Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие «документальный памятник истории и культуры». Дискуссия вокруг понятия.



Понятие «документальный памятник истории и культуры» появилось не так давно и имеет несколько трактовок. В ХIХ веке весь комплекс объектов, составлявших историко-культурное наследие, выступал под обобщенным понятием «памятники древности». Понятие «памятник истории» родилось в советское время. В начале 1920-х годов появился термин «исторический памятник», указывающий на памятники (дома и помещения), связанные с историческими лицами. Эта общекультурная тенденция отразилась и на приоритетах, вырабатываемых в это время архивными работниками. Постепенно в архивном деле вырабатывались методические условия особого отношения к отдельным документам. В приказе от 16 июля 1938 г. ЦАУ СССР и РСФСР поставило перед государственными архивами как первостепенную задачу учета и хранения не только архивных дел (единиц хранения), но и отдельных документов, имеющих историческое значение, ссылаясь на имеющийся опыт выявления и учета документов, относящихся к Ленину, Сталину, Кирову, Орджоникидзе. В разработанной в развитие приказа инструкции были выделены четыре категории архивных документов, подлежащих особому учету: 1) относящиеся к выдающимся политическим, общественным и государственным деятелям, выдающимся представителям науки, искусства, военного дела и другим историческим лицам; 2) подлинные документы революционного движения; 3) подлинные государственные акты, имеющие значение письменных исторических памятников исключительной научной ценности; 4) древнейшие исторические памятники. В традициях отечественного памятниковедення к памятникам были отнесены все документы по XV век включительно, а также документы выдающегося социально-экономического, политического и культурно-исторического значения XVII-XVIII веков. В дальнейшем судьба особо ценных документов была связана со спецхраном. Сложилась практика ограничения доступа к наиболее ценным архивным документам. Одновременно ставилась задача их микрофильмирования. В мае 1958 г. вышло указание ГАУ МВД СССР о выявлении, учете и передаче на специальное хранение уникальных и особо ценных документов. Основой их выявления служили общие источниковедческие критерии: время возникновения документа, важность освещаемого в документе вопроса, значительность и полнота приведенных сведений и т.д. Вплоть до середины 1970-х годов памятниками истории и культуры считались лишь недвижимые объекты и предметы материальной культуры. Ситуация изменилась после выхода в 1976 г закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», где появилось понятие «документальные памятники», сформулированное в широком смысле. Естественно, что государственной архивной службе потребовалось конкретное определение этой категории архивных документов. Позиция, относящая к «памятникам» все архивные документы, для многих специалистов выглядела спорной. Поэтому в советском архивоведении существовала и другая позиция, определявшая «памятниками» лишь особо ценные документы, которые составляли часть Архивного фонда, имели непреходящее значение для государственного управления, обороны страны, в международных отношениях, научных исследованиях и являлись невосполнимыми при утрате. На протяжении многих лет архивоведение так и не смогло выработать устраивающее всех оптимальное понимание понятия «документального памятника»: все ли это документы ГАФ или только особо ценные документы. В частности, пытаясь примерить два различных подхода, об этом писал С.О. Шмидт, указывая, что в огромной массе документальных памятников (документов ГАФ) должно выделять «ценные» (или более ценные, чем другие) и «особо ценные». Одновременно с осмыслением места и роли особо ценных документов в составе ГАФ шел процесс освоения понятия «документальный памятник». Архивная практика следовала за законодательными инициативами. Неопределенность понятия «документальный памятник» привела к появлению в профессиональной среде термина «старинный документальный памятник», охватывающий дореволюционные документы. Однако и это не явилось выходом, устраивающим всех. Так, В.Н. Автократов не признал выделения из «старинных» памятников «древних», совершенно справедливо усмотрев в нововведении тавтологию. Считая признак древности наиважнейшим, он предложил формулировку, согласно которой следовало признать «памятниками» все документы, возникшие до последней четверти XVIII в., включив в эту категорию и особо ценные документы, имеющие признаки культурной ценности, а также редкие печатные издания. Наиболее точную трактовку понятию «документальный памятник» в контексте теории использования дал Б.С. Илизаров. По мнению учёного, чтобы получить статус памятника, документ тем или иным способом должен быть извлечён из долговременной социальной памяти и вновь включен в общественное сознание, т.е. актуализирован. Документальный памятник - это такой документ, который высвечен общественным вниманием и, как любой другой памятник, становится общим, публичным достоянием. В любом случае, чтобы сохранить документ, как памятник, его необходимо извлечь из социальной памяти и осуществить публикацию. Не каждый документ может стать «документальным памятником». Критерии отбора могут быть различные. Илизаров выделяет три основных критерия: принципы смежности, сходства и контраста.1. Принцип смежности исторического времени или пространства. Пример: взрыв публикаций документов к круглой дате или юбилею, резкое повышение интереса к истории тех территорий государства, которые попадают в данное время в сферу общественного внимания.2. Актуализация в общественном сознании ретроспективной информации происходит также по ассоциации сходства текущей деятельности общества с его прошлыми состояниями. Например, в годы Великой Отечественной войны актуализировались публикации документов связанных с именами полководцев Суворова, Кутузова, Багратиона и др.3. Включение документной информации на ассоциативной основе происходит по принципу контраста. Например, публикации древних трактатов об устройстве Вселенной. Контраст, который мы ощущаем, благодаря документальному памятнику, делает наше историческое самосознание более объёмным. Таким образом, документальный памятник это документ, с помощью которого активно воспроизводятся в общественном сознании образы прошлого с тем, чтобы иметь возможность оценить настоящее (Илизаров).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь