Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации:Стр 1 из 7Следующая ⇒
ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ Или • Виды коммуникации определяются тем каналом, по которому происходит коммуникация. Выделяют словестную и внесловестную коммуникацию. • Словесная по мере становления человека становится доминирующей. • Внесловестный язык включает три типа коммуникации: - C имптоматические – спонтанные телесные реакции, например, мимика (есть также у животных); - Интенциональные – язык осознанных жестов; - Произвольные – язык произвольных жестов. Или Вертикальные коммуникации - связывают разные уровни управления организации (при этом коммуникации могут быть "сверху вниз", информация передается с высших уровней руководства на более низкие и "снизу вверх", которые представляют собой каналы обратной связи процесса управления). Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько иерархических слоев. При прохождении через каждый слой происходят две вещи: (1) содержание сообщения становится более специфическим и (2) оно может быть искажено. • Горизонтальные коммуникации - осуществляются в пределах одного иерархического уровня организации. • Внутриорганизационные коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Последние ориентированы на различные целевые аудитории (потребителей, поставщиков, конкурентов, органы власти и т.д.) и решают проблемы создания имиджа, обеспечения обеспечение связи с потребителями. • Формальные и неформальные. Формальные строго регламентируются организационными нормами, правилами, основными ценностями и направлены на достижение организационных целей. Неформальные возникают для удовлетворения социальных потребностей членов организации. • Устойчивые и неустойчивые. • Письменные и устные и т.д.
2. Средства массовой коммуникации. Типы СМК. Средство массовой коммуникации - вещественные и материальные компоненты коммуникативного процесса с помощью которых осуществляется производство, передача, распространение и сохранение культурных ценностей (знаний, духовных, моральных, этических, правовых норм) в обществе. Развитие СМК и СМИ (от книгопечатания к конвергенции массмедиа). 1-я революция (от появления книгоиздания, и типографий при церкви — к массовым изданиям СМИ), 2-я — появление радио, 3-я — телевидение, 4-е — спутниковое и кабельное ТВ, интернет.
ТИПЫ СМК В зависимости от способа происхождения есть два типа СМК: • Естественно возникшие – язык, мимика, жесты. • Искусственно созданные (технические) – письменность, книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кинематограф, звукозапись, видеозапись, видеотекст, телетекст, рекламные щиты, мобильная связь, Интернет, онлайновые сообщества.
3. Коммуникативный процесс, его участники. Эффект коммуникации. Составляют три компонента: • Адресант + адресат • Информация • Коммуникация Участники коммуникации: • Коммуникатор (коммуникант, адресант) – создатель, генератор или отправитель сообщения • Реципиент (адресат) – получатель, потребитель, кому предназначено сообщение ЭФФЕКТ МК Позволяет оценивать • Коммуникатора - результативность его усилий • Посредника - качество канала или технического средства • Реципиента - наличие возможности или желания воспринимать информацию - Реальную степень её восприятия, усвоения, запоминаемости
4. Разновидности коммуникаций. Система средств массовой коммуникации. Выделяются по составу коммуникантов. Связанно это с тем, что технология работы коммуникатора в каждом случае имеет свою специфику. Интраперсональная коммуникация (внутриличностная, автокоммуникация - разговор с самим собой) Межличностна я коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в кафе и т.п.); Может иметь конструктивный и деструктивный характер. Групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид-группа); Массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и опыту общения групп (телевидение, радио, интернет, т.п.). ТИПЫ Информационное При таком типе вещания музыки практически нет. Всё эфирное время занимают новостные блоки, познавательные программы, короткие ток-шоу, в которых обсуждаются актуальные общественные проблемы, обзоры прессы. В СНГ такое вещание почти не развито, но достаточно популярно в США и странах Западной Европы. Информационно-музыкальное Преобладает информационное наполнение, но достаточно много музыки. Соотношение 60-70% к 30-40%. Музыкально-информационное Соотношение информации и музыки обратное: 30-40% информации и 60-70% музыки. Музыкальное вещание 75-90% всего эфирного времени – музыка. Оставшиеся время выделено для новостей и рекламы. Такой тип вещания характерен почти для всех коммерческих радиостанций. Главной характеристикой целевого радиослушателя является его музыкальный вкус, который в свою очередь зависит от возраста, уровня дохода и рода занятий. ФОРМАТЫ • АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. • CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хит-радио. Целевая аудитория — 12-25 лет. • Classical — классическая музыка. Формат узкий, точный возраст слушателей определить сложно. • Rock —преобладают композиции в стиле рок и рок-н-рол. Целевая аудитория — 18-35 лет. • Oldies — в эфире звучит музыка 50х, 60х, 70х, 80х годов. Возраст целевой аудитории — от 40 и старше. • NAC/Smooth Jazz — музыка в стиле джаз. Возраст слушателей таких радиостанций — 30-45 лет. • EZ (Easy Listening) — фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой. Возраст целевой аудитории определить сложно. • Шансон — характерный только для СНГ формат. По музыкальному наполнению — бардовские и блатные песни. Целевая аудитория — 35-50 лет, преимущественно мужчины. • Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-35 лет. • Urban — рэп, музыка улиц. Возраст целевой аудитории — 14-20 лет. • R&B (Rhythm and Blues) — композиции направления ритм-энд-блюз. Целевая аудитория — 25-40 лет. • Country — кантри, народная североамериканская музыка с узкой целевой аудиторией 30-45 лет. • Folk — фолк, народная стилизованная музыка, целевая аудитория — 25-40 лет. • Christian — музыка религиозного содержания. Характеризовалось полифоничностю радиоэфира, где в середины 2000-х годов присутствовал широкий спектр станций и тем. Радио также демонстрирует бурный рост индустрии. Число негосударственных радиостанций на местах достигает более 500. Радийные форматы материалов определяются во многом техническими факторами: Тип вещания (радиоприема): а) радиотрансляционная сеть - уверенный прием с централизованных антенн; б) диапазон длинноволнового вещания; в) диапазон средневолнового вещания; г) диапазон ультракоротковолнового вещания; д) диапазон FM-вещания. Тип радиоприемников: а) обычный нестационарный; б) стационарный однопрограммный; в) стационарный многопрограммный; г) автомобильный.
27. Телевидение. Специфика. Классификация телевидения. Телевизионная специфика родилась на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений. Аудиовизуальное сообщение - это информация, представляющая собой серию связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических устройств и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра. Классификация телевидения По способу трансляции: · эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); · спутниковое; · кабельное; По типу деятельности: · вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ (в том числе компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве своем универсальные телеорганизации, имеющие и свое собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); · программопроизводящие компании (продюсерские фирмы); · дистрибьюторы. По охвату аудитории: · общероссийские; · региональные; · местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). По форме собственности: • государственные; • негосударственные (акционерные общества открытого и закрытого типа,ООО, товарищества с ограниченной ответственностью, а также корпорации, киноассоциации, продюсерские центры, концерны, независимые телестудии); • смешанные компании с участием зарубежных инвесторов. По источнику финансирования: • бюджетные (финансируется из государственного или местного бюджета) • платные (за счет абонентской платы) • коммерческие (самоокупаемые, в основном за счет рекламы) • общественные (за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц.) По тематическому признаку: Информационные, образовательные, спортивные, кинопоказ, детсткие, Автомобильные, музыкальные, мода, Развлекательные, религиозные, другие
28. Интернет-СМИ. Признаки. Особенности. Интернет-СМИ - это посещаемые относительно большой аудиторией крупные сайты, которые обновляются по несколько раз в сутки и созданные, чтобы предоставлять именно журналистскую продукцию, социально значимую информацию: новости, статьи и прочее. Именно такие сайты (и, возможно, некоторые авторские проекты) и должны считаться СМИ в интернете. Иначе под определение СМИ попадает практически любой сайт. Что же касается основных понятий, то вместо периодичности - частота обновления информации. При этом необходимо определиться, что же именно считать обновлением, и как часто это обновление должно происходить, чтобы сайт считался СМИ (если газета-то можно 1 раз в неделю). ПРИЗНАКИ • Вместо тиража следует ввести единицу, более приемлемую в данном случае. В интернете такая единица есть - это (среднее) количество посещений в день. • Понятие «текущий номер» для интернет-СМИ вообще вводить не стоит - т.к. новая информация (новости, статьи) добавляются круглосуточно и часто не периодично. • Что же касается постоянного названия, то его место должен занять адрес сайта. Покупая печатные СМИ, мы ориентируемся на название. При посещении электронного СМИ роль названия играет адрес. • Ну и самое главное - определять является ли данный сайт СМИ, стоит еще и по немного субъективному критерию - информационной наполняющей данного сайта. Является ли информация социально значимой? Продукт ли это журналистского труда? Иначе многие сервисные сайты, обновляемые автоматически, могут считаться СМИ. • Сеть - это не единое СМИ, Сеть - это среда, в которой могут существовать различные СМИ. • Интернет - это каналы передачи информации, которые могут быть использована в различных ситуациях по-разному, то есть интернет - это среда для массовой коммуникации.
29. Три типа средств коммуникации. Фазы развития. Естественно возникший (язык, мимика, жесты) , искусственно созданный (технический), который включает в себя такие средства как традиционные (пресса, книгопечатание, письменность) и типично современные (радио, телевидение, кинематограф, Интернет). 1. Устная фаза • Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Речь - это отражение мыслительных процессов и ее культура отражает уровень развитие человека. • К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось со звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали. Письменная фаза • Письменность помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). • Как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира она открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. • Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. • Она служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде. Книжная фаза • Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. • Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности, существенно более массовый и оперативный обмен информацией. • Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Индустриальная - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.
Телекоммуникации Открытие магнитных и электрических явлений привело к развитию технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. В 1828 году П.Л. Шиллингом был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Сэмюэл Морзе изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие передавать информацию на дальние расстояния. • 24 мая 1844 года была послана первая депеша между Вашингтоном и Балтимором по способу Морзе с текстом «Дивны дела Твои, Господи». Передачу неподвижных изображений на расстоянии, осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. С открытием электромагнитных волн Максвеллом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу. Регулярные телевизионные передачи начались в середине тридцатых годов 19-го века. Появление и развитие современных кабелей связи обязаны изобретению телефона.
Компьютерная фаза Компьютерная фаза - новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит в факте общения не с человеком, а с электронной памятью.
30. Системообразующие функции масс-медиа. На первом месте находится функция информирования. коммуникативно-информационная, которая обеспечивает взаимодействие между всеми элементами и структурами социальной системы на основе организации общения (коммуникации) между членами общества и способствует их социализации, осознанию ими своего статуса; регулирующая, которая реализуется в процессе взаимодействия масс-медиа с властными структурами в процессе информационного сопровождения управленческих решений и обеспечения информационного контроля их результатов в форме обратной связи; духовно-идеологическая, назначение которой – формулирование и внесение в общественное сознание определённых мировоззренческих представлений, формирование идеологических, морально-нравственных, художественно-эстетических и других идеалов и ценностей; разъяснительно-аналитическая, в рамках которой осуществляется разъяснение смысла и целей принятых решений (в особенности – «непопулярных»), проводится анализ их возможных последствий и т. д. Она призвана сформировать определённое представление об объекте информационного обеспечения – его имидж.
31. Оценка эффективности коммуникации. Инструменты обратной связи. • Эффективность массовой коммуникации невозможно оценить без устойчивой «обратной связи» источника с аудиторией. • Точно так же для коммуникатора, невозможно строить массовую коммуникацию не зная особенностей аудитории - специфики восприятия, мышления, эмоций, установок, стереотипов, норм, ценностей, ценностных ориентации и т. д. ü Инструменты связи аудитории с коммуникатором, дающие последнему информацию о состоянии аудитории, и составляют то, что на практике принято называть «обратной связью». o Основной инструмент обратной связи в современных системах массовой коммуникации — разного рода социологические опросы. o Прежде всего это популярные рейтинги основных каналов массовой коммуникации. Инструменты обратной связи 1) Рейтинговые исследования оперативно дают количественную информацию: кто смотрит (слушает, читает), из каких социально-демографических, имущественных и т. д. групп населения. Цифровой портрет. 2) Другие опросы — анкетные, интервью, фокус-группы и т. д. — позволяют прицельно оценить информационные запросы и потребности аудитории, а также степень их удовлетворенности. Один из важнейших выявляемых таким образом показателей — уровень доверия аудитории к разным каналам массовой коммуникации. 3) Особую роль в последнее время играют так называемые интерактивные опросы, в ходе которых вопрос задается в радио- или телестудии, обычно в прямом эфире, а слушатели или зрители имеют возможность звонить в студию по специальным телефонам. 4) Традиционным, надежным способом обратной связи является анализ писем, телефонных звонков и иных форм прямого собственного обращения представителей аудитории в средство МК. Надежная обратная связь должна давать достоверные ответы на 4 основных вопроса: • Кто представляет собой аудиторию (количественный портрет); • Какие они, члены аудитории (содержательный социально-психологический портрет); • Чего они хотят (особенности запросов и потребностей); • Насколько они удовлетворены тем, что им дают (уровень удовлетворенности и степень доверия к источнику).
32. Разновидности коммуникационных каналов. Коммуникация - процесс обмена информацией между системами. • Рассмотрим различные виды коммуникационных каналов, какие из них действовали в различные эпохи развития человечества, их взаимосвязь и взаимовлияние. Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. • Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). • Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. • Итак, коммуникационные каналы — материальная сторона социальной коммуникации.
33. Три рода социальной коммуникации. В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, различаются рода социальной коммуникации, подобно «родам войск». Род коммуникации — совокупность родственных коммуникационных каналов. Их три: • Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями — экспедиции, туризм. • Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и пространстве. • Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. • Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешанные, гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуникации. • Коммуникационные каналы эволюционировали не сами по себе, не спонтанно, а под действием социально-культурных и технико-экономических факторов, • Рассмотрим социальные функции, механизмы действия и социально-культурного значения перечисленных родов коммуникации. • Отметим их ограничения и коммуникационные барьеры, препятствующие их развитию. 34. Функции языка и речи. Барьеры устной коммуникации. Невербальный и Вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; Устная коммуникация и Документная коммуникация — два рода социальной коммуникации, сыгравшие определяющую роль в становлении ороакустической (словесной) и книжной культуры.
Главное отличие человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникации животных состоит в наличии Вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Естественный язык — это социальное достояние, фундаментальный раздел социальной памяти. Его следует отличать от речи, которая представляет собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памяти говорящего (точнее — в индивидуальном тезаурусе(ТЕЗАУРУС [thesaurus] — свод знаков, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями, сообщениями. Чтобы содержание сообщения было понятно, оно должно содержать элементы, соответствующие тезаурусу. )). Язык и речь образуют единство: нет языка — нет речи; нет речи — нет языка; • речь осуществляется средствами языка; • язык реально существует лишь в речи. Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции: Ø коммуникационную (или «коммуникативную»), Ø мыслительную. Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом и массовом уровне, а мыслительная — лишь на личностном уровне, где она обеспечивает индивидуальное мышление. Все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью. ПРИКЛАДНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ Социально-языковые функции 2. Индивидуально-языковые функции Социально-речевые функции Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга. Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д.
35. Документная коммуникация. Коммуникационные барьеры. Иконический и Символьный каналы положили начало документной коммуникации. Устная коммуникация и Документная коммуникация — два рода социальной коммуникации, сыгравшие определяющую роль в становлении ороакустической (словесной) и книжной культуры. Документная коммуникация соответствует элементарной схеме коммуникационной деятельности только в случае непосредственной переписки между коммуникантом и реципиентом. Появление почты означает подключение посреднического звена. Если же коммуникант использует издательские службы для публикации своего произведения, а реципиент обращается в книжный магазин или библиотеку, чтобы получить это произведение, требуются специальные посреднические службы, другими словами, — социально-коммуникационные институты (СКИ), обладающие профессиональными кадрами и материально-техническими средствами. В документально-коммуникационную систему (ДОКС) входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической литературе ДОКС называют «система документ — потребитель», «система книга — читатель». Основными институтами документной коммуникации, существующими в наше время, являются (для упрощения картины оставляем в стороне музеи и машиночитаемые фонды): • архивы, • библиографические службы, • библиотеки, • издательства и типографии, • книжная торговля, • реферативные службы.
БАРЬЕРЫ Ни один из родов коммуникации не обходится без барьеров, препятствующих движению смыслов. В пункте 2.3 мы определили четыре барьера, свойственных устной коммуникации: технический, межъязыковой, социальный, психологический, эти же барьеры, за исключением специфического для устного общения межъязыкового, обнаруживаются и в ДОКС. 1. Технический барьер состоит в недоступности нужных документов для реципиента. Если реципиенту известны выходные данные требуемой публикации - это задача адресного поиска, которая носит чисто технический характер и не имеет непознанных проблем. Гораздо хуже, если реципиент способен только сформулировать тему, но не может назвать соответствующие ей (релевантные) документы. Тогда возникает задача семантического поиска информации, которая служит центральным предметом теории информационнопоисковых систем 2. Психологический барьер при восприятии документов возникает вследствие непонимания реципиентом их смысла. Непонимание может распространяться на все типы документов: непонимание замысла художника встречается столь же часто, как непонимание замысла писателя. Мы ограничимся рассмотрением проблемы понимающего чтения, которое, очевидно, является разновидностью коммуникационного понимания. 3. Социальные барьеры - это препятствия, которые воздвигает ДИКС и управляющие ею органы на пути сообщения от коммуниканта к реципиенту. Главным из этих препятствий является цензура, которая имеет многовековую историю, заслуживающую специального рассмотрения. Надо заметить, что цензура — специфический барьер именно документной коммуникации; ее невозможно осуществить ни в устной, ни в электронной коммуникации, хотя попытки такого рода предпринимались властями.
36. Маршалл Маклюэн – пророк Электронной коммуникации. Первопроходцем в области теории МК был канадский ученый Маршалл Маклюэн, его называли «пророком из Торонто». • Технологии коммуникаций рассматривались им в качестве решающего фактора процесса формирования социально-экономической системы. • Массовая коммуникация ориентируется на «мнение публики» как высшего проявления массового сознания и выступает как источник и средство распространения информации, необходимой для деятельности и взаимодействия социальных институтов и индивидов в обществе. • Кроме того, массовая коммуникация сообщает обществу образцы и нормы поведения и является средством формирования образов социальной реальности. • Массовая коммуникация выступает также основой для приобретения известности, позиционирования личности.
• Герберт Маршалл Маклюэн (1911 – 1980) –канадский профессор, посвятивший свое творчество исследованию воздействия средств коммуникации на культуру и человеческое восприятие. • В 60-е годы одна за другой вышли в свет его блестяще написанные и оригинально оформленные книги «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Медиум — это Послание» (1967 г.), «Война и мир в глобальной деревне» (1968 г.), которые принесли ему мировую славу и имидж «пророка из Торонто». • М. Маклюэн формулировал свои предвидения в 60-е годы, отталкиваясь от потенциала телевидения, появившегося в это время. • Он предсказывал закат «Галактики Гутенберга» и появление гармоничного «хомо телевизионис».
Маклюэн предвидел появление гипермедиа • Он не учитывал перспективы компьютерной техники, т.к. в его время она еще не стала коммуникационным инструментом; не было персональных компьютеров, банков данных с дистанционным доступом, электронной почты, «мировой паутины» Интернет. • Но Маклюэн предвидел появление «гипермедиа» — единства звука, статических и динамических изображений, реализованного в системах мультимедиа. • Маршалла Маклюэна считают пророком электронной коммуникации. • Грядущая всемирная цивилизация, — пророчил М. Маклюэн, — будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся непременным условием формирования высших культур. • Ее продолжением является самая известная работа Маклюэна – «Понимание медиа: внешние расширения человека» (1964).
37. Учение Маклюэна. Медиа как внешние расширения человека. Отправной точкой концепции Маклюэна является учение о внешних расширениях человека. Для него движущей силой исторического процесса являются не воля или поступки индивида или человеческих коллективов, а технические новации. Иными словами, расширением (extension) человека является внешний носитель функции какого-либо органа. Внешним расширением органов, отвечающих за передвижение, является транспорт – каноэ у индейца, лошадь у ковбоя, самолет у современного «постиндустриального человека»; 38. Холодные и горячие медиа. Сравнение. Маклюэн неоднократно подчеркивает, что реальное содержание, месседж любого медиа – это изменение масштаба, скорости или способа действия, которое оно (данное медиа) привносит в человеческую деятельность. Однако, средства коммуникации способны производить различные психологические и социальные эффекты. В соответствии с этим критерием Маклюэн подразделяет все медиа на горячие и холодные. Главное их различие заключается в степени интенсивности сообщения, а также в вовлечённости зрителя в процесс передачи информации, причём одно прямо пропорционально другому. Сравнение горячих и холодных медиа М. Маклюен говорит: «Горячие средства характеризуются низкой степенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее участия, или достраивания ей недостающего». • «Горячие» медиа: радио, кино, книгопечатание, фотографию • «Холодные» медиа: речь, комиксы, телефон, телевидение. Невозможно однозначно сказать, какие из СМК «лучше», а какие «хуже» для агитации. При ряде оговорок и телевидение может стать основой победного воздействия. Однако, следует иметь в виду, что медиа может быть холодным или горячим только в сравнении с другим медиа. Например, телевидение – в сравнении с радио – является холодным средством коммуникации, но горячим в сравнении с новостными сайтами в Интернет.
39. Четыре эпохи доминирования СМК. В следующей работе, «Война и мир в глобальной деревне» (1968), Маклюэн предлагает детальную периодизацию истории человеческой культуры в зависимости от господствующих в данную эпоху средств коммуникации. 1. Эпоха «дописьменного варварства» характеризуется наивно-непосредственным отношением людей к окружающей среде. Их высшим коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда — формирование «человека слушающего». «Человек слушающий», использующий естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира. 2. Эпоха письменной кодификации нарушила духовную гармонию и «сенсорный баланс» неграмотного варвара; теперь в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами. Приобщение к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним наблюдателем исторического процесса». На смену племенному братству пришла феодальная раздробленность (детрибализация). Однако вплоть до XV века ороакустический (устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях равновесия. 3. Эпоха Гутенберга окончательно покончила с природной гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится «умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения. Вместо «человека слушающего» появляется «человек смотрящий», у которого атрофированы все сенсорные каналы — слух, обоняние, осязание, вкус, зато гипертрофировано зрение. Личное мышление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому слову. 4. Современная эпоха — синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Электрические и электронные средства связи, по словам М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества. Характерная особенность современных коммуникационных средств в том, что они оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. К людям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. Электронные технологии общения способствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов восприятия мира, создают предпосылки для целостного развития личности. «Электронная галактика» влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективного сознания», превращая нашу планету в единую «глобальную деревню».
40. Функции электронной коммуникации. Коммуникационные барьеры. В наши дни существуют три вида коммуникации: устная, документная, электронная. Речь идет о конкуренции искусственных социально-коммуникационных систем. Если телевизионно-компьютерная система сможет выполнять социальные функции лучше, чем ДОКС, и при этом коммуникационные барьеры будут снижены, документная коммуникация утратит свои социально-культурные приоритеты и будет оттеснена на периферию социальных коммуникаций. Что касается устной коммуникации, ее позиции всегда будут незыблемы, потому что она зиждется на естественных коммуникационных каналах — вербальном и невербальном, которые не подлежат ампутированию и протезированию. ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ Или • Виды коммуникации определяются тем каналом, по которому происходит коммуникация. Выделяют словестную и внесловестную коммуникацию. • Словесная по мере становления человека становится доминирующей. • Внесловестный язык включает три типа коммуникации: - C имптоматические – спонтанные телесные реакции, например, мимика (есть также у животных); - Интенциональные – язык осознанных жестов; - Произвольные – язык произвольных жестов. Или Вертикальные коммуникации - связывают разные уровни управления организации (при этом коммуникации могут быть "сверху вниз", информация передается с высших уровней руководства на более низкие и "снизу вверх", которые представляют собой каналы обратной связи процесса управления). Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько иерархических слоев. При прохождении через каждый слой происходят две вещи: (1) содержание сообщения становится более специфическим и (2) оно может быть искажено. • Горизонтальные коммуникации - осуществляются в пределах одного иерархического уровня организации. • Внутриорганизационные коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Последние ориентированы на различные целевые аудитории (потребителей, поставщиков, конкурентов, органы власти и т.д.) и решают проблемы создания имиджа, обеспечения обеспечение связи с потребителями. • Формальные и неформальные. Формальные строго регламентируются организационными нормами, правилами, основными ценностями и направлены на достижение организационных целей. Неформальные возникают для удовлетворения социальных потребностей членов организации. • Устойчивые и неустойчивые. • Письменные и устные и т.д.
2. Средства массовой коммуникации. Типы СМК. Средство массовой коммуникации - вещественные и материальные компоненты коммуникативного процесса с помощью которых осуществляется производство, передача, распространение и сохранение культурных ценностей (знаний, духовных, моральных, этических, правовых норм) в обществе. Развитие СМК и СМИ (от книгопечатания к конвергенции массмедиа). 1-я революция (от появления книгоиздания, и типографий при церкви — к массовым изданиям СМИ), 2-я — появление радио, 3-я — телевидение, 4-е — спутниковое и кабельное ТВ, интернет.
ТИПЫ СМК В зависимости от способа происхождения есть два типа СМК: • Естественно возникшие – язык, мимика, жесты. • Искусственно созданные (технические) – письменность, книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кинематограф, звукозапись, видеозапись, видеотекст, телетекст, рекламные щиты, мобильная связь, Интернет, онлайновые сообщества.
3. Коммуникативный процесс, его участники. Эффект коммуникации. Составляют три компонента: • Адресант + адресат • Информация • Коммуникация Участники коммуникации: • Коммуникатор (коммуникант, адресант) – создатель, генератор или отправитель сообщения • Реципиент (адресат) – получатель, потребитель, кому предназначено сообщение ЭФФЕКТ МК Позволяет оценивать • Коммуникатора - результативность его усилий • Посредника - качество канала или технического средства • Реципиента - наличие возможности или желания воспринимать информацию - Реальную степень её восприятия, усвоения, запоминаемости
4. Разновидности коммуникаций. Система средств массовой коммуникации. Выделяются по составу коммуникантов. Связанно это с тем, что технология работы коммуникатора в каждом случае имеет свою специфику. Интраперсональная коммуникация (внутриличностная, автокоммуникация - разговор с самим собой) Межличностна я коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в кафе и т.п.); Может иметь конструктивный и деструктивный характер. Групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид-группа); Массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и опыту общения групп (телевидение, радио, интернет, т.п.). Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации: Межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, Межличностная — между отдельными представителями этих народов Организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).
Под Смысловой коммуникацией понимается не просто передача информации, а определенное воздействие на людей с помощью этой информации – управляющее, обучающее и другое. Социальная коммуникация - процесс взаимодействия индивида или группы индивидов, способы общения людей, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Массовая коммуникация (вид социальной коммуникации) – процесс распространения информации в массовую аудиторию, при котором отдельные личности или группы интенсивно обмениваются большими объемами информации, при этом они не идентифицируются и имеют теоретически равную вероятность получения этой информации. • Средство массовой коммуникации - вещественные и материальные компоненты коммуникативного процесса с помощью которых осуществляется производство, передача, распространение и сохранение культурных ценностей (знаний, духовных, моральных, этических, правовых норм) в обществе. Развитие СМК и СМИ (от книгопечатания к конвергенции массмедиа). 1-я революция (от появления книгоиздания, и типографий при церкви — к массовым изданиям СМИ), 2-я — появление радио, 3-я — телевидение, 4-е — спутниковое и кабельное ТВ, интернет. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы