Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Письмо 7 (Полезное душам нашим врачевство из псалмов Давидовых)
Друг мой и приятель! Просил ты меня, чтобы я тебе сообщил что-нибудь, касающееся пользы душевной. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем такое желание было. Но поскольку сам я нищ и убог, то беру из псалмов Давидовых, как спасительной духовной аптеки, полезное душам нашим врачевство и его тебе сообщаю. Горькое оно, но душе полезно. Соль горька, но червей выгоняет и вещество до гнилости не допускает, и лекарство, хотя горькое будет, но принимаем, чтобы тело излечить. Какова соль горькая и горькое лекарство, таково обличительное слово для грешной души, которое устремляется на грехи, а не на саму душу, как и всякое лекарство на болезнь, а не на человека нападает, и соль истребляет гнилость и червей, а не само вещество, солью растворенное. Прими же, любезный, это врачевство и к душе прилагай. И в зависимости от того, чем она болеет, сходное той болезни и врачевство прилагай, и до тех пор прилагай, пока та болезнь не выйдет. Разумей, что пишу, да даст тебе разум Господь. Там, то есть в псалмах, поется: «Ты это делал, и я молчал» (Пс.49:21). Кто это говорит? Бог. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме упомянуто (Пс.49:16). Что значит: «Ты это делал?» Выше упоминает, а именно: «Ты же, грешник, возненавидел наставление и отверг слова Мои совершенно. Если ты видел вора, спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн» (Пс.49:17-20). Вот что значит сие Божие Слово ко грешнику: «Ты это делал». То есть: ты, грешник, слова Мои, данные тебе ради исправления твоего, презрел, и те самые слова, которые должен ты всегда пред собой иметь, почитать, любить, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять, ты совершенно отверг, и потому беззаконно жил, крал, прелюбодействовал, злобу изрыгал, устами твоими и языком твоим льстил, на брата твоего клеветал и подавал соблазн, и прочее. «Ты это делал». Что далее говорит Бог грешнику? — «И я молчал». — Что это значит: «и я молчал»? То есть: ты, грешник, эти дела и беззакония творил, и Я видел; видел, но молчал, ожидая твоего обращения, покаяния и исправления, — но ты неисправен пребываешь, как и был, делаешь зло, как и делал, грешишь, как и грешил, беззаконно живешь, как и жил, отвергаешь слова Мои, как и отвергал, и презираешь их, как и презирал; крадешь, прелюбодействуешь, злишься, льстишь, клевещешь и подаешь соблазн, как и прежде делал; и не перестаешь зла делать. Что же далее говорит Бог грешнику? Слушай: «Ты помышлял беззаконие, будто бы Я подобен тебе буду. Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Ты думаешь, что закона Моего преступление тебе пройдет без наказания? Нет, прельщаешься и обманываешься! Не так будет, как ты слепо мечтаешь. Ты говоришь в сердце своем, что это от тебя не взыщется (Пс.9:34)? Нет! Все твои грехи и беззакония исчислены у Меня и записаны, и откроются все, которые ты тайно делал, и представятся пред тобою все, которые ты словом, делом и помышлением творил. «Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои». Также и апостол святой говорит: «Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор.4:5). Что тому страшному обличению последует? Отвечает апостол и говорит беззаконным: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослу-жители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни муже-ложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). И еще: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют» (Галл.5:19-21). Какое же им место будет, если царствия Божия не наследуют? Христос Господь определяет им: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). И Предтеча святой также сказал: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10; Лк 3:9). Вот что презирающим Слово Божие и закон Его святой следует: суд и осуждение на огонь вечный (Мф.25:41). Но послушаем еще, что далее поет в псалме своем Давид: «Уразумейте же сие, забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и (тогда) никто не избавит» (Пс.49:22). Кому должно уразуметь сие? Тем, которые забывают Бога, преступая бесстрашно закон Его святой. Что должно уразуметь? Сие, то есть: что Он преступников закона Своего во всех их грехах обличит и воздаст им всем по делам их. Поэтому «уразумейте сие» и очувствуйтесь, покайтесь и исправьте себя, дабы неисправных вас «не восхитил» праведный суд Его, и тогда «никто не избавит» вас. Не избавит ни богатство богатого, ни слава и честь славного, ни сила сильного, ни благородство благородного, ни мудрость мудрого, ни хитрость хитрого, ни друг друга своего, ни брат брата, ни отец сына, ни отца сын, и человек человека не избавит. «Брат не избавит: избавит ли (вообще) человек? Не даст он Богу выкупа за себя» (Пс.48:8). Вот тебе, брат, врачевство горькое, но такое, которое соки гнилые и застарелые из души выгоняет. Что же грешника от суда Божия избавит? Показывает Давид примером своим в следующем, 50-м псалме, вопия к Богу из глубины сердца: «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей», и прочее. То есть: истинное покаяние, сопряженное с верою во Христа Сына Божия Избавителя, избавляет грешника от суда. Таковой «на суд не придет, но перейдет от смерти в жизнь», — говорит Христос (Ин 5:24). Но кто хочет Бога покаянием умилостивить и от суда избавиться, тому не должно Его более прогневлять, то есть должно грехи оставить, так как ими Бог прогневляется, иначе, если грехи не оставляются, покаяние будет ложным, а не истинным. Нет же таких грехов и столь многих, которые бы грешнику, истинно кающемуся, не простились бы Богом. Божественная Кровь Христова всякие грехи очищает и делает того чистым, кто истинно кается и Его, как Искупителя, Избавителя и Спасителя своего, благодарно верою принимает (Иез.33:11-12, 15-16; Ис.43:25; Мих.7:19; Деян.10:43; 1 Ин 1:7; 2:2; Лк 24:47; Рим 5:20). Этим утешайся, кающаяся душа, и как живительный пластырь, к сокрушенному и уязвленному сердцу сие прилагай. Одно остается грешнику: от грехов обратиться к Богу и за них истинное приносить Ему покаяние и сожаление, что ими Создателя и Благодетеля своего безумно прогневлял, и так впредь стоять, и против всякого греха подвизаться, беречься словом, делом и помышлением злым Господа своего прогневлять. «А у Господа милость, и многое у Него избавление» (Пс.129:6). Вот сообщаю тебе, брат, то, что как моей, так и твоей душе полезно, и «едино есть на потребу», по словам Спасителя нашего (Лк 10:42). Ибо одно только спасение вечное нам нужно, так что без него нет никакой пользы, хотя бы и весь мир приобрели. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»— говорит Господь (Мф.16:26; Мк.8:36). Допустим же, возлюбленный, до сердца нашего обличительное Божие Слово и сие в сердце нашем углубим, дабы всякую нечистоту и гнилость оттуда выгнать и приготовить его к восприятию евангельского живого утешения. Ибо надо непременно отстать от грехов и печалью о грехах сокрушить сердце свое тому, кто хочет сподобиться милости Божией. Покаемся же и умилостивим Бога нашего, дабы загладились грехи наши, дабы не явились они с нами на Страшном Суде Христовом, дабы не сказал кому из нас тогда Судия: «Вот человек, и дела его!». Напишем слово сие Божие: «Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои»; — напишем в памяти нашей, дабы и всегда оно слышалось внутри нас, когда ко греху какому будет поощрять нас враг наш. Теперь говорит Бог грешнику: «Обличу тебя», — дабы покаялся и дабы тогда не обличать его. Если же не покается, то непременно обличит тогда и скажет: «Вот человек, и дела его!». Теперь грозит грешникам, дабы покаялись и спаслись, ибо благ и человеколюбив, но тогда на непокаявшихся самим делом исполнит угрозу. Теперь говорит грешникам: «Покайтесь»; — но тогда скажет: «Отвечайте» Мне! Теперь зовет к Себе грешников: «Приидите ко Мне», — но тогда ответит грешникам: «Отойдите от Меня!» Вы не знали Меня в мире, и Я вас не знаю ныне. Вы не слушали Меня тогда, когда Я увещевал и хотел вас спасти, и Я вас не слушаю ныне, молящихся. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). О, сколь страшен будет глас сей грешникам! Так что возопиют тогда горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:16; Лк 23:29-30)? Убоимся ныне этого страшного гласа, дабы тогда не услышать его. «Боже, обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20). Если начнет грешник каяться и от грехов воздерживаться, то надо ему делать следующее: 1) Утешаться милостью Божией, что Бог его помилует, как и прочих грешников кающихся милует и помиловал. 2) Читать книги христианские и познавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, дабы смог от греха беречься и добродетели обучаться. 3) Часто молиться, чтобы его Бог Сам вразумил и просветил, и научил угодное Ему творить, и от всякого греха сохранил. 4) И самому осторожно поступать, чтобы сатаной не был уловлен, и прочее. Читай это и братии своей сообщай. Спасайся о Христе!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы