Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественное мнение постоянно подвергается обработке самыми разными рекламными сообщениями, доставляемыми по разнообразным каналам СМИ.



Методы исследования можно разделить на качественные и количественные:

§ Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, есть ли или нет некое явление. (личное интервью, фокус-группы и т.д.)

§ Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик. (анкетирование)

52. Методы формирования общественного мнения.

Для эффективного функционирования прессы важно умение ее воздействовать в выгодном здоровому обществу направлении: правильно интерпретировать чувства людей, создавать атмосферу, наиболее благоприятную для успеха дела.

СМИ обладают возможностью локализировать безумия, приостановления процесса истерии, нейтрализации негативных эмоций. Они могут способствовать разрешению определенных противоречий и конфликтов.

Изменение фокуса событий.

Рядом с одним событием выстраивается другое, более яркое, более интенсивное и в плане общественного интереса, и в плане информационного повода для СМИ.

Изменение интенсивности.

Косвенно на интенсивность влияет изменение фокуса событий.

Происходит своего рода конкуренция информационных поводов.

Чем более важное событие выстраивается рядом, тем больше снижается интерес общественности к данному событию.

В принципе, возможно выстраивание множества мелких событий — в данном случае происходит своеобразное «замыливание» основного события, его «растворение» в текучке других.

Блокирование информационной поддержки

Информационная блокада в виде контроля над информационными потоками, вплоть до прямой цензуры.

Минус - рождение слухов из за дефицита информации.

Поэтому лучше всего комбинированное использование метода вкупе с другими, позволяющими заполнить информационный вакуум.

Изменение окрашенности знаний.

Или изменение отношения к тому или иному событию. Возможен вариант изменения знака «минус» на «плюс», хотя чаще всего на практике происходит изменение знака «плюс» на знак «минус».

Открывшиеся новые факты могут изменить отношение общества к той или иной проблеме. Окрашенность отношения меняется и в зависимости от изменения контекста событий, то есть интерпретация событий устами авторитетных персон и лидеров мнения способна изменить отношение.

Ценностный разрыв.

Практически невозможно напрямую изменить систему ценностей и картину мира. Проще оставить картину мира и систему ценностей в покое, отстроив, отстранив событие от этой системы ценностей, проложив между ним и событием некую границу.

Воздействие через негативную реакцию (или «оскорбление»)

Наиболее распространенным этот метод был в период «перестройки», когда обличать считалось не только хорошим тоном, символом прогресса, но и необходимым условием политического роста. Наибольший «урожай» от применения данного метода «сняли» М. Горбачев, Б. Ельцин, А. Собчак, Г. Попов, С. Станкевич и другие. Кроме того, особенности русской национальной психологии, выражающиеся в искренней симпатии к «гонимым» и «страдальцам», склонность россиян становиться на сторону пострадавшего в конфликте с властью, еще более усилили эффект применения данного метода.

Привлечение «частных агентов воздействия»

Термин «частный агент воздействия» воспринимается обычно крайне негативно, но в то же время он точно отражает сущность ситуации.

Для формирования общественного мнения и жестких социальных установок часто привлекаются популярные личности: имеющие у населения немалый «вес», к чьему мнению прислушиваются немало людей.

Данный метод весьма сильный, возможности его очень велики. Именно этим можно объяснить привлечение знаменитых артистов на роли в рекламных роликах.

Постоянное обнародование результатов опросов «общественного мнения»

Если раньше их публикация грозила серьезным последствием для СМИ, то сейчас результаты разнообразнейших и многочисленных опросов, социологических исследований стали, чуть ли не необходимым условием работы СМИ. Только результаты напрямую зависят от заказчика: если это оппозиция, то «массы против антинародного режима», если представители властных структур, то «наметились позитивные тенденции, народ смотрит в будущее с надеждой» и т. п.

 

53. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов.

Археокультурная общинная коммуникационная система не имела коммуникационных служб. Для удовлетворения абсолютных и вторичных коммуникационных потребностей первобытных общин было достаточно двух естественных (невербальный и вербальный) и двух искусственных (символьные и иконические документы) коммуникационных каналов.

 Посредством этих каналов общинная ОКС осуществляла сущностные функции: функцию распространения смыслов в социальном пространстве (коммуникационно-пространственную) и мнемическую (коммуникационно-временную) функцию,

 а также прикладные функции: магическую и социализации молодежи.

Сущностные функции коммуникационной системы удовлетворяли абсолютные коммуникационные потребности общины, а прикладные функции — вторичные потребности. Таким образом установилась причинно-следственная связь.

С появлением письменности возникла потребность в службах оформления и размножения документов (писцы, переписчики, скриптории) и в службах хранения, обработки и распространения документов (библиотеки, книжная торговля).

Сформировалась рукописная документная система (ДОКС), включающая два контура: контур обобществления и контур хранения, обработки и распространения

ДОКС — важнейшая подсистема рукописной ОКС, которая удовлетворяет как абсолютные, так и вторичные потребности ранних палеокультурных цивилизаций.

 

 

54. Функции общественно-коммуникационной системы.

Пять сущностных функций ( 2 + 3 новых)

Поскольку потребности цивилизованных обществ гораздо разнообразнее, чем потребности первобытных общин, значительно расширились функции рукописной ОКС.

В число сущностных функций ОКС, помимо исходных социально-пространственной и социально-временной функций, стали входить функции формирования документных потоков, ценностно-ориентационная (отбор и рекомендация ценных сообщений) и поисковая (разыскание нужных сообщений по запросу).

Вместо двух получилось пять сущностных функций, из которых три новых инициированы ДОКС.

В составе прикладных функций появились: образовательно-просветительская, идейно-воспитательная (идеологическая), бюрократическая, гедонистическая, научно-вспомогательная (точнее сказать — схоластическая), художественно-эстетическая, товарная, библиофильская функции.

Гедони́зм (лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.

?? Сохранилась магическая функция, которая распространилась на священные писания, а также функция социализации молодежи не по книге, а путем показа.

 Можно сделать вывод, что в рукописной ОКС документы стали необходимым коммуникационным каналом в социальных институтах духовного производства (религия, литература, наука, философия, право), в государственном управлении и образовании, но коммуникационные социальные институты еще не сформировались, хотя службы документальной коммуникации были налицо.

Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Схоластический - формальный, оторванный от жизни и опыта (книжн.).

Появление национально-символической прикладной функции

Становление мануфактурной ОКС несомненно стимулировалось ростом коммуникационных потребностей духовной жизни и социально-культурной практики.

Сущностные и прикладные функции мануфактурной ОКС внешне остались теми же, что и при рукописной ОКС, но средства их реализации качественно изменились благодаря механизации печатного процесса, формированию книжной культуры и литературоцентризму, когда основные культурные смыслы стали распространяться и храниться в книжной форме.

Появились новые службы в составе ДОКС: типографии и книгоиздательские дома, книготорговые предприятия, библиографические службы, различные библиотеки, включая национальные.

В век Просвещения (18-й век) магическую функцию книги сменила национально-символическая прикладная функция — национальный литературный язык, национальные библиотеки, национальная библиография стали символом самосознания формирующихся европейских наций.

 

55. Институционные и Доинституционные элементы в составе индустиальной ДОКС

Индустриальной ОКС свойственно новое сущностное качество, отличающее ее от предыдущих коммуникационных систем, это качество — системная структурность. Различают две трактовки понятия "система":

Системалюбая совокупность, всякая сумма, в том числе — груда камней, толпа людей, звездное небо и т. д.

Система — внутренне структурированная (организованная, упорядоченная) совокупность, образующая единое целое.

-Институционные и Доинституционные элементы в составе индустиальной ДОКС

Каждый институт располагает профессионально подготовленными кадрами, занятыми практическим удовлетворением общественных коммуникационных потребностей, обусловивших возникновение института.

Кроме того, в его состав входят: отраслевая наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием института; отраслевое образование, обеспечивающее подготовку и переподготовку кадров профессионалов; органы управления, организующие работу института; групповая специальная коммуникация профессиональная пресса, литература, устное общение, формирование специальных фондов.

Кроме социальных институтов, в составе индустриальной ОКС находятся службы или даже системы, не достигшие уровня институциализации.

Такими доинституционными элементами являются: агентства по рекламе, фирменные маркетинговые службы, службы паблик рилейшенз, службы референтов-переводчиков, команды имиджмейкеров, биржи труда и справочные городские службы, организаторы массовых праздников, шоу, чемпионатов и т. п.

 

56. Структура индустриальной ОКС. Виды институтов.

(Общественные коммуникативные системы).

СТРУКТУРА Индустриальной ОКС свойственно новое сущностное качество, отличающее ее от предыдущих коммуникационных систем, это качество — системная структурность. Различают две трактовки понятия "система":

Системалюбая совокупность, всякая сумма, в том числе — груда камней, толпа людей, звездное небо и т. д.

Система — внутренне структурированная (организованная, упорядоченная) совокупность, образующая единое целое.

Первую трактовку можно назвать широкой, вторую — узкой; первая относится к суммативным системам, вторая — к структурированным системам.

В суммативной системе части предшествуют целому, чтобы познать целое, нужно знать его части.

В структурированной системе целое обладает интегративными (системными, эмерджентными) свойствами, которыми части ее, каждая в отдельности, не обладают. Например, если разделить живой организм на составные части, он перестанет быть живым; если разделить стих на отдельные слова, он утратит свой смысл.

Системность – признак структурированной системы

Рукописные и мануфактурные общественные коммуникационные системы были суммативными системами.

Исчезновение или появление той или иной библиотеки, типографии или издательского дома не вызывало существенных изменений в системе в целом, поскольку все ее элементы автономны и не зависят друг от друга.

 В индустриальной ОКС элементом является не отдельное учреждение, а система служб, поэтому изменения в ее составе не могут остаться незамеченными.

Системность и является тем интегративным качеством, которое делает индустриальную ОКС структурированной системой систем.

Как происходит преобразование суммативных ОКС в структурированную коммуникационную систему?

Признак структурности - наличие органов управления

Резкое возрастание социальных коммуникационных потребностей на стадии неокультуры вызывает стремительный количественный рост коммуникационных служб всех видов (книгоиздательств, библиотек, книжных магазинов, музеев и т.д.).

Возникает потребность в рационализации их деятельности, которая видится в сотрудничестве, специализации и разделении труда между ними.

Прежде независимые и конкурирующие друг с другом службы начинают объединяться в системы, элементами которых становятся функционально специализированные службы, образовавшиеся на базе прежних, неспециализированных служб.

Системы делятся на организационные, объединяющие функционально сходные службы и технологические, объединяющие функционально различные службы.

Например, сеть детских библиотек или сеть академических библиотек образуют организационную систему, а централизованная каталогизация или путь книги в крупной библиотеке — технологическая система. Признаком структурности является наличие органов управления в коммуникационных системах.

 

В итоге получается четырехслойная структура индустриальной ОКС:

§ нормативные коммуникационные институты;

§ учрежденческие коммуникационные институты общего назначения, включающие кумулятивные и некумулятивные институты;

§ коммуникационные службы некоммуникационных социальных институтов и специальные коммуникационные институты (ГСНТИ);

§ доинституционные коммуникационные службы.

 

 

Виды институтов в современной индустриальной ОКС

1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию:

Ø   архивное дело; музейное дело;

Ø   библиотечно-библиографическое дело;

Ø   система научно-технической информации;

Ø   телекоммуникационные сети, например Интернет.

2. Некумулятивные институты, не выполняющие социально-мнемическую функцию и не входящие в состав социальной памяти:

ü   народное образование;

ü   система массовой коммуникации (радио, телевидение);

ü   средства связи: почта, телеграф, телефон;

ü   газетно-журнальное дело;

ü   книгоиздательское дело; книготорговое дело;

ü   туристическое дело; культурно-досуговая система. 

 Кумуляция (позднелат. C umulatio - скопление, от лат. C umulo - накапливаю)

Мнемо́ника (греч. τ ὰ μνημονικά — искусство запоминания)

 

 

57. Декларация прав человека. Права и свободы прессы.

Другим классическим документом, отразившим либерально-демократическую идеологию, стала Декларация прав человека и гражданина, торжественно провозглашенная 26 августа 1789 г. во Франции. Декларация исходит из теории естественного права, в соответствии с которой человек представляет собой самостоятельную ценность. Он от природы, с самого рождения наделен определенными, неотъемлемыми правами, которые не должны произвольно ограничиваться. Государство же, напротив, производно, возникает в результате "общественного договора" и призвано защищать неотъемлемые права человека.

Статьи 10 и 11 Декларации посвящены правам гражданина. В их числе называются свобода вероисповедания, свобода мнений, свобода слова и свобода печати. Статья 11 гласит: "свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказаться, писать и печатать свободно, под угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом".

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Несмотря на рекомендательность Декларации, она пользуется большим моральным авторитетом, стала основой для разработки международных пактов о правах человека; конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них. Не случайно по решению ООН в 1950 г. день провозглашения Декларации — 10 декабря — отмечают как День прав человека. Кстати сказать, в 1948 г. делегация СССР во главе с А.Я. Вышинским воздержалась при голосовании, но позже СССР присоединился к ней, хотя провозглашенные в ней права, конечно, не предоставлялись и не защищались советским государством.

• Итак, можно сделать вывод, что в международном общественном мнении прочно утвердилась идея социально-коммуникационных прав и свобод, которая закреплена юридически в международных декларациях и договорах, разработанных под эгидой ООН. Всякое государство, являющееся членом ООН, не может игнорировать принятые мировым сообществом документы о правах человека, и даже тоталитарный советский режим был вынужден лицемерно заявлять о своей приверженности им.

 

58. Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов.

Либерально-демократическая концепция правового государства отстаивает право гражданского общества на неконтролируемую государством хозяйственную, политическую, семейную и социально-культурную деятельность. За государством остается роль "ночного сторожа", охраняющего общественный порядок, безопасность, нрава и свободы граждан. Включает 4 функциональных узла:

• Публика — социальный заказчик в лице гражданского общества, добровольного потребителя коммуникационных продуктов и услуг.

• Самоуправляющиеся социально-коммуникационные институты (СКИ) в составе которых действуют:

– коммуникационные работники; — менеджеры СКИ.

• Государственное правовое регулирование — законодательные и нормативные акты, регулирующие права и свободы субъектов коммуникационной деятельности.

• Правительственные, общественные, частные хозяйственные органы (учреждения, фирмы, предприятия, общества), выступающие в качестве источников финансирования (учредителей, спонсоров) коммуникационных учреждений.

 

59. Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов

Анализ трудов В.И. Ленина показывает, что он обращался к принципу партийности в двух случаях: во-первых, для разоблачения претензий того или иного деятеля на надклассовую объективность; во-вторых, для обоснования конкретных практических решений. В обоих случаях партийность понималась не как формальная принадлежность к политической партии, а как мерило направленности реальной деятельности отдельного человека, учреждения, общественной организации. Для В.И. Ленина высшим проявлением партийности была коммунистическая партийность, заключающаяся в верности марксистскому учению, строгом следовании требованиям партийного устава и текущим решениям руководства партии.

С изменением статуса ленинской партии обнаруживались различные грани принципа партийности.

 Следует различать 4 ипостаси принципа партийности:

1. Путеводный луч научной истины. Неологизм "партийность" появился в 1894 г. в работе "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве". Здесь Ленин противопоставляет "объективиста" и "материалиста", то есть марксиста, и доказывает, что материалист последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм".

 Итак, принцип партийности предстает в качестве методологического принципа научного познания, подобного, допустим, принципу историзма.

Требование к ученым, писателям, работникам культуры — опираться в своей деятельности в качестве методологической базы на марксистскую идеологию.

2. Кредо партии нового типа. Партия большевиков как партия нового типа отличалась бескомпромиссной нацеленностью на социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. Понятие партийности получило отчетливо выраженный оценочный смысл: партийный — свой, беспартийный — чужой, антипартийный — враг.

Ставя интересы партии выше интересов отдельного человека, принцип партийности допускал ограничение демократических свобод — слова, печати, совести, т.е. противоречил правам человека.

Трактовка принципа партийности, характерная для подпольной партии нового типа (1905 г.), содержится в статье В.И. Ленина "Партийная организация и партийная литература. В. И. Ленин перечислял формы реализации этого принципа:

• газеты должны стать "органами разных партийных организаций";

• литераторы беспартийные, литераторы-сверхчеловеки изгоняются, и их место занимают литераторы, состоящие в партийных организациях;

• "издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами" контролируются пролетариатом.

3. Карающий меч диктатуры. Октябрьская революция превратила большевиков из подпольной организации в правящую партию. И мгновенно изменилась трактовка партийности, как и понимание морали. Мораль также стала партийной, "коммунистической".

• Выступая на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г., В.И. Ленин говорил: "Всякую нравственность, взятую из внечеловеческого внеклассового понятия, мы отрицаем... Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем... В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма".

4. Оправдание лжи: свобода есть рабство. В результате почти векового учреждения принципа партийности в Советском Союзе был получен чудовищный урожай тотальной, воинствующей, растлевающей лжи. Ложь стала настолько привычной, что перестала восприниматься сознанием. Справедливо сказал А.И. Солженицын в своей Нобелевской лекции: "Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием". Невольно вспоминается "двоемыслие" в "1984" Дж. Оруэлла, одной из максим которого было "свобода есть рабство; рабство есть свобода".

 

 

60. Основные этапы становления и развития тотальной цензуры в Советском Союзе

Тоталитаризм невозможен без массированного коммуникационного воздействия на сознание людей. В Советском Союзе за время его существования получен уникальный опыт тотальной цензуры, который показал как силу, так и ограниченность коммуникационного насилия.

Одним из существенных признаков тоталитаризма, как уже отмечалось, является тотальный (всеобъемлющий) контроль всех сторон общественной и личной жизни. В области социальной коммуникации этот контроль осуществлялся посредством тотальной цензуры. Тотальная цензура — это запретительная цензура, охватывающая все виды и уровни коммуникации (от массовой коммуникации и научной информации до частной переписки и приватных бесед), все коммуникационные службы (от начальной школы и университетов до детских библиотек и Выставки достижений народного хозяйства), все виды документов (от технических листков, почтовых марок, значков, спичечных коробков до многотомных собраний сочинений). Тотальная цензура — результат практической реализации ленинского принципа партийности. Проследим основные этапы становления и развития тотальной цензуры в Советском Союзе.

1. Октябрь 1917—1921 гг. — подавление буржуазной (кадетской, эсеровской) печати посредством карательных мер: закрытие редакций, лишение бумаги, арест сотрудников, уничтожение тиража

Для последовательной реализации декретированной политики 18 декабря 1917 г. постановлением наркомата юстиции был учрежден Революционный трибунал печати, имеющий право закрывать издания, конфисковывать типографии и т. п. На основании заключений трибунала органы ЧК применяли по отношению к журналистам такие меры, как лишение политических прав, заключение в тюрьму, ссылка, высылка из страны. Трибунал предписал всем газетам перепечатывать на первой полосе декреты и постановления советской власти, что закрепилось на долгие годы.

 

Тоталитаризму, как известно, органически свойственно стремление к бюрократизации и централизации общественной жизни. Проявлением этого стремления является учреждение Госиздата РСФСР, образованного постановлением ВЦИК от 20 мая 1919 г. "в целях создания в РСФСР единого государственного аппарата печатного слова". В Госиздате были сосредоточены полиграфические мощности и бумага; он выпускал до 2/3 книжной продукции страны, а оставшаяся треть также издавалась с его ведома и разрешения.

 

Централизованное удушение печати привело к возникновению самиздата.

2. 1922—1932 гг. — становление советской цензуры. 6 июня 1922 г. декретом СНК РСФСР, подписанным А.И. Рыковым, было создано Главное управление по делам литературы и издательств — Главлит. Таким образом было восстановлено цензурное ведомство, ликвидированное в 1905 г. Главлит был подчинен Наркомпросу, и А.В. Луначарский не без кокетства заявлял: "Да, мы нисколько не испугались необходимости цензурировать даже изящную литературу". Декрет СНК гласил:

• С целью объединения всех видов цензуры печатных произведений учреждается Главное управление по делам литературы и издательств при Наркомпросе и его местные отделы при губернских отделах народного образования.

• На Главлит возлагаются: надзор за типографиями, борьба с подпольными изданиями и их распространением, борьба с привозом из-за границы не разрешенной к обращению литературы.

3. 1933—1955 гг. — годы тотального цензурного террора. В этот период ярко проявилась еще одна органическая черта тоталитаризма: способность добиваться массовой поддержки господствующей власти и успешно насаждать культ Вождя. Образовалась достаточно большая группа интеллектуалов, возвеличивающих "великого отца и учителя", "гения всех времен и народов" и разжигающих ненависть к "врагам, которые не сдаются". С 1932 г. партия стала принимать меры для организации лояльных режиму деятелей искусства и культуры в творческие союзы, исповедующие доктрину социалистического реализма. Свобода творчества, вырвавшаяся за рамки этой доктрины, как показали примеры многочисленных репрессий, может быть опасной для художника. Поэтому появилось новое, чуждое классической русской интеллигенции явление — самоцензура.

4. 1956—1964 гг.Несмотря на некоторое смягчение тоталитарного давления на общество, цензурное ведомство не уменьшало свою активность. Причем, идеологи КПСС и чиновники Главлита иногда оказывались более "партийно выдержанными", чем классики марксизма-ленинизма, основатели и руководители партии. В собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, подготовленное в это время, не вошли такие "радикальные" сочинения как "История тайной дипломатии XVIII века", речи и статьи о Польше. В полное собрание сочинений В.И. Ленина не попали свидетельские показания В.И. Ленина по делу о провокаторстве Р.В. Малиновского, его многочисленные письма Зиновьеву, Каменеву, Рыкову, Троцкому и другим "врагам народа". Совершенно парадоксальный казус произошел с докладом Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, посвященном культу личности Сталина. Текст этого доклада сразу стал известен во всем мире, до советского же читателя он дошел только 33 года спустя.

5. 1965—1985 гг. — двадцатилетие "застоя", которое характеризуется новым "похолоданием" духовного климата в стране. В это время появляются акты открытого протеста, ширится, несмотря на репрессии, диссидентское движение, активизируется самиздат. Самиздат — специфическое коммуникационное явление, которое уместно рассмотреть в настоящем разделе.

Самиздат — не самостоятельный, а дополнительный коммуникационный канал, служивший для обхода цензурных барьеров официальной власти. Потребность в подобном "обходном" канале тем выше, чем жестче цензурный гнет.

Бесцензурная советская литература, помимо самиздата, включала еще и тамиздат. Тамиздат представлял собой способ публикации за рубежом произведений печати, отвергнутых советской цензурой. Первый прецедент Тамиздата — публикация в Милане романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" в 1957 г.

В 1965—1985 гг. самиздат и тамиздат играли очень важную роль в духовной жизни страны. Благодаря самиздату была спасена честь русской литературы, деформированной социалистическим реализмом.

Хронологической вехой падения тоталитарной цензуры является август 1990 г., когда вступил в силу Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Под средствами массовой информации — уточняется в Законе — понимается периодическое издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и т. д.), радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. п. Цензура массовой информации, т. е. требование со стороны должностных лиц, государственных органов или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов, — не допускается. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь