Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Интеракционизм в социологии 20 века: Ч. Кули, Дж.Мид, Г. Блумер, Э.Гофман.
Добреньков, Кравченко. Том 1. Интерпретативистская перспектива (появляется с понимающей социологией М. Вебера) получила еще большее развитие в символическом интеракционизме – первом собственно американском теоретическом течение в социологии. Предшественники – Г. Зиммель (общество состоит из тех событий, которыми наполнены будни простых людей – это процесс, постоянное созидание социальной реальности в повседневных актах жизнедеятельности людей). Выражение символический интеракционизм ввел ученик Мида Г. Блумер (глава второго поколения символических интеракционистов). Сам же Мид хотел укоренить психологию в социальной действительности (главное свойство человека – владение языком) – интеракционизм появляется как часть социальной психологии. Социальное взаимодействие – выполнение ролей (человек формирует свое «Я» через осмысление реакции других на себя – он становится тем, кто он есть, потому что таким его делают другие). Каждый человек по-своему интерпретирует социальную реальность, которой он сам придает смысл и значение. И человек, и общество – это процесс ( действия и интерпретация действий). Окружающие объекты – носители смысла, они связаны с символами + вне общности взаимодействия (т.е. общение - социальное) человек существовать не может. Представители: Ч.Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, дальнейшее развитие символический интеракционизм получил в драматургической социологии Э. Гоффмана. Давыдов. Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929). Прямой предшественник символического интеракционизма. Кули был первым в Америке, кто выступил против натурализма, но у него было влияние эволюционистских идей Спенсера. Два представления о человеческой природе: 1. Фиксированный набор импульсов и способностей (наследственность) – биологическая природа человека (важна на ранних этапах развития). 2. Социальная природа – вырабатывается через взаимодействия, особенно в первичных группах (семья, соседи) – комплекс социальных чувств, установок, моральных норм (универсальная среда человеческой деятельности). Соответственно два типа познания: 1. Материальное (пространственное) – чувства -> знания вещей 2. Контакты с сознанием других людей – коммуникация – социальное познание (симпатические, драматическое). Сознание индивида – микрокосмос, соответствующий той части общества, к которой индивид действительно принадлежит. Все воображаемое – реально => непосредственность социальной реальности + идея личности. Общество – отношения между идеями личности Теория зеркального «я». В наших представлениях о самих себе огромную роль играет то, как нас видят другие. Мы смотримся в представления других о нас самих, как в зеркало и судим о самих себе по этому отражению. Особенно это важно в детстве (уже в шесть месяцев ребенок учится быть разным для разных людей). Вклад Кули в теорию социализации, в теории личности и т.д. Концепция первичных групп. Воплощает в себе универсальных характер человеческой природы. Первичные группы везде и всегда идентичны, они дают индивиду самый ранний и самый полный опыт социального единства. Пример: крестьянские группы (общины) в России и Германии (родственные, дружеские и соседские связи). В городах происходит распад первичных групп – рушатся социальные связи. Пример: близко в обществу и общине Тенниса. Уильям Айзек Томас (социальные установки – «Если ситуации определяются, как реальные, они реальны по своим последствиям»). Джордж Герберт Мид (1863 – 1931) – основоположник символического интеракционизма. Долго время его считали только социальным психологом, он был талантливым лектором, книг не выпускал. Только статьи и обзоры при жизни, после смерти были опубликованы тексты его лекций по социальной психологии. Центральнее понятие теории Мида – межиндивидуальные взаимодействия. Анализ процесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с жеста – начальная фаза развития, стимул, на который реагируют другие участники. Жест – это символ, важнейший из жестов – слово. Язык – конституирующий фактор сознания. Жест и реакция на него опосредуются значением. Совокупность значений – символическое содержание сознания, содержания опыта индивида. «Передающий» и «принимающий» воспринимают жест одинаково – принятие роли другого. Когда сложное взаимодействие, то учитывается и обобщается мнения группы относительно общего объекта взаимодействия. => роль «обобщенного другого». Обобщенный другой – это социальная группа, общность, которая осуществляет контроль поведения своих индивидуальных членов. Физиологический организм превращается в рефлексивное сознание индивида – формируется человеческое «Я» (индивидуальное) – продукт взаимодействия. В системе «Я» выделяются две подсистемы: I и Me. Me – представление другого обо мне, свойственная данному индивиду совокупность установок других – интериализованная структура групповой деятельности. Я – объект. I – самопредставление, Я – субъект. Имеет автономный характер, это реакции индивида на социальные стимулы, реакции отклоняющимся от ожиданий способом – вносит в структуру взаимодействия изменения – социальный процесс. Me – это как бы вопрос и задача, которую ставит перед собой I, одновременно открывая перед ним пути стандартного ответа и решения. I –ответ, реакция I непосредственна, непредсказуема. Социальная психология Мида изложена в книге «Разум и общество» (1934), его философские идеи «Философия акта» и «Философия настоящего». «Разум и общество»: серий ситуаций, последовательно преодолеваемых индивидом в процессе решения проблем (инструмент их решения – мышление). Четыре стадии любого действия: Импульс (побуждение к действию) Перцепция (в сознании формируется представления об обществе и модель будущего развития) Манипуляция (непосредственный процесс взаимодействия субъекта и объекта) Консуммация («потребление», получение пользы от объекта и его оценивания) Перспектива (перцепция) – специфическое отношение каждого индивида к его социальной среде. История социологии. Добреньков. После Мида выделяют три направления развития интеракционизма: 1. Чикагское(Блумер) 2. Айовское (Мжнфорд Кун и др) – за микроанализ, за научный метод (выявление неукоснительных законов) 3. Драматургический подход (Э. Гофман) – постмодернистский взгляд (окружение человека – враждебное), только изменчивое, изворотливое, многоликое «Я» способно выжить, отсюда мир масок, костюмированных представлений и социальное лицедейство. Герберт Блумер (1900 – 1987) - чикагский профессор, ученик Мида (в начале 3-х гг. начал преподавать и вести исследовательскую работу). В течение последних сорока лет с его именем и разработками ассоциировалось само название «символический интеракционизм». Ввел этот термин в 1937 г. История социологии. Осипов. Отстаивание субъективности и интерсубъективности. Символический интеракционизм базируется на трех посылках. 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которыми эти предметы обладают для них 2. Значение таких предметов выводится из социального взаимодействия, в которое люди вступают между собой, возникает из него. 3. Эти значения исключаются, применяются и изменяются в ходе интерпретативистского процесса, к которому человек прибегает в своем взаимодействии с встречающимися ему предметами – это знаки, символы. Люди живут в мире значимых объектов (а не в среде, состоящей из стимулов). Смыслы не присущи вещами сами по себе, они возникают в ходе взаимодействия. Возникают миры, которые меняются оп мере того, как меняет свои значения составляющие их объекты, люди могут изменять свою линию поведения в отношении объектов – источники трансформаций. Блумер говорил о том, что в социологии не должно быть четких фиксированных понятий, нужны понятия, ориентированные на понимание, то есть у них могут быть разные дефиниции, + более мягкие исследовательские методы. Пример: симпатическая интроспекция и включенное наблюдение. Работа Блумера: «Символический интеракционизм: перспективы и метод», «Символическое воздейстие» Ритцер, Добреньков. Эрвин Гоффман (1922 – 1982). Ученик Мида и Блумера, считается основателем «драматургического подхода» - один из руководителей символического интеракционизма и понимающей социологии. Мир взаимодействия людей – поле игры + сравнение повседневного мира с театральным действием. Работа «Представления себя другими в повседневной жизни» (1959). Социальное взаимодействие – непрерывная череда небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы, в качестве актеров играем самих себя. Любые повседневные события (бытовые ссоры, конфликты) - драматургические представления (даже в кругу друзей), мы постоянно надеваем и снимаем социальные маски, создаем сценарии ситуаций и разыгрываем их по написанным социальными правилам (традиции, обычаи) +наше воображение, фантазия. => Соответствие предписываемым социальным ролям. В течение дня любой человек задействован в нескольких театрах жизни (семья, улица, транспорт, работа). Чем в большем количестве социальных групп и ситуаций мы участвуем, тем больше социальных ролей исполняем. Конец «театра жизни» непредсказуем и его нельзя переиграть заново. Такие взаимодействия очень хрупкие – плохое исполнение правил рассматривает ся как большая угроза социальному взаимодействию, аналогично театральному представлению Во всяком социальном взаимодействии есть передний план (авансцена, т есть главное – внешний вид, костюмы) и задний план (за кулисами люди могут сбросить маски и быть самими собой). Подход Гоффмана применяется в эмпирических исследованиях.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы