Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным.



Результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным.

Утверждения о существовании причины, о наличии закономерностей или связей опираются на внеэмпирическое допущение о том, что мир не изменится. От фактов мы приходим не к достоверности, а в лучшем случае к вероятности, не к знанию, а к вере.

Непосредственно наблюдаемые факты должны описываться на языке сенсорики, а не на языке реальности. «Все физическое, находимое мною, я могу разложить на элементы, в настоящее время дальнейшим образом не разложимые: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена и т.д.»

По Э. Маху, не тела производят ощущения, а наоборот:                                          комплексы ощущений, отличающиеся                           относительным   постоянством,                       получают особые названия и                                        обозначаются как тела.

                                    Задача науки — описание этих комплексов

Э. Мах: «Согласно нашему пониманию, законы природы порождаются нашей психологической потребностью найти их среди явлений природы». Цель науки не истина, а экономия мышления.

М. Полани : Научная теория, по Маху,— это просто суммирование опыта ради удобства.

Ее назначение — экономия времени и сил в процессе фиксации наблюдений. Она является наиболее экономичным средством приспособления мысли к фактам. И расписание движения поездов, и телефонный справочник должны попасть под это понятие научной теории.

«Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым»

             Л. Витгенштейн Логико-философский трактат  

Это значит: События никак не связаны между собой, в мире нет причинных связей. Вера в их существование – предрассудок. Пасется на лугу корова или ее там нет, это не затрагивает весь остальной мир.

Эдвард Титченер (1867 – 1927) вводит понятие «ошибка стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта

Титченер известен как отец экспериментальной психологии в Америке.                                      Считается, что именно он придал психологии в Америке                                                                                         научный статус.

Титченер: «нечего даже надеяться стать настоящим психологом, не научившись курить»

Титченер хотел «находиться в кабинете, окутанном клубами табачного дыма, и слышать живые доклады, которые можно прерывать вопросами и подвергать открытой критике, не стесняя себя присутствием дам, так как для курения они считались слишком целомудренными созданиями»

Структурная психология, по Титченеру, - чистая наука, не имеющая прикладного значения. Он заявлял, что в ее задачи не входит лечение «больной психики», изменение человеческого сознания или реформирование общества.

Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики. Ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований.

Что такое одновременность?

Эйнштейн приходит к выводу, что два события, одновременные для одного наблюдателя, не будут таковыми для другого. Это явление Эйнштейн назвал относительностью одновременности.

Психика и сознание не наблюдаемы.

Значит, это не научные понятия

(бихевиоризм)

Дж. Уотсон (1878-1950):

«Пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить себя в заблуждение, думая, что психическое состояние можно сделать объектом наблюдения. Мы так запутались в спекулятивных вопросах об элементах ума, о природе содержаний сознания, что я как ученый-экспериментатор чувствую, что есть что-то ложное в самих предпосылках»

Американский психолог Р. Баркер: психолог должен оказывать минимальное влияние на ситуацию и обеспечивать максимально полное описание всего происходящего и заносить все данные в архив. Для одного исследователя эти данные будут пустой породой, но зато для другого окажутся золотом.

Блестящая рекомендация для золотоискателей: собирай всё, что ни попадя, а даже если видишь, что порода пустая, продолжай собирать, авось кто-то другой обнаружит в ней золото.

Иногда встречающееся в научной (в том числе психологической) литературе требование учесть все факторы, влияющие на результат исследования, – утопия.

«Как правило, в заглавиях оригинальных произведений Пушкина указывается либо главное действующее лицо, либо место действия. Однако среди выдающихся поэтических созданий Пушкина выделяются три произведения, названия которых указывают не на живое действующее лицо, но на статую» (проблема выбора)

В самих фактах не содержится информации о том, сколь подробно надо их описывать. Поэтому при изложении фактов не следует уделять места описанию таких деталей явления, которые не имеют ни теоретического, ни прагматического значения и никак далее не обсуждаются.  (вычленения)

Сальери:

Вот яд, последний дар моей Изоры.
Осьмнадцать лет ношу его с собою…

Теперь — пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы.

                                                А.С.Пушкин.

И. Померанцев : «"Дар" по-английски gift (напр., to have a gift for music ). В немецком языке слово Gift когда-то тоже означало "дар", но уже в пушкинские времена чаще всего употреблялось в значении "яд" (напр. Giftbecher - кубок с ядом, а den Giftbecher leeren - выпить отравленный кубок (вид казни). Вернемся к тем же цитатам из Пушкина: "Вот яд, последний дар моей Изоры". Неужели "яд" и "дар" оказались рядом случайно?»



Ю. Вигнер (1902–1995)

В статье «Непостижимая эффективность математики в естественных науках»:

Математика – это чудесный дар, который мы не понимаем и которого не заслуживаем

— Ни опыт, ни логика сами по себе ничего не могут доказать.

— Только вместе опыт и логика создают науку.

— Но и в этом случае мы никогда не придем к окончательному результату.

Иррациональность может трактоваться как субъективная, как переживание того, что не может быть осознано, но что, тем не менее, имеет разумное обоснование (иррациональные числа, смерть, бессознательное и т.п.)

Следствие принципа р-ти:

Ответ на сомнения

Из того, что человек не всегда осознает причину своего поведения или природу своих переживаний, не следует, что его поведение и переживания не могут быть рационально описаны. А вот признание принципиальной иррациональности человека ведет к отказу от построения науки психологии.

ПОИСК НЕИЗВЕСТНОГО

А. Эйнштейн об открытии

Эмоциональное состояние в момент открытия напоминает религиозный экстаз или влюбленность: непрерывная активность возникает непреднамеренно, а в силу естественной необходимости.

Реакция на научное открытие

Физик М. Планк (1858-1947):

«Новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней».

Галилей: «Я не могу найти пределов моему изумлению тому, как мог разум Аристарха и Коперника произвести такое насилие над их чувствами, чтобы вопреки последним восторжествовать и убедить».

Три этапа восприятия открытия

1. Этого не может быть, это – ахинея.

2. В этом что-то есть (после появления подтверждающих проверок)

3. Все давно знают, что это так (открытие становится тривиальным)

Научное открытие – это тривиализация обоснованной ахинеи.

Три стадии развития науки

— 1. Научная революция (беспрецедентное научное открытие неведомого, изменяющее картину мира)

— 2. Нормальная наука (поиск неизвестного)

— 3. Кризис (накопление противоречий в картине мира)

Кумулятивная модель развития науки

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — беспрецедентное исследование, приведшее к резкому изменению содержания научного знания, созданию новой картины мира, новых теоретических предпосылок, новой системы понятий и методов, новых идеалов объяснения и обоснования знания. Научная революция задает парадигму – образец восприятия мира и типов исследований

Примеры научных революций

Революция в астрономии

                                    (Коперник)

Революция в механике

                                    (Галилей, Ньютон)

Революция в математике

                                    (Лобачевский, Бойяи, Риман)

Революция в биологии

                                    (Дарвин)

Революция в электродинамике

                                    (Фарадей, Максвелл)

Проф. МГУ С.Д.Смирнов:

Единой теории психического не может существовать.

Пол Фейерабенд (1924-1994): Всегда следует помнить, что мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости и т.п.)

Либерализм

Истин много. Но каждая из них верна для разных ситуаций.

Критерий демаркации (отличие научного знания от ненаучного)

В.В. Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного)

А.В. Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.)

В.М. Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она направлена на поиск истины

Следствия принципа рациональности:

Плюрализм не согласуется с принципом рациональности. Разные теории, принципиально по-разному объясняющие одно и то же явление, не могут быть одновременно верными.

Методологический либерализм (А.В.Юревич) объявляет возможным сосуществование таких «психологических империй», как психоанализ, теорию деятельности, бихевиоризм и когнитивизм. Но эти теории противоречат друг другу.

Противоречащие объяснения в психологии

Забывание – это:

   разрушение следа (бихевиоризм)

   вытеснение из сознания при                                                                     сохранении следа (психоанализ)

   наложение следов друг на друга из-за ограниченности ресурсов (когнитивизм)

   сохранение следа, но утрата пути к нему (теория деятельности)

ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО МОНИЗМА, ТО ПСИХОЛОГИЯ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА, НО ИМЕЕТ ШАНС ИЗ НЕГО ВЫЙТИ - ГРУСТНЫЙ ОПТИМИЗМ.

ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ПОЗИЦИЮ ПЛЮРАЛИЗМА, ТО ПСИХОЛОГИЯ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЕДИНОЙ И НЕ БУДЕТ ПОХОЖА НА РАЗВИТЫЕ НАУКИ, ПРОСТО ОНА ОПЕРЕДИЛА ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ НАУКИ -

ВЕСЕЛЫЙ ПЕССИМИЗМ

 

12. Гносеологическая проблема. Варианты ее решения: наивный реализм, психофизический параллелизм, подход Канта.

Как представления сознания можно сопоставить с реальностью? Ведь в сознании нет реальности, там есть только представления о реальности.

Нельзя сличать то, что есть в сознании, с тем, чего в сознании нет.

Формулировка Дж. Локка:

«Наше Познание реально лишь постольку, поскольку наши Идеи сообразны с действительностью Вещей. Но что будет здесь Критерием? Как же Ум, если он воспринимает лишь собственные Идеи, узнает об их соответствии самим Вещам?»

И. КАНТ: «Моё знание, чтобы иметь значение истинного, должно соответствовать объекту. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому, что объект познаю я. Следовательно, моё знание не достаточно для истинности. Ведь так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том, согласуется ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте».

Джеймс: «Вопрос: как объект может проникнуть в познающий субъект, или: как познающий субъект может постигнуть какой-нибудь объект, признан самой неразрешимой из философских головоломок. Правда, признан не совсем искренне, ибо самые неисправимые "гносеологи" никогда всерьёз не сомневаются в том, что познание всё же как-то совершается».

Конкретные психологические вопросы

Как удается соотнести образ с предметом, если последний дан субъекту только в виде образа? Например, как человек может проверить свое представление о самом себе? Сличить с самим собой?

Как отличает реальность от кажимости?

Как, например, человек может определить, голоден ли он на самом деле или ему только кажется, что он голоден?

Как способен узнать, что после долгих попыток он нечто вспомнил правильно?

Наивный реализм

Парменид:

Одно и то же: мысль и то, о чем эта мысль сообщает.

Т.е. когда вы думаете (или называете что-нибудь),  то это всегда мысль о чем-то или название чего-то. Мысль и речь требуют объектов вне себя.

Проблема: мы можем мыслить какую-нибудь вещь или говорить о ней в любое время, следовательно, все, что может быть помыслено или высказано, должно существовать всегда.

Вывод Парменида: в мире не происходит никаких изменений и всё существует всегда

Психолог-материалист

С.Л. Рубинштейн (1889-1960):

«То, что мы видим солнце таким, как мы его видим, есть объективный факт, закономерно

обусловленный объективными размерами солнца и законами работы зрительного анализатора».

Неявный наивный реализм

Н.И. Чуприкова (ПИ РАО): «Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать внешний мир, изменяясь в пространственно-временном, структурном, количественном и качественном отношении в соответствии с пространственно-временными, структурными, количественными и качественными характеристиками отображаемого, и регулировать на этой основе поведение живых существ».

Критика наивного реализма

Человеку свойственно ошибаться. Чему в реальности соответствуют ошибки восприятия, памяти, счета и т.д.?

Мы ошибаемся, даже если не ошибаемся. Гром мы слышим с некоторым запаздыванием после вспышки молнии, хотя на самом деле они одновременны. Солнце заходит за горизонт на 8 минут раньше, чем нам кажется. Вёсла, опущенные в воду, выглядят сломанными. И т.д.

Б.Рассел: если наивный реализм истинен, то он ложен.

Примеры заблуждений восприятия: Д.Н. Узнадзе (1886 – 1950) давал испытуемым определить на ощупь предмет и пришёл к выводу: «Чувственное содержание не предопределено раз и навсегда раздражителем. … Так, твёрдость металла один из испытуемых переживает как мягкость каучука до тех пор, пока убеждён, что данный ему объект является каучуковым штампом»

Любое понятие не соответствует пространственно-временным, структурным, количественным и качественным характеристикам отображаемого. Как могло возникнуть понятие равенства, если в природе нет двух одинаковых вещей? Никто никогда не встречался с «кошкой вообще», с «будильником вообще», со «справедливостью вообще», тем более с математическим маятником, с ангелами, с литературными героями, с лошадьми, прыгающими выше Эйфелевой башни, и т.д.

А. Адлер (1870-1937)

«Чтобы быть психически здоровыми, мы должны рассматривать наши убеждения как вымыслы, а гипотезы как фантазии».

Н. Гартман (1882-1950)

«Если бы наше познание опиралось на какой-нибудь один устой, то о критерии истинности нельзя было бы думать. Оба элемента дают разнородные свидетельства о предмете, имеют свои различные и независимые средства и пути, но познавательное образование строят

лишь вместе»

Как реальность, так и представление о ней, данное сознанию, существуют независимо друг от друга, но развиваются параллельно по одним и тем же законам. Врожденные механизмы познания заранее работают так, чтобы быть адекватны познаваемому.

Психофизический параллелизм. Лейбниц

Представления, выработанные сознанием, соответствуют реальности просто потому, что

в силу предустановленной гармонии они созданы по тем же законам, что и реальность.                   Пример: часы отбивают одно и то же время в один и тот же момент, потому что работают синхронно.

В теории предустановленной гармонии нет места для свободы выбора — каждая личность в ней проходит заведомо установленный путь, как заведенные часы.

 

13. Гносеологическая проблема. Подход Маркса. Соотношение теории и практики.

Марксизм (а вслед за ним и

вся советская психология): Практика- критерий истины. Если человек успешно изменяет

окружающий мир, то можно надеяться, что те его субъективные представления, в соответствии с которыми он действовал, соответствуют реальному миру с точностью, достаточной для решения практических задач.

КРИТИКА МАРКСИЗМА

Ни практика, ни результат практической деятельности не даны сознанию непосредственно. Сличение ожидаемого результата практической деятельности с реально достигнутым невозможно. Сравнивать можно только с субъективным образом достигнутого результата.

Мы часто воспринимаем лишь то, что ожидаем.

Даже переживания человека, вызванные галлюцинацией, подтверждаются в опыте: размеры галлюцинации увеличиваются, если смотреть на неё в бинокль; уменьшаются, если бинокль перевернуть; галлюцинация вообще может пропасть, если смотреть на неё сквозь непрозрачное стекло.

Представления опровергаются другими представлениями, а не опытом. Опыт не может заменить имеющиеся представления.

Поэтому и теории опровергаются другими теориями, а не экспериментом. В истории науки нет ни одного факта, который бы однозначно подтвердил или столь же однозначно сразу же опроверг какую-либо теорию. Поэтому проверка теорий «на практике», обещаемая марксизмом, логически не осуществима.

Соотношение теории и практики

О свободе воли

Самое несущественное следствие признания свободы – отказ от возможности существования такой науки, как психология.

И.М. Сеченов (1829-1905 )

предлагает иной подход:

Свобода воли – это самообман

Этическая проблема

Если человек делает добро по каким-то причинам, то за что его хвалить? (вариант: если делает зло, то за что наказывать?)

А если у него нет причин делать добро, то он не должен его делать.

Добрые дела должны осуществляться человеком без всяких побудительных причин, без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете. Иначе это не добрые, а корыстные дела. Но поведения без побудительных причин не бывает. Следовательно, добрых дел не может быть. Впрочем, и злых тоже, ибо если поведение предопределено причинами, то в чём можно обвинять преступников, если они были вынуждены действовать преступно?

Р. Декарт : всё предопределено божественным провидением,

иначе говоря, необходимо. Но людям присуща свобода.

Мы не можем логически согласовать эти два противоречащих утверждения друг с другом?

Что ж! Нашим конечным умом не понять бесконечное могущество Бога.

В психологии

Г.Т. Фехнер (1801–1887) положил в основание психофизики постулат о субъективном равенстве едва заметных различий. Такая идеализация отбрасывает всё потенциально

возможное разнообразие в переживании этих различий.

Опора на критику

Очень странный закон Всемирного тяготения:

                     

И. Ньютон: «То, что тяготение является врожденным, существенным и присущим материи свойством, так что одно тело может (непосредственно) воздействовать на другое на расстоянии... это настолько абсурдно, что я не верю в существование хоть одного человека, искушенного в философии, который мог бы принять подобную нелепость».

 

20. Принцип преемственности.

Новая теория должна давать объяснение эффективности старой.

У. Джеймс: «Гипотеза, слишком резко разрывающая с прошлым и нарушающая все наши предвзятые мнения, никогда не будет признана за истинное объяснение нового явления».

В психологии

— Когнитивная наука в наибольшей степени выступает сегодня интегратором психологического знания. Не случайно во многих западных университетах курс когнитивной психологии даже заменил традиционный курс общей психологии.

Великий путь науки

Ученый строит догадки, а потом годами проверяет правильность угаданного, никогда не зная, что угадал правильно. Как мы при этом узнаём, что научное знание прогрессивно развивается?

И. Лакатос (1922-1974):

Мы догадываемся.

 

21. Онтологическая проблема и способы ее решения в истории психологии.

Откуда произошло сознание?

Как оно образовалось?

Содержание сознания – самая самоочевидная

вещь на свете. Все, что мы знаем, мы знаем

благодаря сознанию. Само сознание не знает

причин своего возникновения. Как о них

узнать?

ВАРИАНТЫ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Откуда произошло бытиё? Из небытия? Как это возможно?

Откуда произошла жизнь? Из неживого?

Откуда произошло сознание? Из неосознанного?

 

Результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным.

Утверждения о существовании причины, о наличии закономерностей или связей опираются на внеэмпирическое допущение о том, что мир не изменится. От фактов мы приходим не к достоверности, а в лучшем случае к вероятности, не к знанию, а к вере.

Непосредственно наблюдаемые факты должны описываться на языке сенсорики, а не на языке реальности. «Все физическое, находимое мною, я могу разложить на элементы, в настоящее время дальнейшим образом не разложимые: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена и т.д.»

По Э. Маху, не тела производят ощущения, а наоборот:                                          комплексы ощущений, отличающиеся                           относительным   постоянством,                       получают особые названия и                                        обозначаются как тела.

                                    Задача науки — описание этих комплексов

Э. Мах: «Согласно нашему пониманию, законы природы порождаются нашей психологической потребностью найти их среди явлений природы». Цель науки не истина, а экономия мышления.

М. Полани : Научная теория, по Маху,— это просто суммирование опыта ради удобства.

Ее назначение — экономия времени и сил в процессе фиксации наблюдений. Она является наиболее экономичным средством приспособления мысли к фактам. И расписание движения поездов, и телефонный справочник должны попасть под это понятие научной теории.

«Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым»

             Л. Витгенштейн Логико-философский трактат  


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь