Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этнометодология Г. Гарфинкеля.



Добреньков, Кравченко.Т.1.

Этнометодология – разновидность понимающей социологии. Главное – данные этнографии и социальной антропологии. Вопрос о том, при каких обстоятельствах и почему мы считаем вещи реальными. Как мы творим повседневную реальность.

Методы этнографии и культурной антропологии – изучение быта и образа жизни примитивных племен (полевое исследование). Гарфинкель перенес эти методы на современное общество (его основная работа – «Исследование по этнометодологии» - 1967 г.) Гарфинкель ставит под сомнение саму социальную реальность – перевернул традиционное социологическое анкетирование и интервью. Пример: вопрос том, почему юноши придерживают дверь, пропуская вперед девушку, ответ – учтивость, но двери придерживают и старикам, детям и т.д., они беспомощны. Этнометодология должна выкрывать не стереотипы, поверхностные впечатления, а глубинные причины. Юноша придерживает дверь, так как считает девушку беспомощной – мотив превосходства сильного пола над слабым – патриархат, либо ухаживание за девушкой. Пример: после обеда студенты дома не благодарили родителей, а расплачивались с ними деньгами – их реакция.

«всматривание в социальную реальность» - поставить партнера к экстремальную ситуацию и таким способом выяснить скрытые реакции. Главное – разрушить обыденную структур ситуации. Это происходит и когда культурные нормы одной страны вторгаются в обычаи другой. Пример, у немцев в ресторане мужчины и женщины платят каждый сам за себя, у русских, англичан – мужчина. Таким образом, обычную жизнь не анализируют до тех пор, пока ее не нарушить какой-нибудь из ряда вон выходящее событие. Важно увидеть, как испытуемый выкручивается из неожиданных ситуаций – ответ на вопрос, как люди формируют нормальную (стереотипную) реальность.

Следовательно, метод провоцирования и разрушения привычных структур повседневности. Этнометодология дала начало новому, более детальному направлению – проработка микрофакторов в социальных процессах, конкретных жизненных ситуаций – «новая волна» (Ланкс, Клегг и др) – 70-е гг. – школа ультрадетальных исследований.

Ритцер.

Этнометодологию и феноменологию нередко приравнивают друг к другу. Создатель этнометодологии Г. Гарфинкель. (1917 – 2011). Был студентом А. Щюца, учился у Парсонса (хоть и не принимал его взгляды в целом), объединил их идеи. Кроме того, во многом опирался на Дюркгейма и Вебера. Гарфинкель – эмпирическое исследование повседневного мира, разработал этнометодологию со своими аспирантами в Калифорнийском университете.

1967 – публикация «Исследования в этнометодологии». Этнометодология – исследование «структуры разумного знания и серии операция и методов, с помощью которых обычные члены общества понимают смысл этого знания, получают к нему доступ и действуют по обстоятельства, в которых находятся.

Главное – что люди делают. Этнометодологи подробно исследуют разговоры, предпочитают изучать мир на месте. а не теоретизировать. Этнометодологию критиковали за банальность, чрезмерны субъективизм и т.д. (Козер и др).

Этнометодология (древнегреческие корни – методы, к каким прибегают люди в своей повседневной деятельности – это практика) – научная область, изучает здравый смысл _ процедуры и методы, благодаря которым члены общества придают обстоятельствам в которых они оказываются, смысл, определяют свой способ обучения в этих обстоятельствах и воздействуя на них.

Объективная реальность – это практическое дело, которое осуществляют участники. Это организация повседневной жизни.

Этнометодологии уделяют большое внимание анализу объяснений (свой действий, ситуаций, для осмысления мира), данных человеком + способам, какими эти «отчеты» принимаются /отклоняются другими – анализ разговоров, важны практики истолкования.

Этнометодологию Гарфинкель разрабатывал, начиная с конца 1940 –х, но систематизировал данные лишь в 1967 г. (его работа( позже появляются разновидности этносоциологии.

Два основных типа:

1. Исследование контекста социальных институтов (вузы, медицинские, полицейские учреждения)

2. Анализ разговоров - детальное понимание фундаментального взаимодействия в процессе разговора. Пример: изучать вздохи, молчание, смешки, невербальное поведение, главное – исследовать спонтанные ситуации, разговор – фундаментальная форма взаимодействия.

Примеры этнометодологических исследований:

· Нарушение привычного порядка – кризисные эксперименты, в этот момент людей и создают социальную реальность, не отдавая себе в этом отчет. Пример, Гарфинкель попросил студентов вести себя дома как квартиранты (формальный стиль беседы, вежливость) – шок домашних, требование объяснений, если нет эффекта – осуждали, вели себя так же. Рост напряжения, домашние стремятся вновь вернуть порядок. Люди пытались быть гибкими, лишь бы выполнялись привычки, общепринятые действия (это важнее всего).

· Выполнение гендерной роли. Пример, Агнее - ее встретил Гарфинкель, она выглядела как типичная женщина, у нее был мужской половой орган, она с рождения была мальчиков. В 16 лет она стала одеваться как девочка и убежала из дома. Стала вести себя как женщина (определенные навыки). Это выполнение определенного действия – гендер.

· Анализ разговоров - телефонные разговоры (структура – важно начало, так как не хватает визуального контакта и т.д.; инициирование смеха (когда нужно смеяться в разговоре, почему побуждение к смеху не вызвал его у собеседника и т.д.)

· Побуждение к аплодисментам (риторика политика – дают понять, когда и как надо аплодировать в совей речи. Важна манера разговора (интонации, жестикуляции). Неодобрительные возгласы во время выступления – продукт наблюдения людей друг за другом (пример, шёпот, насмешки, возгласы). Согласие выражаться моментально, а несогласие оттягивает, оправдывается. Изучение невербальных действий (положение тела, взгляд, рук и т.л. в процессе разговора).

· Исследование социальных институтов – собеседование при приеме на работу, переговоры руководителей (близки к обыденной жизни). Звонки в МЧС (вступительные реплики сокращены), улаживание конфликтов с помощью посредника.

Таким образом, мир повседневности – первичный источник знания для социологии. Критика традиционной социологии, ее статистических методик, абстрактные конструкции. Критика этносоциологии – слишком все радикально, пренебрегает важными проблемами и изучает незначительное, забыли о феноменологических корнях – сознание и подсознание.

Давыдов

Этнометодология – эмпирическое исследование и теоретический анализ практического функционирования обыденных типов – «фоновые ожидания» - неосознаваемые самими представителями культуры стабильные культурные модели взаимодействия. Этот тип исследования стали называть «гарфинкелинг» - нарушение нормальности – выявляются фоновые ожидания (представления о том, каким должно быть это взаимодействие в норма). Это моральные правила, соответствующие практическим целям группы, это морально санкционированное поведение, которое стремятся восстановить люди в ходе его нарушения.

Фоновые ожидания – фундаментальные латентные структуры социальной жизни (они нарушаются – тревога, деривация и т.д.) люди теряют почву под ногами.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь