Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обозначим по мере убывания значимости четыре главных уровня данной системы.
Первый и важнейший уровень состоит из электронных и печатных СМИ, формирующих единое российское информационное пространство (информационные агентства - ИТАР-ТАСС, РИА «Новости»; Радио России, радио «Маяк»; «Российская газета», «Парламентская газета»; СМИ правительства Москвы; телевидение – «Первый канал», «Россия», НТВ, «Культура», «Евроньюс»). Как правило, они контролируются политизированным капиталом или находятся в собственности государства. Эти СМИ осуществляют во многом контролируемые функции формирования общественного мнения в стране. Он также были призваны (особенно газеты) «просвещать» государственных служащих и политиков, ориентированных на восприятие «государственных установок». В данных СМИ допускалось размещение ПР-материалов, не противоречащих общим установкам государства или сильных окологосударственных группировок, а коммерческий успех рассматривался как второстепенный фактор. • Второй уровень печатных и электронных СМИ состоит из коммерческих изданий, теле- и радиокомпаний всероссийского и межрегионального охвата. К ним относятся деловая периодика, теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату территории («Интерфакс», ТНТ, Ren-ТВ, «Русское радио», частотные каналы FM-диапазона, «Эксперт», «Комсомольская правда»). Третий уровень системы - региональные электронные и печатные СМИ. В России середины 2000-х годов этот уровень имеет совершенно уникальный характер. Уникальность заключается в том, что в различных регионах страны сформировались существенно различающиеся между собой типы медийных моделей. Проведенные Союзом журналистов России в рамках глобального проекта «Общественная экспертиза» исследования «Измерение свободы слова в России» и «Анатомия свободы слова» выявили эти различия по семи основным параметрам: • информационная открытость власти; • уровень свободы производства информации; • уровень свободы распространения информации; • медийная насыщенность региона; • развитие регионального медийного и рекламного рынков; • уровень медийной конфликтности регион и характер конфликтов; • уровень и характер самоорганизации медийного сообщества. К концу 2000-х годов в России, с одной стороны, просматривалась и даже доминировала положительная тенденция перехода СМИ к рыночной медийной модели, что являлось благоприятным для развития ПР-технологий фактором, с другой - проведение региональных ПР-кампаний в большинстве случаев не могло опираться на универсальные приемы работы со СМИ; требовалось дополнительное изучение их фактической роли в региональном политическом и экономическом пространстве. • Четвертым уровнем информационной системы может считаться Интернет. Глобальная коммуникационная среда представляет собой огромный набор коммуникационных каналов. Роль сети в России в начале 2000-х годов ограничивалась лишь числом пользователей, но их неуклонный рост вызывал оптимизм у работающих в коммуникационной сфере специалистов. Картина информационной системы будет неполной без так называемых внесистемных СМИ - русскоязычных радиостанций «Свобода», «Голос Америки», русской службы Би-Би-Си и «Дойче велле», а также работающих на российском рынке зарубежных газетно-издательских корпораций. Хотя по источнику финансирования и потенциальному охвату аудитории их можно отнести к первому уровню информационной системы с поправкой на «нероссийское происхождение», по профессиональным стандартам они оказываются ближе к средствам массовой информации второго уровня - российским коммерческим СМИ.
25. Типы и возможности печатных СМИ. Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Периодическое печатное издание - издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами.
26. Особенности радио. Типы вещания. Радийные форматы. Радиовещание, передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сут). Как форма организации досуга радиовещание уступает только телевидению. Радиопрограмма - совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра. ТИПЫ Информационное При таком типе вещания музыки практически нет. Всё эфирное время занимают новостные блоки, познавательные программы, короткие ток-шоу, в которых обсуждаются актуальные общественные проблемы, обзоры прессы. В СНГ такое вещание почти не развито, но достаточно популярно в США и странах Западной Европы. Информационно-музыкальное Преобладает информационное наполнение, но достаточно много музыки. Соотношение 60-70% к 30-40%. Музыкально-информационное Соотношение информации и музыки обратное: 30-40% информации и 60-70% музыки. Музыкальное вещание 75-90% всего эфирного времени – музыка. Оставшиеся время выделено для новостей и рекламы. Такой тип вещания характерен почти для всех коммерческих радиостанций. Главной характеристикой целевого радиослушателя является его музыкальный вкус, который в свою очередь зависит от возраста, уровня дохода и рода занятий. ФОРМАТЫ • АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория — 20-45 лет. • CHR (Contemporary Hit Radio) — современное хит-радио. Целевая аудитория — 12-25 лет. • Classical — классическая музыка. Формат узкий, точный возраст слушателей определить сложно. • Rock —преобладают композиции в стиле рок и рок-н-рол. Целевая аудитория — 18-35 лет. • Oldies — в эфире звучит музыка 50х, 60х, 70х, 80х годов. Возраст целевой аудитории — от 40 и старше. • NAC/Smooth Jazz — музыка в стиле джаз. Возраст слушателей таких радиостанций — 30-45 лет. • EZ (Easy Listening) — фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой. Возраст целевой аудитории определить сложно. • Шансон — характерный только для СНГ формат. По музыкальному наполнению — бардовские и блатные песни. Целевая аудитория — 35-50 лет, преимущественно мужчины. • Alternative — альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-35 лет. • Urban — рэп, музыка улиц. Возраст целевой аудитории — 14-20 лет. • R&B (Rhythm and Blues) — композиции направления ритм-энд-блюз. Целевая аудитория — 25-40 лет. • Country — кантри, народная североамериканская музыка с узкой целевой аудиторией 30-45 лет. • Folk — фолк, народная стилизованная музыка, целевая аудитория — 25-40 лет. • Christian — музыка религиозного содержания. Характеризовалось полифоничностю радиоэфира, где в середины 2000-х годов присутствовал широкий спектр станций и тем. Радио также демонстрирует бурный рост индустрии. Число негосударственных радиостанций на местах достигает более 500. Радийные форматы материалов определяются во многом техническими факторами: Тип вещания (радиоприема): а) радиотрансляционная сеть - уверенный прием с централизованных антенн; б) диапазон длинноволнового вещания; в) диапазон средневолнового вещания; г) диапазон ультракоротковолнового вещания; д) диапазон FM-вещания. Тип радиоприемников: а) обычный нестационарный; б) стационарный однопрограммный; в) стационарный многопрограммный; г) автомобильный.
27. Телевидение. Специфика. Классификация телевидения. Телевизионная специфика родилась на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений. Аудиовизуальное сообщение - это информация, представляющая собой серию связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических устройств и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра. Классификация телевидения По способу трансляции: · эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); · спутниковое; · кабельное; По типу деятельности: · вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ (в том числе компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве своем универсальные телеорганизации, имеющие и свое собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); · программопроизводящие компании (продюсерские фирмы); · дистрибьюторы. По охвату аудитории: · общероссийские; · региональные; · местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). По форме собственности: • государственные; • негосударственные (акционерные общества открытого и закрытого типа,ООО, товарищества с ограниченной ответственностью, а также корпорации, киноассоциации, продюсерские центры, концерны, независимые телестудии); • смешанные компании с участием зарубежных инвесторов. По источнику финансирования: • бюджетные (финансируется из государственного или местного бюджета) • платные (за счет абонентской платы) • коммерческие (самоокупаемые, в основном за счет рекламы) • общественные (за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц.) По тематическому признаку: Информационные, образовательные, спортивные, кинопоказ, детсткие, Автомобильные, музыкальные, мода, Развлекательные, религиозные, другие
28. Интернет-СМИ. Признаки. Особенности. Интернет-СМИ - это посещаемые относительно большой аудиторией крупные сайты, которые обновляются по несколько раз в сутки и созданные, чтобы предоставлять именно журналистскую продукцию, социально значимую информацию: новости, статьи и прочее. Именно такие сайты (и, возможно, некоторые авторские проекты) и должны считаться СМИ в интернете. Иначе под определение СМИ попадает практически любой сайт. Что же касается основных понятий, то вместо периодичности - частота обновления информации. При этом необходимо определиться, что же именно считать обновлением, и как часто это обновление должно происходить, чтобы сайт считался СМИ (если газета-то можно 1 раз в неделю). ПРИЗНАКИ • Вместо тиража следует ввести единицу, более приемлемую в данном случае. В интернете такая единица есть - это (среднее) количество посещений в день. • Понятие «текущий номер» для интернет-СМИ вообще вводить не стоит - т.к. новая информация (новости, статьи) добавляются круглосуточно и часто не периодично. • Что же касается постоянного названия, то его место должен занять адрес сайта. Покупая печатные СМИ, мы ориентируемся на название. При посещении электронного СМИ роль названия играет адрес. • Ну и самое главное - определять является ли данный сайт СМИ, стоит еще и по немного субъективному критерию - информационной наполняющей данного сайта. Является ли информация социально значимой? Продукт ли это журналистского труда? Иначе многие сервисные сайты, обновляемые автоматически, могут считаться СМИ. • Сеть - это не единое СМИ, Сеть - это среда, в которой могут существовать различные СМИ. • Интернет - это каналы передачи информации, которые могут быть использована в различных ситуациях по-разному, то есть интернет - это среда для массовой коммуникации.
29. Три типа средств коммуникации. Фазы развития. Естественно возникший (язык, мимика, жесты) , искусственно созданный (технический), который включает в себя такие средства как традиционные (пресса, книгопечатание, письменность) и типично современные (радио, телевидение, кинематограф, Интернет). 1. Устная фаза • Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Речь - это отражение мыслительных процессов и ее культура отражает уровень развитие человека. • К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось со звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали. Письменная фаза • Письменность помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). • Как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира она открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. • Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. • Она служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде. Книжная фаза • Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. • Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности, существенно более массовый и оперативный обмен информацией. • Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Индустриальная - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.
Телекоммуникации Открытие магнитных и электрических явлений привело к развитию технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. В 1828 году П.Л. Шиллингом был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Сэмюэл Морзе изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие передавать информацию на дальние расстояния. • 24 мая 1844 года была послана первая депеша между Вашингтоном и Балтимором по способу Морзе с текстом «Дивны дела Твои, Господи». Передачу неподвижных изображений на расстоянии, осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. С открытием электромагнитных волн Максвеллом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу. Регулярные телевизионные передачи начались в середине тридцатых годов 19-го века. Появление и развитие современных кабелей связи обязаны изобретению телефона.
Компьютерная фаза Компьютерная фаза - новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит в факте общения не с человеком, а с электронной памятью.
30. Системообразующие функции масс-медиа. На первом месте находится функция информирования. коммуникативно-информационная, которая обеспечивает взаимодействие между всеми элементами и структурами социальной системы на основе организации общения (коммуникации) между членами общества и способствует их социализации, осознанию ими своего статуса; регулирующая, которая реализуется в процессе взаимодействия масс-медиа с властными структурами в процессе информационного сопровождения управленческих решений и обеспечения информационного контроля их результатов в форме обратной связи; духовно-идеологическая, назначение которой – формулирование и внесение в общественное сознание определённых мировоззренческих представлений, формирование идеологических, морально-нравственных, художественно-эстетических и других идеалов и ценностей; разъяснительно-аналитическая, в рамках которой осуществляется разъяснение смысла и целей принятых решений (в особенности – «непопулярных»), проводится анализ их возможных последствий и т. д. Она призвана сформировать определённое представление об объекте информационного обеспечения – его имидж.
31. Оценка эффективности коммуникации. Инструменты обратной связи. • Эффективность массовой коммуникации невозможно оценить без устойчивой «обратной связи» источника с аудиторией. • Точно так же для коммуникатора, невозможно строить массовую коммуникацию не зная особенностей аудитории - специфики восприятия, мышления, эмоций, установок, стереотипов, норм, ценностей, ценностных ориентации и т. д. ü Инструменты связи аудитории с коммуникатором, дающие последнему информацию о состоянии аудитории, и составляют то, что на практике принято называть «обратной связью». o Основной инструмент обратной связи в современных системах массовой коммуникации — разного рода социологические опросы. o Прежде всего это популярные рейтинги основных каналов массовой коммуникации. Инструменты обратной связи 1) Рейтинговые исследования оперативно дают количественную информацию: кто смотрит (слушает, читает), из каких социально-демографических, имущественных и т. д. групп населения. Цифровой портрет. 2) Другие опросы — анкетные, интервью, фокус-группы и т. д. — позволяют прицельно оценить информационные запросы и потребности аудитории, а также степень их удовлетворенности. Один из важнейших выявляемых таким образом показателей — уровень доверия аудитории к разным каналам массовой коммуникации. 3) Особую роль в последнее время играют так называемые интерактивные опросы, в ходе которых вопрос задается в радио- или телестудии, обычно в прямом эфире, а слушатели или зрители имеют возможность звонить в студию по специальным телефонам. 4) Традиционным, надежным способом обратной связи является анализ писем, телефонных звонков и иных форм прямого собственного обращения представителей аудитории в средство МК. Надежная обратная связь должна давать достоверные ответы на 4 основных вопроса: • Кто представляет собой аудиторию (количественный портрет); • Какие они, члены аудитории (содержательный социально-психологический портрет); • Чего они хотят (особенности запросов и потребностей); • Насколько они удовлетворены тем, что им дают (уровень удовлетворенности и степень доверия к источнику).
32. Разновидности коммуникационных каналов. Коммуникация - процесс обмена информацией между системами. • Рассмотрим различные виды коммуникационных каналов, какие из них действовали в различные эпохи развития человечества, их взаимосвязь и взаимовлияние. Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. • Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). • Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. • Итак, коммуникационные каналы — материальная сторона социальной коммуникации.
33. Три рода социальной коммуникации. В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, различаются рода социальной коммуникации, подобно «родам войск». Род коммуникации — совокупность родственных коммуникационных каналов. Их три: • Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями — экспедиции, туризм. • Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и пространстве. • Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. • Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешанные, гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуникации. • Коммуникационные каналы эволюционировали не сами по себе, не спонтанно, а под действием социально-культурных и технико-экономических факторов, • Рассмотрим социальные функции, механизмы действия и социально-культурного значения перечисленных родов коммуникации. • Отметим их ограничения и коммуникационные барьеры, препятствующие их развитию. 34. Функции языка и речи. Барьеры устной коммуникации. Невербальный и Вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; Устная коммуникация и Документная коммуникация — два рода социальной коммуникации, сыгравшие определяющую роль в становлении ороакустической (словесной) и книжной культуры.
Главное отличие человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникации животных состоит в наличии Вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Естественный язык — это социальное достояние, фундаментальный раздел социальной памяти. Его следует отличать от речи, которая представляет собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памяти говорящего (точнее — в индивидуальном тезаурусе(ТЕЗАУРУС [thesaurus] — свод знаков, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями, сообщениями. Чтобы содержание сообщения было понятно, оно должно содержать элементы, соответствующие тезаурусу. )). Язык и речь образуют единство: нет языка — нет речи; нет речи — нет языка; • речь осуществляется средствами языка; • язык реально существует лишь в речи. Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции: Ø коммуникационную (или «коммуникативную»), Ø мыслительную. Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом и массовом уровне, а мыслительная — лишь на личностном уровне, где она обеспечивает индивидуальное мышление. Все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью. ПРИКЛАДНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы