Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 8 (О высоком достоинстве имени «христианин»)



 

Помните ли вы, что, вступая в Церковь Святую Крещением, как дверьми, отреклись от сатаны и всех дел его злых, то есть: горды­ни, блуда, воровства, хищения, лести, лжи, сквернословия, клеветы, осуждения, злобы, ненависти, зависти, пьянства, любви к миру и всякой неправде, и обещались верою и пре­подобием и правдою служить единому Иису­су Христу, и прицепились к Нему, как к главе члены тела и как к лозе ветви? Если помните, то блаженны вы, если стоите в том. Если же нет, то обратитесь к Нему, и примет вас; и об­ратитесь, пока время не ушло.

Помните ли, что святой апостол припи­сывает христианам: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взя­тые в удел», и прочее (1Петр.2:9)? О, какое лю­безное, вожделенное имя: христианин! О, ка­кое высокое и великолепное достоинство! Оно все титулы мира сего превосходит. Но блаженны вы, если разумеете и храните это сокровище внутри себя. Если же нет, то по­ищите его покаянием, пока «время благоприят­ное, и день спасения» (2Кор 6:2).

Помните ли, что приобщаетесь таинст­венно Телу и Крови Христовым, и потому Самого Святейшего святых и Источника свя­тыни — Христа? О, какое великое и умом не­постижимое дело! Но слушайте и внимайте, что иерей возглашает на Литургии: «Святая святым», — то есть Святые Тайны препода­ются святым. И прежде причащения, и после причащения — всегда берегитесь всякого греха, как скверны, которая и душу и тело оскверняет, и со страхом и верою приступай­те, как иерей или диакон зовет всегда. Вели­кие светильники мира — Василий Великий и Иоанн Златоуст, и прочие — трепетали, при­ступая к такому Таинству, как молитвы их по­казывают; как же нам не трепетать, которые ничто пред ними? Если столпы трепещут и трясутся, то что будет с тростью сокрушен­ной? Худо отлучаться, но худо и неисправно­му приступать. Худо и то, и другое. А из этого следует, что непременно должно христианину исправиться и по-христиански жить, как вера наша требует. О, Боже Сил, Боже наш, «Бог спасающий! Обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:8)!

Помните ли также, что в Писании гово­рится: «Блажен, кто вкусит хлеба в царствии Божием!?» Но там же написано: «Много званых, но мало избранных». Почему? Потому что мно­гие от того великого звания отреклись, и при­лепились к суете мира сего (Лк 14:15-24). По­стараемся, возлюбленные, не только между званными, но и между избранными быть. «Тес­ны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14), и спасается только тот, кто Христов (1 Тим 2:5; Мк.16:16). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Христос говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Христос смиренным и крестным путем шел, — надо и христианам Ему после­довать, дабы с Ним быть и во царствии Его, ибо «раб не больше господина своего» (Ин 13:16).

Помните ли, что христианам наследие и блага Богом уготованы не здесь, в мире этом, — где все общее у благочестивых и не­честивых, Бога ведущих и не ведущих, — но на небесах: блага, говорю, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на серд­це человеку» (1Кор 2:9)? Если помните, то бла­женны вы, если туда стремится дух ваш, — где непрестанно поется песнь сладкая: «Аллилуия» (Откр.19:1, 3, 4, 6), где «дом Божий», в котором «обителей много» (Ин 14:2), — и не прилепляет­ся к суете сердце ваше.

Помните ли, что сказал Господь: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16:26)? Если весь мир ничто перед душевным спасением, то тем более малая частичка мира. Если все богатст­во и слава мира ничто, то тем более малая крупинка богатства и в одном каком-нибудь угле звенящая слава. Рассуждайте об этом, бедные любители богатства и славы, ведь вы ничто предпочита­ете всему! «Блажен муж, который уповает на имя Господне и не взирает на суету и треволне­ния ложные» (Пс.39:5).

Помните ли, что Бог великий и Господь всех, Царь царей и Владыка владеющих пове­левает нам, то есть мне, тебе и всякому: «Люби ближнего твоего», то есть всякого человека, «как самого себя» (Лев 19:18; Мф.19:19)? Власть зем­ную, господина нашего, отца нашего и царя нашего слушаем и исполняем повеление, — Бога ли, Небесного Царя не слушать? О, как страшно и жалостно Создателя и верховнейшего Господа не слушать! Предпочитай, душа моя, волю Господа твоего всему, своей воле, прихотям и вожде­лению твоему. «Не Богу ли будет повиновать­ся душа моя? Ибо от Него спасение мое. Ибо Он Бог мой, и Спаситель мой, Заступник мой» (Пс.61:2-3).

Помните ли, что пища, которую едите, питье, которое пьете, одежда, которою одева­етесь, дома, в которых живете, скот, который служит вам, огонь, который согревает вас, во­да, которая омывает и прохлаждает вас, воз­дух, который сохраняет жизнь вашу, земля, на которой живете, трава, зелье, которое служит нуждам вашим, солнце, луна, звезды, кото­рые освещают вас, и прочее все — Божие? «Господня земля и все, что наполняет ее» (Пс.23:1). Вкушаете благости Божией, но помните ли благого Бога? Насыщаетесь благодеяния­ми, но благодарите ли и почитаете ли Благо­детеля? Не видите Его, но видите блага Его.

Помните ли, что Бог наш на всяком месте, и вы пред Ним ходите, и Он на вас смотрит, и ваши дела видит, и слова ваши слышит? Вы, что ни делаете, говорите, помышляете, пред святыми Его очами все делаете. Воздаете ли Ему поступками вашими почтение, как дети присутствующему своему отцу, рабы присут­ствующему своему господину, подданные присутствующему своему Государю отдают? Бесстыдство и неистовство великое — не воз­давать почтения Тому, Который выше всякой чести. Стыдитесь пред честным человеком бесчинствовать, тем более пред Богом. Бои­тесь пред отцом, господином, начальником и царем грешить, тем более пред Богом, Царем царствующих и Господом господствующих. Не видите вы Его, но Он видит вас и смотрит на вас (Пс.32:13-14; Иов 28:24); не слышите вы Его, но Он слышит вас; не осязаете вы Его, но Он во всемогущей руке Своей содержит вас. В руке Его все концы земли (Пс.94:4). Если в руке Его все концы земли, то я и ты и всякий в ру­ке Его, то есть все в разных концах земли на­ходящиеся. Внимай этому, душа моя, и почи­тай Создателя твоего, как Отца любезного.

Помните ли вы, что святое и страшное имя Божие исповедуете, и в молитве призы­ваете, и воспеваете Его? Рассуждайте же, не оскверняете ли помышлениями злыми сердца вашего, которое к святому Богу возводите? Не оскверняете ли уст ваших сквернословием, кощунствами, клеветами, осуждением и про­чими пороками, — уст, которыми святое и страшное имя Его исповедуете и призываете? Не порочите ли ограблением, хищением, во­ровством, лихоимством и прочими неправда­ми рук ваших, которые к Богу праведному воздеваете? Слышите, что Дух Божий устами апостольскими говорит: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19).

Помните ли и то, возлюбленные, что «вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:19-20). Какая цена дана за вас? Серебро ли, или золото? Нет! Но что? Честная кровь. Чья она? Кто пролил Свою кровь за вас? Простой ли какой человек? Святой ли? Нет. Но кто? Сын Божий, Господь славы, Бог, во плоти явившийся. Божией Кровью куплены вы (Деян.20:28). О, какая великая цена, бесцен­ная цена дана за вас! И потому «вы не свои». Чьи же? Того, Кто купил вас Себе такой дорогой ценой, ценой Крови Своей. Христовы вы, а не свои. Христос вас купил Себе. Ему же, как купившему вас, служить, волю Его испол­нять, для Него жить, как рабы Его, а не для себя жить, не свою волю исполнять, не своим прихотям служить должны. «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», — увещевает вас Дух Святой через апостола Своего (1Кор 6:20). О Господи Боже наш! Стяжи нас. О Ис­купитель наш! Помилуй нас, дабы мы жили для Тебя и прославляли Тебя, так высоко поч­тившего нас.

Помните ли и внимаете ли тому, что Гос­подь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи!— и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Госпо­ди, Господи! Раб верный волю господина сво­его творит и послушлив ему.

Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и ра­бов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пасты­рей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и воз­раст? И вы, и я на том суде явимся. И поста­вит Судия праведных «по правую Свою сторону», а грешных — «по левую», и после суда и опреде­ления Судии «пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:31-46).

Помните ли, что «придет день Господень, как тать ночью», то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: «Вот, Жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд!

Помните ли, что «от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место» (Откр.20:11)? «И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:14-17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие за­хватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносят­ся, как кедры ливанские. «Близко» уже день тот (Откр.1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак.5:8-9). Уже знаки его являются, а «тог­да небеса с шумом прейдут, стихии же, разго­ревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Гос­подень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, да­бы не застал вас неготовыми. «Блаженны те, которых Господь, придя, найдет бодрствую­щими» (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, челове­колюбец, грешника! Спасайтесь, любезные, и обо мне моли­тесь.

 

Письмо 9 (Что значит: внимай се­бе?)

Спрашиваешь ты, что значит: внимай се­бе?

Ответ. Называешься христианином, но творишь ли дела, христианину приличные? Внимай себе. - Бога исповедуешь, но почитаешь ли Бога доброй совестью? Внимай себе. - В Крещении святом отрекся ты от сатаны и всех дел его злых, но не обратился ли опять во след его злой и развращенной жизнью? Внимай себе. -Обещал ты при Крещении верой и правдой служить Христу, Сыну Божию, но помнишь ли и хранишь ли обеты твои? Внимай себе. - Слышишь из Божия слова, что Бог на вся­ком месте есть, и всякое дело, помышление, начинание и намерение видит. Слушай, что Писание Святое об этом говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, Боже, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, — Ты там; сойду ли во ад, — Ты там; если подниму крилья мои рано и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя на­ставит меня, и удержит мя десница Твоя» (Пс.138:7, 10). «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человече­ские, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир 23:27-29). Очи Твои, Господи, «отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его» (Иер.32:19; Притч 15:3; Евр.4:13 и в прочих местах). Слушай, что об этом премудрый Августин к Богу говорит: «Признаюсь, Господи, что все, что ни делаю, и какое дело ни делаю, пред Тобою делаю, и все то, что делаю, лучше Ты видишь, нежели я, который делаю. Ибо, что ни делаю, Ты равно всегда присутствуешь, как всегдашний назиратель всех помышлений, намерений, услаждений и деяний моих». А что Августин о себе признает, то и всякий о себе должен при­знавать. Но воздаешь ли Ему поступками тво­ими в делах, в словах, в начинаниях и намере­ниях почтение, как воздают дети присутству­ющему отцу, рабы присутствующему господи­ну, подданные присутствующему монарху? Внимай себе. - Бесстыдно, и досаждение монарху — пред ним бесчинствовать. Всякое беззаконие, де­лом, или словом, или помышлением совер­шаемое, есть бесчиние пред Богом, и Ему до­саждение, и нам вред. Внимай себе. - Блудодействуешь ли делом или помышле­нием, крадешь ли и похищаешь, обманыва­ешь ли, льстишь, лжешь, злословишь ли, хулишь ближнего, и прочие беззакония тво­ришь ли, — пред очами Божиими бесчинству­ешь, и потому бесстыдно поступаешь пред Божиим величеством, и Ему досаждаешь, и себе вредишь. Рассуждай об этом. - Возводишь к Богу сердце твое в молитве? Но не оскверняешь ли сердца твоего злыми и скверными помышлениями и не держишь ли гнева на ближнего твоего? Внимай себе. - Воздеваешь руки твои к Богу? Но не оск­верняешь ли их ограблением, хищением и прочей неправдой? Внимай себе. - Призываешь устами твоими святое и страшное имя Божие? Но не порочишь ли их злословием, клеветой, осуждением, лестью, ложью и прочими пороками? Внимай себе. - Стоишь пред Богом в молитве телом? Но стоишь ли духом? Поклоняешься пред Ним телом? Но поклоняешься ли духом и серд­цем? Не иное ли в молитве язык говорит, а иное ум помышляет? Внимай себе. - Просишь у Бога прощения согрешений? Но сам прощаешь ли ближнему твоему? Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли ближнего твоего, тебе подобного человека? Говоришь к Богу: «Услышь Господи!». Но сам не затыкаешь ли ушей, когда ближний твой просит тебя? Внимай себе. Ибо, каким хотим Бога по отношению к себе иметь, такими же должны мы быть по отношению к ближним нашим, и какими мы к ближним нашим бу­дем, таким и Бог к нам будет. Слушаем мы ближних, просящих нас, — слушает и Бог нас. Милуем мы бедных, братию нашу, — милует и Бог нас, бедных. «Оставляем мы должником нашим», — оставляет и Бог нам долги наши. Бог более внимает и слушает милость нашу, нежели молитву творимую, и более на сердце незлобивое, сострадательное, милостивое и доброхотное смотрит, нежели на частое по­вторение: «Господи, Господи». Ибо Бог милостив и праведен: будучи милостивым, любит ми­лость и творящего милость милует, а посколь­ку праведен, отнимает праведно милость от того, кто сам не хочет миловать. Прочитай притчу о должнике и товарище его (Мф.18:23-35), и увидишь истину эту. Получаешь от Бога пищу, питье, одеяние, дом и прочие блага, но помнишь ли Благоде­теля и благодаришь ли Его от сердца? Внимай себе. Мы так нищи и убоги, что ничего свое­го, кроме грехов и немощей, не имеем, и столько благодеяний от Создателя нашего по­лучаем, что и минуты единой без Него жить не можем. Но когда грешим, то великого Бла­годетеля этим бесстыдно оскорбляем и небла­годарными Ему являемся. Тяжко человека-благодетеля оскорбить, но сколь несравненно тяжелее Бога, Который есть едина благость и любовь, Который и злотворящим нам и Его оскорбляющим благотворить не перестает! Внимай этому. Знай точно, друг, что лучше несколько раз умереть, нежели Бога, вечную благостыню, хо­тя бы малым чем оскорбить. Кто против Бога согрешает и так оскорбляет Его, тот подобно тому поступает, который от человека-благоде­теля всякое добро получает, но его ругает и бесчестит. Рассуждай об этом и внимай себе. Знаешь, что Христос Сын Божий искупил тебя от дьявола, ада, смерти вечной не сереб­ром и золотом, но честною Своею Кровью, вспоминаешь ли сие великое и умом непости­жимое дело Его? Помнишь ли об этом каж­дый день и благодаришь ли такого великого Благодетеля от чистого сердца? Внимай себе. Не пощадил Он Крови Своей ради тебя, не щадишь ли ты денег ради имени Его? Претерпел Он со всякой кротостью хулы и поношения ради тебя, не мстишь ли ты за по­носное и хульное слово ближнему твоему и претерпеваешь ли это с кротостью? Внимай себе. Пострадал Он и умер ради тебя, показыва­ешь ли ты себя готовым к страданию и смер­ти ради Него? Внимай себе. Понес Он крест претяжкий, твоими и все­го мира грехами отягощенный, несешь ли и ты крест, какой тебе Бог возложил, без ропта­ния и негодования, но более того, с благода­рением, и последуешь ли Ему? Внимай себе. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сде­лал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2:21-23). Пил Он горькую чашу за грехи твои, как Евангелие учит, не ус­лаждаешься ли ты грехами, за которые Хрис­тос такую горесть вкусил? Внимай себе. Называешь Его Господом. Подлинно Он Господь есть: «Господь имя Ему» (Иер.33:2). Но служишь ли Ему как раб Господу своему? Внимай себе. Купил Он тебя Себе в рабы не серебром и золотом, но Своею Кровью, как сказано, и по­тому ты не свой, но Его купленный раб. Не жи­вешь ли ты по своей, а не по Его воле? Пови­нуешься ли и угождаешь ли Ему, как Господу своему, как апостол говорит: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор 5:15)? «Внимай себе». Не принуждает Он никого угождать и ра­ботать ради Себя, как господа мира сего дела­ют, но с любовью призывает; и любовь Его, нам оказанная, убеждает, и наша должность, которую мы должны оказывать Ему, как Со­здателю, и Господу, и Искупителю нашему, и высочайшему Благодетелю. И то, что угожда­ем и работаем ради Него, — нам, а не Ему по­лезно. И если не делаем того, то нам вред, а не Ему. Внимай себе. Возлюбил Он тебя, врага Своего, так что и умереть за тебя не отрекся, но любишь ли ты Его, так сильно любящего тебя Благодетеля твоего? Внимай себе. Истинная же любовь познается не от слов, но от дел, не от частого повторения: «Господи, Господи», — но от испол­нения воли Его, по слову Его: «Кто имеет за­поведи Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21). Представляется тебе ближний твой, как сам ты себе, и повелено тебе любить его, как себя самого. Любишь ли ты его? Не творишь ли ему того, чего себе не хочешь, и делаешь ли ему то, чего себе хочешь? Радуешься ли с ним, ра­дующимся, и печалишься ли с печалующимся? Сострадаешь ли страждущему? Помогаешь ли бедствующему? Стараешься ли утешить печального? Хочешь ли напитать голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и прочие дела милости оказывать? И когда можешь, оказываешь ли? И когда не можешь, состра­даешь ли ему сердечно? Внимай себе. Ближние мы все друг другу: богатые ни­щим, здоровые немощным, разумные нера­зумным, свободные заключенным в темнице, власти подвластным и подвластные властям, родители детям и дети родителям, пастыри людям и люди пастырям, господа рабам и ра­бы господам, мужи женам и жены мужьям, учителя ученикам и ученики учителям, ста­рые молодым и молодые старым. Словом, всякий человек любовью должен ближнему своему, и все христиане призваны «любовью служить друг другу», по слову апостольскому (Рим 13:8; Галл.5:13). Словом Божиим позван ты и Кровью Христовою искуплен для вечной жизни, за­ботишься ли о том? Ищешь ли того со всяким усердием? Не гоняешься ли за суетой мира сего? Не прилагается ли сердце твое к миру сему? Помнишь ли, что ты странник и путник в мире этом, как все благочестивые люди ду­мают о себе? Внимай себе. Видишь, что смерть молодых и старых, готовых и неготовых восхищает различным образом, — помнишь ли ты час сей, который все святые помнили, и с воздыханием, слеза­ми и покаянием ожидали того, и так к тому приуготовляли себя? Помнишь ли час тот, от которого следует или вечно жить, или вечно умереть; или в вечном блаженстве быть, или в вечном мучении; или с Христом в небе царст­вовать, или с дьяволом и ангелами его в огне гееннском мучиться, — помнишь ли сей страшный час? Внимай себе. Видишь, что никто из умирающих ничего с собой отсюда не берет, ни богатства, ни чес­ти, ни славы, ни иного чего, но все с миром оставляет. Помнишь ли, что и ты все оста­вишь и как нагим вошел в мир, так нагим и изыдешь от мира? Внимай себе. Нежданно приходит час тот, и готового и неготового на тот век отсылает. Готовишься ли ты к часу тому и стараешься ли ныне в жиз­ни твоей таким быть, каким хочешь обрестись в час тот? Хочешь ли блаженным умереть? Стараешься ли ты благочестиво жить, от вся­кого греха убегать и всякой добродетели при­лежать, Бога с усердием призывать и Ему ве­рою и правдою угождать? Внимай себе. А ка­ким от мира этого отойдешь, таким и суду Христову явишься. Приступают христиане к святейшей Евха­ристии Тела и Крови Христовой; преподается эта святыня благочестивым и святым, как ие­рей возглашает: «Святая святым». Ты как при­ступаешь к великому сему Таинству? С какой верой и совестью? Помнишь ли, что апостол написал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1Кор.11:28)? Внимай себе. Страшно неисправному приступать, страшно и отлучаться! Внимай этому. Начальник ли ты? Как людьми Божиими, братией твоей, управляешь? Печешься ли об их общей пользе? Искореняешь ли неправду и насаждаешь ли правду? Удерживаешь ли своевольство бесчинных и защищаешь ли не­повинных? Внимай себе. Подначальный ты? Почитаешь ли началь­ника твоего и повинуешься ли ему Бога ради? Внимай себе. «Ибо нет власти не от Бога» (Рим 13:1). Судия ли ты? Как судишь людей, тебе по­добных? Стараешься ли изыскивать истину, хранишь ли правду, как ты пред Богом обе­щал? Не поступаешь ли против совести? Не оправдываешь ли беззаконного и не осужда­ешь ли неповинного? Не приемлешь ли лиц в суде? Не боишься ли больше, чем Бога, подоб­ного тебе человека, хотя и высшего? Помнишь ли, что и сам ты суду Божию предстанешь? Внимай себе. Если тебя призвали в суд, как отвечаешь? То ли свидетельствуешь людям, что совесть свидетельствует тебе? Не иное ли совесть, а иное язык говорит? Внимай себе. Пастырь ты? Как пасешь овец Христо­вых, Кровью Его искупленных? Питаешь ли их Словом Божиим? Ведешь ли их за собой примером доброго жития? Хранишь ли их от духовных зверей, дьяволов? Обращаешь ли заблудших на путь истины, и прочее? Внимай себе. В пастве находящийся, как поступаешь с пастырем твоим? Почитаешь ли его, любишь ли его, повинуешься ли ему? Показываешь ли благодарность ему, трудящемуся ради тебя и ищущему спасения твоего? Внимай себе. Господин ты? Как поступаешь с рабами и крестьянами твоими? Довольствуются ли они пищей и одеждой? Имеют ли время для отды­ха? Помнишь ли, что как ты хочешь есть, пить, отдыхать, одеваться, так и они хотят; ка­кую ты плоть имеешь, такую и они имеют; как твоя страждущая плоть болит, так и их. По­мнишь ли это? Помнишь ли, что и ты Господа имеешь на небесах, у Которого нет лицеприя­тия, суду Которого с рабами и крестьянами твоими предстанешь, и как с ними поступал ты, ответ воздашь? Внимай себе. Раб ты? Как господину твоему служишь? Не пред глазами ли его только ему угожда­ешь? Повинуешься ли ему, исполняешь ли от доброй совести повеления его? Внимай себе. Отец ты? Как поступаешь с детьми? Учишь ли их страху Божию? Воспитываешь ли их в звании христианском? Показываешь ли им образ добрых дел? Внимай себе. Сын или дочь ты? Почитаешь ли отца и мать твою, как Бог велит? Внимай себе. Муж и жена! Как друг с другом поступае­те? Храните ли верно супружескую верность? Любите ли взаимно друг друга? Помните ли, что вы — «одна плоть» (Еф.5:31; Быт 2:24)? Вни­майте себе. Богатый ты? Как и на что расточаешь бо­гатство твое? Помнишь ли, что оно добро Божие, данное тебе не для прихотей твоих и рос­коши, но для нужды твоей и ближнего твоего? Помнишь ли, что ты «управитель» и распоряди­тель, а не хозяин (Лк 16:1)? Ибо все — Божие есть: «Господня земля и все, что наполняет ее» (Пс.23:3). Как Божие добро расходуешь? Снабдеваешь ли ты нищих и бедных людей Божиих? Помнишь ли, что ответ следует тебе дать о данном тебе богатстве? Помнишь ли, что богатство, на роскошь и прихоти растра­ченное, погибает, а в руки нищих и бедных людей данное сохраняется и с великим при­бытком в вечной жизни дающему возвраща­ется (Лк 14:13-14; Пс.40:2-4; Мк.9:41)? Вни­май себе. Нищий ты, и принимаешь милостыню? Как и на что подаваемую тебе Христа ради милостыню принимаешь? На нужду ли, или на роскошь и прихоти? Не служишь ли среб­ролюбию и мамоне под видом нищеты? Не собираешь ли от милостыни богатства? Не похищаешь ли у истинно нищих и бедных до­бра? Не притворяешься ли нищим, имея до­вольствие? Не притворяешься ли немощным, будучи здоров? Не живешь ли в праздности и от того не имеешь чем питаться? Внимай себе. Купец ты? Как покупаешь и продаешь? Не продаешь ли худые вещи за добрые и дешевые за дорогие? Не требуешь ли большей цены за товар твой, нежели он стоит? Не обманыва­ешь ли в продаже ближнего твоего, чего сам себе не хочешь? Не призываешь ли святого и страшного имени Божия в ложной клятве ра­ди скверного прибытка? Внимай себе. Разумный ты, и дар учения имеешь? Как и на что дарованный тебе от Бога талант упо­требляешь? Ищешь ли от того славы Божией и ближнему твоему пользы? Внимай себе. - Словом, всякий христианин! Как посту­паешь пред Богом, все назирающим? Как го­воришь, делаешь, мыслишь, каким сердцем с ближним твоим обходишься? Как и в чем вре­мя, данное тебе от Бога на покаяние, прово­дишь? Не изнуряешь ли его в праздности и суетных забавах? Помнишь ли, что время до­рого, и как слово сказанное, так оно, поте­рянное, не возвращается? Помнишь ли, что чем более живешь, тем ближе к смерти, суду Христову и вечности приближаешься, и не­пременно всякий или в блаженную, или му­чительную вечность пойдет? Внимай себе! - Помни и ты, душа моя, что ближнему тво­ему советуешь, и поступаешь ли по сему? Внимай себе! Вот что значит: внимай себе. Помни об этом, рассуждай и внимай себе, дабы спас­тись. Спасайся о Христе.

 

Письмо 10 (Что апостол называет «корнем всех зол», и о том, кого можно назвать истинно бо­гатым)

Писал я прежде тебе кое о чем, ныне же пишу о том, что апостол называет «корнем всех зол», и о том, кого можно назвать истинно бо­гатым. А в начале полагаю апостольское слово о «желающих обогащаться, о которых апостол так говорит: Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сре­бролюбие» (1 Тим 6:9-10). Внимай же следую­щим пунктам и увидишь.

1) Похоть богатства не только сама по се­бе зла и вредна, но и всему злу виновна. Она против всех заповедей Божиих вооружает че­ловека и научает их разорять. Против заповеди первой: «Я Господь Бог твой». Отводит человека от послушания, на­дежды на Бога и в бесстрашие приводит. Многие собирают богатство ради того, чтобы с помощью него от бед находящих избавить­ся, и в приключившейся напасти говорят к сокровищу: ты моя надежда, — что особенно в нынешнее время бывает, когда золото и се­ребро на суде голос свой подает, а правда мол­чит. Поэтому апостол увещевает: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство невер­ное, но на Бога Живаго» (1 Тим 6:17). Против второй заповеди: «Не сотвори себе кумира. Любостяжание есть идолослужение» (Кол 3:5), а «любостяжатель есть идолослужитель» (Еф.5:5). Любостяжание есть похоть бо­гатства и сребролюбие. Сколь многие предают и записывают себя дьяволу, и ему, как рабы, поклоняются ради богатства! Против третьей: «Не произноси имени Гос­пода Бога твоего напрасно». Сколь многие, приходя к власти и становясь судьей, ложно присягают, и, присягнув, нарушают присягу, и так «произносят» великое и страшное «имя Божие напрасно», ради богатства, — многие ты­сячи о том свидетельствуют. Сколь многие купцы бесстрашно и беззаконно клянутся именем Божиим, что столько и столько това­ры их стоят, но на самом деле иначе есть, и так лгут, и имя Божие святое бесчестят ради корысти. О, злая похоть! Куда бедного чело­века приводит! Имя Божие великое и страш­ное ложно, напрасно и ради скверного при­бытка призывать научает! Против четвертой: «Помни день субботний», и прочее. Сколь многие во дни праздничные, Богослужению посвященные, ради прибытка оставляют церковь и Богослужение и делают то, что похоти их угодно! Против пятой: «Почитай отца твоего», и прочее. Сколь многие дети оставляют родите­лей своих и не помогают им в нужде и старо­сти, чтобы имению их ущерба не было, и дела­ются «хуже неверных» (1 Тим 5:8)! Сколько таких есть, которые ради серебра и золота предают и продают отечество, и в нем дома свои, и роди­телей и жен и детей своих! Читай истории и увидишь. И когда бы ныне того не было! Против шестой: «Не убивай». Сколь многие убивают ради серебра и золота, и не щадят по­добных себе людей, по образу Божию сотво­ренных, и проливают кровь неповинную! Сколь многие вдаются в разбои! Против седьмой: «Не прелюбодействуй». Сколь многие жены и девы сделались и дела­ются явными блудницами ради собрания богатства, истории о том свидетельствуют. Против восьмой: «Не кради». Невозможно исчислить, сколько много обманных, явных и тайных хищений вымышляет похоть эта, так что мало кто от них свободен, а особенно куп­цы, сильные люди, богатые, властью облечен­ные и служащие им, заседающие в судебных местах и служители канцелярские. Истинно некто написал: «Мир ворами наполнен». Против девятой: «Не лжесвидетельствуй». Сколь многие подкупаются серебром и золо­том, и ложь говорят на судах, и так продают истину и правду ради прибытка, и оправдыва­ют виноватого, и осуждают неповинного и правого! Так стражи гроба Господня, подкуп­ленные архиереями, ложно и против совести говорили, что ученики Его украли ночью, когда они спали, и скрывали истину о воскре­сении Его (Мф.28:15). Против десятой: «Не пожелай». Чего чужого не желает похоть эта? Ей все надо, чтобы в доме у себя иметь. На все чужое глаза прости­рает. Видишь корень всему злу! Отсеки же ко­рень, и иссохнут злые его ветви. Отрекись от похоти и не впадаешь во зло. «Не пожелай», будь доволен тем, что имеешь, и свободен бу­дешь от зол.

2) Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1Кор.6:10; Еф.5:5), и осматривайся, нет ли ее в тебе, поскольку она сокровенна. Блудная похоть и страсть к пьянству видны, а сребролюбцем никто еще себя не называл. Но мало в ком этой страсти нет, как ты видел. Испытывай же себя внима­тельно, не гнездится ли она в сердце твоем. А средство для того, чтобы избежать ее, такое есть: думай и помни, что в мире оставишь все, что ни собирается, а одно только благочестие с тобой от мира отойдет, о чем ниже.

3) Как входят в мир все равными, то есть нагими и убогими, так и от мира исходят все равными, кроме того, что иной грешным, а иной праведным отходит. «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вы­нести из него», — говорит апостол (1 Тим 6:7). И Иов сказал: «Наг я вышел из чрева матери мо­ей, наг и возвращусь» (Иов 1:21). И сама жизнь показывает то. Где лежит богатый в земле по смерти, где убогий, где господин, где раб, не­возможно познать. Вот средство против похо­ти сребролюбия: изыдешь от мира без всего и явишься пред Господом, только берегись, чтобы с той похотью не явиться пред Ним. Она сама обличит и осудит тебя пред Ним, и покажет, чем твое сердце занято было в мире, что ты любил и чего искал, Бога ли, или сере­бро. Помни это, и отойдет от тебя похоть сия. Блажен и мудр, кто с Иовом говорит: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» туда, куда все идут живущие на земле!

4) Кто богат и кто убог? Богат, кто более не желает, но довольствуется тем, что имеет, а кто большего и большего желает, тот убог. Сытым называем того, кто есть не хочет, а го­лодным того, кто хочет. Так богатым назвать должно того, кто ничего более не желает, а убогим того, кто большего желает богатства. Не амбар, и не сундуки, и не карман богаты­ми называются, но человек. Следовательно, кто хотя и пустые сундуки и амбар имеет, но довольствуется тем, что имеет, — тот богат, а кто хотя и полные сундуки имеет, но больше­го желает, — тот убог и беден, ибо в сердце ничего не имеет, а не имеет, потому что жела­ет. Многого тому не достает, кто много жела­ет; малого не достает тому, кто мало желает; ничего тому не нужно, кто ничего не желает. Есть у него что — хорошо, нет чего — и то хо­рошо: и имением и неимением, и богатством и убожеством доволен. Пища и одежда — до­вольство его. Блаженно таковое сердце! Сей есть путник и странник в мире этом.

5) Только благочестивые богаты, по свиде­тельству апостола Павла: «Великое приобрете­ние — быть благочестивым и довольным» (1 Тим 6:6). Что значит: «приобретение»? Это то же, что и богатство, сокровище. Что значит: быть до­вольным? Быть довольным тем, что имеешь, малое ли или великое, многое ли или немно­гое (об этом в 4-м пункте сказано). Великое сокровище имеет тот, кто благочестие имеет. Почему? Потому что имеет сокровище, кото­рое несравненно лучше сокровища мира сего; и внутри себя имеет, а не вне; и неотъемлемо имеет, и ныне с ним, и в смерти с ним, и по смерти с ним пребывает. Что же это за сокро­вище? Вера живая, познание Бога и почита­ние, благодать Святого Духа и надежда на­следия вечного на небесах, — все, что в бла­гочестии заключается. Вот в чем сокровище и богатство благочестивых! Они, возложив на­дежду на Бога, довольствуются Богом, как крайним добром, больше Которого нет добра и от Которого всякое добро происходит. Бог им «великая награда», богатство, сокровище и слава, и в блаженной жизни «будет все во всем» (1Кор.15:28). Нечестивые богатство, которое имеют, то есть тленное и скоропреходящее, имеют как во сне, и потому бедны и убоги; и оставив все то, которым, как во сне, довольствовались, до такой дойдут нищеты, что будут желать капли воды всю вечность, и никто не даст им, что видно на примере евангельского богача (Лк 16:24). И Господь подтверждает это, говоря: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26) Хотя и богаты нечестивые, но в амбарах и сундуках богаты, а не в себе, и то, как во сне. Вчераш­ний день и все прошедшее время, как снови­дение у нас, так и богатство мира сего как сно­видение по смерти будет. Кто во сне что видит, до тех пор видит, пока спит, а пробудившись, ничего не видит, но только сновидение по­мнит. Так и человек богатый, пока живет, ви­дит богатство свое, а как умрет, все от него как сновидение отходит, и ничего не имеет у себя, кроме памяти и злой совести, ибо «собирал со­кровища для себя, а не в Бога богател» (Лк 12:21). Не так благочестивые, не так! Они и здесь богаты и там богатейшими будут. Они и здесь носят и имеют сокровище свое «в глиняных сосу­дах», и там наследуют блага, которых не видел глаз, «не слышало ухо, и не приходило то на серд­це человеку» (2Кор.4:7; 1Кор.2:9). Итак, то бо­гатство истинно, которое внутри у человека, и не отлучается от него, и с ним отходит отсюда на тот век, — богатство это есть благочестие. И тот только богат, кто внутри себя сокрови­ще благочестия имеет.

6) Постараемся, братия, это сокровище иметь, а не то, которое отходит от нас и мно­гократно препятствует нам искать истинное сокровище, о котором говорит Господь: «Соби­райте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20). Не будем же смотреть на тех, которые богатеют в веке этом, ибо и они все оставят, и пойдут нагими. «Не смущай­ся, — говорит Давид, — когда разбогатеет че­ловек, или когда умножится слава дома его, ибо, умирая, он ничего не возьмет с собой, и не сойдет с ним (в землю) слава его» (Пс.48:17-18). Богатство само по себе есть добро, и не вредит человеку, но пользу приносит; вред же или польза будет от богатства — зависит со стороны человека: каков человек, который имеет его, таковым и бывает для него богатст­во, или вредным, или полезным. Так вино ра­зумному — лекарство, а безумному яд; меч до­брому — защита, а злому — пагуба и ему, и другим; огонь и пользу приносит, и вред: пользу приносит тому, кто осторожно его упо­требляет, а вред тому, кто неосторожно с ним поступает или во зло ближнему употребляет. Сам разум и полезен, и вреден: полезен тому, кто на пользу свою и ближнего его употребля­ет, а вреден тому, кто его во вред ближнему, следовательно, и себе употребляет, ибо не мо­жет человек вредить ближнему без большего вреда для себя. Так и богатство таково бывает, каково сердце у человека. Но поскольку чело­век развращенное имеет сердце и в счастье не может умеренно поступать, то по большей ча­сти богатство вредит ему не со своей стороны, но со стороны человека, который не может правильно добро употреблять. Потому апостол говорит: «Желающие обога­щаться впадают в искушение и в сеть», и про­чее. Потому Господь учит, что трудно богато­му войти в царство небесное; и еще говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» (Мф.19:23-24). Потому Приточник молится: «Ни­щеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «Кто Господь?» — и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30:8-9). И Давид, будучи богат и славен, молится Богу: «Прикло­ни сердце мое к откровениям Твоим, а не к лихо­имству» (Пс.118:36). И других увещевал: «Если богатство притекает, не прилагайте (к нему) сердца» (Пс.61:11). И апостол увещает: «Время уже коротко, так что и пользующиеся миром сим, должны быть как не пользующиеся; ибо преходит образ мира сего» (1Кор.7:29, 31). Примечай, возлюбленный, и рассуждай о словах апостольских: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие без­рассудные и вредные похоти, которые погружа­ют людей в бедствие и пагубу»; — и о Христо­вых словах: «Трудно богатому войти в царство небесное»; — и берегись обогащаться, дабы бо­гатство не погрузило тебя в бездну.

7) И если имеешь богатство, расходуй его так, как Слово Божие учит. Уверься точно, что богатство и наследие христианское сокровен­но на небесах, и несравненно лучше, нежели земное и временное, — тогда все земное и временное как ничто вменишь, и к вечному всегдашним желанием будешь стремиться. Ибо, где сокровище твое будет, там будет и сердце твое (Мф.6:21). Как сыновья века сего лучше избирают золото и серебро, нежели медь, так сыновья царствия, истинные хрис­тиане, презрев все сокровища мира сего, всем желанием стремятся к горнему. Там их отече­ство, и наследие, и богатство, и слава, и честь, и дом, и все сокровище там. Там и вечеря, и брак, и утешение, и веселие, и радость угото­вана. Там одежда праздничная и брачная го­това им. Там ждет их Отец Небесный и лики святых: «Блажен, кто вкусит хлеба в царствии Божием» (Лк 14:15). Однако «много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Постараемся быть, возлюбленный, не только между званными, но и между избран­ными, дабы и мы сподобились есть и пить за трапезой Христовой в царстве Его (Лк 22:30). О Господи, сподоби! О Господи, приведи! О Милостивый, помилуй и услышь нас! Но надо прежде горести вкусить и со Хри­стом терпеть, как говорит апостол (2 Тим 2:12). «Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк 22:28-30). Сколь сладко будет есть и пить на трапезе той! Но прелесть богатства, славы суетной и роскоши и слас­тей, отводит бедного человека от того. «Открой очи твои» (Пс.108:18), о человек, и познай прелесть. Отведи очи и ум твой и серд­це твое от земли, и обрати к небесам. Уверься точно, что ты странник и пришелец здесь, и тогда познаешь прелесть, и доволен будешь тем, что имеешь, хотя и малое, и все в мире со страхом, как странник и пришелец, употреб­лять будешь. Ибо кто на пути обременяет се­бя? Не скорее ли всякое бремя свергает, чтобы легче идти? Кто в чужой стране скрывает со­кровище себе? Не в отечество ли свое пересы­лает? На пути и в чужой стране ты, христиа­нин! К горнему Иерусалиму позван ты, и там тебе отечество Бог показал. Почему ж на пути и в чужой стране хочешь обогащаться? Ведь туда этого богатства не возьмешь, а все оста­вишь здесь, в чужой стране. Там богатство уготовано не тленное, а нетленное и неотъем­лемое, но «любящим Бога» (1Кор 2:9), а не сере­бро и золото любящим.

9) Если кто праведно приобретенное бо­гатство имеет (хотя то редко бывает), и упо­требляет его не на роскошь, неумеренные строения и прочую суету, но сам им довольст­вуется умеренно, и храмы Божии, богадельни и нищих снабдевает, и «не высоко думает о себе и уповает не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаж­дения; благодетельствует, богатеет добрыми делами, щедр и общителен» и прочее (1 Тим 6:17-18), то тому богатство не только не вре­дит, но и пользу приносит.

10) Если кто неправедно собрал богатство, тому надо праведно расточить то, что с оби­дой для ближнего собрал, подражая Закхею мытарю (Лк 19:8). Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь