Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово 15: О христианском воспитании детей



 

«Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4)

Это слово Дух Святой говорит через апос­тола родителям и увещевает их, чтобы воспи­тывали своих детей, как подобает христиа­нам. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни, и обещали Богу верой и правдой слу­жить, и так Ему угождать. Но чтобы крестив­шимся не развратиться, и не прийти в бедст­венное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет ва­ляться в грязи» (2 Петр 2:22), — нужно им не­пременно предотвратить это бедственное со­стояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развраща­ются. Это случается с ними от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жиз­ни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не ста­раются научить своих детей жить по-христи­ански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жиз­ни для них затворяют. Святой Златоуст, размышляя о родителях, небрегущих о добром воспитании своих де­тей, и о бедствии плохо воспитанных детей, говорит: «Родители, которые пренебрегают тем, чтобы детей по-христиански воспиты­вать, беззаконнее детоубийц. Ибо детоубий­цы тело от души отлучают, а они и душу и те­ло в геенну огненную ввергают. Телесной смерти по естественному закону никак невоз­можно избежать, а смерть души возможно было бы, если бы нерадение родителей не бы­ло в ней виновно. К тому же телесную смерть грядущее воскресение тотчас может упразд­нить, а погибели души ничто не может возвра­тить» (Беседа 5-я против хулителей монашес­кого жития). Поэтому, родители, слушайте слово Господне: «Воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем». Молодое дерево, вновь посаженное, садов­ник привязывает к колу, в землю водруженно­му и утвержденному, чтобы оно от ветра и бури не было вырвано из земли, а негодные сучки и отростки на дереве отсекает, чтобы они не по­вредили и не иссушили дерево. Поступайте и вы так с малыми и молодыми вашими детьми. Привязывайте сердца их к страху Божию, чтобы от козней сатанинских не поколеба­лись и не оставили благочестие, и отсекайте возрастающие в них страсти, чтобы не воз­росли и ими не обладали, и так бы не умерт­вили внутреннего нового человека, в святом Крещении рожденного. Ибо видим, что когда дети растут, то показываются и с ними растут и страсти греховные, как негодные отростки на дереве. Поэтому, чтобы эти беззаконные отростки не выросли, и не повредили, и не погубили человека, святым Крещением омы­того, освященного и оправданного, нужно обязательно наставлением и учением Господ­ним их отсекать. Отсекайте же, возлюблен­ные, таковые отростки от детей ваших, и «вос­питывайте их в учении и наставлении Господнем». Как только начнут они хотя бы немного смыслить и добро и зло познавать, начинайте и вы дело свое и учите их. Поступайте с ними так: 1) Напоминайте им почаще о святом Кре­щении и о том, что они тогда обещали Богу жить порядочно и быть постоянными, верой и правдой Ему служить и от всякого зла и гре­ха удаляться. 2) Повторяйте им почаще, что все мы рож­даемся и возрождаемся в Крещении не для этой временной жизни, не ради приобрете­ния чести, славы и богатства в этом мире, — что сама смерть наша показывает, иначе бы вовеки в мире этом пребывали, — но рожда­емся и возрождаемся для вечной жизни. Вся наша жизнь в этом мире, от рождения до смерти, есть путь, по которому идем к обе­щанному нашему отечеству и вечной жизни. Об этом часто им напоминайте, чтобы не пристрастились к суете мира сего и научились «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол 3:2). 3) Вразумляйте их, Кто есть Бог христиан­ский и чего Он от нас требует, что Он ненави­дит зла и любит добро, за зло казнит человека, а за добро награждает. И хотя мы Его не ви­дим, но Он нас видит, и везде с нами невиди­мо присутствует, и всякое наше дело видит, и всякое слово слышит. Надо Его бояться и угодное Ему творить. 4) Просвещайте их внутренние очи, Кто есть Христос, в Которого мы веруем, и ради чего Он в мир пришел, и жил, и пострадал, и умер. Тому причиной были наши грехи и на­ше вечное спасение, чтобы мы, от грехов из­бавившись, получили вечное спасение. 5) Учите их закону Божию и рассказывай­те, чего этот закон от нас требует, то есть что­бы мы любили Бога и всякого человека. Все этому закону противное есть порок и грех, а все согласное и сходное — добродетель. За­кон Божий хранить, и так удаляться от всяко­го греха, и добродетельно жить на святом Крещении обещали мы Богу. Кто живет ина­че, тот этих обетов не хранит, и перед Богом является лживым, и если истинно не покается и не исправится, то и на суде Христовом явится лживым. 6) Представляйте им кончину: смерть, суд Христов, вечную жизнь и вечную муку, чтобы вселился таким образом в них страх Божий и береглись бы они от всякого зла. Все это и прочее вливайте, как молоко, в их юные сердца, дабы возрастали в благочес­тии. Называют они вас родителями — будьте же истинными родителями. Родили вы их по плоти — рождайте же и по духу. Родили вы их к временной жизни — возрождайте их и к веч­ной жизни. Возлюбленные христиане! Явитесь и вы и дети ваши на Суде Страшном Христовом и за них ответ дадите Судье праведному. Он у вас не спросит, учили ли вы детей ваших художе­ствам, учили ли по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но научили ли по-христиански жить? Юные дети более внима­ют родительским поступкам, нежели их на­ставлению. Поэтому, если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будь­те сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им показывайте, и так «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Тогда и дети ваши, и вы получите вечное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

 

Слово 16: О совести

 

Бог, создавая человека, насадил в душе его совесть, чтобы ею, как правилом, человек ру­ководствовался и наставлялся, что творить и от чего уклоняться. Совесть есть не что иное, как естественный или природный закон, по­этому она схожа и с написанным законом Божиим. Ибо, чему учит закон Божий, тому учит и совесть. Закон Божий велит единого Бога знать, этому учит и совесть. Потому даже язычники, убеждаемые совестью, единого Бога призна­вали. Закон Божий повелевает Бога более всех созданий почитать и Ему единому высочай­шую честь воздавать, то же повелевает и со­весть. Закон Божий учит никого равным Богу не иметь, тому же учит и совесть. Закон Божий повелевает Богу, как Верхов­ному Властелину, оказывать покорность, по­виновение и послушание, тому же учит и со­весть. Закон Божий повелевает Бога, как Судию праведнейшего, бояться, — слышим это и от совести. Закон Божий велит хулителей имени Божиего казнить, — не терпит хулы и совесть наша. Закон Божий учит Бога слушать более, чем любую земную власть, — тому же учит и совесть, ибо все земные власти и сами Богу подвластны и подчинены. Закон Божий велит Бога любить более всего, — велит и совесть, потому что Бог — высочайшее и верховнейшее добро и источ­ник всякого добра. Поэтому и любить Его должно более всякого созданного добра. Закон Божий учит за все Бога благода­рить, — учит и совесть, ибо быть благодарным благодетелю сама совесть убеждает. Закон Божий повелевает всю надежду по­лагать на Бога, — повелевает и совесть. Ибо один только Бог все может как Всемогущий, всякое же создание без Бога и вне Бога немощ­но, поэтому и надежда на него непостоянна и не тверда. Закон Божий повелевает родителям и всем властям, от Бога посланным, повино­ваться и воздавать честь, слышим это и в со­вести. Закон Божий запрещает вредить человеку и жизнь у него отнимать, запрещает и совесть. Закон Божий повелевает в случае нужды помогать человеку, повелевает это и совесть. Закон Божий запрещает прелюбодейство­вать и блудодействовать, слышит это человек и в совести, и она внутри человека вопиет, чтобы не осквернял себя нечистотой. Закон Божий запрещает касаться чужого добра без воли хозяина, то же требует и со­весть. Закон Божий повелевает давать просяще­му, слышит это человек и от совести своей. Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать, — запрещает и совесть. Закон Божий запрещает на ближнего кле­ветать, запрещает и совесть. Закон Божий повелевает ничего чужого не желать, повелевает и совесть. Так Закон Божий и совесть между собой схожи и ведут к одной цели, то есть к нашему блаженству. Поэтому даже язычники, просве­щенные философским учением, написали много полезных установлений, которые происходили не от чего иного, как от совести или естественного закона, многим трудом и обуче­нием просвещенного. Поэтому всякий, кто грешит против совести, грешит и против Зако­на Божия и самого Законодателя-Бога. Кто не слушает совести, тот не слушает и Закона Бо­жия и самого Бога. Не повинуется совести, — не повинуется и Закону Божию и самому Богу. Раздражает совесть, — раздражает и самого Бога. И такие христиане, которые против со­вести грешат, истинно Бога не почитают, но являются лицемерами. Ибо Бога без чистой совести почитать невозможно. Истинный христианин против совести согрешить и так Закон Божий нарушить не хочет и опасается, и лучше согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера почивает и делает чело­века радостным. Ибо, где чистая совесть, там вера и радость. Как Закон Божий обличает человека за грех, так обличает и совесть. Поэтому бывает, что когда слово обличительное говорится во­обще, тогда грешники, совестью задетые, смущаются. Так смущаются блудники, когда о блуде говорится; смущаются воры и похити­тели, когда о воровстве и хищении говорится; смущаются льстецы и лжецы, когда о лести и лжи говорится, и прочее. О том, что таковые смущаются, можно видеть по неким внешним признакам. Так действует в них обличение со­вести. Как Закон Божий устрашает грешника судом Божиим, так устрашает и совесть, и она внутри грешника вопиет: человек, худо тебе будет! Подобно тому, как ныне действия Закона Божия и совести схожи, так схожими будут и на суде Христовом. Там обличит грешника Закон Божий, им нарушенный, обличит его и совесть, раздраженная его грехами. Так со­весть и Закон Божий против каждого грешни­ка будут там как бы двумя свидетелями и об­личителями. Бывает, что злая совесть будто спит, но когда пробудится и начнет обличать грешника, тогда лютое ему мучение последует от совести. От этого бывает, что многие, не выдержав муки совести, сами себя умерщвляют. Ибо как нет лучшего покоя, чем от чистой совести, так и нет большего беспокойства и мучения, чем от злой совести. Если же здесь так мучает совесть, то как же она будет мучить грешника в будущем веке, где все его грехи будет ему представлять и за них его обличать и мучить? Грешники! Что мы спим? Проснемся, и покаемся, и очистим покаянием и сокруше­нием сердца грехи наши, и исправим себя, и перестанем грешить, и совесть нашу раздра­жать, чтобы не со злой совестью, грехами за­маранной, на суде Христовом явиться, где книги совести откроются и получит каждый по делам своим. Аминь.

 

Слово 17: О Евангелии

«Ибо Сын Человеческий при­шел взыскать и спасти погиб­шее» (Лк 19:10)

Возлюбленные христиане! Нет ничего нам, грешным, приятнее, любезнее и слаще, чем Евангелие. Не так благоприятен алчущим хлеб, жаждущим — питье, плененным и сидя­щим в темнице — свобода, как грешникам, познающим свое бедствие, — Евангелие. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Это сладчайший голос Евангелия. Кто Он, Сын Человеческий? Это Сын Божий, Царь Небесный и Сын Царя, Отцом Своим Небесным к нам посланный, вос­хотевший ради нас назваться Сыном Челове­ческим. Ради чего Он пришел? Взыскать и спасти нас, погибших, и привести в вечное Свое царство. Что может быть нам, погиб­шим, благоприятнее и вожделеннее этого? Но посмотрим, что такое Евангелие, чего оно от нас требует и кому оно проповедуется? 1) Евангелие, по самому названию — всерадостная весть. Оно проповедует всему миру Христа, Спасителя мира, «Который пришел взыскать и спасти погибшее». Слушайте, все грешники погибшие, слу­шайте сладчайший голос Евангелия! Оно об­ращается ко всем нам: «Сын Человеческий при­шел взыскать и спасти погибшее». Страшно нам быть в грехах пред Богом — Евангелие проповедует, что грехи нам отпус­каются ради имени Христа и что Христос есть наше оправдание перед Богом. В Тебе, Спаси­тель мой, Иисусе, Сыне Божий, оправдаюсь, Ты моя правда и освящение. Страшно нам быть под гневом Бога — Евангелие проповедует, что Христос нас при­мирил с Богом и, «придя, благовествовал всем мир, дальним и ближним» (Еф.2:17). Страшна нам клятва законная, ибо что все мы грешники. Она подвергает грешника и временному, и вечному наказанию. Еванге­лие же проповедует, что Христос «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал3:13). Страшна нам смерть — Евангелие пропо­ведует, что Христос есть наше воскресение и жизнь. Страшна нам геенна и ад — Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего того бедствия. Страшно нам отлучиться от Бога и вечно­го Его царствия — Евангелие проповедует, что «всегда с Господом будем» (1 Фес 4:17) в вечном Его царствии. Это благословенные христиане, сладчай­ший голос Евангелия. Итак, «вкусите и види­те, как Благ Господь» (Пс.33:9)! «Ибо так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына своего Единород­ного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не су­дится» (Ин 3:16-18). «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в до­му Давида, отрока Своего» (Лк 1:68-69). 2) От нас требуется, христиане, чтобы мы эту небесную и сладчайшую весть, с неба при­сланную, благодарно приняли, и Бога, Благо­детеля нашего, даром так нас помиловавшего, всегда от чистого сердца благодарили, и Ему от благодарности святое послушание и угож­дение оказывали. Ибо сама совесть увещевает и убеждает нас быть благодарными к благоде­телю. Возлюбил Он нас, недостойных, — воз­любим и мы Его, достойного всякой любви. Любовь требует не оскорблять любимого. Всяким грехом Бог оскорбляется. Уклонимся от всякого греха, и сотворим святую волю Его, и не оскорбим Его, столь Милостивого нашего Отца и Благодетеля. «Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», — и прочее (см. Мф 6:10). 3) Кому проповедуется Евангелие? Хрис­тос нам отвечает: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Лк 4:18). То есть тем людям, которые, познавая свои грехи, видят свою нищету, бедность и окаян­ство, и имеют сердце, сокрушенное страхом суда Божиего и печалью. Таковым Евангелие и проповедуется, как прилагается изъязвленному телу живительный пластырь. Слушайте, печальные и сокрушенные ду­ши, слушайте пресладкий голос Евангелия: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот живительный пластырь пресладкого Евангелия к изъязвленным душам нашим прикладывайте, этим спасительным врачевством исцеляйте сокрушенные ваши сердца. «Сын Человеческий пришел взыскать и спас­ти погибшее». Взыщет и спасет и вас, посколь­ку и вы из тех, которых Он пришел взыскать и спасти. Признаете и исповедуете себя греш­никами пред Богом — отпускаются и вам гре­хи ради имени Христова. Каетесь за грехи и «печаль ради Бога» (2Кор 7:10) имеете — готово и вам спасение от Бога. Ибо «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим 1:15). Святой Дух говорит вам через Своего служителя: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19). Эту жертву каю­щееся и сокрушенное сердце приносит Богу, и она для Него приятнее всякого приноше­ния. На такую жертву милостиво смотрит Бог и ниспосылает Свою благодать (см. Ис.66:2). Отсюда видишь, христианин, что Еванге­лие не полезно тем христианам, которые бес­страшно и беззаконно живут, своих грехов, нищеты и бедствия своего не познают и со­крушенного сердца не имеют. Ибо какая польза камню от елея? Пластырь к ране при­лагается, и врачевание подается познающему и признающему свою немощь. Таким людям говорится: «Покайтесь, сокрушайтесь, плачь­те и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:9-10). И еще: «Уже и се­кира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и броса­ют в огонь» (Мф.3:10). Грешники! Убоимся Страшного Суда Божиего, и постараемся иметь сердце сокру­шенное и смиренное, чтобы и нам от Еванге­лия, как от спасительного источника, черпать живую воду прохлады и утешения, и души на­ши напоевать, и так получить вечную жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же будет слава со Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь