Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пути решения гносеологической проблемы. Методология науки.
Логические рассуждения, с одной стороны, опытные данные и практические достижения с другой – должны независимо подтверждать друг друга. Если представления, построенные эмпирическим путём, совпадут с представлениями, построенными независимо логическим путём, то есть шанс, что это совпадение не случайно и отражает закономерности реального мира. Наблюдения показывают: тяжелое тело падает быстрее легкого. Так говорит опыт.. Об этом пишет Аристотель. Это в эксперименте показывает Леонардо. Но что произойдет, если оба тела скрепить вместе? С одной стороны, более легкое тело должно замедлять свободное падение тяжелого, и поэтому вся связка должна падать медленнее, чем одно тяжелое тело. Но, с другой стороны, оба тела вместе тяжелее одного тяжелого тела, а потому эта связка должна падать быстрее. Противоречие разрешается, если допустить, что оба тела падают с одинаковой скоростью. Но разных логичных рассуждений может быть много. Этого недостаточно. Галилей предполагает: на падение тел влияет сопротивление среды и проверяет предположение в эксперименте. Так началась наука Нового времени.
14. Принцип детерминизма и этическая проблема (проблема свободы воли) «Великое начало разумения» (Лейбниц): ничто не совершается без причины или достаточного основания. Любое действие и переживание человека имеет причину, т.е. детерминировано. Математик А. Пуанкаре: «Мир, в котором не царит детерминизм, закрыт для ученых» Детерминизм – учение о всеобщей взаимообусловленности явлений мира. Одна и та же причина в одних и тех же условиях с необходимостью порождает одно и тоже следствие. Отказ от детерминизма – индетерминизм – приводит к картине мира, в котором становится возможным все, что угодно, в котором невозможны разумные объяснения связей между явлениями и ориентация в происходящих событиях. Детерминизм = рациональность? Если при некоторых условиях в прошлом нечто произошло, то при повторении всех этих же условий в будущем это нечто снова обязательно произойдет. Этот тезис эквивалентен жесткой формулировке принципа детерминизма. На языке логики: пусть из А обязательно следует В, то тогда: если А, то В. Если же это не так, то возникает логическое противоречие: одна и та же ситуация порождает разные следствия В и не-В. Тогда детерминизм является следствием принципа рациональности. Но повторение всех условий невозможно – хотя бы потому, что изменилось время. НАШЕ СОЗНАНИЕ ВСЕМУ ПРИПИСЫВАЕТ ПРИЧИНЫ 1. Первобытное мышление – это «гигантская вариация на тему причинности» 2. Дети все объясняют «во то бы то ни стало» 3. Во всех играх со случайным исходом человек придумывает правила игры. 4. Экспериментальные данные: человек находит причину, даже если ее нет. 5. Случайность не осознается непосредственно. Может, причинность является продуктом нашего сознания, а не свойством, присущим самому миру? Так считал, например, Д. Юм. Наше сознание исходит из того, что ничто не совершается без причины или достаточного основания, а потому оно приписывает причины даже случайным событиям. Мир так устроен, что это свойство сознания позволяет эффективно познавать мир. Н.А. Бердяев (1874-1947): Если человек свободен в своём выборе, то это значит, что он принимает решения без каких-либо оснований, не подчиняясь никаким законам, его поведение находится "вне каузальных отношений бытия". Принцип активности и свобода А.Г. Асмолов: Если личность не обладает свободой, то она не может проявить свою активность. Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость для самого себя – вот неотъемлемые черты свободного личностного выбора. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы