Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чигаская школа в истории социологии: Р. Парк, Э. Берджес, У. Огборн, Л. Вирт.
История социологии под редакцией Добренькова. Середина 1910 – середина 1930 г. в США крупнейший центр социологической науки. Социологический факультет Чикагского университета. Первый в мире социологический факультет, основал А. Смолл в 1892 г. там издан первый американский учебник социологии. 1894 – «Введение в изучение общества А. Смолла и Э. Винсента. Первый американский социологический журнал. До 1925 г. редактор А. Смолл. Чикаго – город иммигрантов, столица американских гангстеров. Деальный объект для исследований. В Чикагском университет сосредоточены выдающиеся личности – Ч. Кули, Дж.Мид, Дж.Дьюи, У. Томас). Влияние прагматизма и интеракционизма. Как следствие, новые методы. Пример, анализ биографий в исследовании Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Появляется программа городских исследований. Деятельность Чикагской школы: 1915 – 1934 г. в Чикаго работал Роберт Эзра Парк (1864 – 1944) и Э. Берджес (1888 – 1966). Маккенди, Л. Вирт. Зорбо, Богардус и др. Эта школа занимала монопольное положение в американской социологии, задавала тон, направляла теоретические и эмпирические исследования, анализировала результаты теоретических подходов и точек зрения. Оригинальный подход – социально – экологический (работы Парка и Маккенди). Общество следует изучать в соответствии с его средой (физический мир, растения, животные). Биотический уровень существования (свобода от ограничения) – конкуренция между людьми (человек – изолированный атом). Борьба за выживание: люди, животные и растения приспосабливаются к окружающей среде и друг другу – сообщество. Далее надбиотический культурный уровень (коммуникации людей, они действуют осознано – обычаи, нормы, ценности, конвенции) – коллективная, корпоративная деятельность, появляется социальный контроль. Культура ограничивает свободу индивида (у Парка – «иго обычая»). Биотический и культурный – два аспекта общества, поведения и т.д., существующие в единстве. Разные виды распределения в соответствии с иерархическими принципами – у какого-то вида господствующее положение – государство. Таким образом, основной единицей анализа является сообщество – «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждый единицы определяется ее связью со всеми другими единицами» четыре фактора: население, артефакты (технические культуры), обычаи и верования (нематериальная культура), природные ресурсы среды обитания. Парк. Четыре уровня организации общества: четыре стадии, где свой особенный порядок. Экологический (базисный), экономический, политический и культурный (иерархия). Отличительное свойство человеческой природы по Р. Парку - способность к передвижению – экологический порядок – мобильность (не равно тенденции смены пространства), дистанция, специализация, сегрегация, централизация/ децентрализация, дисперсия. Экономическая организация (когда оседлый образ жизни) – сначала натуральное хозяйство, затем торговля (пересечение транспортных путей) – рост городов. Политическая организация – человек выходит за пределы родовых связей – подчиняется государству. Культурный уровень: главное – коммуникация. Человек соотносит свое поведение с другими – образцы поведения. Эти уровни изучает экология, экономика, политическая наука и культурная антропология. Чикагская школа исследовала в основном под экологическим углом зрения. Основной объект изучения – город. Социальная лаборатория, в которой может быть досконально изучена природа человека и цивилизации. Так оформляются социологические институты, выворачивается наизнанку человеческая натура, + все социальные проблемы. Город – плавильный тигль, где смешаны этнические группы. Изучение пространственной структуры - зонирование (концентрическая модель городских зон). Статья Берджеса «Рост города: введение в исследовательский проект» + статьи Парка. Четыре зоны, расположенные концентрическими кругами: · Центрально-деловой район, который окружают трущобы и районы ветхого жилья; · Транзитная зона – промышленные предприятия · Зона рабочих кварталов (многократирные дома, живут рабочие) · Зона фешенебельный кварталов и особняков (внешнее кольцо). Главный критерий ограничения зон – цена на землю. В центре цены выше, самые престижные виды занятий – управление, бизнес). Территориальная структура города – портер общества. Для более детального описания города использовалось понятие естественных ареалов – районы проживания этнических групп эмигрантов. Э Берджес «Карта социальных исследований Чикаго». 75 естественных ареалов, более трех тысяч более мелких локальных общин. Использовали метод картографирования (Ф. Трешер «Банда» 1927 г. – карта преступных группировок). Э. Берджес – определение пространственного образа района, обычаи, стереотипы, образ жизни. Л. Вирт «Урбанизм как образ жизни (1938). Современный мир – городской. Город – относительно крупное, плотное и постоянное поселение социально гетерогенных индивидов. Образ жизни: снижение родственных и соседских уз, рост конкуренции и формального контроля, обезличивание человеческих отношений, рост терпимости и различий, секуляризация, человеческая скрытность, эмоциональная бесчувственность, деперсонализация, одиночество. «Маргинальная личность» - статьи Р. Парка «Культурный конфликт и маргинальный человек», «Человечская миграция и маргинальны человек» и т.д. Томас «Неустроенная девушка», Стоунквист «Маргинальный человек». Основные идеи относительно маргинальной личности – Р. Парк (опора на Зиммеля, «социальная дистанция», «чужак»). Личность человека всегда складывается в культурной среде – представления о самом себе, поддерживаемое другими людьми (Я-концепция, статус и роли в мы-группе) – мобильная иммиграция – отрыв от родной мы-группы. Человек «чужак» (он живет одновременно в двух мирах – между старым и новым) – промежуточное (маргинальное) положение, между двумя культурными мирами, и не к одному из них не принадлежит полностью. Естественная среда для этого – город. Маргинальный человек – все более доминирующий тип городского жителя, утрата абсолютно нравственных авторитетов, включение в рыночное хозяйство. Рост маргинальности – признак современного общества (статья Р. Парка «Современное общество»). Маргинальный человек – источник проблем для себя и окружающих – социальные проблемы , цинизм, потеря нравственных ориентиров, одиночество, душевные болезни. У Л. Вирта маргинальная личность – шизоидный тип. Другие исследования: бедность, преступность, самоубийство, проституция. Л. Вирт «Гетто», «Семья» Берджеса, изучение чернокожих, СМИ (Парк «Иммигрантская пресса и ее контроль», «Естественная история газеты», «Новость как форма знания»). Развитие концепции социальной дистанции Зиммеля. Р. Парк «Социальная дистанция в городе», Э.С. Богардус)- расовые установки, шкала измерения социальной дистанции Богардуса. Семь градаций (от максимальной близости до максимальной чуждости) для расовых и этнических групп (выявление приемлемого типа взаимоотношений с их представителями). После ухода Р. Парка из Чикагского университета – развитие функционализма и выделяют вторую Чикагскую школу – там ученики Парка, Берджеса, Томаса, главное – Э. Хьюз (интерпретативистская институциональная экология). После войны рост интеракционизма. Учитель – Гоффман. Зборовский +Добреньков. Роберт Парк – совметсный учебник с Берджессом «Введение в науку социологию» (1921), студенты прозвали ее зеленая книга. «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922), «Город: предложение по изучению природы человека в городской среде» (1925) – вместе с Берджессом и Маккенди. Социально-экологический подход. Статьи «Экология человека», «Физика и общество». Исследование города, социальная дистанция, маргинальная личность. Эрнест Берждес (1886 – 1966) – метод социального картографирования, концепция концентрических зон Чикаго. Льюис Вирт (1897 – 1952). 1928 г. – книга «Гетто», исследование урбанистического образа жизни. Рассмотрение урбанизации с трех точек зрения: как физическая структура (популяционная база, технология, экологический порядок), как систему социальной организации (социальная структура, институты, отношения) и как совокупность типичных установок и представлений. Уильям Огборн (1886 - 1959). 1922 г. – социальные изменения. Теория культурного отставания – материальная культура развивается быстрее и активнее, чем нематериальная (адаптивная). Развитие техники, воздействующей на материальную культуры (главным образом) определяет все остальные социальные изменения – технологический детерминизм.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы