Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 4 (Что нужно делать, чтобы иметь живую веру?)



 

Спрашиваешь: что нужно делать, чтобы иметь живую веру? Ответ. Христос говорит нам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Надо просить, искать и стучаться. Надо и молиться, и трудиться, и размышлять о способах, которыми эта вера с помощью Божией возжигается в сердце. Де­лай же так: 1) Часто вспоминай о воплощении Сына Божия и размышляй о Нем. Ибо Он «начальник и совершитель веры» (Евр.12:2). Вспоминай и размышляй, как великий Бог и Творец неба и земли ради тебя в мир пришел; как родился плотью от Девы и как Бог человеком и Сын Божий Сыном человеческим благоволил стать и нарицаться; как на земле пожил, по­добно одному из убогих, и среди грешников пребывал, и как ради грешников ходил, тру­дился, голодал, жаждал; как хулы и поноше­ния Бог, Ангелами почитаемый, от грешни­ков терпел и гоним был. Вспоминай ту ночь, в которую Он скорбел, тосковал, ужасался и рыдал с коленопрекло­нением пред Отцом Своим Небесным, и как явившимся Ему Ангелом с небес укрепляем был: «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44). Вспоминай ночь, в кото­рую учеником продан и предан был в руки беззаконных, и, связанный, веден был на сон­мище, и судим был Судия всех, и по лицу уда­ряем, и поруган, и уязвлен, и оплеван был, и всеми оставлен был. Вспоминай то утро, в ко­торое беззаконными людьми Своими к Пила­ту приведен, и, как развратник, Учитель исти­ны пред ним оклеветан был, и от него к Ироду послан и укорен, и поруган, и осмеян был. Вспоминай то время, в которое вопили на Него народы к Пилату: «Возьми, возьми, распни Его» (Ин 19:15)! — и предпочли Ему Варавву, разбойника, злодея и убийцу; то время, когда «предал Он хребет Свой биющим и ланиты Свои поражающим» (ср.Ис.50:6); когда воины «надели на Него багряницу», и тернием увенчали, и оплева­ли, и тростью били, и, как царя, с поруганием приветствовали: «Радуйся, Царь Иудейский» (Мф.27:28, 29)! — когда на распятие, при сте­чении народа многого, как осужденный, ве­ден был, и нагим ко кресту пригвожден был, и между двумя разбойниками, как злодей, по­вешен был, и проходящими мимо осмеян был, и когда жаждал, уксус, воинами подне­сенный к Его губам, вкусил. Вспоминай то время, в которое Бог наш и Господь за нас, непотребных рабов Своих, страдал, и твердо держи, что Он как ради всех, так и ради тебя сию чашу страдания испил, так нам спасение соделовая; и рассуждай, что Он не простой человек, но Сын Божий и Бог, Царь и Царев Сын есть, и думай, что ты ниче­го иного, как только вечного мучения досто­ин без Него, как враг и отступник Божий, но Он, жалея о тебе, как и обо всех, и желая тебя и всех в милость Богу привести и примирить, и так спасти, вознерадел о Себе, и Себя пре­дал на страдание и смерть, чтобы так, то есть страданием и смертью Своей, тебя от вечного страдания и смерти избавить и ввести в веч­ное блаженство. Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь веч­ная, и все блаженство, и кроме Него и без Не­го нет тебе никакой надежды и спасения. Когда обо всем этом рассудишь и уве­ришься, непременно благодатью Святого Ду­ха возбудится в сердце твоем живая вера в Не­го — вера, любовью, благодарением, терпени­ем и прочими добродетелями действующая и живность свою показывающая. Когда таковая вера возбудится в сердце твоем, то непремен­но почувствуешь веру и в Небесного Его От­ца. Ибо, познав, что Сын Божий пришел тебя спасти и пострадал за тебя, тотчас познаешь и любовь к тебе Небесного Отца, Который ради тебя Сына Своего не пощадил, но на страдание и смерть предал. Ибо благоволени­ем Небесного Отца и Своей волей Иисус Сын Божий пострадал за нас. А оттуда последует несомненная надежда вечной жизни и бла­женства и исполнения всех обещаний Божиих милостивых: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим 8:32)? Такое великое и дивное дело сотворил Бог, что Сыну Своему ради нас воплотиться и пострадать благово­лил, как всего обещанного нам ради Него не исполнит? «Верен Господь во всех словах Своих «(Пс.144:13), «незыблема милость Его к нам, и ис­тина Господня пребывает во век» (Пс.116:2). 2) Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смот­рит, и разумеет, и всякое слово слышит. По­верь же, что Он и при тебе есть, и ты пред Ним все делаешь, мыслишь, начинаешь, и за­мышляешь, и говоришь, и всякое твое дело, помышление и слово Он гораздо лучше тебя знает, — и твердо веруй в это, без сомнения. Тогда, без сомнения, одушевление в душе твоей почувствуешь, и страх, и трепет, благо­говение, и осторожность в делах своих и по­мышлениях будешь иметь; и ходить пред Ним будешь так, как ходят пред царем подданные его, пред отцом дети его и пред господином рабы его, и берегутся всего худого, и старают­ся все делать доброе. Смотри на Него оком ума и веры так, как смотришь на царя, или господина, или отца твоего, бывая при них, — как пророк сказал о себе: «Всегда я вижу Госпо­да пред собою, ибо Он возле меня, дабы мне не поколебаться» (Пс.15:8). Он «недалеко от каж­дого из нас», хотя и не видим Его (Деян.17:27). Уверься в этом твердо и тогда непременно все иное почувствуешь внутри себя, тогда породится в тебе дух страха Божия, благоговения, надежды, молитвы, и прочее. 3) Когда молишься, думай без сомнения, что ты пред Богом стоишь и припадаешь пред Ним, и просишь Его о нужде своей, и беседу­ешь с Ним так, как подданный пред царем своим стоит и просит его, — и тогда породится в тебе дух смирения, и страха, и надежды. Ибо Бог насколько велик есть, настолько же и благ безмерно, и истинен. Рассуждение о величестве Его устрашит и смирит тебя, но рассуждение о благости Его и истине ободрит тебя и утвердит в надежде, что Он обещал ус­лышать нас, «призывающих Его во истине» (Пс.144:18-19). 4) О Святом Писании уверься твердо, что он есть истинное Слово Божие, слово уст Божиих; уста Господни сказали то, и Он как всем, так и тебе в Писании Своем говорит. Тогда по­следует в сердце твоем благоговение и усердие к почитанию и хранению Слова Божия. Тогда с пророком от сердца твоего воззовешь к Богу: «Благ мне закон уст Твоих, лучше множества зла­та и сребра» (Пс.118:72). Ибо если письмо царя земного, к тебе посланное, или слово сказан­ное почитаешь и стараешься исполнить, то тем более слово Царя Небесного в великой чести будешь иметь. Ибо насколько Бог отстоит от царя земного, как человека, настолько слово Его святое честнее и драгоценнее слова чело­веческого. Почитаешь ли Бога высочайшим почитанием, чего вера от тебя требует, — поч­тешь и слово Его святое больше всего. Отсюда последует усердное хранение запо­ведей Его святых и вера святым Его и милос­тивым обещаниям и откровениям. Бог тебе говорит, тебе заповедует, тебе открывает, тебе обещает милость Свою, тебя призывает к по­каянию и вечной жизни, и прочее, в Писании Своем. Он лицеприятия не имеет, как чело­век: как всем, так и тебе равно дал слово Свое святое ко спасению души. 5) Уверься сердечно, что Бог как обо всех, так и о тебе промышляет. Солнце Его для те­бя сияет, Он дождит на тебя, Он тебе пищу, питье, одежду и дом дает. Он твою жизнь ох­раняет и бережет от козней дьявольских и прочие благодеяния каждый день и час и ми­нуту тебе делает, так что и малейшей минуты без благодеяния Его жить не может человек. Все это по единой благости и человеколюбию делает тебе преблагой Бог. Что отсюда после­дует, как не любовь к Нему, и усердное благо­дарение, и тщательное воли Его исполнение, без чего любви и благодарения быть не мо­жет? Ибо если человека, который малое некое благодеяние оказал тебе, любишь и благода­ришь, то тем более Бога, всех благ Подателя, от Которого все имеешь, и бытие твое, и жизнь твою, будешь любить и благодарить. Ибо сама совесть к тому убеждает. 6) Уверься и не только устами исповедуй, но и сердцем веруй, что Христос есть Бог еди­носущный Отцу и Духу, одно из Лиц святой Троицы, и ради тебя пришел в мир, и родился от святой Девы, и пожил на земле, и постра­дал, и умер плотью, и восстал из мертвых, и так тебе устроил спасение вечное. Что оттуда вос­последует, как не удивление благости Божией, и сердечное благодарение, и любовь к Нему и Небесному Его Отцу, благоволением Которого воплощение Сына Его учинилось? Поверь, любезный, истину тебе говорю: сколько раз живой верой будем рассуждать об этом вели­ком деле, столько раз в удивлении и некоем исступлении будем находиться. Невозможно довольно надивиться благости Божией к нам грешным, хотя и во всем, но особенно в деле нашего спасения. Воистину «дивное сотворил Господь» (Пс.97:1)! Хотя все истории прочитай и всю природу исследуй, не найдешь примера такого, с которым великое и дивное дело во­площения Божия можно было бы достойно сравнить. Бог великий и непостижимый, Гос­подь и Царь вечный, ради раба Своего непо­требного, и, что более того, ради врага Своего пришел в мир и во плоти явился, и пострадал, и умер ради него, чтобы его вечно блаженным сделать. Благословен Бог, благоволивший так! Прочитай со вниманием апостольские посла­ния, а особенно Павла святого, и увидишь, как апостолы великому сему делу Божию удивляются и прославляют благость Его. Сам Христос Господь наш представляет нам к удивлению благость сию Божию. «Так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Велико то, что Бог мир из ничего создал, но еще более велико то, что воплотиться ради человека, отступника и врага Своего, благо­волил. Здесь ум, не только человеческий, но и ангельский оскудевает и притупляется в размышлении. Созданный ум не может до­стойно прославлять сие, поскольку может только истинно удивляться этому. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Дан 2:20)! Рассуждай об этом почаще и всегда бу­дешь в удивлении и благодарении сердечном. 7) Уверься точно и утвердись, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в святейшей Евхаристии, — и это убеждение научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением приступать должно к этому великому Таинст­ву. К царской трапезе идут люди со страхом и приготовлением и благоговением, — к этой ли божественной трапезе приступая, не вос­трепещешь? Тогда не будешь много говорить в молитве, но одно повторять будешь: «Поми­луй Господи, очисти Господи, да не опален бу­ду, яко сено сухое, огнем». Ибо Святые Тайны святым подаются, как иерей возглашает на Литургии: «Святая святым». И тут удивляться будешь благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь пресвятая нам, бренным и недо­стойным, подается в духовную пищу, и от сердца будешь благословить и благодарить Его за это великое Таинство Его, и, поминая сие, будешь себя исправнее вести в жизни твоей, не захочешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь стараться жить так, как христианину достойно. Это од­но отвращать тебя будет от всякого греха и подвигнет ко всякому добру. 8) Поверь истинно, что будет суд Христов всемирный, и ты со всеми предстанешь на су­де том пред Судией Богом, и ответ воздашь за все твои дела, слова и помышления злые. Что оттуда последует, как не страх суда сего, ис­тинное покаяние, сокрушение и сердечное воздыхание, и молитва, дабы тебе на том суде не осудиться и не услышать ответа страшного от Судии: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.25:41)! Суд человеческий страшен людям, и к не­му они всяким образом приготовляются, что­бы не постыдиться, — тебе ли не будет стра­шен суд Божий, на котором лицеприятия не будет, и всякое дело, слово и помышление твое явно пред Ним, как ныне, так и тогда будет, если не очистишься покаянием? «Обли­чу тебя и представлю пред лицом твоим гре­хи твои», — говорит Бог через Псаломника (Пс.49:21). Воистину обличит всякого греш­ника! Воистину представит грехи его пред ли­цом его! Воистину пожелают тогда в пещерах и камнях скрыться те, которые ныне не до­вольствуются малыми некими покоями, но новые всегда замышляют и строят. Тогда они познают, что они ничто, но здесь за великое себя почитают. Уверься же о суде том, и тогда иным бу­дешь, нежели прежде был и есть ныне. Вер­ное о нем рассуждение переменяет человека, из плотского духовным делает. Не захочет человек никаким грехом совести своей раз­дражить, но от всякого греха будет уклонять­ся; страхом его, как веревкой, связан будет и ко всякому злу недвижим. И, что к страху страх придает, день суда неожиданно будет, как тать в ночи, так придет. Уже близко он, и уже ближе сегодня, нежели вчера был, и ког­да не чаем, услышится «глас Жениха». Стой же на страже и ожидай. Блажен бодрствующий! Он «восхищен будет на облаках с» умершими во Христе и воскресшими тогда, «в сретение Гос­поду на воздухе» (1 Фес 4:17). 9) Поверь несомненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истин­но и не имеющим сердечной во Христа веры. Утвердись в том, и, когда видишь огонь в пе­чи, смотри умным оком на вечный огнь, и тогда все новое в сердце твоем почувствуешь. Тогда истинное покаяние, воздыхание и мо­литва внутри тебя породится. Тогда не много будешь говорить, но всегда внимать себе, и пред Богом часто припадать со смирением, и воздыхать, и из глубины сердца говорить: «Господи помилуй, Господи пощади, Господи избави, имени Твоего ради!» Тогда все утеше­ние и радость и сладость мирская от сердца твоего исчезнет, от всякого греха, который ве­дет к бедствию тому, как смертоносного яда, уклоняться будешь. Поверь, истину тебе го­ворю: то на уме у тебя будет, о том и старание и попечение будет, как бы от того бедствия избавиться, от которого один только Христос нас избавляет, но избавляет слушающих Его и повинующихся Ему, а не противящихся Ему. От временной печали, скорби, болезни, тем­ницы, мучения, ссылки и прочего бедствия стараешься убегать, — от вечного ли и беско­нечного бедствия не будешь стараться убе­гать? Все временное ничто против вечного, потому что временное легко и кончится, а вечное тяжко и не кончится. О, вечный огонь, и демонам страшный! Избави нас, Христе премилосердный, оттого. Да будет, Господи, милость Твоя к нам такой же, как и величество Твое! 10) Уверься точно, что ты в этом мире странник, пришелец и в пленении находишь­ся, а отечество твое и дом твой не здесь, но на небесах, и там наследие твое, сокровище твое, слава и честь уготована от Бога. Создан ты и святым Крещением обновлен, как и все, не для мира сего, не для чести, богатства, славы и прочих видимых благ, но для благ вечных, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9). Призван ты к вечной жизни (1 Тим 6:12), зван на великую вечерю (Лк 14:16-23), где праведники «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет па­лить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Кото­рый среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16-17), — где «они полу­чат царство славы и венец красоты от руки Господа» (Прем 5:16), где «праведники воссияют, как солнце» (Мф.13:43), где слуги Господни бу­дут есть и пить и веселиться (Ис.65:13-14), где увидят «Бога лицем к лицу» (1Кор 13:12), «увидят Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), и прочее. Уверься твердо, что будет непременно, по обещанию Божию, верным во Христе жизнь вечная и слава вечная. Что оттуда последует в тебе, как не непрестанное желание к получе­нию вечных благ? Поверь, истину тебе гово­рю: то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыха­ние и желание твое посылать будешь, по сло­ву Христову: «Где сокровище твое, там будет и сердце» твое (Мф.6:21; Лк 12:34). Так и в прочем, что святое Божие Слово объявляет, надо твердо увериться, и оттуда с помощью Божией породится в сердце твоем живая вера. «Ибо Слово Божие живо и дейст­венно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сер­дечные» (Евр.4:12). А поскольку живо Слово Божие, то и плод живой производит: делает человека духовно живым, силою Святого Ду­ха, от Которого оно и произошло для нашего спасения и обновления. Однако точно знай, что все то мертво и не­потребно в нас, чего Сам Бог не производит. Поэтому должно усердно молиться и просить Бога, чтобы Он Сам действовал в нас и ожив­лял нас духовно. Потому повелено «просить, искать и стучаться», как в начале я тебе о том написал. Спасайся.

 

Письмо 5 (Каковы признаки живой ве­ры в человеке?)

 

Вопрошаешь: каковы признаки живой ве­ры в человеке?

Ответ. Вера живая познается от дел, как де­рево от плодов. То дерево называем добрым, которое добрые плоды приносит. Плоды же происходят изнутри древа, от корней и сока его, потому что каков корень и сок в дереве, таковы и плоды его: если корень и сок в дере­ве добрый, то и плоды его добрые. Так и вера познается от добрых дел, изнутри, от сердца и без всякого лицемерия происходящих. И как от чистого источника чистые ручьи текут, так от сердца, верой святой очищенного, добрые дела происходят и являются. И как сосуд, бальзамом наполненный, или часть некую то­го имеющий, добрый запах издает, так сердце человеческое, бальзамом духовным веры свя­той исполненное, издает добрый запах дел бо­гоугодных и людям полезных. Признаки же живой веры следующие: 1) Бога, Которого вера видит и прилепля­ется к Нему, как малое дитя к матери своей, от сердца почитать таким образом, какой опи­сан в святом Его слове, то есть не веществом и наружностью только, но духом и истиною, поскольку Сам «Бог есть Дух» (Ин 4:24), и по­читать Его единого более всего света, ибо весь свет пред Ним как ничто, и признавать и на-рицать Его от сердца Богом своим, хотя Он и всех Бог, подобно тому, как Он называется Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иа­кова ради веры их, хотя Он и всех народов Бог (Исх 3:6, 15-16; Мк 12:26). Оттуда последует истинное и искреннее к Нему послушание и покорность. Ибо если Он Бог твой, то Его, как Бога своего, надо слушать, волю и пове­ление Его творить, как слушаешь отца твоего потому, что он твой отец. 2) От всякого греха беречься нелицемер­но, потому что Он всяким грехом оскорбляет­ся. Отца твоего не хочешь ничем оскорбить и не дерзаешь ничего пред ним непристойного делать, тем более Бога твоего, Который везде есть и все видит, не должно тебе оскорблять и ничего пред Ним неугодного Ему не делать. Всякий грех противен вере христианской, по­этому вера против всякого греха подвизается. Вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может. Так апостол святой написал: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели ко­раблекрушение в вере» (1 Тим 1:19). С одной сто­роны, знать Бога и почитать, но с другой, против совести грешить и так Бога оскорб­лять и прогневлять — явное противоречие. Рассуждай об этом внимательно и узнаешь сам истину сию. 3) Благодарить Его от сердца за все ока­занные и оказываемые благодеяния, которых много без числа, так что и жить минуты без Его благодеяний не можем. В благодеяниях Его мы заключены, и окружены ими; телом, и душой, и дыханием, и всем составом нашим Ему мы обязаны, и прочее. 4) От сердца и нелицемерно Бога призы­вать, и во всяких нуждах к Нему единому при­бегать, и помощи просить. Как малое дитя к матери своей прибегает, и руки простирает, и защиты и всего у нее просит, и иного не знает, кроме матери своей, так вера к одному только Богу прилепляется, и всего у Него просит, и не знает никого в нуждах своих, кроме Бога. Ибо вера знает, что один только Бог все может, и на Него надеж­да тверда, а кроме Него всякая надежда не тверда и суетна. 5) Воплощение Сына Божия и все драго­ценнейшее Его смотрение, как единый наше­го спасения источник, за великое и дорогое и более всего почитать. Ибо вера видит, что на­сколько сие дело благости Божией велико и умом человеческим непостижимо, настолько и почитать и поклоняться Ему должно — со всяким смирением и благодарностью. 6) К получению свободы от греха, дьявола, ада и всего бедствия и окаянства и к получе­нию вечной жизни со славой вечной иного Посредника не знать, кроме Иисуса Христа. Ибо Он один только Искупитель и Спаситель всего мира, и потому Ему одному начало, сре­дину и конец спасения вечного приписывать должно. Вера видит, что все блаженство ее ду­ховное в едином Иисусе Христе состоит. Он для нее «премудрость, праведность и освящение и искупление» (1 Кор 1:30). На этого Искупите­ля, Спасителя, Помощника и Защитника все­сильного надеясь, дерзает и торжествует над всеми своими врагами, и тем утешает себя во всяких искушениях, от дьявола и злых его служителей наносимых, и с проповедником веры восклицает: «Если Бог за нас, кто против нас» (Рим 8:31)? 7) Явный знак живой веры — последовать Христу, нося крест свой. Ибо верная душа сопряглась Христу, как невеста жениху и как тело главе, и потому хочет с Ним быть неот­лучно и в страдании, и в прославлении, как невеста с женихом и тело с главою. Ибо не подобает отлучаться невесте от жениха и те­лу от главы. Об этом так апостол написал: «Христос пострадал за нас, оставив нам при­мер, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2:21); и еще: «В вас должны быть те же чувствова­ния, какие и во Христе Иисусе», и прочее (Флп.2:5). И сам Господь говорит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). 8) Ни к чему в мире этом, то есть: ни к бо­гатству, ни к чести, ни к славе, ни к прочему его сокровищу не прилагаться сердцем, но всегда на будущие и вечные блага взирать, о них помышлять, их желать и ими утешаться; «о горнем помышлять, а не о земном; искать гор­него, где Христос сидит одесную Бога», как учит апостол (Кол 3:1-2). Ибо вера живая с неба приходит и потому верную душу к небу воз­буждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире этом на пути и странствовании на­ходится, и потому «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, которого художник и строитель Бог» (Евр.13:14; 11:10). Отсюда же­лания и воздыхания верных душ видим во псалмах, которые они возводят к отечеству горнему и благам его, странствуя в мире этом, как на земле чужой. 9) Вера имеет страх Божий и духовную ра­дость и веселие. И они в верной душе попере­менно действуют, то есть: то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает. Иногда скрывается вера, и тогда боится и тре­пещет душа. Иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом. 10) Вера смиренна, терпелива, кротка, любительна, милосердна, милостива, мирна, и прочее. Ибо где вера, там и благодать Святого Духа, которая все сие производит в верной ду­ше. Об этом-то и говорит апостол всякому христианину: «Покажи мне веру твою от дел твоих», как Авраам показал веру свою от дел своих (Иак.2:18-21). Читай Святое Писание, а особенно псалмы, в которых живо изобража­ются действия веры живой. Ибо вера, будучи даром духовным, от духовных действий, в сердце бываемых, познается. Тогда познаем, что такое вера, когда в сердце будем чувство­вать действия ее, — чего как себе, так и тебе сердечно желаю. Спасайся.

 

Письмо 6 (О муд­рости христианской)

 

Вот еще, по силе моей, пишу тебе и о муд­рости христианской, о которой ты некогда меня вопрошал и которой мы всю жизнь должны учиться. Рассуждай же о следующем: 1) Знать единого истинного Бога, Его бо­яться и любить более всего и себя самого; Ему повиновение, послушание и покорность сер­дечную показывать; благодарить Его от сердца за все оказанные и оказываемые благодеяния, то есть: что Он нас создал, что падших нас так чудно искупил, что питает, одевает и сохра­няет нас и прочими благами мира сего снабдевает; от сердца Его призывать, помощи, за­ступничества и милости от Него просить и ожидать; на Него сердечно надеяться, сло­вом, почитать Его так, как святое слово Его нас учит, — вот в чем состоит мудрость хрис­тианская. 2) Бог на всяком месте есть, и нет такого места, где бы Бога не было. Поэтому, что ни делаем, говорим и помышляем, пред святыми очами Его делаем, говорим и мыслим: что го­ворит человек, Он слышит; что делает и по­мышляет, Он видит и в книге Своей записы­вает, и в последний день воздаст всякому по делам его, замыслам, словам и начинаниям. Ничто пред Ним не сокровенно, не только в тайном месте, но и в сердце замышляемое и делаемое. Об этом учит нас Святое Его Писа­ние и вера наша, которая за основание имеет Святое Его Писание. Ибо на основании Свя­того Писания вера наша и все благочестие ут­верждается. Поэтому всякому христианину должно поступать во всех своих делах, словах, помышлениях и обхождении с ближним со страхом, так, как поступают и ходят пред ца­рем своим присутствующие с ним подданные его, и рабы пред господином своим, и дети пред отцом своим. Пред царем земным ниче­го не смеем и стыдимся противное делать, тем более пред Богом ничего противного Ему де­лать не должно. Блажен и мудр, кто так пред Богом живет и ходит и угождает Ему! 3) От всякого греха в слове, деле и помы­шлении всячески беречься, поскольку вся­кий грех пред Богом вездесущим и всевидя­щим творится, и всякий грех великого Бога оскорбляет, а грешника милости Его лишает и подвергает праведному Его гневу (Рим 1:18). Блажен и мудр тот, кто избегает смерто­носного сего яда, который и душу и тело че­ловеческое вовеки умерщвляет. 4) Думать и держать, что как всем, так мне и тебе Бог великий в Писании Своем Святом говорит, повелевает и обещает. Ибо Бог лице­приятия не имеет, но «хочет, чтобы все равно спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), потому всем в Писании говорит, которое ради спасения нашего нам от Него предано. Оттуда последует вера святым и милостивым Его обещания и тщательное святых Его запо­ведей творение. Ибо если царь земной обе­щает, верим ему и ожидаем того от него, и что повелевает нам, со старанием то исполняем, тем более поверим Богу, и будем без сомне­ния ожидать и надеяться от Него того, что обещает нам, и постараемся исполнять, что повелевает нам, если точно уверимся, что Он нам приказывает и обещает. Богу единому более всего света верить и слово Его святое более всякого слова челове­ческого исполнять должно, поскольку всякий человек, как ни велик, и весь свет — как ни­что пред Богом. Кто Бога любит и почитает, тот и слово Его любит и почитает за великое. Царское слово и письмо почитается за вели­кое, тем более Слово Божие, которое, как письмо, от Него к нам послано через пророков и апостолов, за великое и дорогое почитать должно. 5) Человек, в мире этом живущий, есть странник, пришелец и путник. Входит в мир и, немного пожив, отходит от мира подобно тому, кто, побывав на чужой стороне, опять в отечество и дом свой возвратится. Так и чело­век поживет в мире и отойдет от мира. Жизнь в мире этом и все в нем, то есть: честь, слава, богатство, роскошь и прочее, подобно снови­дению, ибо все это ненадолго является и ско­ро отходит, как сновидение. Ибо смерть, придя, отнимает жизнь и с жизнью все у че­ловека. Как рождаются все равными, так и умирают равными, кроме того, что один пра­ведным, а другой грешным, один блаженным, а другой окаянным и бедным отходит. Смерть всех равными делает: и богатый богатства своего лишается, и славный славы, и честный чести, и роскошный роскоши. Гробы умер­ших это показывают. Где лежит господин, где раб его, где славный, где бесславный, где бо­гатый, где убогий, познать невозможно. Все тут сравнялись, все в землю, как земля, воз­вратились, и поверх их не только всякие лю­ди, но и скоты ходят. Здесь рассуждай, что есть человек, и жизнь его, и помышление его. «Земля и пепел» есть человек; «подлинно, все суета, всякий чело­век живущий. Да, подобно призраку ходит че­ловек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает» (Сир 10:9; Пс.38:6-7). И «оставляют чужим богат­ство свое, и гроба их — жилища их на век, оби­талище их в род и род» (Пс.48:11-12). Мудр, кто понимает это. Блажен, кто живет в мире этом как путник, пришелец и странник, и всегда к отечеству своему горнему возводит душевные свои очи. 6) Поскольку все в мире, как сновидение, от нас отходит при смерти, и мы как странни­ки, пришельцы и путники пребываем в мире этом, и на путь сей восходим в рождении, а оканчиваем его при смерти, то мудрость и блаженство заключаются в том, чтобы ни к чему в мире этом не прилагаться, но все, — честь, славу, богатство и все мира этого сокро­вище — почитать за сновидение, которое как приходит к нам со сном, так и отходит со сном; и к единому Богу, высочайшему добру и всякого добра источнику, прилепляться, и вечного сокровища искать и любить, дабы там, где будет сокровище наше, там и сердце наше было; «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол 3:2). Вот в чем мудрость христианская. 7) Если кому дается богатство от Бога, то не на роскоши и неумеренные строения упо­треблять, но умеренно им довольствоваться, и Бога благодарить, и нищих, бедных и скуд­ных снабдевать во славу Божию. Если кому дается почетная должность, то, пребывая на той, о славе Божией и о пользе общества заботиться, а не маммоне служить. Если кому сла­ва и похвала дается, той недостойным себя почитать, но все единому Богу приписывать. Ибо Ему единому подобает всякая слава и по­хвала, как Источнику всех благ, а человеку, как грешному, подобает смиряться. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс.113:9). Мудр и блажен, кто так поступает. 8) Всегда пред глазами душевными иметь или памятовать смерть, суд Христов всемир­ный, вечную муку и небесное царствие. Как следует всякому умереть непременно, а когда, как и где неизвестно, так следует всем явить­ся пред судом Христовым непременно и воз­дать Судии праведному ответ за слова, дела и помышления. И как праведным будет жизнь со всем небесным сокровищем, так грешни­кам нераскаянным вечная мука будет в огне и тартаре. Так Бог истинный и неложный в свя­том Своем слове объявил, и что объявил, то непременно будет. Мудр и блажен, кто по­мнит о кончине и заранее готовит себя. 9) Мудр и блажен, кто никого ни словом, ни делом не обидит, но всех, сколько может, благословит. Кто сеет доброе семя, добрый и плод пожнет. 10) Мудр и блажен, кто все время молится Богу и ищет у Него милости, помощи и защи­ты от врага — дьявола и служителей его — злых людей. Бог уповающих на Него не остав­ляет. 11) Разумен и добр, кто, крестьян, слуг и подчиненных имея, обходится с ними как с братией. Ибо все мы — братия: единого имеем Отца Бога, к Которому и молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех», и прочее. Все мы рабы: единого имеем Господа на небесах, у Которого нет лицеприятия. Христос, Господь наш и Царь царствующих, Господь господствующих называет нас братьями: «Возвещу имя Твое бра­тьям Моим» (Евр.2:12). Тем более всякому че­ловеку, и высокому, должно нарицать всех своих подчиненных братьями, ибо все мы лю­ди, и высокие и низкие, и все единого Бога Отца и Господа имеем. Однако господину сво­их подчиненных в страхе должно содержать и бесчинных смирять, чтобы не развратились и не погибли. Вот в чем мудрость христианская. 12) Время, которое потеряно, как слово сказанное, не возвращается, не проводить на­прасно в лености, в гулянии и прочих непо­требных делах, но в полезных и богоугодных трудах. «В поте лица твоего будешь есть хлеб», — говорит Бог человеку (Быт 3:19). 13) Истинная христианская премудрость — побеждать природное злонравие, то есть: гор­дость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, нена­висть, нечистоту, сладострастие, сребролю­бие, скупость, невоздержание и прочее, и по­следовать примеру святого жития Христова, то есть: смирению Его, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим прекрасным Божественным Его добродетелям. К этому апостолы Его святые увещевают, и сам Хрис­тос учит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Отсюда следует, что во тьме ходит и заблуждается тот, кто примеру жития Христова не последует. 14) Христианину богобоящемуся и долж­ность христианскую исполняющему ни в чем ином не полагать надежды спасения, как только в едином Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, Который искупил нас от смерти и ада «не серебром, или золотом», но честною Своею Кровью (1 Петр 1:18-19). «Я есмь Путь и Истина и Жизнь, — говорит Он, — никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Да будет слава Ему за это со Отцем и Святым Духом! Вот в чем мудрость христианская, которая обретается не в догматах мудрецов века сего, но в догматах пророков и апостолов, которые проповедали нам Слово Божие, Духом Его Святым просвещаемые (1 Петр 1:25). Эта пре­мудрость не в словах, но в силе состоит. Эта премудрость миру незнакома и неприятна, но Богу любима. Ищи же этой премудрости чте­нием и размышлением святого Божия Слова и усердной молитвой. Бог, премудрости и всех благ Источник, да умудрит нас во спасение наше и во славу святого имени Своего. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь