Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-языковые функции



2. Индивидуально-языковые функции

Социально-речевые функции

Индивидуально-речевые функции

Всего 15

Коммуникационные барьеры Устной коммуникации

Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:

Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах.

 Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно.

 Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне.

Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео­звукозаписи, компьютерной техники (компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.

Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.

Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам.

Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д.

Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга.

Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д.

 

35. Документная коммуникация. Коммуникационные барьеры.

Иконический и Символьный каналы положили начало документной коммуникации.

Устная коммуникация и Документная коммуникациядва рода социальной коммуникации, сыгравшие определяющую роль в становлении ороакустической (словесной) и книжной культуры.

Документная коммуникация соответствует элементарной схеме коммуникационной деятельности только в случае непосредственной переписки между коммуникантом и реципиентом. Появление почты означает подключение посреднического звена. Если же коммуникант использует издательские службы для публикации своего произведения, а реципиент обращается в книжный магазин или библиотеку, чтобы получить это произведение, требуются специальные посреднические службы, другими словами, — социально-коммуникационные институты (СКИ), обладающие профессиональными кадрами и материально-техническими средствами.

В документально-коммуникационную систему (ДОКС) входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической литературе ДОКС называют «система документ — потребитель», «система книга — читатель».

Основными институтами документной коммуникации, существующими в наше время, являются (для упрощения картины оставляем в стороне музеи и машиночитаемые фонды):

 • архивы,

 • библиографические службы,

 • библиотеки,

 • издательства и типографии,

 • книжная торговля,

 • реферативные службы.

 

БАРЬЕРЫ

Ни один из родов коммуникации не обходится без барьеров, препятствующих движению смыслов.

В пункте 2.3 мы определили четыре барьера, свойственных устной коммуникации: технический, межъязыковой, социальный, психологический, эти же барьеры, за исключением специфического для устного общения межъязыкового, обнаруживаются и в ДОКС.

1. Технический барьер состоит в недоступности нужных документов для реципиента. Если реципиенту известны выходные данные требуемой публикации - это задача адресного поиска, которая носит чисто технический характер и не имеет непознанных проблем.

Гораздо хуже, если реципиент способен только сформулировать тему, но не может назвать соответствующие ей (релевантные) документы. Тогда возникает задача семантического поиска информации, которая служит центральным предметом теории информационнопоисковых систем

2. Психологический барьер при восприятии документов возникает вследствие непонимания реципиентом их смысла. Непонимание может распространяться на все типы документов: непонимание замысла художника встречается столь же часто, как непонимание замысла писателя. Мы ограничимся рассмотрением проблемы понимающего чтения, которое, очевидно, является разно­видностью коммуникационного понимания.

3. Социальные барьеры - это препятствия, которые воздвигает ДИКС и управляющие ею органы на пути сообщения от коммуниканта к реципиенту.

Главным из этих препятствий является цензура, которая имеет многовековую историю, заслуживающую специального рассмотрения. Надо заметить, что цензура — специфический барьер именно документной коммуникации; ее невозможно осуществить ни в устной, ни в электронной коммуникации, хотя попытки такого рода предпринимались властями.

 

36. Маршалл Маклюэн – пророк Электронной коммуникации.

Первопроходцем в области теории МК был канадский ученый Маршалл Маклюэн, его называли «пророком из Торонто».

• Технологии коммуникаций рассматривались им в качестве решающего фактора процесса формирования социально-экономической системы.

• Массовая коммуникация ориентируется на «мнение публики» как высшего проявления массового сознания и выступает как источник и средство распространения информации, необходимой для деятельности и взаимодействия социальных институтов и индивидов в обществе.

• Кроме того, массовая коммуникация сообщает обществу образцы и нормы поведения и является средством формирования образов социальной реальности.

• Массовая коммуникация выступает также основой для приобретения известности, позиционирования личности.

 

Герберт Маршалл Маклюэн (1911 – 1980) –канадский профессор, посвятивший свое творчество исследованию воздействия средств коммуникации на культуру и человеческое восприятие.

• В 60-е годы одна за другой вышли в свет его блестяще написанные и оригинально оформленные книги «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Медиум — это Послание» (1967 г.), «Война и мир в глобальной деревне» (1968 г.), которые принесли ему мировую славу и имидж «пророка из Торонто».

• М. Маклюэн формулировал свои предвидения в 60-е годы, отталкиваясь от потенциала телевидения, появив­шегося в это время.

• Он предсказывал закат «Галактики Гутенберга» и появление гармоничного «хомо телевизионис».

 

Маклюэн предвидел появление гипермедиа

• Он не учитывал перспективы компьютерной техники, т.к. в его время она еще не стала коммуникационным инструментом; не было персональных компьютеров, банков данных с дистанционным доступом, электронной почты, «мировой паутины» Интернет.

• Но Маклюэн предвидел появление «гипермедиа» — единства звука, статических и динамических изображений, реализованного в системах мультимедиа.

• Маршалла Маклюэна считают пророком электронной коммуникации.

• Грядущая всемирная цивилизация, — пророчил М. Маклюэн, — будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся непременным условием формирования высших культур.

• Ее продолжением является самая известная работа Маклюэна – «Понимание медиа: внешние расширения человека» (1964).

 

 

37. Учение Маклюэна. Медиа как внешние расширения человека.

Отправной точкой концепции Маклюэна является учение о внешних расширениях человека.

Для него движущей силой исторического процесса являются не воля или поступки индивида или человеческих коллективов, а технические новации.

Иными словами, расширением (extension) человека является внешний носитель функции какого-либо органа.

Внешним расширением органов, отвечающих за передвижение, является транспорт – каноэ у индейца, лошадь у ковбоя, самолет у современного «постиндустриального человека»;
Речь в первую очередь идет о зрении и слухе, визуальном как расширении глаза и аудиальном как расширении уха.

38. Холодные и горячие медиа. Сравнение.

Маклюэн неоднократно подчеркивает, что реальное содержание, месседж любого медиа – это изменение масштаба, скорости или способа действия, которое оно (данное медиа) привносит в человеческую деятельность.

Однако, средства коммуникации способны производить различные психологические и социальные эффекты.

 В соответствии с этим критерием Маклюэн подразделяет все медиа на горячие и холодные.

Главное их различие заключается в степени интенсивности сообщения, а также в вовлечённости зрителя в процесс передачи информации, причём одно прямо пропорционально другому.

Сравнение горячих и холодных медиа

М. Маклюен говорит: «Горячие средства характеризуются низкой степенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее участия, или достраивания ей недостающего».

•  «Горячие» медиа: радио, кино, книгопечатание, фотографию

• «Холодные» медиа: речь, комиксы, телефон, телевидение.

Невозможно однозначно сказать, какие из СМК «лучше», а какие «хуже» для агитации. При ряде оговорок и телевидение может стать основой победного воздействия.

Однако, следует иметь в виду, что медиа может быть холодным или горячим только в сравнении с другим медиа. Например, телевидение – в сравнении с радио – является холодным средством коммуникации, но горячим в сравнении с новостными сайтами в Интернет.

 

39. Четыре эпохи доминирования СМК.

В следующей работе, «Война и мир в глобальной деревне» (1968), Маклюэн предлагает детальную периодизацию истории человеческой культуры в зависимости от господствующих в данную эпоху средств коммуникации.

1. Эпоха «дописьменного варварства» характеризуется наивно-непосредственным отношением людей к окру­жающей среде. Их высшим коммуникационным достиже­нием была членораздельная речь, воспринимаемая слу­хом, отсюда — формирование «человека слушающего». «Человек слушающий», использующий естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира.

2. Эпоха письменной кодификации нарушила духовную гармонию и «сенсорный баланс» неграмотного варвара; теперь в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами. Приобщение к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним наблюдателем исторического процесса». На смену племенному братству пришла феодальная раздробленность (детрибализация). Однако вплоть до XV века ороакустический (устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях равновесия.

3. Эпоха Гутенберга окончательно покончила с природной гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится «умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения. Вместо «человека слушающего» появляется «человек смотрящий», у которого атрофированы все сенсорные каналы — слух, обоняние, осязание, вкус, зато гипертрофировано зрение. Личное мышление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому слову.

4. Современная эпоха — синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Электрические и электронные средства связи, по словам М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества. Характерная особенность современных коммуникационных средств в том, что они оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. К людям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. Электронные технологии общения способствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов восприятия мира, создают предпосылки для целостного развития личности. «Электронная галактика» влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективного сознания», превращая нашу планету в единую «глобальную деревню».

 

40. Функции электронной коммуникации. Коммуникационные барьеры.

В наши дни существуют три вида коммуникации: устная, документная, электронная.

Речь идет о конкуренции искусственных социально-коммуникационных систем. Если телевизионно-компьютерная система сможет выполнять социальные функции лучше, чем ДОКС, и при этом коммуникационные барьеры будут снижены, документная коммуникация утратит свои социально-культурные приоритеты и будет оттеснена на периферию социальных коммуникаций.

Что касается устной коммуникации, ее позиции всегда будут незыблемы, потому что она зиждется на естественных коммуникационных каналах — вербальном и невербальном, которые не подлежат ампутированию и протезированию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь