Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Слово 11: О страшном суде Христовом
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12) Возлюбленные христиане! Трепещу и содрогаюсь от страха, слыша и размышляя над этими словами: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Кто это говорит? Бог великий и страшный. О чем говорит? О том, что Он сам идет судить вселенную и воздать каждому по делам его. Бедные грешники! О чем вы думаете, слыша эти слова? Сам Бог идет судить и воздать вам по делам вашим. Ужаснитесь грешить и беззаконно жить. Сам Бог идет судить вас, идет с силою и славою многою. Пощади, Господи, пощади создание Твое, ибо никто не безгрешен, только Ты один. Страшен, возлюбленные, тот день и час, в который Бог будет судить грешников. Страшен нам суд человеческий, но несравненно страшнее суд Божий. На суде человеческом судит человек, подобный нам, — на том суде судит Сам Бог. На суде человеческом свидетели обвиняют или оправдывают человека, — там они не нужны, ибо Судья сам все знает совершенно. На суде человеческом часто смотрят на лица, и богатый предпочитается нищему, и знатный незнатному, — там Судья на лица не смотрит, но судит по совести и делам. На суде человеческом часто люди людям помогают своим ходатайством: благородные благородным, богатые богатым, друзья друзьям, — там этого не будет, но каждый за себя отвечать будет. На суде человеческом часто серебро и золото защищает человека, а там этого не будет. На суде человеческом часто красноречие и хитрость помогают человеку, а там они умолкнут и онемеют. На суде человеческом перед немногими обличается и судится человек, — там перед всем миром обличаться и судиться будет грешник. На суде человеческом только внешние дела судятся, а на том суде и тайные помышления. На суде человеческом только злые дела судятся, — на том суде и «за праздное слово люди дадут ответ» (Мф.12:36). Если и за праздное слово должно там воздать ответ, на что же надеются те люди, которые душу и тело свое оскверняют нечистотой; те, которые проливают слезы вдов и сирот; те, которые крадут и похищают чужое добро; те, которые языком своим, как мечом, секут и убивают ближнего своего; те, которые хитрят и обманывают людей; на что надеются и другие беззаконники, которые нечестием, как хлебом, питаются. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Христиане, род избранный! Видим первое пришествие Христа Бога нашего, увидим и второе, как Он Сам обещает: «Се гряду скоро», и прочее. О первом возглашали миру его святые пророки, как бы так говоря: грядет, грядет Христос в мир, — и пришел; о втором возглашают нам учителя церковные, всегда повторяя: вот идет, вот идет Христос опять в мир, — и неожиданно явится! Первое пришествие Его было тихим и смиренным, а второе будет скорым и славным, «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). В первом пришествии мир видел Его страдающим и умирающим за наши грехи, а во втором увидит сидящим на престоле славы Своей, и судящим за грехи грешников, и воздающим каждому по делам его. Сейчас Он говорит грешникам: «Покайтесь», — а тогда скажет: «Отвечайте Мне!» Сейчас призывает к Себе грешников: «Придите ко Мне», — а тогда скажет нераскаянным грешникам: «Идите от Меня» (Мф.25:34, 41). Куда? «В огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его». О, как страшно это слово! Грешники бедные! Еще день тот не пришел, еще Судья «долготерпит» нам, «не желая никому погибели» (2 Петр 3:9), еще ожидает нашего покаяния, еще не судит нас, еще милость являет всякому кающемуся и молящемуся. Покаемся же и мы, дабы получить от него милость, и сподобиться стать по правую Его руку в пришествии Его, и услышать от Него всеблагоприятный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Аминь.
Слово 12: О том же «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21) Страшно и это слово, возлюбленные! «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Ибо и это слово Бог великий говорит. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: «Грешнику сказал Бог». О чем говорит? О том, что Он обличит грешника за все его грехи и все его беззаконные поступки пред лицом его представит. Где? На всемирном суде, где будут все святые Ангелы и соберутся все люди, жившие от начала и до конца мира. На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и его бессовестные и богопротивные поступки предстанут перед ним, и всему миру явлены будут. «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Ты, грешник, то и то делал: «если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеями сообщался, уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании), на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн» (Пс.49:18-20). Грешник! Ты разоряешь закон Мой и отвергаешь слова мои совершенно, и думаешь, что все это останется без наказания и Я не взыщу с тебя за это? «Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет» (Пс.9:34). Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и льстишь себе. Я за все, что ты ни делал, взыщу, и все твои беззаконные дела, слова, помышления, начинания, замыслы и поступки представлю пред тобой. Вот ты, грешник, то и то мыслил и замышлял, то и то делал и говорил, и так закон Мой вечный и нерушимый разорял, и слова уст Моих, святые слова, презирал и попирал. «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Блуднику и всякому сквернителю представятся все его скверные мечтания, слова, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотой смешался. Злобному представится, кому и чем навредил, кому и когда ядом отравленную чашу подал, и так жизнь его или отнял или сократил; кого и перед кем своей клеветой обесславил, и так был причиной его бесчестия, поношения, поругания, посмеяния, печали, и прочего. Вор и расхититель увидят перед собой все свои воровские дела, тайно, или явно, или обманом сотворенные. Каждый из них увидит, где, и что, и у кого нагло похитил, или коварно присвоил, или тайно украл. Беззаконный купец увидит, как товары бессовестно продавал и людей обманывал; как гнилые вещи за хорошие, и дешевые за дорогие, и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большей цены, чем он стоит, требовал, и так бессовестно поступал. Вот ты того и того, в такое-то время в продаже своих товаров обманывал, и так против совести своей поступал, и более почитал свой скверный прибыток, нежели заповедь Мою, которая гласит: «Не кради». Лукавый и льстец увидит все свои коварные замыслы перед собой положенными и обличится, когда, кого и в чем обманывал и прельщал и кому льстил своим языком. Хулителю и ругателю представятся все его хулы, которые он на Бога, своего Создателя и на святых Его угодников извергал, и на прочих людей, сотворенных по подобию Божию, и обличится, где, когда и пред кем пагубные те слова говорил. Нечестивому начальнику представится его нерадение о подчиненных, насилия, озлобления людей, ему порученных, и прочие его беззаконные дела. Нерадивому пастырю будет показано его небрежение о стаде Христовом и прочие его грехи. Судья-взяточник увидит преступление клятвы и присяги, попрание правды и суда Божия и прочие беззакония, им совершенные. Родитель нерадивый увидит свое небрежение о воспитании детей своих, и что от этого они развратились и погибли, и предстанут пред ним соблазны, которые он детям подавал. Беззаконному господину представятся все его наглости, насилия и озлобления, которые он своим рабам и крестьянам оказывал, и их или бесчеловечно мучил, или несносными работами и оброками обременял. Словом, всякого грешника грехи, которые он тайно или явно совершил, там с ним явятся и ему представятся. Представятся и вам, прихотливые и миролюбцы. Представятся вам банкеты ваши, пиршества ваши, балы ваши, оперы ваши, маскарады ваши, танцы ваши, картежные игры ваши, собачья охота ваша и другие ваши забавы, ибо вы отвратили ваше сердце от Бога, Которого исповедовали, и приложили к этой суете; и не к Богу и царствию Его, но к прелести мира желание свое обращали, и в том утешение и веселье свое находили. Тогда вы вместо преходящего веселья, увидите настоящую и вечную вашу скорбь, печаль, болезнь и воздыхание. «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Тогда обличится всякий грешник и услышит: «Вот человек и дела его!». Услышит блудник: «Вот человек и дела его!». Услышит вор, расхититель и грабитель: «Вот человек и дела его!». Услышит злопамятный: «Вот человек и дела его!». Услышит лукавый и лицемер: «Вот человек и дела его!». Услышит беззаконный начальник: «Вот человек и дела его!». Услышит судья-взяточник: «Вот человек и дела его!». Услышит родитель нерадивый и соблазнитель: «Вот человек и дела его!». Услышит беззаконно живущий пастырь: «Вот человек и дела его!». Услышит господин нечестивый: «Вот человек и дела его!». Услышит бессовестный раб и всякий подчиненный: «Вот человек и дела его!». Услышит, наконец, всякий грешник, покаянием не очистившийся: «Вот человек и дела его!». Услышит, и покроет его стыд и срам, и обымет его страх, трепет и ужас. Тогда скажут горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:16-17)? Грешники бедные! Еще день тот великий не пришел, еще Бог покаяние принимает и грехи кающимся отпускает. Обратимся же к Богу с покаянием и слезами, и грешить перестанем, и теплыми слезами загладим грехи наши, чтобы не явились они с нами на всемирном том суде и, как лютые враги, не обличили нас. Плачь, плачь, грешная душа, сожалей и воздыхай, что Богу согрешила! Проси, ищи и стучи, дабы открыл тебе двери милосердия Своего Господь. «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:8). Слава человеколюбцу Богу за это, и пусть скажут все люди: да будет так! Аминь.
Слово 13: О вечности «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46) Ничто так не подвигает грешника к покаянию, как вечность, и ничто так не полезно всякому христианину, как память и размышление о вечности. Вечность удерживает человека от греха, усмиряет страсти, отвращает от мира и всей его суеты, сокрушает сердце, рождает слезы покаяния, побуждает к молитве и делает истинное сердечное воздыхание. Память и размышления о вечности могут исправить даже самого развращенного. Размышление о вечности наполнило жителями пустыни, пещеры, горы и пропасти земные. Размышляя о вечности, святые мученики предпочитали переносить тяжелейшие муки, нежели покориться воле нечестивых царей и отречься от Христа. От размышления о вечности разбойники, убийцы, грабители, блудники и блудницы и другие тяжкие грешники сделались святыми и избранниками Божьими. Слава человеколюбию Божию за то, что всем, даже тягчайшим грешникам двери к Себе открывает. Удивительно, что христиане нынешнего века, слыша в Святом Писании о вечности, тем не менее так к суете мира сего прилепляются, — и ищут в мире этом чести, славы и богатства, и строят, и расширяют, и украшают свои дома и другие строения, — как бы вечности и не было. Это происходит в них от забвения вечности, и помрачает сердца их прелесть видимой суеты. Возлюбленные христиане! Запечатлеем в памяти нашей вечность, и тогда будем неизменно пребывать в постоянном истинном покаянии, сокрушении сердца и молитве, и никакой суетой мира сего не прельстимся, и от всякого греха, как от ядовитого змея, уклоняться будем. Все то, что сынам века сего нравится, благоприятным и дорогим кажется, — для нас мерзким станет. Воистину, довольны будем краюхой хлеба, и малой хижиной, и самой грубой одеждой. Ими довольствоваться научит нас воспоминание и размышление о вечности. Знаете ли вы, что такое вечность? Вечность — это начало без конца, то есть однажды начнется и никогда не окончится; это всегда и никогда, то есть всегда будет и никогда не перестанет. Это и есть вечность. Все века от создания мира и до конца — как малейшая точка по сравнению со всем миром, или как минута против тысячи веков, или, лучше сказать, как ничто. Это и есть вечность. Вечность бывает двоякая: преблагополучная и пренеблагополучная. В преблагополучной вечности будет царство Божие, будет Бог, Которого человек увидит лицом к лицу, будет радость и неизреченное веселье, душа и тело получит свое всесовершенное блаженство, и сподобится человек благ, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). В неблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда люди захотят умереть, но убежит от них смерть. Это и есть смерть вторая и смерть вечная. Грешники! Слышим Слово Божие о вечности и видим, что двоякая вечность бывает: благополучная, радости и всех благ исполненная, то есть вечная жизнь; и неблагополучная, исполненная мучений, печали, болезней и всех зол, то есть вечная смерть. Покаемся же и омоем грехи наши слезами, дабы избежать неблагополучной вечности и войти в вечную жизнь и царство Божие. После Страшного Суда Христова пойдут каждый в свою вечность. Ибо тогда Судья Христос всем надлежащее определение даст. Праведникам откроет двери Своего вечного царствия и скажет им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Грешникам же скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Помяни и нас, Господи, во царствии Твоем! Аминь.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы