Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Евгений Валентинович Де Роберти (1843-1915).
Наиболее видный представитель психологического направления. Появилось в ответ на кризис позитивизма (неудачные попытки свести социологию и биологию) , 90-ег 19 века. В России к психологическому направлению относились: Де Роберти, Н.И. Кареев, Н.М Коркунов (правовед, государство – психологическое единение, осознание зависимости) + представителей субъективной школа склонность к психологизации социальных процессов – Лавров (обращение социологии к психике индивида), Михайловский. Мировоззрение де Роберти претерпело значительную эволюцию: от контизма к механизму. Два крупных периода: 1. 60-80 гг. 19 века – становление позитивистских взглядов (влияние Конта) 2. С 90-х г – переход на позиции субъективного идеализма. Де Роберти внес большой вклад в процесс институализации социологии в России. Был членом Международного социологического общества, читал общую социологию в парижском «Колледже социальных наук» и в брюссельском «Новом университете». 1901 г. – вместе с М.М. Ковалевским принял участие в организации высшей «Русской школы общественных наук в Париже» (там звучали либеральные идеи, ее закрыли). Читал курсы «Методологические вопросы современного естествознания и социологии», «История социологии». 1908 г – вместе с Ковалевским участвует в создании первой в России кафедры социологии в частном Психоневрологическом институте, становится ее руководителем. Читал курс «общей социологии», вместе с Ковалевским и Сорокиным издавал серию сборников «Новые идеи в социологии». Конт ошибался в оценке взаимоотношения социологии с другими науками. Де Роберти выступал против агностицизма О. Конта, следовательно, признание бессилия человеческого разума есть «капитуляция перед непознаваемым». Второй период: значительное влияние философских идей И. Канта, но отрицал отношение к неокантианству. Социология – наука абстрактная и одновременно описательная. Две фазы познания общества: (описательная – конкретная социология, две ветви: элементарная социология (психология); естественная история общества(более обширная)). Различные виды психического взаимодействия (общественные группы, личность, общественные верования, творчество, труд и поведение). Меньше внимания Де Роберти уделял «естественной науке общества» (общая часть социологии) – занимался фактами и отношениями (описанными и разъясненными в социальных исследованиях) – ограничена классификацией самых существенных и наиболее общих типов ассоциаций и категории социальной деятельности. Первоначально де Роберти считал метод социологии – описание реального содержания социальных событий и фактов. Позже, когда перешел к субъективизму, - «рациональное объяснение фактов (приспособление внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей). Надорганическое (психизм органический и социальный + две стадии в развитии надорганического) 1. Стадия психофизических отношений (нервно-мозговое взаимодействие, простые явления, зачатки «животной общественности», первобытная жизнь людей). 2. Стадия психологического взаимодействия (исторические факты и процессы). Эти акты Де Роберти дели на четыре группы: наука, философия, искусство, практическая деятельность/поведение (техника, экономика, право и политика) Идея прогресс применима только в надорганической среде (к миру разума). 7 категория – эволюционное развитие социальных явлений. Четыре фактора цивилизации. Став существом мыслящим, человек не торопится вторгаться в окружающий мир. Сначала наблюдает и различает, а потом судит и соединяет. Символически отмечает выбранное – переходит к действию – движение от практического действия к науке. Таким образом, эволюция идея Де Роберти – от позитивизма к теории социального психизма. Психологчисекое взаимодействие групп – высшая форма общности и конечная причина всего социального. Определяющий элемент психического взаимодействия – мышление. Агапов. Лекции Этапы творчества:
Основные работы Де Роберти «Социология» (1880), «Прошедшие философии» (1886), «Новая постановка основных вопросов социологии» (1904), «Философия и ее задача в 20 веке» (1915). Часть его работ на французском языке. Научное мировоззрение Де Роберти сложилось под воздействием О. Конта 9очень много писал о его творчестве) и его последователей. Но была и критика Конта:
Социолог имеет дело с небиологическими, психологическими особенностями, условиями существования общества, а изучает особые социальные законы, управляющие обществом и отличные от законов индивидуального развития. Де Роберти, в 90 гг, в ряде работ пытается расширить предмет социологии, включив в него этику. В принципе, все 19 век – споры о предмете социологии. Мораль, этическое содержание социологии обуславливает психологическую направленность социологии в творчестве Де Роберти. Социология – наука о человеческом духе, включает очень много- это метафизика. Цель социологии – познать законы психологического взаимодействия. На первом мессе в обществе – человек. Де Роберти не понимал, не представлял общество как некую единую целостную органическую систему. Социология – наука абстрактная и описательная одновременно. Описательная часть социологии – естественная история общества. Абстрактная – естественная наука общества. 90-е гг. – центральная категория социологии Де Роберти – понятие надорганического. Это одна из форм мировой энергии, а также это психическое взаимодействие. Это взгляд Де Роберти как философа. Он всю материю, бытие, жизнь делил на три формы: неорганическое, органическое, надорганическое. Общественная жизнь по Де Роберти вырастает из психофизиологических процессов, но вырастает на уровень социального психизма, т.е. есть психизм органический – психофизиологические особенности человека (нервная система), но главное, когда это переходит на уровень психического взаимодействия с другими людьми. Возникает социальный психизм, который диктует характер социальной жизни. Для социологии Де Роберти характерна идея прогресса: надорганическая сфера постоянно изменяется. Критерий прогресса – категория разума. Все социальные явления можно выстроить в определенную органическую цепочку, которая состоит из семи общих категорий: психологическое взаимодействие, общественные группы, личность, наука, философия, искусство, практическая деятельность. Последние четыре – основа факторов цивилизации. Де Роберти создал теория «Четырех факторов цивилизации» - развитие цивилизации начинается с превращения человека в разумное существо, происходит это под влиянием «социальной энергии», вырабатываемой постоянным соприкосновением и становлением сознания. Основные четыре фактора: наука, философия, искусство, практическая деятельность. Определяющий элемент психического взаимодействия = мыслительная деятельность человека. Основа развития цивилизации – мыслительная деятельность, которая формируется сначала в практической деятельности, затем в искусстве, философии и науке (по возрастанию сложности факторов) Социология в России и в СССР после 1917 г.: основные этапы развития. Главные направления отечественной социологии советского и постсоветского периодов. Основные исследовательские центры современной России. Социология проникает в Россию во второй половине 19 века (позитивизм О. Конта), появляется потребность в институализации социологии , появляются теории, статьи. 1901 . – Высшая русская школа общественных наук в Париже (организаторы – Ковалевский, Де Роберти, Мечников, Кареев). 1908 – первая кафедра социологии при Психоневрологическом институте (Ковалевский, Де Роберти, первые ученики – Сорокин, Кондратьев). 1916 – Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (Лаппо-Данилевский, Сорокин, Тахтарев). Сборник «Новые идеи в социологии» - Ковалевский, Де Роберти, Сорокин. -1913-1914. И другие публикации в «Отечественных записках», «Русская мысль». После Февральской революции процесс институализации социологии более интенсивный. Вводятся научные степени по социологии, кафедра в Петроградском и Ярославском университетах. Публикуются первые официальные учебники (Сорокин – 1919). 1920 – В Петроградском институте на базе факультета общественных наук создан первый в России социологический факультет. Организатор, первый декан и ведущий лектор - Сорокин. Первые годы после Октябрьской революции – взрыв спроса книжной продукции по социологии. 1918 г. – 188 книг по социологии. Это был благоприятный период для развития социологии. 1918 – Социобиблиографический институт (аккумуляция социологического знания - библиографии по социологии). В 1919 году преобразован в социологический институт (Сорокин, Тахтарев, Кареев). Там проводились эмпирические исследования. Пример: античные исследования уровня жизни и социальные перегруппировки населения Петрограда за годы войны и революций – Сорокин). Социология – обязательный предмет в ВУЗах средних школах страны. Таки образом, этапы развития советской социологии: Култыгин:. - послереволюционный период (ленинское десятилетие) - конец 20-30-е гг. - возрождение отечественной социологии Из шпор: - от 1917 по 1930 - рубеж 1950 – 1960 до конца 1980-х - с конца 80-х до наших дней С начала 1930 до рубежа 1950-1960 социология находилась под запретом. Таким образом, послереволюционный период: идеологическая полемика между марксистами и представителями немарксистских направлений. Развитие теоретической и прикладной социологии. Ленин активно использовал данные социологии, его работа «Статистика и социология». Но быстрыми темпами развивается марксистская социология. 1919 г. – «научное общество марксистов» (НОМ), журнал «Записки НОМ». С 1921 г. – ежемесячный первый обществоведческий журнал «Под знаменем марксизма». Как итог, победа марксистской социологии. 1922 г. – рубеж. До этого 1921 – 22 – по инициативе ВКПСС появляются новые научные учреждения, посвященные Марксу и Ленину, социология исключается из учебных программ, вместо нее курс «Развитие общественных форм», который читают только марксисты. Итог: ссылка на философский теплоход более 160 видных деятелей науки и культуры (взамен смертной казни). Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Сорокин, П. Струве, Г. Гурвич, С. Франк, П. Новгородцев и др. 1923-1924 – впервые в вузах Петрограда было введено преподавание курсы исторического материализма. Место социологии в системе наук. Н.И. Бухарин: социология -> исторический материализм. И. Сталин: концепция «Диалектического исторического материализма» - образец для всех наук. Социология – буржуазная лженаука. Термин социология запрещается. Но прикладные исследования продолжают осуществлять. А.А. Чупров – факторный анализ, С.Г.Струмилин – демографические исследования, С.А. Томилин – уровень и качество жизни, развитие социологии труда – Гастев, Богданов. 30-е гг. – развитие социологии не совместимо с тоталитарной системой, уничтожены все исследовательские центры 40-е г. (после ВОВ) – открыт сектор социологии, специализирующийся на критическом обзоре состояния зарубежной социологии. Допуск к работам западных социологов. Смерть Сталина (1953) – ренессанс отечественной социологии. Проводятся конкретные эмпирические исследования, приезжают иностранные социологи (Парсонс, Мертон, Фридиан). Отечественные ученые ездят за рубеж. 1958 г. – первый социологический семинар в Ленинграде. 1956 – Конференция Международного института социологии в Москве 9о сосуществовании западного и коммунистического мира). 60-е гг. – рост исследований при институте философии АН СССР, монографии (Струмилин, Харчев). Издан двухтомник «Социология в СССР» (1966), где был результат прикладных исследований. 1968 – институт конкретных социологических исследований АН СССР, кафедра методики конкретных социологических исследований при факультете философии МГУ. Но социология была идеологизирована (жесткая цензура) Коней 60-х г. – региональные центры социологии (Томск, Казань, Новосибирск, Красноярск и др.). За возрождение социологии боролись Г.В.Осипов Ядов, Здравомыслов и др. + полемика. Волков, Руткевич, Левада, Андреева и др. но вплоть до конца 80-х социология развивалась как прикладная наука. С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования». Вторая половина 80-х годов – социология получает статус самостоятельной науки, она стала нужна (постановление КПСС), так как советская власть чувствовала, что скоро будет распад страны. Конец 80-х гг. – появилась профессия социолог. 6 июня 1989 г. – первый факультет социологии в МГУ (ректор Логунов, приказ №500) Снимается цензура, роль социологии растет. С 1991 г. – современная российская социология. Ведущие социологические центры: эмпирические и теоретические исследования в разных областях общественной жизни. Российская академия социальных наук. Главные: ИСПИ РАН (1991 г, Осипов), ИС РАН (сейчас директор Горшнев). 1987 г.- ВЦИОМ. 1988 – директор Заславская, 1992 г. – Левада, мониториг общественного мнения. ФОМ (1991 г.) – сначала в структуре ВЦИОМа, 1992 г. – вышел из него и стал некоммерческой независимой организацией. Центр интеллектуальных ресурсов и кооперации (исследовательская группа, создан в 1989 г.) Комкон, Синовейт, Ромир (95% - маркетинговые исследования, ГК Русь. Социологические сообщества: Российское общество социологов – 1989 г. Русское социологическое общество имени Ковалевского (1993) Российская социологическая ассоциация (2003 г.)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы