Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феноменологическая социология: А. Щюц, Г.Бергер, Т. Лукман.



Громов. Западная теоретическая социолоия. С. 115.

В основе феноменологической социологии лежит европейская школа феноменологической философии. Появилась в 60-е г. В США. Основатель феноменологической философии – Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Научное знание все более отрывается от повседневности (источник познания) и феноменология способа восстановить эту связь. Феноменологическая социология использовала тот же аргумент против структурного функционализма, утверждая его оторванность от социального опыта и социальной жизни.

Черты феноменологической философии: «феноменологическая редукция» ( выведение за скобки – предположение о том, что мир вокруг нас – творение нашего сознания (в центре внимания). Внешний мир существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только через осознание его. => Мир внутри нас. Социология (и другие науки) должна изучать не внешний мир, а тот, который мы структурируем в нашем сознании – изучать благодаря феноменологической редукции. Это использует феноменологическая социология – исходная точка … общества. Кроме того, опора на то, как Э. Гуссерль понимает трансцидентальное эго )отсюда А. Щюц выводит понятие интерсубъективности).

Громов.

Альфред Щюц (1899 – 1959) – первый из учеников Э. Гуссерля, после прихода фашистов к власти эмигрировал в США. Был банкиром (всю жизнь) и преподавателем – влияние идеи американского прагматизма и символического интеракционизма – феноменологическое понимание мира.

Основные труды: «Феноменология социального мира» (1932) – известность только в 60-х гг., «Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию» - немецкий вариант.

Главное – опыт нашего сознания (проявление феномена), который поступает через чувственное восприятие объектов. Мы наделяем их определенным значением и они вписываются в мир, создаваемый нашим сознанием (значения создаются в процессе типологизации то есть мы создаем значимый контекст – совокупность критериев, с помощью которых мы организуем чувственный опыт в значимый мир – создаем «запасы знаний» (само по себе разумеется знание о мире, его объектах) – знание здравого смысла, знание о мире (в чем-то человек эксперт, в чем-то дилетант). Мир создается непрерывно, здесь и сейчас в определенном пространстве и ситуации.

Переход от личности к обществу. На определенной стадии развития индивидуальный запас знаний должен быть разделен с другими людьми - совмещение миров на основе «само собой разумеющихся понятии» - «жизненный мир» (упорядоченный мир вне хаоса чувственного опыта и вне наших индивидуальностей) – его и должна изучать социология (это «здравый смысл»).

Давыдов.

Основа социологии Шюца – феноменология Э Гуссерль + понимающая социология М. вебера. От Гуссерля – понятие «жизненный мир» - непосредственно переживает опыт. Социальное действие (от Вебера) – имеющее для действующего индивида субъективно подразумеваемый смысл.

Социология Щюца – здравый смысл + повседневное знание опыт. Обыденное и научное познание в принципе не разделимы - релятивизм. Щюц выделяет биографическую ситуацию индивида. Уникальна – превращает мир вообще в «мой собственный мир» - Я в центре – моя собственная перспектива и интерпретация окружающего. Но есть общее между всеми биографиями (есть то, что типично для всех, в силу образования и воспитания «всеобщей истории и т.д.) – индивид видит мир частью обобщенно (в его типических характеристиках), частью в его индивидуальных свойствах. Но все равно каждое видение уникально.

Как тогда осуществляют взаимодействие и понимают друг друга люди?

1. Взаимозаменяемость точек зрения *перспектива) – другой человек предполагает \, что он видит мир также, как и я, если поменяемся местами.

2. Совпадение систем релевантности – я и другое человек отбираем и интерпретируем обобщенные объекты и их характеристики одинаковым способом, с очки зрения наших практических целей.

Это анонимное, ничье знание (оно свойственно каждому и никому в частности0. Это объективное знание. Это и есть мир повседневной жизни (жизненный мир, как он воспринимается с согласия подавляющего большинства социальных индивидов. Социальное взаимодействие – такое взаимодействие, которое считается типичным (мотивы, личности и т.д.). следовательно, чем больше степень анонимности и типичности взаимодействия, тем оно стандартизировано, институционализировано, согласовано, успешно. Повседневная жизнь почти полностью состоит из действий, которые понятны, разумны, предсказуемы и в этом в смысле рациональны (это не логическая рациональность Вебера – здесь все принято на веру – это категория нормального).

Повседневная реальность – реальность особого рода. Концепция множественности реальности – существует многообразные миры опыта, единственным критерием реальности которых служит психологическая убежденность, вера в их реальное существование. Пример: мир науки, мир сна и т.д. по Шюцу, это конечные области значений (особая форма активности сознания - сон, бодрствование и т.д. преобладающая форма деятельности – мышление, физическая активность, воображение и т.д. личностная вовлеченность, фрагментарно, целиком, переживание времени, форма социальности ит.д.)

Между этими областями нет прямого перехода – переход из одной области в другую скачок, новое переживание.

Особенности повседневности- бодрствование, нет сомнений в существовании мира, трудовая деятельность (особо важна), личность целостная, мир взаимодействий типизирован, стандартное время = трудовое время – время трудовых ритмов.

Повседневность – верховная реальность, она единична, человек всегда в нее возвращается. Это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и переживания мира, возникающей на основе трудовой деятельности.

Социология -> особая реальность, строительные конструкты второго порядка (отражают конструкты второго порядка) = идеальные типы идеальных типов, т.е.социолог должен формулировать ясные и последовательные объяснения предмета. Конструировать типы тех типов, которые исследуемые объекты конструируют для своих практических целей.

Это не конструкты первого порядка (повседневные типы)

Зборовский.

«Концепция возвращающегося домой» - одна из работ Щюца (социально-философский очерк). С чего начинается каждый человек – это наше место в мире, человек возвращается с войны, командировки и т.д. и он другой, и дом другой. Отсюда непонимание. Проблема, как снова включиться с домашний образ жизни.

Другие представители феноменологического направления: Питер Бергер (род.1929) и Томас Лукман (род. 1927). Ученики Щюца, учились у него в новой школе социальных исследований. Их интересы связаны с феноменологической социологией знаний.

Их основная работ – «Социальное конструирование реальности» (1966) – концепция Щюца, идеи Мида, Маркса и т.д. мир, в которым живут и трудятся социальные индивиды и которые они воспринимают как изначально и объективно данное, активно (хотя и не осознанно для них самих) конструируется самими людьми в ходе их социальной деятельности. Диалектика: сознавая мир, люди создают его, и создавая, познают. Реальный мир делает язык (соединяет различные реальности повседневной жизни). Знание в обществе – совокупность того, что каждый знает о социальном мире. Бергер и Лукман анализируют социализацию. Человек не рождается членом общества, есть только предрасположенность к социальности, он им становится чрез социализацию. Интераилизация – непрерывная идентификация людей друг с другом, так как каждый из них участвует в бытии другого. Первичная социализация – важен образ обобщенного другого (язык – важный элемент социализации) и вторичная социализация. Первичная – индивид конструирует первичный мир (устойчив, так как он первый, нет выбора значимых), этот мир –основа. Вторичная – приобретение специфического ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделение труда, образование - распределение знания с помощью вспомогательного специализированного средства. В основе образования – знание, образ жизни (пример, музыкальное образование не сравнимо с инженерным).


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь