендарные личности (например, Александр Македонский). Комические' эпизоды в театре переплетались с историко-герои-ческим пафосом, а также патриотическими мотивами, особенно на первых стадиях зарождения и становления театра. Постепенно же в театре «Карагиозис» господствующими стали элементы, отражавшие быт, обычаи, отдельные явления тогдашней политической жизни Греции. Наряду с условными фигурами представителей власти - турецких визирей, пашей, турецких солдат, - на полотне появлялись персонажи, раскрывающие типажи разных уголков государства, говорившие местными наречиями - Ниониос, Барба-Гиоргос. Большое место заняли пьесы, изображавшие приключения Карагиозиса в условиях горного быта, которые добавились к традиционным «профессиональным» - «Ка-рагиозис-врач», «Карагиозис-бу-лочник» и социально-бытовым спектаклям - «Женитьба Карагиозиса» и т.д. Неисчерпаемое остроумие, изобретательность в проказах сделали Карагиозиса воплощением народного ума, сатирического духа, побеждающего оружием смеха все жизненные неурядицы. Китайские, индийские и турецкие представления теней до сих пор очень популярны во многих странах мира, включая Индонезию, Малайзию и Францию. Стили и культурные особенности этих пьес могли заметно отличаться, но все они были интереснейшими представлениями для широкой публики. ТЕНЕВОЙ TEATI . |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы