Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (ИЗ ЕГО ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ)



 

Слава Богу за все!

Слава Богу, что меня создал по образу Своему и по подобию!

Слава Богу, что меня, падшего, искупил!

Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял!

Слава Богу, что меня, согрешившего, в по­каяние призвал!

Слава Богу, что мне подал слово Свое свя­тое, как «светильник, сияющий в темном месте» (2 Петр 1:19), и тем меня на путь истинный наставил!

Слава Богу, что мои очи сердечные про­светил!

Слава Богу, что подал мне в познание свя­тое имя Свое!

Слава Богу, что банею Крещения грехи мои омыл!

Слава Богу, что показал мне путь к вечно­му блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6).

Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел со­грешения мои!

Слава Богу, что показал мне прелесть и су­ету мира сего!

Слава Богу, что помогал мне в многораз­личных искушениях, бедах и напастях!

Слава Богу, что при бедственных и смер­тельных случаях меня сохранял!

Слава Богу, что меня от врага, дьявола, за­щищал!

Слава Богу, что меня лежащего восстав­лял!

986

Слава Богу, что меня печального утешал!

Слава Богу, что меня заблуждающегося обращал!

Слава Богу, что меня отечески наказывал!

Слава Богу, что мне объявил Страшный Свой Суд, чтобы я его боялся и каялся в гре­хах моих!

Слава Богу, что объявил мне вечную муку и вечное блаженство, чтобы одной избежать, а другого поискать!

Слава Богу, что мне, недостойному, пода­вал пищу, которою немощное мое тело укреп­лялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось, подавал дом, в котором я упокоевался!

Слава Богу и за прочие Его блага, которые Он мне для содержания и утешения моему подавал! Столько я от Него получил благоде­яний, сколько дышал!

Слава Богу за все!

Ныне я к вам, братия моя, слово обращаю. Не могу я с вами, как прежде, устами и голо­сом беседовать, ибо бездыханен и безгласен, но беседую малым сим письмецом.

Первое. Храмина тела моего разрушилась и как земля земле предается, по слову Господ­нему: «Ты земля и в землю пойдешь» (Быт 3:19). Но со святою Церковью «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Надежда моя сидит одесную Бога, Иисус Христос, Господь мой и Бог мой. Он Воскресение и Жизнь моя. Он мне говорит: «Я есмь воскресе­ние и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11:25). Он меня, спящего, все­сильным Своим гласом возбудит.

Второе. Отошел я от вас «в путь всея зем­ли» и отлучился, и уже друг друга мы не ви­дим, как прежде. Но увидимся снова там, где соберутся все народы, от начала мира до кон­ца пожившие. О, сподоби, Господи, и там ви­деться, где Бог видится «лицем к лицу» (1Кор.13:12), и этим видящих оживляет, утешает, да­рует радость, увеселяет и вечно блаженными делает! Там люди, как солнце, сияют, там ис­тинная жизнь, там истинная честь и слава, там истинная радость и веселье, там истинное блаженство, и все вечное и бесконечное. «Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя» (Пс.32:22)!

Третье. Благодетелям моим, которые меня при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости благами своими снабжали, много благодарствую. Да воздаст им Господь в день тот, в который всем по де­лам их воздастся!

Четвертое. Всем, которые меня как-нибудь обидели, простил я и прощаю, да простит им и Господь Своею благодатью! Прошу и меня простить, если кого чем обидел, как человек. «Простите, и будет прощено вам», — говорит Господь (Мф.6:14).

Пятое. Пожитков, как у меня не было, так и не осталось после меня. Итак, прошу с тех, которые при мне жили и служили мне, ниче­го не взыскивать.

Простите, возлюбленные, и Тихона поми­найте.

 (Этим последним прощальным словом начинается духовное завещание святителя Тихона, написанное им незадолго до смерти, 29 января 1782 года. Прощальное слово это, вероятно, по мысли самого завещателя, было прочитано при гробе его пе­ред последним целованием, «всему народу вслух», и, по словам очевидца, произвело такое впечатление, что «и сам читавший, и слушатели прерывали чтение его рыданием»».

 

 

ПИСЬМА ПОСЛАННЫЕ

 

Сборник писем «к некоторым приятелям посланных» составлен самим святителем. Он же и дал ему название «Письма посланные». Письма эти были написаны в ответ и просто «к разным особам в научение, в утешение, а иногда и в обличе­ние». Некоторые, как видно из самих писем, были продолжени­ем устной беседы, начатой и почему-либо неоконченной при личном свидании. Готовя этот сборник для представления в св. Синод, святитель, как видно, поместил в нем только те, кото­рые «походят более на простое нравоучение, нежели на письма, из них некоторые совсем без приветствия и обыкновенных мирских церемоний».

 

Письмо 1 (Какое первое наше дело? Что значит быть странником и пришельцем в ми­ре этом?)

 

Вопрошал ты у меня: какое первое наше дело? На что тебе отвечаю. Ты же рассуждай и внимай.

1) Мы созданы и по падении искуплены к вечной жизни, Крещением святым обновлены и Словом Божиим позваны к вечной жизни, Святое Писание, данное нам от Бога, имеем для получения вечной жизни; Сын Божий, Иисус Христос в мир пришел и в мире пожил, пострадал и умер, чтобы мы получили вечную жизнь. Видишь, что первейшее и самое нуж­ное христианское дело — это вечное спасе­ние. Нужны нам одежда, пища, питье, дом и прочее, но вечное спасение так нужно, что без него все ничто. Все имеет тот, кто спасение имеет, и ничего не имеет тот, кто спасения не имеет, хотя бы и весь мир под своей властью имел. «Какая польза человеку, если он приобре­тет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16:26)? Ибо вечное спасение «едино есть на по­требу», по слову Христову, это «благая часть, которая не отнимется» от нас (Лк 10:42). Все от нас, что ни имеем в мире этом, отнимется. Богатство, честь, слава, роскошь, дружество, жена, дети и сама жизнь временная в день смерти отнимется, но спасение души, еди­ножды обретенное, никогда не отнимется, но с душой на тот век пойдет и во веки веков от нее не отлучится. Вот тебе первейшее христи­анское дело. Сие дело есть то самое дело, о котором Христос говорит ко Отцу Своему Не­бесному: «Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17:4). 2) О первейшем деле должно быть самое первое попечение, старание, усердие, труд и подвиг, дабы оно в совершенство пришло. Во­ина первое дело есть на брани храбрым быть, против врагов стоять и их побеждать, и пото­му доброго воина первое старание должно быть о том, чтобы добрым воином быть. Раба первое дело есть на господина своего работать и ему угодить, и потому у доброго раба об этом должно быть первое старание. Ученика первое дело есть учиться и научиться тому от учителя, чему учится, и потому об этом долж­но быть у него первое старание. У начальника первое дело есть управлять подначальными и в порядке их содержать, и потому первое ста­рание его должно быть о том. У пастуха пер­вое дело есть пасти скот, врученный ему, и по­тому все старание должно у него о том быть, чтобы стадо его было целым. У судии первое дело есть судить людей, приходящих к суду, изыскивать истину и по правде поступать, и воздавать всякому свое, и потому весь труд и старание о том у него должно быть. Так и в прочем. У христианина, поскольку первейшее де­ло его есть дело спасения (как в первом пунк­те сказано), то и первейшее усердие, попече­ние, старание и подвиг у него должен быть о том, чтобы спасения, Кровью и смертью Хри­стовой, такой великой ценой обретенного, не лишиться. Сатана старается у него вечное спасение отнять, но он стараться должен, чтобы его не потерять. Чем более старается враг о погибели христианина, тем более ста­раться должен христианин о спасении своем. Первое дело христианина и самое нужное — спасение его. Потому всегда и везде первое у него старание должно быть о том. Хозяйство и все, что относится к миру сему, последнее у него дело есть, потому и старание о том долж­но быть последним, а самое первое — о ду­шевном спасении, потому что все от него отойдет, но душевное спасение не отойдет ни­когда, если его получит. Первейшее это дело — первейшее и старание о том у него должно быть во всех делах его и поступках. Это в мыс­ли и в сердце поутру, днем, вечером, в ночи, везде и всегда у него должно быть. Пусть же эта мысль, как свеча горящая, во всех делах и начинаниях, везде и всегда предшествует ему и показывает, что должен творить, чтобы спа­сения не лишиться. Судия ли христианин, — так судить дол­жен, чтобы вечному суду Божию не подпасть. Начальник ли христианин, — так начальство­вать должен, чтобы вечного спасения не ли­шиться. Пастырь ли стада Христова, — так должен пасти овец Христовых, чтобы себя и их не погубить. Учитель ли он, — так должен учить людей, чтобы себя и их спасти. Госпо­дин ли он, — так должен господствовать, что­бы себя и рабов своих не погубить. Отец ли он, — так должен поступать с детьми своими, чтобы их и себя спасти. Купец ли он, — так должен купечествовать, чтобы себя не погу­бить. Богач ли он, — так должен употреблять богатства, чтобы это добро в яд душевный ему не обратилось. Нищий ли он, — должен быть и духом нищ, чтобы получить богатство бла­гости Божией. Воин ли он, — так должен во­инствовать, чтобы не лишиться вечной жиз­ни. Словом, всякий христианин во всяком звании и чине первейшее старание и попече­ние о том должен иметь, чтобы спасения веч­ного не лишиться, ибо без него все ничто. У кого такая мысль и старание будет, тому вся­кий чин и звание будет помогать во спасение. Да будет же у всякого христианина пер­вейшее старание и попечение о спасении ду­ши, как о первейшем и самом нужном деле, и благодатью Божией спасется. Ибо так стара­ющимся и пекущимся Бог всесильный помо­гает. 3) Для этого нужно просвещение благода­тью Божией. Просвещение с помощью Божи­ей христианин получает от Святого Писания. В Писании Святом представляется нам к по­знанию Бог со свойствами Своими и святая воля Его; описывается ветхий и новый чело­век, или погибающий и спасающийся; пока­зывается путь к спасению и погибели. Там увидишь, что всякого после смерти, то есть в вечности, встречает. Уверься же истинно, что Святое Писание есть Слово Божие, и для тебя оно сказано, как и для всякого человека. Дано оно тебе для по­лучения вечного спасения, ищи же его в нем. Оставь испытывать, что там или в другом ме­сте делается, но испытывай из Слова Божия, что в душе твоей делается и к какому концу идешь ты, к погибели ли, или ко спасению, на пути ли праведных, или нечестивых нахо­дишься. Уверься точно, что Бог явился во плоти не для иного чего, как чтобы тебя и прочих спасти для вечной жизни. О, воистину великое дело и умом непо­стижимое: Бог во плоти явился для человека, непотребного раба Своего! Благословен Бог, благоволивший так! Поминай сие великое дело, которого нет более, и рассуждай, и просветишься. Уверь­ся, что Бог на всяком месте есть, и всякое де­ло, начинание и помышление твое видит, и слово твое слышит, и в книге Своей записы­вает, и в последний день все твое объявит те­бе, и по тому всему воздаст тебе. «Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои», — говорит через пророка Сам Бог (Пс.49:21). Затверди это в памяти твоей — и будешь об­новляться каждый день. Уверься, без всякого сомнения, что ты истинно причащаешься Те­ла и Крови Христовых во святой Евхаристии. Уверься, что будет воскресение мертвых в по­следний день, и всякий воскреснет или в веч­ную жизнь, или в вечное осуждение. Уверься твердо, что будет всемирный суд Христов, и строгое испытание дел, слов и помышлений, и нежданно придет день тот; и напиши на сердце твоем, что близок уже день тот. «Скоро приидет и не замедлит Господь», и призовет всех к Себе на суд. Пожалуйста, напиши это на сердце твоем, чтобы никогда из памяти твоей не выходило. Уверься, что будет вечная мука нечестивым и вечная жизнь праведным. Видишь, что братию твою износят из до­мов и погребают в земле, помни, что и ты «зем­ля, и в землю отыдешь» (Быт 3:19). Оставляют они все, оставишь и ты. Имели они главное при смерти рассуждение о мирских вещах, что все в мире этом «суета, и суета сует» (Еккл.1:2), будешь иметь и ты. Никто им при смерти не помог, ни домашние, ни друзья, ни соседи, ни слава, ни честь, ни богатство, — никто не поможет и тебе. Оставили их все — оставят и тебя. Трепетали они тогда суда Божия, ибо всем людям это свойственно, — вострепе­щешь и ты. Но блажен, кто «о Господе умирает» (Рим 14:8), ибо такового Господь не оставляет, когда все его оставят. Итак, не оставляй ныне Господа, чтобы Он тогда тебя не оставил. Угождай Ему ныне, как раб Господу своему, дабы Он тогда тебя за раба Своего признал, и простер бы тебе всемогущую Свою руку, и избавил душу твою от врагов тво­их — демонов, которые тогда, как львы, рыка­ют и хотят нас поглотить. Помни час смерт­ный, возлюбленный, страшен час тот не только грешным, но и святым. Они в течение всей жизни помнили о нем и в сокрушении сердца молились к Могущему спасти их. Поэтому об­ратись от суеты к истине, и от мира и греха к Богу, и от времени к вечности, и, отвергнув все забавы мирские, приступи к священной Биб­лии, и держись Слова Божия, в ней написанно­го, и просветит тебя, и руководствовать тебя будет к вечной жизни, — и держись неуклонно. 4) Видишь, что в мире делается. Христиа­не уже, по большей части, дело спасения не как первейшее, но как последнейшее, или как ничто вменяют. Иным нет греха закон Божий, святой и вечный, нарушать, не считают за грех блудодействовать, похищать, красть, насило­вать, обижать, слезы вдовиц и сирот проли­вать, соблазнять, лгать, обманывать, ругать, злословить, хулить, и прочее тому подобное делать. Иные в том только поучаются, чтобы суетную славу, честь и богатство приобрести. Иные о том стараются, чтобы богатые дома построить и украсить, богатой и красивой одеждой одеваться, богатые столы собирать, на богатых каретах и конях проезжаться, в гости ездить и гостей принимать, и прочие за­бавы устраивать. Это их первейшее дело, и о первом деле первейшее старание. Ибо что кто замышляет в сердце, то и делает, о том и ста­рается. Как видно, эти люди великое дело спасе­ния вечного, ради которого Сам Бог в мир пришел, на земле жил, трудился, страдал и умер плотью, такое, говорю, великое дело за малое, или почти за ничто почитают, и так Самого пришедшего в мир и совершившего дело спасения не почитают. Ибо кто о чем ма­ло старается, тот за малое то и почитает, а кто совершенно о чем-либо не старается, тот это за ничто почитает. О, спасение, вечное спасение, такой доро­гой ценой Крови и смерти Сына Божия куп­ленное, — как дешево у нынешних христиан! У них дорого ныне то, что «похоти плоти, и по­хоти очей и гордости житейской» (1 Ин 2:16) угодно. О, человек, который имя Христово но­сишь, но Христову учению не следуешь! Не радеешь ли о том, ради чего Христос наш тридцать три года и более на земле трудился и горчайшую чашу страдания испил? Если те­перь не видишь, то увидишь в вечности, что все то, о чем стараешься, ничто есть и одна только прелесть и сатанинское ухищрение, для погибели человеческой вымышленное, а спасение вечное есть самое нужное дело и «едино» только «на потребу», без которого все ни­что, как выше сказано. Вот, что значит повергать многоценный жемчуг и хвататься за сор, оставлять истину и гоняться за тенью, а по апостольскому слову, «благодать Божию тщетно принимать» (2Кор 6:1). Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы нас, погибших, спасти. Сие де­ло есть такое великое, что не только людям, но и Ангелам непостижимо. Но христиане, зная об этом, оставляют его, как малое, и прене­брегая сей великой Божией благодатью, и как бы повергая подаваемый им многоценный жемчуг, хватаются за то, что само по себе есть ничто. Поэтому сильно возгорится гнев Бо­жий (против них), и отраднее будет содомлянам, язычникам, идолопоклонникам и туркам в день судный, нежели таковым христианам. Ты таковым христианам не подражай, «не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззако­ние, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут» (Пс.36:1-2), — и не подражай таким, которые только о земном помышляют, но старайся по правилу Слова Божия жить, и будь в мире этом как «странник и пришелец» (1Пар 29:15), если хочешь первей­шим делом спасение вечное иметь, и такую Божию благодать, поданную нам, благодарно принять, — и так спасешься. 5) Знаю я, что ты спросишь у меня: что значит быть странником и пришельцем в ми­ре этом? Ответ. Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находя­щийся в немецкой или турецкой земле, пре­бывает там как странник и пришелец. Так хри­стианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец. Странствующий человек на чужой земле все­го опасается. Так христианин, в мире этом живя, всего опасается и бережется, то есть: бесов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители, и сродники, и прочие знакомые, и все люди, помышляющее «о земном, а не о горнем» (Кол 3:2), подозрительны. Странствующий человек ничего на чужой стороне недвижимого не заводит и не строит, то есть: ни домов, ни садов, ни прочего, разве нужное что, без чего невозможно и прожить. Так и для христианина истинного все вещи в мире этом — как недвижимость для странни­ка: честь, слава, богатство, золото, серебро, села, дома, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочее, — словом, как оставляют недвижимость, покидая чужую страну, все он оставит в мире, и само тело. Об этом апостол святой так говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вы­нести из него» (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в мире этом не ищет, кро­ме нужного. О чем апостол так говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8). Странствующий человек движимые вещи, как-то: деньги и товар, — в отечество свое пе­ресылает или везет. Для истинного христиани­на движимыми вещами в мире этом, которые он с собой взять может и на тот век перенести, являются добродетели: любовь, милосердие, терпение, кротость, целомудрие и прочее. Все это он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и на тот век перенести, и явиться с ними в отечестве своем небесном, и предстать Небесному Отцу. Об этом Христос наш увещевает нас: братия! «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапыва­ют и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21). Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чуже­земца. Так истинного христианина все миро­любцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непо­требного. Об этом говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:19). Говорят, что мо­ре мертвые тела извергает вон, так и мир изго­няет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира. Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странст­вующему человеку хотя и скучно жить на чу­жой стороне, однако живет, ради нужды, по ко­торой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отече­ство и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, бу­дучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вави­лонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище», — го­ворит Павел святой с верными (2Кор 5:2). Вот, что значит быть странником и при­шельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не име­ем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, — и так благодатью Божией спасешься. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь