Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово 18: О чести и благородстве истинных христиан



«Вы род избранный, царствен­ное священство, народ свя­той, люди обновления» (1 Петр 2:9)

Возлюбленные христиане! Когда думаю, какой честью сподобил человека Господь, не могу в полной мере надивиться благости Божией и Его человеколюбию к нам, и, рассуж­дая об этом, с пророком не воскликнуть: «Гос­поди, что есть человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем» (Пс.143:3)? Честь и благородство, которых людей, истинных христиан, удостаивает Чело­веколюбивый Господь, так велики и высоки, что это не только описать, словом изъяснить, но и умом понять невозможно. «Вы — род из­бранный, царственное священство, народ святый, люди обновления» (1 Петр 2:9), — говорит истинным христианам апостол. Отсюда ви­дим непостижимую благость и человеколю­бие Божие к человеку. Но посмотрим и представим внутренним нашим очам честь и благородство христиан­ское, чтобы поревновать ему с усердием его поискать. Откройте же слух душ ваших, и по­слушайте слово об истинных христианах: 1) Они называются и есть чада Божии. Что преславнее этого имени для человека? Этому достойно удивляется апостол Христов и с вос­хищением говорит христианам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам назы­ваться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1). Поэтому и молятся христиане Богу, как Отцу своему, и единый глас к Нему возносят: «Отче наш, Иже еси на небесех», — и прочее. О чудо! Грешники Пресвятому Богу говорят: Отче наш, — и прочее. О великое благородство и честь наша, и утешение, возлюбленные хрис­тиане! Отец Единородного Сына Божия — наш Отец, Его Бог — наш Бог, как говорит Он Сам к великому нашему утешению: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). 2) Истинные христиане имеют тесный со­юз и общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. В этом уверяет нас апостол Христов, говоря: «Наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин 1:3). Насколько это велико, сами можете видеть. За нечто великое люди считают дружбу и общение с земным ца­рем, насколько несравнимо большая честь — иметь общение и дружбу с Богом, Который есть «Царь царствующих и Господь господству­ющих, и обитает в неприступном свете» (1 Тим 6:15-16)! О, как превосходны благость и чело­веколюбие Божие! Смотрите и видите, хрис­тиане, благородство и достоинство христиан­ское: они общение имеют с Богом, Великим и Непостижимым. Господи, превыше всякого слова и ума умножилась удивительная бла­гость Твоя и человеколюбие к падшим и бед­ным людям. 3) В истинных христианах, как в храмах одушевленных, любезно обитает Небесный Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Об этом гово­рит Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы при­дем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). Что может быть честнее и благороднее той души, в которой Бог Триипостасный лю­безно и благодатно обитает? Почетно людям принять царя земного в свой дом, но несрав­ненно почетнее принять в дом души своей Царя Небесного, и иметь Его, живущего в ней. И что блаженнее может быть той души, в кото­рой, как в храме Своем, живет Бог? В ней — рай сладости и радости, в ней — царство Божие. О блаженство! О достоинство! О благород­ство души христианской! Любезное, Безна­чальное, Бесконечное, Преблагое и несозданное Естество — Бог — лучше изволяет жить в святой христианской душе, чем на небе или в ином каком храме. О, Преблагий и любезный Боже, Творче и Создателю наш! Прииди и по­сети озлобленныя души наша, души, по обра­зу и подобию Твоему Тобою сотворенныя! 4) Истинные христиане — это духовные члены пренебесной Главы — Христа, Царя царствующих и Господа господствующих. Об этом говорит апостол: Мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф 5:30). Святые христианские души, возведите очи ваши и посмотрите, где ваша Глава сидит? Одесную Бога, во славе Отчей. Кем почитается и по­клоняется? Ангелами и Архангелами, и всеми небесными Силами и всеми тварями. «И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого име­ни, дабы пред именем Иисуса преклонилось вся­кое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:9-10). Вы духовные члены этой пре­вознесенной Главы. Прославляется Глава, к славе ее и члены ее приобщаются. Вот слава истинных христиан, вот их благородство и до­стоинство! Они — духовные члены превозне­сенной Главы — Иисуса Христа. 5) Души истинных христиан обручены, как невесты, с Бессмертным Женихом Иисусом Христом. Об этом свидетельствует апостол: «обручил вас, христиане, единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор 11:2). Тайна эта велика. Прославлен жених — к славе его приобщается и невеста его. Что прославленнее и благороднее Иисуса, Сына Божия? Что благороднее и дороже и души христианской, Ему в невесту обрученной? 6) Истинные христиане — наследники Бо­жии, «сонаследники же Христу» (Рим 8:17), им принадлежат вечное и небесное царство и все блага: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что пригото­вил Бог любящим Его» (1Кор 2:9). Все эти и другие имена и титулы истинных христиан, которые приписывает им Дух Свя­той. Итак, видите славу и благородство хрис­тианское. Вся слава мира сего пред этим как гной и мертвечина. Познайте же, что нет ни­кого благороднее и славнее истинного хрис­тианина. Это благородство и славу заслужил нам Иисус Христос, Сын Божий, Своим стра­данием и смертью, подает их Небесный Его Отец, совершает Дух Святой, получает их ис­тинное покаяние, сопряженное с верой. Это благородство и слава здесь, в мире сем, при­обретается или погубляется. Приобретается истинным покаянием и верой, а погубялется нераскаянием и неверием. О вы, ищущие суетной славы мира сего, хвалящиеся и превозносящиеся своим бла­городством, своими именами и титулами! Обратите внутренние ваши очи на славу и благородство христианское, и его поищите, чтобы быть истинно благородными и славны­ми! Слава истинных христиан ныне не видна, а только верою постигается и познается. От­кроется она в откровении чад Божиих. Воз­любленные, — говорит апостол, — «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем по­добны Ему» (1 Ин 3:2). «Тогда праведники воссия­ют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.13:43)! Аминь.

 

Слово 19: О грехе

 

Невозможно в достаточной мере оплакать растления и окаянства, последовавшего в че­ловеческом естестве после падения. Нет ни­чего более вредного для человека, чем грех, но и ни к чему так не склонен человек, как ко греху, — человек, говорю, разумное Божие со­здание, особым Божиим советом: «сотворим человека» (Быт 1:26), созданное, по образу Божиему и по подобию сотворенное. О, как сильно заразил нас, о, человеки, су­постат наш! Как смертельным своим ядом по­вредил змей этот чистое и непорочное естество наше! Ко всякому греху неудержимо стремит­ся человек. Это наше бедствие и окаянство оплакивает пророк: «Человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся со скотами несмыс­ленными и уподобился им» (Пс.48:13). Действи­тельно, человек сравнялся со скотами не­смысленными и уподобился им. Те страсти, которые есть в скотах, видны в человеке. Гор­дится и надмевается скот, то же видим и в че­ловеке. Гневается и злится скот — гневается и злится человек. Завидует скот — завидует и человек. Дерется скот со скотом — дерется и человек с человеком. Похищает скот — похи­щает и человек. Обжирается скот — обжира­ется и человек. Творит волю похоти скот — творит волю похоти и человек, и т.д. И что горше всего: все те страсти, которые отдельно в каждом животном имеются, в одном челове­ке обретаются. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и при­хотлив, он обжорлив, он чужого добра желает, и прочее. О любезное Божие создание! Где твоя пре­красная красота, образ Божий и подобие? Где твоя святость, непорочность и правда? «И че­ловек, будучи в чести, не уразумел этого, срав­нялся со скотами несмысленными и уподобился им». Ужасно описывает и нашим внутренним очам представляет человека святой апостол, — человека, который Божией благодатью не обновлен: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все соврати­лись с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Но­ги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их» (Рим 3:10-18). Но посмотрим, сколь великое зло — грех, хотя его и любит человек, и так удобнее укло­нимся от греха. 1) Грехом оскорбляется и прогневляется Великий и непостижимый Бог, Тот, Который нас создал из ничего, создал по образу и подо­бию Своему; Тот, Который ради нас, падших, послал в мир Единородного Сына Своего; Тот, Который каждый день и час благотворит нам: Тот, Который питает нас, напоевает нас, одевает нас, дает нам покой и подает нам про­чие бесчисленные блага; Тот, наконец, Кото­рый грешника за грех пред всем миром будет судить. О, воистину непостижимое зло есть грех, ибо им непостижимое величество Божие оскорбляется! 2) Греха никто не может отнять от челове­ка, кроме Сына Божия. Он ради того, чтобы отнять грех, пришел в мир, пострадал и умер, чтобы истребить грех. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин 3:8). «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Слава Его человеко­любию! 3) Грех творит смерть, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Так прародители наши в раю согрешили и смертью умерли и вовеки бы мертвыми были, если бы Христос, Сын Божий, Кровью Своей не оживил их. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), ибо Кровь Его святая, за весь мир пролитая, как ныне, так и с начала мира, це­лительна была для оживления каждого греш­ника, верующего в Него. 4) За совершенный грех человека тяжко и люто мучает совесть, так что часто человек умерщвляет себя, не вытерпев мучений сове­сти. 5) За грех бывают временные наказания, как-то: голод, пожары, войны, моровые язвы, болезни, землетрясения и прочее. «Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокруше­ния и удары — все это для беззаконных», — гово­рит Сирах (Сир 40:9-10). «Грехи — причина всех зол», — говорит святой Златоуст. Видите, какое великое зло есть грех, зло злее всякого зла. О, воистину лучше нагим ходить, нежели грешить; лучше в плену и темнице сидеть, не­жели грешить. Лучше в ранах и во всяких бо­лезнях быть, нежели грешить. Лучше света не видеть и во тьме сидеть, нежели грешить. Лучше поругание, осмеяние, укоры, поноше­ние, побои и раны терпеть, нежели грешить; лучше, наконец, всякое зло, какое в мире сем может быть, терпеть, нежели грешить! Потому что каждое из этих зол мучит только тело, и мучит только временно, ибо смерть всем злостраданиям полагает конец; тут всякое бедст­вие и кончится. Но грех и тело, и душу мучит, и вовеки без конца мучить будет. Ибо грех — причина всякого бедствия, случающегося в мире сем, как выше сказано. Если бы греха не было, не было бы и бедствия. Начался в мире грех, и этому последовали всякие бедствия. Сладок людям грех, но горьки его плоды. Се­мя горькое горькие и плоды рождает. Возлюбленные христиане! Познаем грех, чтобы от греха уклониться, ибо каждый от познанного зла уклоняется. Знают люди, что яд вредит, и его уклоняются. Знают, что змей жалом своим умерщвляет, и берегутся его. Знают, что разбойники грабят и убивают, и избегают их. Познаем и мы, возлюбленные, грех и происходящее от греха зло, и непре­менно будем от него уклоняться. Ибо грех вредит больше всякого яда, грех ядовитее всякого змея, грех обнажает нас хуже любого разбойника, лишает временных и вечных благ, и убивает тело и душу. Вот плоды горького семени греха. Грех — гнев, ярость и злоба. Грех — гордость, высокомерие, надмен­ность, кичливость и презрение ближнего. Грех — клевета и осуждение. Грех — срамословие, сквернословие, глу­пые речи, кощунство и всякое гнилое слово. Грех — ложь, хитрость, лукавство и лице­мерие. Грех — пьянство, обжорство и всякое не­воздержание. Грех — воровство, хищение, ограбление, насилие и всякое неправедное присвоение чужого добра. Грех — прелюбодеяние, любодеяние и всякая нечистота. Словом, всякое законопреступление есть грех и зло, которое намного вреднее любого зла, причиняющего какой-нибудь вред наше­му телу. Потому что такое зло только тело на­ше повреждает, а грех и тело и душу повреж­дает и умерщвляет. Грех злее и самого демона, потому что и демона демоном грех сделал грех; он сначала был добрым и светлым ангелом, но грехом повредился и потемнел. Кто греха, как вели­кого зла ныне не познает, и кто его не бере­жется, тот в будущем веке самим опытом и на практике узнает, сколь лютое зло — грех, но это будет уже поздно и бесполезно. Поэтому в нынешнем веке надо это зло познавать и бе­речься от него. Христе, Свете истинный, просветивый слепыя, просвети и наша сердечная очи, да познаем грех и уклонимся от греха! Начало спасения — познать свое бедствие. Аминь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь