Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 2 (написанное для утверждения веры нашей христианской)



 

Просишь ты меня, чтобы я тебе написал что-нибудь для утверждения веры нашей хри­стианской. — Хорошо. Это хотя и всегда, но особенно в нынешнее время нужно, когда много вымыслов человеческих возникает.

Я тебе прежде представляю, что все, что Бог в Писании Святом открывает или гово­рит, обещает или предсказывает, неизменно истинно и верно, и иначе быть не может. И достоверность сей истины изъясняется и по­казывается из событий, пророчеств и обеща­ний Его, уже самим делом исполнившихся. Внимай следующему и узнаешь, на чем вера святая утверждается.

Предсказал Бог прародителям нашим в раю, что «смертью умрут», когда от древа запо­веданного вкусят, — и было так; вкусили и умерли (Быт 2:17; 3:19). Сказал Бог Ною, что будет потом на земле, — и был потоп (Быт 6:17; 7:17-21). Обещал Бог Аврааму сына дать (Быт 15:4-5), — и дал в старости его (Быт 21:2-3). Сказал Бог Аврааму, что потомки его будут пришельцами на чужой земле, и озлоб­лены будут, и смирятся там, и изыдут оттуда с имением многим (Быт 15:13-14), — и было так. Сошли во Египет, и озлоблены, и угнета­емы там были египтянами, и вышли оттуда со многим имением, как читаем в книгах Моисе­евых и в псалме 104-м. Обещал Бог Аврааму дать ему и семени его землю Ханаанскую в на­следие — и дал (читай об этом книги Моисее­вы и Иисуса Навина и псалмы 87, 104 и про­чее). Обещал послать Христа Спасителя в мир, — и было так: послал Его, и спасаются «возлюбившие явление Его» (2Тим 4:8). И чему надо было до нынешнего века исполниться из того, что было предсказано о Нем в Ветхом За­вете, все так, как предсказано, исполнилось. Внимай и рассматривай предсказания и исполнения их, и утверждай веру твою. Пред­сказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис.7:14). И было так: родился Христос от Девы (Мф.1:18). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который дол­жен быть Владыкою в Израиле» (Мих.5:2), — это пророчество первосвященники и книжники людские Ироду царю приводили (Мф.2:5-6). Так и было: «Ибо известно, что Господь наш вос­сиял из колена Иудина; Иисус родился в Вифлее­ме Иудейском» (Евр.7:14; Мф.2:1; Лк 2:7, 11). Предсказано было, что от семени Давидо­ва родится (2 Цар.7:12; Ис.11:1; Пс.131:11), так и иудеи веровали и говорили: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, отку­да был Давид» (Ин 7:42)? И было так: Христос «родился от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3; Лк 1:66; Мф.1:1 и проч.). Потому и нарицается Христос «Сыном Давидовым» (Мф.20:30; 9:27; 22:42 и проч.). Предречено было, что к родившемуся Хри­сту придут с дарами на поклон: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дары; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс.71:10). И было так: пришли ко Христу младенцу на поклон три премудрых царя с востока, «и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:11). Не умолчало Писание Святое и о том, что при рождении Христовом младенцы будут побиваемы в том месте, где Он родится, и глас матерей их слышан будет в окрестных местах: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет уте­шиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.31:15). И сбылось Писание: были убиты все младен­цы от двух лет и ниже в Вифлееме, где родил­ся Христос, и во всех пределах его, о чем и евангелист святой упоминает (Мф.2:16-18). Предвозвещено было бегство в Египет и возвращение Христово из Египта: «Из Египта вызвал сына Моего», — сказал Господь (Ос 11:1), — это пророчество и евангелист приво­дит о Христе. И было так: бежал Христос Гос­подь наш Младенцем в Египет от убийцы Ирода, и по смерти его возвращен оттуда (Мф.2:14-15, 21). Обещал Господь послать Ангела Своего пред лицом Христа Своего: «Се, Я посылаю Ан­гела Моего пред лицем Твоим, который приго­товит путь Твой пред Тобою», — сказал Бог ко Христу Сыну Своему (Мал 3:1; Мф.11:10). И было так: послан был ангел пред Иисусом Христом, ангел не бесплотный, но плотью об­ложенный, Иоанн великий, о котором Сам Христос свидетельствовал, говоря: «Он тот, о котором написано: Се, Я посылаю», и прочее (Мф.11:10; Лк 7:27). Этот ангел Божий пред­шествовал пред Христом и уготовил Ему путь, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Ко­торого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк.1:2, 7; Мф.3:1; Лк 3:16; Ин 1:27). И на пришедшего и явившегося Христа указывал людям, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин 1:29-30). «Был человек, по­сланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете (то есть о Христе), дабы все уверовали чрез него» (Ин.1:6-7). Поэтому Иоанн святой назван Церковью Предтечей Христовым (как явившийся пред пришествием Христа). Предсказано было, что Христос святую Свою проповедь начнет в Галилеи: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути при­морском, за Иорданом, Галилея языческая, на­род, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис.9:1-2; Мф.4:15—16). Таки было: вна­чале там явился Свет миру, Христос, там си­дящим во тьме Свет Сей блеснул и просветил их, там Иисус, Свет наш, «начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось цар­ство небесное» (Мф.4:14-17; Мк.1:14-15). Предсказано было, что притчами будет учить Христос: «Отверзу в притчах уста Мои, возвещу сокровенное от создания мира», — гово­рил через пророка Христос (Пс.77:2). Так и было: притчами учил Иисус Христос (Мф.13:34-35). Читай Евангелие Его. Предсказано было, что многие учения Его святого не послушают, и не поверят Ему, и Его не примут. «Иди, — сказал Господь, — и скажи этому народу (Иудеям): слухом услыши­те — и не уразумеете, и очами смотреть буде­те — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои со­мкнули, да не узрят очами, и не услышат уша­ми, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:9-10). И было так: не послушали учения Христова книжники, фа­рисеи и прочие премногие иудеи, и не пове­рили Ему, и Его не приняли. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Читай Еванге­лие, как воспротивились Христу жиды, кото­рые Его ожидали. Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокру­шенных сердцем, проповедовать пленным осво­бождение и узникам открытие темницы, про­поведовать лето Господне благоприятное», — пророк в лице Христовом говорил (Ис.61:1-3). Так и было: это пророчество Христос Сам о Себе приводит иудеям: «И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4:17-21). Он, «придя, благовествовал мир нам» (Еф.2:17). Благовествовал: «Так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16-17). Что может быть радостнее грешникам погибшим, чем слово сие: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10)? Предсказано было, что Христос сотворит чудеса многие: «Тогда (в пришествии Христо­вом) откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5-6; 29:18). И исполнилось так: сколько чудес и знамений сотворил Христос, Евангелие свидетельству­ет. Повелением и силою Его слепые прозрева­ли, глухие слух, немые речь, хромые хожде­ние, прокаженные очищение, расслабленные исцеление получали, и мертвые восставали. И когда ученики Иоанна от лица учителя вопро­шали Христа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» — Сам Он на это пророчество Исаии указывал: «Пойди­те, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят», и прочее, — доказывая, что оно тогда исполнилось (Мф.11:3-5; Лк 7:19, 22). Предсказано было, что многие из иудей возненавидят Христа, Который им был обе­щан и послан и Которого они ожидали: «Нена­видящих меня напрасно стало больше, чем волос на голове моей», — говорит Псаломник от лица Христова (Пс.68:5); и еще: «И воздали Мне злом за добро, и ненавистью за любовь Мою» (Пс.108:5). И было так: возненавидели Христа книжники, фарисеи и прочие иудеи, поэтому укоряли, злословили, хулили Его и гнали. Чи­тай Евангелие и увидишь. Об этом Сам Гос­подь говорит и приводит пророчество о нена­висти их: «Теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, на­писанное в законе их: возненавидели Меня на­прасно» (Ин 15:24-25). Предсказано было, сколь тих, кроток, благоприступен, смирен будет Христос: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Ко­торому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на ули­цах голоса Его; трости надломленной не перело­мит, и льна курящегося не угасит, доколе не до­ставит суду победы» (Ис.42:1-3; Мф.12:18-20). Так и было. Читай Евангелие, и оно покажет тебе пресвятые Его и божественные нравы, ко­торым подражать и нас учит: «Научитесь от Ме­ня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Предсказано было, что Христос во град Иерусалим, где должен был пострадать, войдет на молодом осле: «Ликуй от радости, дщерь Си­она, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле» (Зах.9:9). Войдет при восклицании многого на­рода: «Благословен Грядый во имя Господне» (Пс.117:26)! И было так: так и вошел Христос в Ие­русалим, на вольную страсть шествуя. «Народ же, предшествовавший и сопровождавший, вос­клицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Гря­дущий во имя Господне! Осанна в вышних» (Мф.21:9; Мк.11:1-10; Лк 19:29-38; Ин 12:12-15)! Предсказано было, что один их ближай­ших учеников Христовых предаст Христа: «Че­ловек мирный со Мною, на которого Я надеялся, ядущий со Мною хлеб, поднял на Меня пяту», — говорил через пророка Христос (Пс.40:10; Ин 13:18), о чем и в псалме 108-м упоминается. И было так: предал Христа Иуда, один из две­надцати: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его» (Мф.26:14-15; Деян.1:16)? Не умолчало Писание и о том, что за трид­цать сребреников будет продан: «И они отве­сят в уплату за Меня тридцать сребреников» (Зах.11:12). И было так: продан был предате­лем за тридцать сребреников Бесценный (Мф.26:15; 27:3, 5, 9-10). Писано было о Христе: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» (Зах.13:7; Мф.26:31). И было так: поражен был Христос, Пастырь наш, и разошлись овцы Его, апостолы: «Тогда все ученики, оставив Его (Христа), бежали» (Мф.26:56). Воспел царствующий пророк, провидя беззаконный совет беззаконных против Хри­ста: «Что мятутся язычники, и народы замыш­ляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Пс.2:1-2; Деян.4:25-26). И было так: «Тогда со­брались первосвященники и книжники и ста­рейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Ии­суса хитростью и убить» (Мф.26:3-4). «Поисти­не собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой», — так молились апостолы ко Господу (Деян.4:25-28). Князи народа и Пилат язычник судили и осу­дили на смерть Христа. «Ирод со своими воина­ми, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пи­лату» (Лк 23:11). Иудеи вопили на Христа к Пилату: «Возьми, возьми, распни Его» (Ин 19:15)! Воины Пилата, «раздев Его, надели на Него баг­ряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! — и плевали на Него и, взяв трость, били Его по го­лове», и прочее (Мф.27:28-30). Читай историю Евангельскую о страстях Христовых и уви­дишь, как «собрались все на Христа Господа». Предвозвещено было, что будут ложные свидетели против Христа: «Восстали на Меня свидетели неправедные, спрашивали Меня о том, чего Я не знал» (Пс.34:11). И было так: ка­ких только лжесвидетелей не было на Христа, и каких лжесвидетельств не искали на Него архиереи и старцы, и весь сонм! Читай Еван­гелие о страстях и увидишь. Писано было о Христе: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; ли­ца Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6). И было так: подвергся бичеванию, ранам, был ударяем по лицу и оплеван Иисус Христос, Господь наш. Читай Евангелие, и оно представит это тебе. Писано было о Христе: «Нет в Нем, ни ви­да, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» (Ис.53:2-3). Так и было (Флп.2:7-8). Всякое зверское бесчело­вечие и злобу на Нем совершили враги Его. Никакой злодей и разбойник так не умален, не обесчещен, не озлоблен, не поруган, не изранен и не уязвлен, как Христос; и как зре­лище некое ужасное иудеям был представлен Пилатом: «Се, Человек» (Ин 19:5)! Се Человек, и вида человеческого не имеющий! Предвозвещено было о Христе: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врага­ми Своими. Не отверзал в доме Каиафы на беззаконном сонмище: «Иисус молчал» (Мф.26:63; Мк.14:61). Не отверзал пред игемоном: «не отвечал ему ни на одно слово, так что прави­тель весьма дивился» (Мф.27:14). Не отверзал перед Иродом: «Он ничего не отвечал ему» (Лк.23:9). Не отвечал и перед прочими врагами, хулящими, поношающими, укоряющими, злословящими Его, и посмеивающимися, и уязвляющими Его, как агнец пред стригущи­ми его безгласен. Он веден был на распятие и смерть, как овца на заклание. Писано было о Христе: «Они пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс.21:17). И было так: прон­зили руки и ноги Его, когда ко кресту при­гвоздили. Читай Евангелие и увидишь. Писано было: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор 28:66). Исполнилось так: по­вешена была Жизнь на древе крестном, Иисус Христос, и очи всех видели Его. «И как Моисей вознес змию в пустыне» (Числ.21:9), «так возне­сен был Сын Человеческий, дабы всякий, верую­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15; 19:18). Писано было: «И к злодеям причтен был» (Ис.53:12). И исполнилось то на Иисусе Хри­сте: был распят и повешен между двумя раз­бойниками, и так Тот, Кто один только праве­ден и свят, «к злодеям причтен» (Мк.15:27-28; Лк 22:37; 23:33). Писано было: «И будет в тот день, — гово­рит Господь Бог, — произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам.8:9). И было так: помрачилось солнце при распятии Господа нашего Иисуса Христа. «От шестого же часа тьма была по всей земле до ча­са девятого» (Мф.27:45). Писано было о Христе: «И дали в пищу Мне желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс.68:22). И исполнилось так: дали Иисусу уксус, с желчью смешанный. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью» (Мф.27:34, 48). Писано было о Христе: «Все видящие Меня насмехались надо Мною, говорили устами, ки­вая головою: Он уповал на Господа, пусть Он и избавит Его, пусть спасет Его, если Он угоден Ему» (Пс.21:8-9). И исполнилось то на Христе страждущем. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Са­мого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. По­добно и первосвященники с книжниками и ста­рейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему», и про­чее (Мф.27:39-43). Писано было: «Разделили ризы Мои себе, и об одежде Моей метали жребий», — это говорил Христос через Псаломника (Пс.21:19). И бы­ло так: «распявшие Его делили одежды Его, бро­сая жребий, кому что взять» (Мк.15:24; Мф.27:35; Лк 23:34; Ин 19:24). Писано было о смерти Христовой: «В руки Твои предаю Дух Мой» (Пс.30:6). Было так, эти же самые слова изрек Христос, умирая на кресте: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк 23:46). Писано было о Христе: «Он взял на Себя на­ши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и му­чим за беззакония наши», и прочее (Ис.53:4-5). Так и было: Христос за наши грехи пострадал. «Предан за грехи наши» (Рим.4:25; 1Кор.15:3), «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на дре­во, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24). Жертвы, вне стана сжигаемые, прообразо­вали, что Христос вне града должен постра­дать и умереть за нас. Так «и Иисус, дабы освя­тить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр.13:12). Так Иисус Христос пришел в мир и испол­нил все, что о Нем было написано. И «умер за грехи наши, по Писанию, и погребен был, и вос­крес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:3-4), и «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16:19). Не умолчало Писание и о том, что Хрис­тос учеников Себе соберет и пошлет их во всю вселенную. «Вместо отцов Твоих были сыновья Твои: Ты поставишь их князьями по всей земле» (Пс.44:17). И было так: собрал Христос две­надцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камне, создали Церковь Его. Они Его проповедали по всей вселенной. «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18:5; Рим 10:18). Объявлено и то в Писании Святом, что на­роды языческие обратятся к истинному Богу. «Помянуты будут (Богом) и обратятся ко Госпо­ду все концы земли, и поклонятся пред Ним все народы и племена (Пс.21:28). Не Мой народ на­зову Моим народом, и невозлюбленную — воз­любленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, — там названы будут сынами Бога Живаго» (Ос.2:23; 1:10; Рим 9:25-26). «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопро­шавшим о Мне» (Ис.65:1; Рим 10:20). Исполни­лось это в пришествии Христовом. Помянуты были Богом и обратились ко Господу все кон­цы земли, и поклоняются пред Ним все наро­ды и племена. Почитают и славят истинного и живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, повергнув и поплевав на суетные свои идолы. «От востока солнца до запада хвально имя Гос­подне» (Пс.112:3; Мал 1:11). И так видишь, что Писание Ветхого Заве­та проповедало, что Христа «грядет», а Писание Нового Завета проповедует, что Он уже «при­шел». И как Писание предвозвестило о Христе, так все и исполнилось, и исполнившееся в Новом проповедуется. И как верные Ветхого Завета веровали в «Грядущего», так мы ныне ве­руем в уже пришедшего Христа. Но также, как Ветхого Завета пророчества исполнились, которым надо было до сего дня исполниться, так и то исполнилось, что в Но­вом Завете предсказано и чему следовало до­ныне исполниться. Предсказал Христос, что один из учеников Его предаст Его, что все ученики оставят Его, что Петр апостол триж­ды отвержется от Него, что Ему надлежит много от старцев и книжников пострадать, и прочее, — и было так. Предсказал, что град Иерусалим и храм в нем разорится, и не оста­нется камня на камне. И было так: был разо­рен град и храм римлянами, как читаем в ис­тории. Предсказал, что верные Его гонение будут терпеть. Так и было: всеми ненавидимы, гонимы и озлобляемы благочестивые души, и до конца века «все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Сказал, что «Церкви Его и врата ада не одо­леют» (Мф.16:18). Так и есть: сколько сатана ни старался через иудеев, царей, мудрецов века сего, еретиков и прочих служителей своих одолеть и истребить Церковь Христо­ву, но не достиг ничего. Стоит и будет стоять твердо, основана на Камне. Камень же есть Христос, Сын Бога живого, о Котором напи­сано: «Се полагаю в Сионе Камень краеуголен, избран, честен: и верующий в Него не посты­дится» (Ис.28:16; Пс.117:22; Мф.21:42; Деян.4:11; 1 Петр 2:7; Рим 9:33; 1Кор 3:11;Еф 2:20). Обещал Христос послать Духа Святого апос­толам и всем верным (Иоил 2:28, 32; Ин 7:38-39). И исполнилось то: пришел Дух Свя­той на апостолов и на всякую плоть веровав­шую (Деян.2:1-21). Читай об этом Евангелие и увидишь. Видишь, что все, что ни говорит Писание Святое, есть истинно, неложно и «всякого при­нятия достойно». Итак, точно и неотменно есть то, что оно говорит. Отсюда праведно и твердо заключаем: 1) Сбылись все пророчества и обещания Божии, которым следовало исполниться до сего дня, — сбудутся и те, которых ожидаем и чаем. Чаем, по Писанию, воскресения мерт­вых — непременно будет оно. «Воскреснут мертвые и восстанут из гроба» (Ис.26:19; см. также Иез 37:1-13; Дан 12:2; Ин 5:25, 28; 11:25-26; 1Кор.15:12-56). Ожидаем второго Христова пришествия и страшного Его суда, — непременно и будет. Придет Христос судить живым и мертвым, и все приимут по делам своим (Деян.17:31; 1:11; Пс.6:9; 2Кор 5:10). Обещал Бог верным Своим дать жизнь веч­ную, и чаем, по обещанию Его, жизни вечной причаститься, — будет то непременно, «правед­ники будут вовеки жить» (Прем 5:15), «наследу­ют царство, уготованное им от создания мира» (Мф.25:34); «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Объявлено в Пи­сании, что будет вечная мука грешникам не­раскаянным, — и будет то. Будет им огонь вечный, тьма кромешная, скрежет зубов, червь неусыпающий, и прочее. Сбудется все то, что обещано и предсказано от Бога. Надо всему тому исполниться, ибо Божие обеща­ние и слово истинно, верно и неложно, как выше сказано. «Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут» (Мф.24:35; Мк.13:31; Лк 23:33). Так это истинно и достоверно, как ис­тинно то, что вчерашний день был и нынеш­ний есть. 2) Что о Боге и Божиих свойствах Писа­ние Святое нам объявляет, и о прочем, то так точно и есть, и без сомнения верить тому должно. Оно учит нас, что Бог един естест­вом, но троичен Лицами, Отец и Сын и Свя­той Дух, Бог безначальный, бесконечный, присносущный, бессмертный, вездесущий, всеведущий, преблагой, милосердный, пра­ведный, истинный, дух невещественный, пре­мудрый, непостижимый и прочее. Так точно и есть. Так верует и исповедует Святая Цер­ковь, и почитает Триипостасное Божество. 3) Писание Святое учит, что Бог Триипостасный сотворил мир, небо и землю и все, что их наполняет, из ничего, хотением и словом. «Все, что захотел, сотворил. Он сказал, — и бы­ло; повелел, — и создалось» (Пс.113:11; 32:9). Так и есть. Нет о том никакого сомнения, и не должно быть у православных христиан. Так вся Святая Церковь верует и исповедует, — хотя создание мира и от естественного разума познается, ибо ничто само собою не бывает, но от иного начало бытия своего восприемлет: художество всякое без художника не бы­вает, и прочее. 4) Писание Святое объявляет нам, что Бог Триипостасный о мире, созданном Им, про­мышляет, а особенно о человеческом роде, а более всего о Церкви Своей. Так точно и есть. Признаем и видим премудрый и чудный Его Промысл о всех и всякой твари, так что «ни од­на из малых птиц не упадет на землю без воли Отца» Небесного (Мф.10:29). Но и само Свя­тое Писание есть знамение чудного Промысла Божия о нас. Ибо какой может быть больший дар от Бога нам, как Святое Писание? Оно нам, как «светильник, сияет», сидящим в «тем­ном месте», и ходящим посреди козней вражь­их, и странствующим в чужой стране мира сего. Промысл Божий о мире и сам естест­венный разум доказывает. Ибо если Бог есть Создатель мира, то и Промыслитель. Какой хозяин о доме своем, какой царь о своем госу­дарстве не промышляет? Бог хозяин есть во всем мире, Ему принадлежит все, небо и зем­ля и все, что их наполняет, — все это Его есть, Он Господь и Царь неба и земли, как Своего создания. И как может случиться, чтобы оста­вил создание Свое без Промысла? Быть того не может. Так исповедует вся Святая Церковь. 5) Проповедует Писание, что Христос, прежде веков пронареченный, от Бога обе­щанный, пророками проповеданный, миром ожидаемый, пришел в мир грешников спасти, и родился от Пресвятой и непорочной Девы на спасение наше, и на земле пожил, постра­дал, умер и восстал из мертвых, и, так устроив спасение наше, вознесся на небо и сел одес­ную Бога Отца. Так и есть. 6) Проповедует Писание, что Христос Гос­подь наш есть истинный Бог и истинный че­ловек, не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый. Так и есть. Так Его Святая Церковь исповедует, почитает и поклоняется Ему. 7) Проповедует Писание, что нет иного способа к получению вечного спасения, кро­ме веры истинной и живой в Господа нашего Иисуса Христа, веры, которая исповеданием и любовью показывается. «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, дан­ного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11-12). «Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освя­щением и искуплением» (1Кор 1:30). Поэтому Церковью Своей называется, и исповедуется, и веруется как единственный Искупитель, Избавитель и Спаситель мира. И все, кто только ни спасается, все именем Его спасают­ся. Так и есть, точно и без сомнения. 8) Учит Писание, что «широки врата и про­странен путь, ведущие в погибель, и тесны вра­та и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:13-14 и проч.). Так и есть. Надо всякому, кто хочет спастись, от себя отречься и, крест свой взяв, последовать Христу (Мф.16:24). 9) Объявляет Писание, что есть ангелы добрые и злые. Так и есть. Одни искушают, прельщают, обманывают, и подвизаются про­тив нас, и приводят ко злу, и стараются с со­бой ввести в вечную погибель, а другие опол­чаются около нас и сохраняют нас, и настав­ляют нас на доброе, и радуются о покаянии нашем, и переносят души святые, отошедшие отсюда, на лоно Авраамово. 10) Объявляет Писание, что истинные христиане «имеют общение с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин 1:3); что они «дети Божии» (1 Ин 3:1; Рим 8:17; Ин 1:12; Гал 3:26), «члены Христовы» (1 Кор 6:15; Еф 5:30), «жилище Святого Духа» (1 Кор 3:16; 6:19; Рим 8:9). Так воистину и есть: имеют они эту великую от Бога милость и неизреченную честь. 11) Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и их христиа­не причащаются. Истинно так есть. Так и вся Святая Церковь верует и исповедует. Так и прочее, что Святое Писание объяв­ляет и говорит, так точно и есть. Ибо Святое Писание есть истинное Божие Слово, кото­рое прельстить и солгать не может, как и Сам Бог. Ему верить должно более, нежели своим чувствам и всему свету. Чувства наши и весь свет удобнее нас могут обмануть, нежели Свя­тое Писание. Утверждай же веру твою на этом твердом и непоколебимом основании. И если сатанинское искушение в мыслях, или злой какой и развращенный человек будет предла­гать тебе противное, мечом Слова Божия и верой православной Церкви Святой отгоняй от себя хитрокозненного змия того, говоря так в себе и устами исповедуя: «Так святое Бо­жие Слово учит нас, и Святая Церковь верует и исповедует. Верую и исповедую, как Слово Божие открывает и учит и как Церковь верует и исповедует». Спасайся.

 

Письмо 3 (Непременно нужно тому, кто хочет спас­тись, Православие или правую веру содержать)

 

Непременно нужно тому, кто хочет спас­тись, Православие или правую веру содержать. Но этого одного не достаточно для спасения. «Ибо и бесы веруют, и трепещут», по словам апостола (Иак.2:19). Веруют, что Бог един есть, что Христос пришел в мир, и имени Его святого боятся. Поэтому апостол требует, что­бы мы показали веру от дел: «Покажи мне веру от дел твоих» (Иак.2:18). Ибо как дерево доб­рое от плодов добрых, так истинная и сердеч­ная вера от добрых дел познается. Многие на­зываются христианами верными, но дела иное показывают; на устах веру показывают, но из дел язычниками, или даже хуже их явля­ются: «говорят, что знают Бога, а делами отре­каются» от Него (Тит 1:16). Потому надо с Православием и живую веру иметь, которой непременно последуют и схожие дела. Такую веру старайся иметь и спасешься. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь